основы безналичных расчетов

Основы организации безналичных расчётов.
В процессе хозяйственной деятельности между различными субъектами экономических отношений осуществляются денежные расчёты (по взаимным поставка материальных ценностей, предоставлению услуг и выполнению работ). Денежные расчёты возникают также при выполнении предприятиями и организациями финансовых обязательств по платежам в бюджет, ссудам банка и другим обязательным платежам. Денежные расчёты осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной. Налично- денежный оборот включает платежи, осуществляемые наличными деньгами,  и в основном связан с доходами и расходами населения.  Преобладающим же является безналичный денежный оборот, сущность которого состоит в том, что платежи производятся путём перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя средств. Безналичные расчеты осуществляются без участия наличных денег посредством  движения  денежных средств через счета в банках и путем зачета взаимных требований. Исполнение этого вида расчетов приводит к сокращению наличных денег в обращении и уменьшению затрат, связанных с печатанием, перевозкой и хранением наличных денег.
   Законодательство и банковское право регулируют денежный оборот, определяя права и обязанности субъектов расчетных отношений. Основные принципы его организации заключается в том, что все предприятия, независимо от их организационно- правовой формы, обязаны хранить денежных средства (как собственные, так и заёмные) на счетах в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определённый срок, устанавливаемый банком по согласованию с предприятиями. Расчёты по счетам клиентов осуществляются банком в соответствии с полученными от предприятий денежно- расчетными документами, которые не обращаются во небанковском обороте.  Указанные принципы предопределяют роль, которая отводится банкам в организации денежного оборота в стране.
Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации расчетов, требований, предъявляемых к их организации и определенных  конкретными условиями с ними документооборота.
Сущность и принципы организации безналичных расчётов.
Система организации безналичных расчётов - не просто набор  взаимосвязанных элементов. Организация этой системы базируется на трёх составляющих:
1) совокупность принципов организации безналичных расчётов обязательных для соблюдения всеми её субъектами хозяйственных отношений;
2) система счетов, позволяющая осуществлять платежи и расчёты в безналичной форме;
3) система платёжных форм, документов и правил документооборота.
Система расчётов – динамическая и должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные расчёты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение  воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств. 
   Система расчетов – динамическая и должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах  и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
               
                1
    Рассмотрим основы организации системы безналичных расчетов в их развитии. Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно- командным методам управления  экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению плановых заданий по производству и поставкам продукции. В то время действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в определенной степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение  договорных  обязательств. Действовавшие принципы строго регламентировали:
1) место платежа (банк выступал организатором и контролёром безналичных расчетов);
2) время платежа после отгрузки продукции или оказания услуг, что означала запрет перечисления авансов и предоставления коммерческого кредита;
3) необходимость акцепта плательщика на оплату документа;
4) источник платежа, в качестве которого могли быть использованы либо собственные  средства покупателя, либо банковский кредит при наличии права на его получение;
5) форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.
 Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платёжных документов, имевших хождение только во внутрибанковском обороте. Перечисленные принципы организации безналичных расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, возможность использования в практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа, а также отрицательное влияние нарушения календарной очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов.
   Развитие рыночных отношений в нашей стране обусловило изменение основ системы безналичных расчетов, в том числе и принципов их организации. Основополагающим принципом организации безналичных расчетов является правовой ражим осуществления расчетов и платежей. Необходимость его соблюдения обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость их регулирования. Базой последнего служит комплекс законодательных и подзаконных актов, нормативных документов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов в стране. В настоящее время основными документами, регулирующими безналичный оборот в Р.Ф., являются: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон « О Центральном банке Российской Федерации», а также другие нормативные акты тех государственных учреждений, на которые действующим законодательством возложена функция организации расчетов. Поскольку центром по организации системы расчетов является Банк России, на него возлагается обязанность разработки правил и форм осуществления расчетов. Порядок проведения в нашей стране безналичных расчетов регламентируется в настоящее время Положением о безналичных расчетах от 12 апреля 2001 г. № 2-П.
   Данное положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на её территории и не затрагивает сферу безналичных расчетов с участием физических лиц. В соответствии с этим Положением и другими правовыми актами организацию и бесперебойность расчетов в нашей стране обеспечивает соблюдение следующих принципов:
               
