Швейцарские часы за коня

   Эту историю мне поведала Рабига апа – вдова писателя Энвера Бикчентаева – внучка золотопромышленника Рамиева.
Ежегодно в Петербурге проводили аукцион лошадей. Был такой аукцион и накануне революции. Хады абый позвал к себе сына и сказал:
- Повезешь скакуна в Петербург, но не продавай его. Оставим коня на племя.
Слово отца – закон для сына.
В Петербурге подошел к нему швейцарец – владелец часового завода:
- Продай коня!
- нет, не могу. Отец не велел.
   Швейцарец не отстает: продай, да продай. «Кроме золота, - говорит, - дам я тебе золотые часы с цепью, они без остановки будут ходить до 2000 года». И соблазнился сын, отдал скакуна.
   Вернулся домой. Выходит отец. Жеребца нет. «Дайте мне камчу!» - кричит. Мать выбежала, заслонила сына: «Погоди, отец, выслушай его сначала».
   Сын рассказал о швейцарском заводчике и отдал отцу золотые часы с массивной цепью, ход которых не остановится до 2000 года.
   Свершилась революция. Мир перевернулся. Хады абый добровольно отдал все свои дома, лошадей, имущество новой власти. Стар он был к тому времени. Но новая власть не приняла его. Заперли его в холодной бане до ссылки в Сибирь. Пришли за ним представители новой власти. Он обратился к ним: «Разрешите нам со старухой взять с собой теплые одежды, ведь в Сибири холодно. Вы молодые проживете долгую жизнь. Я даю вам швейцарские часы, они без остановки будут ходить до 2000 года».
- Подкупить нас хочешь?! – возмущенно крикнул главный из них. Взял часы, бросил со всего размаха на пол и наступил на них каблуком. Часы рассыпались…
   Много потерь пережил Хады абый за свою жизнь, но не жалел о них, а увидев разбитые часы, заплакал. Не золото он жалел. Часы остановились, вдребезги разбившись, как старый уходящий мир…
   Дочь смогла спасти отца. Остаток своих дней он прожил в глухой башкирской деревушке. Никто из жителей не знал его прошлого, но уважали и любили за мудрость. Был он в деревне за мирового судью. Вот такой случай. Корова одного крестьянина потравила пшеницу у соседа. Сосед запер корову в своем хлеву и грозился ее зарезать. А хозяин коровы погрозился тогда спалить пшеницу соседу. Пришли за советом к Хады абыю. Он их выслушал и вынес такое решение: корову вернуть хозяину, а он возместит ущерб, нанесенный ею, зерном.
    Похоронили его на берегу реки. И сделали надпись на камне: «Мудрецу от жителей села».
…А часы еще долго шли бы.


Рецензии