О развитии песенных музыкальных направлений
Технические достижения в музыке всегда, осознанно, или же, большей частью, неосознанно, используются всеми композиторами, которые находятся в той или иной музыкальной среде.
Классическую музыку слушают все, и именно классическая музыка является основой для возникновения и развития новых музыкальных направлений. Затем уже эти направления сами становятся классическими, или же признанными большим количеством людей.
Песенная музыка получила дальнейшее развитие благодаря произведениям очень многих композиторов, которые писали даже одно или несколько произведений, и благодаря композиторам, которые создавали сотни музыкальных произведений - таким, как, например, Бах, Гайдн, Вивальди, Шопен, Чайковский, благодаря творчеству ещё очень многих других великих композиторов, полное перечисление которых невозможно.
Перечисление всех великих здесь невозможно, а эта статья содержит идеи о взаимосвязи и развитии направлений в песенной музыке.
Как в музыке, так в литературе, в живописи, в любой области искусства, существуют гениальные произведения авторов, которые создали одно или два произведения. Сила всех музыкальных и художественных произведений произведений в энергетике, в воздействии на человеческое сознание, в побуждении развития творчества в произведениях новых авторов.
Значительную часть основы песенной музыки составляет цыганская народная музыка, золотой нитью проходящая, наверное, во всех романсах. Вероятно, цыганская музыка влияла также и на творчество всех, в том числе и на творчество немецких композиторов, являющееся основой музыки как таковой.
Русская поэзия не могла находиться в самой себе, выражаться только в монотонном её чтении самими поэтами или поэтессами. Первые шаги, сделанный исполнителями, в числе которых был Александр Вертинский, открыли ещё большие возможности её музыкального выражения. Исполнения Вертинского часто были похожи на авторские чтения поэтов и поэтесс.
От произведений Тредиаковского (1730-е годы), русская поэзия насыщена прекрасными произведениями, не всегда всем известными, или - мало известными.
Некоторые музыкальные произведения являются родниками, источниками музыкального творчества. Можно заметить, например, что песня "Одинокая гармонь" - это производная от триолей Бетховена, наследование его "Лунной сонаты", на триолях которой основано очень много старинных и современных песен.
Если послушать музыку Томаса Андерса и группы "Мираж", то в некоторых песнях наблюдается
наследование музыки Томасом Андерсом. Другой пример - песня Потапа, Насти Каменских "Не пара" - развитие музыкальной темы одной из песен Александра Дольского. Некоторые уж слишком яркие соответствия - например, темы Битлз и вальса Грибоедова вряд ли покажутся хоть кому-то надуманными.
Не только композиторы и поэты, но и исполнители воздействуют на музыкальный мир. Хотелось бы хоть немного упомянуть Валентину Толкунову. Она не была признанной певицей, её творчество критически оценивалось, а часто недооценивалось. Голосовые возможности у Валентины Толкуновой позволяли ей петь практически в любом жанре песенного искусства, однако ее музыкальное "кредо" это - свободное, душевное исполнение. Можно отказаться или не иметь возможности отказаться, но это исполнение оказывало влияние на стили певиц - Анны Герман, Розы Рымбаевой, Евы Польна, Насти Каменских, Яны Подкар и многих других певиц, очень внимательное прослушивание их выступлений показывает развитие идеи не напряжённого пения, сочетание прекрасного голоса, отражающего красоту человеческой души. Валентина Толкунова, возможно, понимала, что могла бы стать гораздо более популярной и гораздо более признанной певицей, но стиль её музыкального творчества не стал соответствовать ни каким-нибудь бравадам, маршам, её стиль не стал соответствовать какой-либо тогдашней "патриотической" бездушности.
Развитие песенной музыки обязано не только поэтам и композиторам, но и исполнителям и продьюсерам. Невозможно представить развитие песенной музыки без великих исполнителей песенной музыки, которых просто невозможно перечислить.
Без великих продюсеров, таких как Юрий Айзеншпис, невозможно развитие музыки. Произведения этого продюсера - это такие певцы, как Влад Сташевский, группа "Кино", Виктор Цой, Дима Билан и другие артисты и певцы.