                2 
1) Требование платежа должно  выставляться  перед отгрузкой товара или после нее, дабы не допускать задержку платежей в хозяйстве;
2) платежи со счетов клиентов банка производятся только с их согласия, что должно препятствовать доступу банка к средствам клиентов;
3) предприятия по своему усмотрению или по договору между поставщиком и покупателем могут выбирать формы расчетов и виды платежа.
   Указанные принципы предусматривают, что расчеты осуществляются по банковским счетам. Согласно ст. 112 Основ гражданского законодательства,  безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им отрыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета, который представляет собой самостоятельный двусторонний договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке определяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом. Банковские клиенты вправе открывать необходимое им количество счетов в любой валюте.
  Корме того, обязательно наличие акцепта, т.е. согласия плательщика на платеж, что реализуется применением соответствующего платежного документа (платежного поручения, чека и т.д.), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств             ( например, платежного требования, переводного векселя). Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основании исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжению взыскателей, а также безакцептного списания за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.
   Система безналичных расчетов должна быть организована таким образом, чтобы максимально сокращался срок осуществления платежа, поэтому одним из важнейших принципов осуществления  безналичных расчетов является принцип срочности. Значение данного принципа состоит в том, что постоянно расходуемые предприятиями на производственные нужды средства должны своевременно возмещать за счет платежей от покупателей (в сроки, предусмотренные заключенными договорами). Сбои в соблюдении этих сроков приводят к замедлению кругооборота средств, что может обернуться платежным кризисом. Установление принципа срочности платежей,  имеют возможность правильно организовать деятельность по управлению ликвидностью своего баланса, рационально спланировать денежный оборот, четко определив потребность в заемных средствах. Срочный платеж может совершаться:
1) до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания услуг (речь идет об авансовом платеже); 
2) сразу после завершения торговой сделки(например, платежным поручением);
3) через определенный срок после завершения торговой операции на условиях коммерческого кредита с письменным оформлением векселя либо без оформления долгового обязательства. 
  На практике встречается досрочные, отсроченные и просроченные платежи. Досрочный платеж заключается в выполнении денежного обязательства до истечения оговоренного срока.  Отсроченный платеж свидетельствует о том, что денежное обязательство не было погашено в срок и произошло продление первоначально установленного срока платежа по согласованию с получателем средств. Просроченные платежи возникают в случаях отсутствия средств у плательщика и возможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

 
                3
Одним из принципов организации безналичных расчетов является принцип безусловного выполнения обязательств участниками расчетов. Соблюдение этого принципа дает возможность обеспечить безусловное выполнение договорных обязательств и бесперебойность осуществления платежей в хозяйстве. Принцип обеспеченности тесно связан с принципом срочности платежа, поскольку для соблюдения срочности платежа требуется наличие у плательщика или его гаранта достаточных ликвидных средств, необходимых для погашения обязательств перед получателем  средств. Учитывая характер имеющихся ликвидных средств, можно выделить оперативную и перспективную обеспеченность платежа. В первом случае у плательщика должна быть сумма первоклассных ликвидных средств в достаточном объёме. Что касается перспективной обеспеченности, то она требует оценки платежеспособности  и кредитоспособности плательщика ещё на стадии установления договорных отношений. Соблюдение принципа обеспеченности платежа гарантирует своевременность и полноту платежа, что дает возможность укрепления платежной дисциплины в хозяйстве.
  Немаловажное значение в условиях рыночной экономики приобретает контроль всех участников системы безналичных расчетов за правильностью их совершения  и соблюдением установленных положений о порядке их проведения. При этом следует учитывать ряд особенностей проведения такого контроля как со стороны различных предприятий, так и со стороны банков. Каждое предприятие одновременно выступает и продавцом, и покупателем. Выступая покупателем,  оно осуществляет контроль за своевременностью и правильностью исполнения своих обязательств перед поставщиками на основе заключенных договоров. Выступая поставщиком своей продукции, предприятие заинтересовано в увеличении объёма выручки и доходов, поэтому контроль осуществляется с целью повышения уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращения отсрочек платежей, потерь крупных сумм. Коммерческие банки, являясь посредниками в расчетах, призваны осуществлять контроль за соблюдением хозяйственными органами установленных правил ведения безналичных расчетов.
   Нарушения договорных обязательств в сфере расчетов влекут за собой применение гражданско-правовой ответственности. Это означает, что сторона, нарушившая условия договора, должна возместить другой стороне причиненный ущерб, уплатив при этом неустойку. В этом и заключается  принцип имущественности за соблюдение договорных обязательств.
   Одним из принципов функционирования системы безналичных расчетов следует назвать принцип многообразия их форм. Именно наличие возможности свободного выбора форм безналичных расчетов позволяет предприятиям  найти тот инструмент, который наилучшим образом отвечал бы требованиям совершаемой сделки. Выбор той или иной формы расчетов зависит от вида товара, спроса на него, финансового положения покупателя и поставщика, характера взаимоотношений между ними, а также от способа транспортировки продукции.
  Все принципы организации безналичных расчетов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Несоблюдение одного из них может привести к нарушению других. В то же время соблюдение всех перечисленных принципов обеспечивает создание условий для нормального функционирования всего хозяйственного механизма.   
    Виды банковских счетов.   
Виды счетов, которые банк открывает своим клиентам, определяются их правовым статусом и характером деятельности. Это могут быть расчетные, текущие, бюджетные, ссудные, депозитные, и другие счета.
  Расчетный счет является основным счетом предприятия. Этот счет открывается предприятиям (независимо от форм собственности),  обладающим правами юридического лица и действующим на принципах хозяйственного расчета.

