Истории, рассказаные Сашей Бойко. История третья

 
Кто здесь???

Кто ты?

Зачем пришёл?
Помнишь, в русских народных сказках Баба Яга Ивана-Царевича спрашивала: кто ты, добрый молодец? Куда путь держишь?  Дела пытаешь иль от дела лытаешь? А он ей в ответ: - Эх, старая хрычовка! Ты чего меня голодным на пороге держишь....? Ну и т.д.
Вот это - дела пытаешь иль от дела лытаешь - для меня долго оставалось неясным.
Конечно, будучи маленьким любознательным мальчиком, я спрашивал у мамы - Мама, а почему ты так смешно говоришь - лЫтаешь? Нужно говорить – лЕтаешь!
На что мама, без затей, отвечала: - Не знаю, сынок. Как тут написано, так я и читаю.
И продолжала читать дальше.
Так я и мучался всё детство с этим лЫтаешь.
Когда я подрос,  и смог самостоятельно находить значение слов в словарях, вопрос отпал сам собой - к тому времен сказок я уже не слушал и не читал. Другие книги и другие вопросы занимали моё воображение.
Но недавно, вспомнив пресловутое «Лытаешь», я решил всё же выяснить для себя этот вопрос и полез за разъяснением в словарь.
Теперь я знаю.

ЛЫТАТЬ, пск. твер. лыскать, лынять, лындать; уклоняться от дела, бегать работы; шляться, шататься, скитаться, бегать без дела, проводить время праздно и вне дома.
Дела пытаешь, аль от дела лытаешь? сказ. вопрос.

Попутно я узнал, что значит - дела пытать. Не ПЫТАТЬСЯ СДЕЛАТЬ, как я думал в детстве, а о деле спрашивать. Пытать - спрашивать.

В общем, ничего обидного Баба Яга не спрашивала. Не пытала, то есть.
Задавала конкретный  вопрос – мол, что ты здесь делаешь,  добрый молодец? По делу пришёл или просто так шляешься?

У сказочного Ивана-Царевича, конечно, определённая задача была.

А я вот не Иван-Царевич. Я люблю без дела лытать.

Лытать и думать. Лытать и вспоминать. Лытать и рассуждать.

Сегодня я гулял и рассуждал о... дуализме. О двойственности. О том, что нет хорошего без плохого, о том, что в самом чёрном обязательно есть белое, любое добро плавно перетекает в зло и обратно.

Всё едино, всё взаимосвязано.

Любуясь розой, распустившейся с утра в нашем саду, мы не замечаем  жужжащую рядом муху, и птицу, нацелившуюся её поймать. Мы не видим бесшумно подкрадывающуюся к озабоченной птице кошку, и мальчишку, зарядившего меткий камешек в новую рогатку. Любуясь красотой цветка, мы даже не догадываемся о том, что прямо сейчас, именно в эту минуту в утробе матери маленького охотника за кошками, впервые шевельнулось дитя, которое ей совершенно ни к чему, но она его родит и у мальчишки с рогаткой вскоре появится брат, понимающий и жалеющий всех женщин, потому что однажды, на вопрос, заданный маме - почему ты не вышла замуж за того дядю, глядя на фотографию которого, ты становишься грустной, мама ответит - тогда у меня не было бы вас. И заплачет...

Мы просто любуемся розой, распустившейся с утра в нашем саду.....

Я расскажу тебе одну историю.

В этой истории нет плохих и хороших.

Нет подлецов и героев.

Есть люди. Обычные люди.

Я расскажу тебе историю о людях. И немного о жизни.

А может, о жизни и немного – о людях.

Впрочем, о чём эта история – решать тебе.

Итак.

Помнишь ли ты страшные 90-е годы прошлого века?

Если не помнишь, то тебе сложно представить пустые полки продуктовых магазинов, на одной из которых стоит три литровые банки, с застывшей массой внутри, под названием "Рассольник."
Тебе сложно представить, что можно, с разбегу, встать в хвост огромной очереди, и только потом спросить - ЧТО ДАЮТ?
И получить в ответ: - Пока не знаю.
Ты не знаешь вкуса красной икры, приготовленной из моркови и не поймёшь радости обладания банкой майонеза.