Очень большое развитие для музыкальных исполнителей - пианистов, своим примером, создали выдающиеся пианисты, Ференц Лист, Лев Оборин. Душевная человечность дополняла чрезвычайную виртуозность исполнения, и затем у очень большого числа пианистов в их интерпретации произведений великих композиторов всегда была частица их души и их музыкального стиля, а их техническую сторону игры вообще невозможно было критиковать. Может быть, исполнение Львом Обориным произведений Фредерика Шопена можно отнести к песням без слов.
Несоответствие духовного и технического, когда технические достижения намного превосходят духовную интерпретацию музыки, или же отражение музыки в душе, в сознании - значительно уменьшает воздействие музыки на сознание людей.
В числе выдающихся технических достижений достижений песенных композиторов, находятся достижения, которые начинаются с "Вечерней серенады" Франца Шуберта. Песня написана с использованием мажорной и минорной тональности. Слова этой песни написал Людвиг Рельштаб, русский текст создал поэт Николай Огарёв:
"Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою
Ты приди, друг мой ..."
Минорные аккорды плавно переходят в мажорные, затем - опять в минорные, это было очень необычно, и сейчас песни пишутся обычно в какой-нибудь определённой, мажорной или минорной тональности. Влияние музыки Франца Шуберта на современную музыку огромно, это влияние можно прочувствовать во многих песнях, например, в итальянской песне "O Solo mio", ("О моё солнце"), где также мажорные аккорды переходят в минорные и сохраняется достижения разнообразия мажоров и миноров "Серенады" Шуберта.
Композитор Владислав Иванович Заремба (1833-1902) внёс очень большой вклад в развитие песен и романсов, некоторыые его песни стали народными. Романс на стихи поэта Михайло Николаевича Петренко, "Дiвлюсь я на небо":
"Дiвлюсь я на небо
та й думку гадаю,
Чому я не сокiл,
чому не лiтаю,
Чому менi боже
ти крилець не дав,
Я б землю покинув,
i в небо злiтав.
Далеко за хмари,
подалье од свiту,
Шукать собi долi,
на горе привiту,
I ласки у солнца
у зирок прохать,
У свiтi iх яснiм
себе показать.
I долi шукать."
На основе песни "Дiвлюсь я на небо та i думку гадаю", и на основе других достижений в песенной музыке, в дальнейшем появилась песня "Imagine" Джона Леннона.
Музыкальное творчество В. Заремба было предвестником творчества Б. Фомина,
Г. Пономаренко, К. Листова В. Соловьёва и многих других композиторов, и является родником для развития всего песенного творчества.
Выдающийся композитор Владимир Ивасюк написал более 100 песен (Червона рута)
Ти признайся мені,
Звідки в тебе ті чари,
Я без тебе всі дні
У полоні печалі.
Може, десь у лісах
Ти чар-зілля шукала,
Сонце руту знайшла
І мене зчарувала.
Червону руту /// червона рута - это приворот - трава
Не шукай вечорами, —
Ти у мене єдина,
Тільки ти, повір.
Бо твоя врода - /// врода - красота, польское слово - uroda
То є чистая вода, /// (то є) укр = (то ест) польск.
То є бистрая вода
З синіх гір.
Бачу я тебе в снах,
У дібровах зелених
По забутих стежках
Ти приходиш до мене.
І не треба нести
Мені квітку надії,
Бо давно уже ти
Увійшла в мої мрії. /// мрии - мечты
......
Основу песенного творчества представляют баллады, серенады, романсы, вальсы, блюзы, народные песни. Вальсы относятся также и к танцевальной музыке, (франц. valse, нем. walzer, от walzen — выкручивать ноги при танце). Классиками вальса являются почти все музыкальные классики, вальсы пишут и многие современные композиторы, такие, как молдавский композитор Евгений Дога. Основоположником вальса можно назвать Фредерика Шопена Седьмой вальс Фредерика Шопена является произведением, которое играют все пианисты. Основоположникам вальса является также Иона Ивановичи (Ion Ivanovici), который написал более 100 вальсов - "Дунайские волны", "Татьяна", "К Ольге", "Сувенир", "Сон на Волге" и многие другие произведения. Ион Ивановичи в девяностые годы 19 века жил в России, он не имел специального музыкального образования, однако вся его жизнь была связана с музыкой, одно время он служил главным капельмейстером в военном оркестре Румынии. Музыка Иона Ивановичи всегда была чрезвычайно популярна во многих странах мира, и мелодическая, и ритмическая части музыки этого композитора является основой всей современной песенной музыки.