                4      
Расчетные счета предназначены для хранения денежных средств предприятий и совершения расчетов по их основной деятельности. На эти счета зачисляются средства, перечисляемые в безналичном порядке, а также вносимые наличными. Так, на расчетные счета поступает выручка от реализации продукции и продажи товаров, плата заказчиков за оказание им услуги и выполнение работы. С расчетных счетов производятся расходы, не отражаемые на других счетах предприятий, и погашаются их финансовые обязательства. Таким образом, на расчетных счетах концентрируется результаты всех операций банковского клиента по основной деятельности. Остаток5 расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец. По мере совершения операций банк выдает клиенту выписки по расчетному счету.
   Предприятиям, имеющим вне места своего нахождения различные нехозрасчетные подразделения (например, филиалы), могут быть открыты расчетные субсчета в банках по месту их нахождения. Расчетный субсчет – это подсобный счет, операций по которому ограничиваются и осуществляются, как правило, по разрешению владельца основного счета. По этому счету возможно проведение таких операций, как зачисление поступающей выручки и последующее перечисление её на основной расчетный счет предприятия; расчетные операции от имени головного предприятия.
   Текущие счета открываются тем предприятиям, которые не обладают признаками, дающими право иметь расчетный счет. По текущим счетам проводятся операции, связанные с оплатой труда и выплатой административно-хозяйственных расходов. Такого рода счета чаще всего открываются филиалам, представительствам.
   Бюджетные счета -  это счета, открываемые в банках для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета РФ. В зависимости от характера учитываемых операций бюджетные счета подразделяются на доходные, расходные, текущие счета местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств. 
  Клиенту, который получает в банке кредит, открывается ссудный счет. Такой вид счета, как депозитный, открывается банковскому клиенту для хранения в течение определённого периода времени части его средств. Этот счет по желанию клиента может быть открыт как в обслуживающем его банке, так и в любом другом банке.
   Для открытия расчетного, текущего и бюджетного счетов клиент представляет банк 
 следующий пакет документов:
1) нотариально заверенную копию решения о создании организации или копию учредительного договора;
2) нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации в органе местной власти;
3) документ, на основании которого действует организация или предприятие, т.е. копию устава организации или положения о предприятии, заверенную нотариальной конторой;
4) две нотариально заверенные карточки с образцами подписей и оттиском печати. Карточка заверяется подписью руководителя или заместителя руководителя вышестоящей организации и присвоенной печатью или нотариальной конторой. Такие карточки представляют все предприятия, объединения, организации и учреждения, а также их нехозрасчетные подразделения. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, которому открывается счет, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру либо уполномоченным им на то лицам. Если на предприятии нет должности главного бухгалтера, право второй подписи может быть предоставлено бухгалтеру, счетоводу или другому счетному работнику. При отсутствии в штате должностей счетных работников руководитель