И, слава Богу.

Но те, кто всё это пережил, поймёт: что - в те годы - означало рождение ребёнка.
А Ольга родила пятого. Сына.

Всю беременность старшие дети, школьники, с ненавистью смотрели на растущий живот своей матери.
Не сумевший убедить Ольгу одуматься и не рожать, муж, до самых родов демонстративно с нею не разговаривал, а подурневшая - беременность проходила очень тяжело, Ольга, пряча глаза, старалась им всем угодить.
 
Семья Ольгу тихо ненавидела.
Дети - за кусок хлеба,  который придётся делить не на четыре, а на пять частей, муж - за хроническую свою усталость и недосыпание. Ведь чтоб прокормить эту ораву, он работал на трёх работах, но денег всегда не хватало.
И, что самое страшное, не хватало еды.
Вместо конфет дети ели патоку, которая, в отличии от сахара, продавалась без талонов, вместо мяса - варёную мойву. Сухого молока и яичного порошка, получаемого семьёй ежемесячно в виде заграничной гуманитарной помощи, хватало ровно на неделю. Как и мыла, получаемого по талонам.
 
Родившийся Пашка пачкал пелёнки и Ольга, выросшая в послевоенном Ленинграде и знавшая все хитрости выживания, придумала - как их стирать без мыла и порошка.
Нужно растворить в воде средство для чистки посуды и, собирая образовавшуюся от энергичного взбалтывания пену, стирать.

По ночам, умаявшись и обняв тёплого спящего Пашку, Ольга плакала усталости, от боли в руках и ногах, от голода - всё время хотелось есть, от того, что такая дура и от того, что некому её понять и пожалеть.
Хотелось к маме. Хотелось положить голову ей на колени, и чтоб мама гладила рукою по волосам и говорила – бедная ты моя бедная, любимая моя, хорошая моя дочка…
 Хотелось рассказать, объяснить, оправдаться - почему она не смогла убить в себе ребёнка. Вот этого самого, который улыбается ей беззубым своим ртом, тянет к ней ручки и ЛЮБИТ. И будет любить, как думалось Ольге, хоть какое-то время. Хотя бы, пока маленький…..
 
Ольгина мать, суровая женщина, пережившая блокаду и мерявшая благосостояние количеством хлеба, находящимся в доме, с дочерью отношения не поддерживала. Внуки виделись ей угрозой, прожорливой саранчой.
После рождения третьего внука, она твёрдо сказала - вы не знаете меня, я - вас. Точка.

Эта самая ТОЧКА мешала Ольге жить, не давала покоя,  садняще болела, жгучей кислотой выедала  душу.
Она долго злилась и обижалась на мать, но однажды решила – хватит.
Убедив себя в том, что мама сказала такие слова сгоряча, что теперь, став старой и мудрой, она одумалась, и только гордость не позволяет ей сделать первый шаг навстречу дочери и её семье, она решила съездить на Родину, в Ленинград.
К маме.

На звонок открыла худая старуха с жидкими, зачёсанными назад волосами.
Увидев на пороге свою дочь и её детей, она испуганно оглядела всю притихшую компанию и, не сказав ни слова, захлопнула перед ними дверь..

И больше не открывала......

Ольга вернулась домой, а через некоторое время у неё обнаружили злокачественную опухоль.
Вопреки прогнозам врачей, она выжила, выкарабкалась, выцарапала у жизни ещё несколько тяжёлых, но всё же счастливых, жалких, но по-настоящему ценных, длинных, но таких коротких лет жизни.

Все дети выросли. Трое из сыновей женаты. У старшего - одна дочка. Остальные детей не хотят.

Второй и самый младший – убеждённые холостяки.

Вот такая история.

На сегодня, пожалуй, всё.

Ты иди, но иногда, всё же,  заглядывай.

Если, конечно,  найдёшь минутку.......



 
 
 


Рецензии
Найду и не одну. Однако дуализм дуализмом, но перехватить тонким ремешком худосочную задницу иногда очень полезно. Согласитесь? И это не только на детей распространяется... такой вот дуализм нелишне тоже иметь ввиду. Спасибо за первоклассное чтение.
Ваш читатель.

Александр Богданов 2   19.10.2011 11:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.