Песни Иона Ивановичи были основой, предвестниками лучших романсов, а также и произведений французского и русского шансона ("Париж, Париж, Париж", "Милый, любимый, единственный, Как же ты там, без меня" и многих других песен, написанных в жанре "вальс" и "шансон").
Романсы, имеющие, по их названию, испанское или же романское происхождение, часто рождались в России, в произведениях П. Чайковского, М. Глинки, которые написали много произведений в форме, приближенной к музыке романсов. Число великих произведений, написанных неизвестными композиторами в форме романсов, также очень велико. Величие романсов - в их значительности в музыкальной истории.
"Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые." - Иван Тургенев, музыку написал Эраст Аггеевич Абаза, русский офицер.
Песня Франца Шуберта "Ave Maria" (слова этой песни написал Вальтер Скотт, затем сногие поэты написали множество своих версий) играется с вовлечением мелодии в несколько тональностей, с использованием мажорных и минорных аккордов. Это техническое музыкальное достижение повторяется в дальнейшем в песнях, ставших уже новыми родниками музыкального творчества - это, прежде всего, "Севастопольский вальс", написанный композитором Константином Георгиевичем Листовым, слова написал поэт Рублёв. Стиль мьюзикла - развития оперетты, развивался, наверное, всегда, вместе с созданием и развитием оперетт. Дальнейшее музыкальное развитие многотональной, мажорной и минорной композиции музыки, можно услышать, например, в песне "We shall all be free, We shall overcome some day. Deep in my hart we do believe - We shall all be free some day" - негритянском гимне, песне, без которой очень трудно представить развитие современной песенной музыки. Негритянские блюзы являются значительной частью основы современной музыки, и во взаимодействии с лирическими романсами они создают условия для возникновения современных песен.
В отделах культуры СССР, так называемся "цыганщина", романсы, были официально запрещены в 1929 году, знакомство с композитором большинства русских романсов Борисом Фоминым на публике отрицали почти все "корифеи" музыки, он умер в страшной нищете в 1992 году. Вадим Козин чудом уцелел и всю жизнь прожил в Магадане, многие композиторы и исполнители романсов были репрессированы. Романсы стали возвращаться на родину, в СССР, уже в 50-х годах прошлого века из за границы, их пели со страшным, даже иногда, ужасным акцентом, приводящим в трепет значительную часть нашего населения. "Очи чёрные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные ...". Музыку выдающегося русского романса написал Флориан Герман, слова - Евгений Гребёнка.
Очень многие композиторы написали прекрасные романсы.
"Ни пурпурный рубин, ни аметист лиловый,
Ни наглой белизной пылающий алмаз
Не подошло бы так к лучистости суровой
Холодных ваших глаз,
Как этот чётко огранённый,
Хранящий тайну тёмных руд,
Ни чьим огнём не опаленный,
Ни в что на свете не влюблённый,
Тёмно-зелёный изумруд." , - Анатолий Френкель (Д' Актиль), музыку написал Борис Фомин.
В 1975 году поэт Борис Баркас сделал авторский поэтический перевод болгарской песни "Арлекино", слова которой написал поэт Владимир Андреев, музыку написал композитор Эмил Димитров. Эта песня дала старт творчеству великой примадонны Аллы Пугачёвой.
"По острым иглам яркого огня
Бегу, бегу - дорогам нет конца.
Огромный мир замкнулся для меня
В арены круг и маску без лица.
Я - шут, я Арлекин, я просто - смех,
Без имени и, в общем, без судьбы.
Какое, право, дело вам до тех,
Над кем пришли повеселиться вы.
О, Арлекино, Арлекино,
Нужно быть смешным для всех.
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда - смех!"
Эта песня, как маленький блестящий мюзикл, внесла значительный вклад в развитие современной песенной музыки.
Развитие рок-групп в СССР было очень затруднено, повсеместно жестоко наказывались, как со стороны художественных советов, дававших окончательную художественную оценку, а приговор уже давали суды. Так, Юрий Айцзеншпис в 1975 году за продвижение советской рок-группы "Сокол" попал в тюрьму, и отбыл за решёткой 17 лет. Мы очень мало знаем о нём, он никогда не давал интервью, даже когда стал знаменитым.