                5   

    предоставляет право второй подписи другому должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и составление отчетности. При открытии текущего счета на имя руководителя бюджетной организации, у которой в штате отсутствует счетный работник, в карточку с образцами подписей и оттиска печати включается только образец подписи руководителя;
5) заявление на открытие счета по установленной форме, которое подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца счета;
6) справку о поставке организации на учет в налоговой инспекции;
7) копию протокола (приказа) об утверждении в должности руководителей организации;
8) документ о регистрации в качестве плательщика страховых взносов;
9) справку Госкомстата России о присвоении кодов ОКПО;
10) ксерокопии паспортов лиц, имеющих право подписи банковских документов.
После проверки документов с юридической точки зрения заявление подписывают юрист и главный бухгалтер банка. Право принятия окончательного решения об открытии клиентского счета принадлежит руководителю банка. Операции по счету клиента производится банком только на основании распоряжения владельца счета. Без распоряжения клиента списание денежных средств по счету допускается только  в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом.
   При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных  к счету, списание этих средств происходит в порядке календарной очередности, т.е. в порядке поступления распоряжений клиента или других документов на списание. Если средств на счете недостаточно для удовлетворения всех предъявленных требований, то оплата расчетных документов производится в порядке установленной законодательно очередности платежей.
  Операции по счетам банки осуществляют на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа: 
1) распоряжение плательщика (клиента или банка) о  списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
2) распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств.
Положение о безналичных расчетах учитывает сложившуюся практику осуществления расчетов и предусматривает, что платежные документы могут быть изготовлены как в бумажном, так и в электронном виде. Расчетные документы с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных  расчетов должны содержать следующие реквизиты:
1) наименование расчетного документа и код его формы;
2) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
3) вид платежа;
4) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
5) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный номер (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
6) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика;
7) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счета или субсчета;
8) назначение платежа;


                6
       9) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
      11) очередность платежа;
12) вид операции в соответствии с перечнем условных обозначений (шифров)             документов, проводимых по счетам в банках;
      13) подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.
При заполнении расчетных документов не допускаются никакие исправления, помарки и подчистки. Выписывается и сдается в банк  число экземпляров, необходимое для всех участников расчетов. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Они принимаются банком к исполнению независимо от их суммы. Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа. Банк гарантирует тайну банковского счета, операций по нему и сведений о клиенте. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения  причиненных убытков.
  Закрытие счетов клиентов возможно по следующим причинам:
1) если принято решение собственников о ликвидации предприятия;
2) по решению органа, имеющего полномочия на ликвидацию или реорганизацию предприятия;
3) признания предприятия банкротом;
4) при наличии решения о прекращении деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством Р.Ф.
5) на основании решения суда;
6) в случае нарушения клиентом условий договора на банковское обслуживание.
Если счет закрывается по желанию его владельца, то вместе  с заявлением последний возвращает чековую книжку и письменно подтверждает остаток средств на счете на день закрытия. В данной ситуации остаток средств на счете выдается клиенту или перечисляется на другой счет.

 
Система  счетов клиентов расчетно-денежные документы
для проведения  расчетов



                система безналичных расчетов 


расчеты по товарным операциям                расчеты по нетоварным операциям


    способы платежа
    виды платежа

принципы организации
                безналичных расчетов
                формы безналичных расчетов


система организации безналичных расчетов.


            7.               
Формы безналичных расчетов
При безналичных расчетах в настоящее время могут быть использованы следующие формы расчетов между плательщиком и получателем средств: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовая форма расчетов.
  Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного) на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. Они могут использоваться в расчетах как по товарным, так и по нетоварным операциям, причем все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.
   В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:
   1) за полученные  товары и оказанные услуги, т.е. путем прямого акцепта товара, при условии ссылки в получении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
   2) для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг при условии ссылки в получении на номер договора, в котором предусмотрена предварительная оплата;
    3) для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
    4) при расчетах за товары и услуги по решению суда или арбитража;
    5) при расчетах по арендной плате за помещения, транспортных и коммунальных платежах и др.
   При проведении нетоварных операций платежные поручения используются для:
 а) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
 б) погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;
 в) перечисления средств органам государственного и социального страхования;
 г) взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.
При постоянных  и равномерных поставках  товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями и их поставщиками (мясокомбинатами, хлебозаводами, молокозаводами), между торговыми предприятиями и электростанциями, производственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл и т.д. Банк должен исполнить платежное поручение в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета  либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
   Платежное поручение выписывается на банке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в четырех экземплярах, каждый из которых имеет определенное назначение. Платежное поручение принимается банком к исполнению независимо от того, достаточно ли средств на счете плательщика для его оплаты. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, если договором  банковского счета не  определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». На лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. В этом случае оплата платежных поручений
 
                8
будет производиться по мере поступления средств в порядке установленной законодательством очередности.
  Возможна и частична оплата платежных поручений, помещенных в картотеку. Она осуществляется на основании платежного ордера формы 0401066. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле «Отметки банка» проставляется штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяются подписью контролирующего работника банка. На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата», а запись о частичном платеже(порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) делается ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения. При осуществлении последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту.
   Схема документооборота при осуществлении расчетов платежными поручениями.
    Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов:
1) относительно простая схема организации документооборота;
2) обеспечение ускорение движения денежных средств;
3) наличие у плательщика возможности предварительного контроля качества оплачиваемых товаров и услуг;
4) возможность использования данной формы расчетов при нетоварных платежах.
1
    Плательщик  Получатель-поставщик 
2

4 3 6

 Банк плательщика       Банк получателя 
5


Схема документооборота при расчетах с использованием платежных поручений:
1- заключение договора;
2- отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ;
3- передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа;
4- выписка из расчетного счета о списании денежных средств;
5- платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет получателя;
6- выписка из расчетного счета о зачислении платежа. 
Достаточно распространенной формой безналичных расчетов является расчеты с использованием платежных требований, суть которых заключается в том, что получатель средств выставляет требование плательщику уже после отгрузки товаров или выполнения работ. Иначе говоря, платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.


                9
Схема организации документооборота при расчетах платежными требованиями.
 

1
Поставщик                Покупатель
  3

6 3 4 5

5
 Банк поставщика                Банк покупателя




1-договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями;
2-отгрузка продукции, товара, сдача работ и услуг;
3-документы на отгрузку и платежное требование отправлены покупателю или банку с дальнейшей пересылкой через банк покупателю;
4-акцепт платежного требования покупателем и сдача его в свой банк для оплаты;
5-передача документов о зачислении платежа и выдача покупателю выписки из его расчетного счета;
6-выписка из расчетного счета о зачислении платежа поставщику.
   Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. В безакцептном порядке расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством или предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Во всех остальных случаях расчеты могут производиться лишь при наличии акцепта плательщика.
  Срок для акцепта платежных требований определяются сторонами по основному договору. Этот срок должен составлять не менее пяти рабочих дней. При оформлении платежного требования получатель средств в поле «Срок для акцепта» должен указать число дней, установленных договором для платежного требования. Если такого указания нет, то сроком для акцепта считается пять рабочих дней. На  всех экземплярах принятых исполняющим банком платежных требований ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежа» проставляет дату, по наступлении которой истекает срок для акцепта платежного требования. В расчет указанной даты не принимается день поступления документа в банк. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо не позже следующего дня, если документ поступил в банк по истечении операционного времени.
  До получения акцепта плательщика либо до наступления срока платежа платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты». Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по мотивам, предусмотренным в основном договоре. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта, которое составляется в трех экземплярах. При полном отказе от акцепта платежное требование изымается  из картотеки по счету 90901 и в тот же день должно быть возвращено в банк-эмитент

                10
вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата средств получателю.
  При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. При этом сумма, обозначенная цифрами, обводится и рядом с ней выводится новая сумма, подлежащая оплате. Произведенная запись заверяется подписью ответственного исполнителя банка.
  В случае выставления необоснованного отказа от акцепта платежного требования ответственность за это возлагается в полной мере на плательщика. Все возникающие при этом между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются, минуя коммерческий банк, в порядке, предусмотренном законодательством.
  При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта оплачиваются со счетов плательщиков при наличии денежных средств на счете. В случае отсутствия или недостаточности средств на счете платежные требования помещаются в картотеку по небалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
  В случае безакцептного списания средств в платежном требовании в поле «Условие оплаты» делается указание «Без акцепта» и дается ссылка на закон или договор, на основании которых осуществляется взыскание средств. При отсутствии такого указания платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня. Возражений плательщиков по списанию денежных средств с их счетов в безакцептном порядке банки по существу не рассматривают. Всю полноту ответственности за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание денежных средств несет получатель средств.
  Аккредитивная форма расчетов.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство  банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента  по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
  В соответствии с действующей практикой могут быть открывать следующие виды аккредитивов:
1) покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
2) отзывные или безотзывные.
  Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или пердоставнный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. При установлении между банками корреспондентских отношений в исполняющем банке  может быть открыт непокрытый (гарантированный) аккредитив. Это происходит путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с открытого у него счета банка-эмитента. В данном случае ходатайства предприятия о выставлении непокрытого (гарантированного) аккредитива приходуются банком- эмитентом на отдельном внебалансовом счете.
   Каждый аккредитив должен четко указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается отзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Это может произойти, например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву. Все распоряжения об изменении условий

                12
отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который, в свою очередь, извещает об этом исполняющий банк (банк поставщика), а последний – поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить  все документы,  соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
  Безотзывный аккредитив  не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик же может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. Следует помнить, что каждый открываемый аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком.
   Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается  в договоре между поставщиком и покупателем.  Аккредитив может содержать и другие условия. Схема организации документооборота при использовании аккредитивной формы расчетов.
1
         Поставщик                Покупатель
6
    9 7 5 3 2 10
4
      Банк поставщика                Банк покупателя
     (исполняющий банк)                (банк – эмитент)
    8
   