Арестантская песня, понятная сердцу всех людей, появившаяся в СССР, никого не может оставить равнодушной. Страдания большого количества людей, заточённых в тюрьмы, морально и физически уничтожаемых, но не всех уничтоженных, отражалось в песнях, в исконно народном песенном творчестве. Концентрация людей в тюрьмах является очень тревожным симптомом общества, гарантией отсутствия какой-либо стабильности такого общества. Про лагеря, в числе других бардов, бард Александр Галич. "Нет, не какая не свеча, горела люстра, очки на морде палача сверкали шустро ..." (Б. Пастернак). Или - "Я в пивной сижу, словно лорд, даже зубы есть у меня" - А. Галич. Замечательна песня А. Галича о том, как исполнялся романс в ресторане : "Замолчали шлюхи с алкашами, только мухи крылышком шуршали ...".
"Товарищ Сталин, ты большой учёный,
В языкознаньи ты понимаешь толк.
А я простой, советский заключёный
И мой товарищ - серый брянский волк.
Вчера мы хоронили двух марксистов,
Тела прикрыли красным кумачом.
Один из них был правым уклонистом,
Другой, как оказалось, не при чём." - Александр Галич.
(В числе немногих работ товарища Сталина была брошюра о языкознании).
Песня Джона Леннона "Imagine" стала событием мирового значения, которое базируется на достижениях украинской, русской и американской музыки.
"Imagine there's no heaven
Представь себе, что нет ни рая в небесах
It's easy if you try
Это станет легко, если ты представишь
No hell below us
Что нет под нами ада,
Above us only sky
Над нами - только небо
Imagine all the people
Представь себе всех людей
Living for today...
Живущих только для сегодняшнего дня...
Aha you may say I'm a dreamer
Ага, ты можешь сказать, что я мечтатель
But I'm not the only one
Но я не одинокий мечтатель
I hope someday you'll join us
Я надеюсь, когда-то ты присоединишься к нам
And the world will be as one
И мир станет единым целым
Imagine there's no countries
Представь, что нигде нет стран
It isn't hard to do
Это не трудно
Nothing to kill or die for
Если не убивать и не умирать
And no religion too
И также не предаваться религиям
Imagine all the people
Представь себе всех людей
Living life in peace...
живущих в мире ..."
Дословный перевод этой песни невозможен, а смысл этой песни людям предстоит осознавать долгие времена.
Романсы являются основой всей современной песенной музыки. Направления "Deep Purple", "Rolling Stones" не были бы возможны без достижений "The Beatles". Без достижений "The Beatles" была бы невозможна современная музыка как таковая. Но само по себе развитие джазовых направлений было бы возможно только при существовании глубокого музыкального содержания песен и романсов. Например, песня "I will survive (First I was afraid)", которую исполняет Глория Гэйнор, - эту песню написали Ф. Перрен и Д. Фекарис, мелодически основана на русских романсах, в том числе и на романсе "Отцвели уж давно хризантемы в саду", композитор которой - Н. Харито, слова этой песни написал поэт В. Шумский. "I will survive" вышла в октябре 1978, и была также следствием, следующей ступенькой музыкального песенного искусства, вслед за песней "The Eagles" - "Отель Калифорния", (1976), основанной также на романсах и на мелодической схеме "цыганочки". Может быть, именно эти песни были предвестниками музыкального "взрыва" развития песенной музыки, пик которого происходил до 1980 года, и сопровождался горькой потерей Владимира Высоцкого, творчество которого будет осмысливаться людьми еще долгие времена.
"Отель Калифорния" относят к авторству Дона Хенли, Гленна Фрея и Дона Фелдера. Эта песня примечательна тем, что имеет огромное музыкальное и художественное значение, при том, что художественной ценности слов у этой песни почти нет, процитирую:
"На темном пустом шоссе,
прохладный ветер в волосах …
Очень милое лицо.
Много мест в Отеле Калифорния.
There are plenty of room ...
В любое время года. Ты всё здесь найдёшь.
...
Wake you up in the middle of the night.
Just to hear them say.
Welcome to the Hotel California. … "
Когда люди, не знающие языка, слушают песни, то в их сознании отражается не смысл слов, а какие-то собственные музыкальные и литературные ассоциации.