1- заключение договора с указанием аккредитивной формы расчетов;
2- заявление на открытие аккредитива;
3- выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;
4- извещение об открытии аккредитива, его условия;
5- сообщение поставщику условий аккредитива;
6- отгрузка поставщиком продукции в  соответствии с условиями аккредитива;
7- передача поставщиком в банк всех документов, необходимых для использования суммы аккредитива;
8- извещение об использовании аккредитива;
9- выписка из расчетного счета о  зачислении платежа за счет аккредитива;
10- сообщение банка покупателя своему клиенту об использовании аккредитива.
Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживаемому банку (банку-эмитенту) аккредитив на банке установленной формы.
  Заявление об открытии аккредитива представляется в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условий аккредитива. Если банк, выставивший аккредитив, по поручению плательщика переводит средства в другой банк- банк поставщика, то для осуществления расчетов в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». В банке плательщика поступившие от клиентов  аккредитивы учитываются на внебалансовом счете «Выставленные аккредитивы». Исполнение аккредитива в этом случае (выплаты по нему ) будет осуществляться непосредственно банком, обслуживающим поставщика. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет в обслуживающий его банк реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы.
 

                13   
Выплата  с  аккредитива наличными деньгами не допускается. Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:
1) по истечении срока аккредитива, о чем исполняющий банк уведомляет банк-эмитент;
2) по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива до истечения срока (об этом исполняющий банк уведомляет банк-эмитент);
3) по заявлению покупателя о полном или частичном отзыве аккредитива. В этом случае аккредитив полностью или частично закрывается в день получения сообщения от банка-эмитента, о чем впоследствии уведомляется банк-эмитент.
Все претензии к поставщику, помимо тех, которые возникли по вине банка, рассматриваются сторонами без участия банка.
  Чековая форма расчетов.
Одной из традиционных является чековая форма расчетов. Чек –это ценная бумага, содержащая ничем  не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель – это лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщиком по чеку выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте  регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правами.
  Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.
   Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и изготавливаются по единому образцу. Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:
1) средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;
2) средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чека. В этом случае банк может гарантировать чекодателю оплату чеков за счет средств банка при временном отсутствии средств на счете чекодателя. 
Схема организации документооборота при использовании чековой  формы расчетов.

3
                Поставщик                Покупатель
  4
6 5 8 7 2 1

            Банк поставщика                Банк покупателя
6


1- заявление на покупку чековой книжки;
2- выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита;
3- передача товара, отгрузка продукции;
4- передача чека в оплату товаров или услуг;
5- документы на оплату;
6- зачисление средств на расчетный счет поставщика, передача документов банку покупателя;
7- выписка из счета депонированных сумм; 8- выписка из расчетного счета поставщика.
                14
Для получения чеков клиент представляет в банк заявление за подписями лиц, которым предоставлено право подписывать документы для совершения операций по счету. В заявлении и талоне к нему клиент указывает номер счета, с которого будут оплачиваться чеки. Для обеспечения платежей по чекам с депонированием средств вместе с заявлением на выдачу чеков представляется платежное поручение для депонирования необходимой суммы на отдельном лицевом счете чекодателя.
  Перед тем как выдать чек или чековую книжку своему клиенту, коммерческий банк обязан заполнить в чеках следующие реквизиты:
1) наименование головного банка и его местонахождения;
2) условный номер банка по МФО, а при переходе на восьмизначную систему кодирования - его восьмизначную номер;
3) номер лицевого счета чекодателя и его наименование;
4) предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек.
Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековую карточку).
  Чек может быть выписан на сумму не боле той, которая указана на его оборотной стороне и в чековой карточке. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Принятые от предприятий чеки банки сдают в расчетно-кассовой центр.
  Учреждения Банка России, принимающие чеки от коммерческих банков, тщательно проверяют правильность их заполнения и производят оплату чеков с последующим переносом расходов учреждению Банка России, обслуживающему банк-плательщик. Списание средств со счета чекодателя производится  банком на основании поступившего из РКЦ реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ. При необходимости дополнительной проверки подлинности чеков их копии могут быть затребованы из РКЦ. В том случае, когда клиент банка использовал  все полученные чеки, а депонированная сумма оказалась неизрасходованной, банк может на основании заявления  клиента выдать необходимое количество чеков на оставшуюся сумму. При отсутствии необходимости в этом неиспользованная сумма на основании поручения клиента перечисляется на тот счет, с которого депонировались средства. При утере полученных чеков предприятие представляет банку, выдавшему их, заявление с указанием номеров неиспользованных чеков.
  Для осуществления безналичных расчетов могут применяться и чеки, выпускаемые кредитными организациями. Такие чеки могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Однако следует иметь в виду, что чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
  Если сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются в платежном обороте на основании договора о расчетах чеками, который заключается между кредитной организацией и клиентом.
Инкассовая форма расчетов.
 Инкассовая форма расчетов представляет собой банковскую операцию, посредством  которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляется действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки, которые будут играть роль исполняющего банка.
  Инкассовая форма  расчетов включает расчеты инкассовыми поручениями – расчетными документами, на основании которых производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

               
Инкассовые поручения применяются:
1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
При взыскании денежных средств по исполнительным документам в инкассовом поручении обязательно должна быть ссылка на дату и номер исполнительного документа, а также органа, принявшего решение, подлежащее принудительному исполнению. Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя при наличии подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Не принимаются к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, когда прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.
  Исполнительные документы о взыскании периодических платежей (алиментов, возмещения вреда, причиненного здоровью, и др.) сохраняют  силу  на все время, на которое присуждены платежи. Такой же порядок действует и в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов. В указанных случаях сроки предъявления исполнительных документов исчисляются для каждого платежа в отдельности.
  Расчеты по инкассо осуществляется также и на основании платежных требований, оплата которых может  производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых  поручений,  оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
  Платежные требования и инкассовые поручения  предъявляются получателем средств к счету плательщика через банк, обслуживающий взыскателя, который обязан исполнить его в трехдневный срок.
  Оплата расчетных документов производится  по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. Возможна и частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений.
  При неполучении платежа по платежному требованию, инкассовому поручению либо извещения о поставке в картотеку банк-эмитент может по просьбе взыскателя средств направить  в исполняющий банк запрос о причине неоплаты указанных  расчетных документов. Это делается не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего документа от получателя средств (взыскателя), если иной срок не предусмотрен договором банковского  счета.
  В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.
  Бесспорный порядок списания денежных средств применяется  по обязательствам в соответствии с условиями основного договора за исключением случаев, установленных Банком России. Плательщик в обязательном порядке должен представить в обслуживающий банк сведения о кредите, имеющем  право использовать инкассовую форму расчетов, сославшись при этом на дату, номер и соответствующий пункт договора. Отсутствие в договоре банковского счета или дополнительном соглашении к нему условия о списании денежных средств в бесспорном порядке и непредставление соответствующих сведений о кредиторе являются для банка основанием для отказа 

                16
в оплате инкассового поручения. Банк может приостановить списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях:
 1) принятие такого решения органом, на который возложено осуществление контрольных функций;
2) наличия судебного акта о приостановлении взыскания;
3) по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
 Вексельная форма расчетов.
Ситуация, сложившаяся в российской экономике, значительные суммы неплатежей привели к необходимости использования вексельной формы расчетов. Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя – должника уплатить по наступлении срока, на который выписан вексель, определенную сумму денег векселедержателю – владельцу векселя. Из этого следует, что вексель выражает приказ дебитору  погасить свою задолженность.
  Применение предприятиями векселей в расчетах вызвано преимущественно недостатком оборотных средств и ограниченным кругом банковских услуг. Проведение расчетов с помощью векселей дает возможность существенно увеличить объем оборотных средств. Являясь разновидностью кредитных денег, вексель позволяет без привлечения значительного количества денежных средств произвести погашение взаимных долгов субъектов хозяйственной деятельности.
  Во многих странах вексель уже давно широко  используется как кредитно – расчетное средство. Используя функцию векселя как инструмента коммерческого кредитования, в рамках реализации, которой платеж за поставленные в кредит товары и оказанные услуги осуществляется под определенные гарантии, можно сконструировать замкнутые цепочки прохождения товара по различным предприятиям и тем самым произвести погашение дебиторско – кредиторской задолженности.
  В расчетах применяются два вида векселей: простые и переводные. Простой вексель (соло – вексель)  представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедержателя уплатить определенную сумму в определенный срок и в месте  получателю средств по его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
    1

  2
Векселедатель                Векселедержатель
                3               

      4

1- покупатель вручает вексель продавцу;
2- продавец отгружает товар, продукцию, выполняет услуги покупателю;
3- продавец предъявляет вексель к оплате;
4- покупатель оплачивает товар, работы и услуги.
Кроме простого векселя в расчетах используется и переводной вексель (тратта) – это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица:
1) векселедатель (трассант), выдающий вексель;
2) плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю;
3) векселедержатель (ремитент) – получатель платежа по векселю.