В 1977 году в Сопоте Марыля Родович спела чудесный польский романс, который послужил основой для маленького мьюзикла "Этой ярмарки краски", который стал в СССР маленьким мьюзиклом, который исполнял В. Леонтьев, А. Малинин и многие другие замечательные исполнители. Музыку этой песни написал Ж. Лясковский, слова - Р. Улички,
"Kiedy patrze hen za siebie
W tamte lata co minely
Czasem mysle co przegralem
Ile diabli wzieli
Co stracilem z wlasnej woli
Ile przeciw sobie
Co wylicze to wylicze
Ale zawsze wtedy powiem, ze najbardziej mi zal:
Kolorowych jarmarkow, blaszanych zegarkow
Pierzastych kogucikow, balonikow na druciku
Motyli drewnianych, konikow bujanych
Cukrowej waty i z piernika chaty "
...Когда я оглядываюсь назад,
В те годы, что пролетели,
Начинаю думать о потерях,
Что уж многое прошло.
Что потерял по своей воле,
или против. Что прошло –
то пусть проходит,
Но я всегда сказать могу я,
Что мне больше всего жаль:
Разноцветные ярмарки, карусельные лошадки,
Жестяные часики, деревянные бабочки,
Пёстрые петушки, шарики на нитке,
Сладкая вата и пряничные хаты…
Очень значительную часть основы песенной музыки составляют итальянские, французские и испанские песни и романсы. Семиструнная гитара считается русской и цыганской, а шестиструнная гитара - испанской.
Значительную самобытность сохранила индийская музыка, являющаяся гармоническим синтезом пения и ритмов танцев.
Китайская музыка получается, например, при игре только на чёрных клавишах рояля. Она чрезвычайно трогательная, но о ней у нас мало информации. Китайская музыка импортирует мировые достижения.
Степь, ветер, мчащиеся кони, победы и поражения, горы, реки, слышатся в музыке, пришедшей от кочевников - предков кыргызов и казахов. Мелодичность и ритмы сейчас проникли во всю современную музыку, которая не может развиваться сама по себе.
Огромные заслуги в развитии музыки романсов принадлежат композитору Борису Фомину. Развитие и достижения романсов было невозможно без наследования его музыкальных произведений. Развитие творчества Фомина можно увидеть и услышать в музыке Григория Пономаренко, написавшего многие романсы на стихи Сергея Есенина, где имеется также украинское народное музыкальное наследие, содержащееся в произведениях композитора Владислава Зарембы, мелодических, плавных, технически очень насыщенных тональностями и разнообразными аккордами. В этих песнях слышатся плавные украинские напевы, все эти романсы имеют украинскую мелодическую основу, развиваемую украинскими композиторами и композиторами всего мира.
Песня "Тополя", написанная поэтом Владимиром Колесниковым, была также написана Григорием Пономаренко.
Певучесть, мелодичность, душевность украинских песен и романсов делает их источниками музыкальное творчества мирового значения, они являются основой развития всего песенного творчества.
Песня композитора Василия Соловьёва (Седого) "Подмосковные вечера" стала новым достижением музыкального творчества. Эта песня стала основой для музыкальных композиций большого количества песен, в частности, она стала основой для музыкального развития песен современного направления и песен Джона Леннона, Пола Маккартни, песен группы "Битлз". Песни "Если б знали вы ..." и "If there anybody ..." представляют собой последовательное развитие песенной музыки. В песнях "Битлз" также использовались лучшие достижения русской классической музыки, песни Василия Лебедева (Кумача).
Целые эпохи развития песенной музыки, представленная песенными композиторами, дают возможность эстетического музыкального совершенства, эти эпохи не ограничиваются временами жизни композиторов. В области авторской песни значительными являются как одиночные произведения, основанные на музыке и поэзии, так и множества произведений, написанных одним и теми же авторами, каждое их которых составляет значительную музыкальную область, служащую основой для дальнейшего развития песенной музыки.
Иногда люди высказывают такие мнения, что песни имеют сроки "хранения", "использования". Но мировое значение имеет музыка композиторов всех стран, и невозможно забыть песни, которые сами стали новыми родниками музыкального творчества.
Свидетельство о публикации №210071300783