                17
Переводной вексель должен быть обязательно акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедержатель простого векселя, является главным должником и несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Поскольку вексель является строго формальным документом, он должен содержать все необходимые  реквизиты. К обязательным реквизитам векселя относятся:
1) вексельная метка, т.е. обозначение документа словом «вексель»;
2) место и время составления векселя;
3) обещание уплатить определенную сумму;
4) указание денежной суммы цифрами и прописью;
5) срок и место платежа;
6) наименование того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж;
7) подпись векселедателя (проставляется им собственноручно).
В отличие от простого векселя, где плательщиком является векселедатель, в переводном векселе плательщиком является особое лицо – трассат. Наименование последнего является  дополнительным обязательным реквизитом переводного векселя. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы.   
  Положение о простом и переводном векселе предусматривает, что платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован посредством  выдачи поручительства (аваля). Такое поручительство дается третьим лицом (обычно банком) как за первоначального плательщика, так и за каждое другое обязанное по векселю лицо. Аваль оформляется специальной надписью авалиста, которая делается на лицевой стороне векселя или на добавочном листе к векселю (аллонже). Авалирование векселей повышает их надежность и способствует развитию вексельного обращения.
  Использование векселя в качестве орудия платежа согласно действующему вексельному законодательству осуществляется с помощью передаточной надписи – индоссамента. В этом случае лицо, предающее вексель, будет называться индоссантом, а лицо, которое получает вексель, - индоссатом. К индоссату переходят все права и обязательства по векселю. Возможность индоссирования векселей расширяет границы их  использования и позволяет  превратить вексель из простого  орудия оформления  коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг.


                Получатель денег (ремитент)

3 5
4
1
    Векселедатель (трассант)                Плательщик (трассат)
2

Схема обращения переводного векселя:
1- отправка покупателю товара и одновременно тратты;
2- возврат акцептованного векселя векселедателю;
3- направление акцептованного векселя получателю денег по переводному векселю;
4- вексель направляется на оплату;
5- оплата векселя с одновременным погашением векселя, о чем делается отметка на его оборотной стороне.


                18
Вексельная форма расчетов предполагает обязательное участие в ней банковских учреждений. В частности, вексельное законодательство предусматривает инкассирование векселей банками. В данном случае банк выполняет поручения векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Инкассируя вексель, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и по получению причитающегося по нему платежа. Приняв вексель на инкассо, банк обязан своевременно переслать его в учреждение банка по месту платежа и поставить об этом в известность плательщика повесткой о поступлении документа на инкассо. При получении платежа банк зачисляет его счет клиента и сообщает ему об исполнении поручения. 
  За выполнение поручения по инкассированию векселей банк получает от клиента комиссионное вознаграждение, размер которого устанавливается в процентах от суммы платежа по векселю. Кроме того, банк удерживает с клиента все расходы, связанные с опротестованием векселя в случае несогласия плательщика оплатить данный вексель либо в случае его неплатежеспособности. Операции по инкассированию банками векселей выгодны как для самого банка, так и для его клиентов. Так, клиент банка освобождается от необходимости отслеживать сроки предъявления векселей к платежу, да и сам процесс получения платежа становится для него более быстрым, дешевым и надежным. Для коммерческого банка осуществление операций по инкассированию векселей – это один из источников дохода. Кроме того, проведение этих операций позволяет банку привлекать на свой корреспондентский счет дополнительные средства, которые он может использовать в своей деятельности.
  В вексельной форме расчетов может участвовать и банк плательщика. Он выступает здесь в качестве домицилиата; т.е. выполняет поручения своего клиента – плательщика по обеспечению своевременного платежа по векселю. Внешним признаком домицилированного векселя служит запись: «Платеж  в банке» за подписью плательщика. Выступая в роли домицилиата, банк не несет никакой ответственности, если платеж не состоится. Обеспечить поступление необходимых денежных средств на свой счет в банк либо забронировать сумму платежа на отдельном счете к наступлению срока платежа по векселю обязан сам плательщик. В противном случае банк может отказать в платеже и вексель будут опротестован в обычном порядке. В то же время эта операция для банка является прибыльной, так как за домициляцию векселей он получает комиссионное вознаграждение. Изучение российского опыта проведения банками расчетных операций с векселями показывает, что этот сегмент вексельного рынка ими практически не освоен. В России в основном используются простые векселя, оплачиваемые теми же организациями, которые их выписали. 


Рецензии
Полезная информация...

Андрей Бухаров   09.07.2011 17:30     Заявить о нарушении