Маша. Хроника одного пожара. Главы 1-5

                «Маша». Хроника одного пожара.
                Посвящается моей младшей сестренке, светлой ее памяти.
                «Зима, зима- кругом снега,
                Зима ,зима- запорошила дома:
                Одна зима мне подарила тебя-
                Другая зима отняла…»
                Из песни Вячеслава Малежика.

                Вступление: «Маленькая».
                «Боль заставляет плакать, любовь- говорить».      
                Пословица.    

         От нее всегда пахло «вкусными» духами : сладковатый запах напоминал нежный аромат едва распустившейся розы, именно сладковатый – не приторный, не навязчивый, не доводящий до дурноты, а именно такой, как- будто легкий ветерок принес  маленький кусочек лета в запорошенную снегом душу. Этот запах робко входил вместе с зимней стужей в комнату, а его обладательница быстрым движением руки смахивала капельки воды с заснеженной челки, снимая на ходу шапочку из серого песца с темными беличьими хвостиками. «Застегни шапку !!!»-укоряла я ее, прекрасно понимая как в двадцатиградусный мороз  могут мерзнуть уши. «Да ладно!»-весело отмахивалась она, и все время торопясь, убегала.
         Наскоро поцеловав друг друга, уже через порог летело ей мое «береги себя!». «Ладно!»- звенел ее девичий голосок. Словно маленькая птичка впархивала она ко мне, вечно торопясь с работы  домой или от бабушки к бабушке.
   Маленькая… Да все мы были маленького роста-родители ведь не великаны! Маленькая, аккуратненькая… С удивлением, а потом и с легкой долей восхищения, я наблюдала  как ловко она умеет «поставить» челку, «подвести» губки. Женственность - вот вероятное объяснение увиденного; очарование маленькой , только-только нарождающейся женщины !(  Это как трепетное ожидание вот-вот  обещающего раскрыться бутона розы  на огромном розовом кусте : он хорош, его цветы радуют глаз и изумительно пахнут, и ты думаешь : « А что  будет из  этого бутона- он еще не распустился, но  выглядит так многообещающе!!») . Да и одевалась она скромно, но со вкусом. Вернее  папа ее одевал. В ее годы у меня почти не было  своих вещей : носила все мамино, старомодное; каждую новую вещь покупали  «с боем». Ей уже жилось легче в этом плане, да и времена, слава Богу, наступили такие, когда все можно купить, были бы деньги.
   И как ни странно, я ей не завидовала. Как-то так получалось, что мы успевали все друг у друга перемерить(Помню, мама сшила платье Маше , а одела его я на вечер выпускников вместе с мамиными чешскими туфлями. Это было до моего замужества ). Муж шутил, что была бы наша воля, «мы бы  и нижним бельем  обменивались бы». Хотя нет. Дважды я пожалела ей дать- первый раз, свои свадебные туфли, второй –черный комбидресс.  Вроде бы само слово «пожалела» не столь уместно, но факт остается фактом…
 То ли кто-то из подруг сказал мне, что  плохая примета мерить свадебные туфли старшей сестры…(мол, замуж никогда не выйдет!), то ли мелькнула  тогда в мозгу подлая мысль, что  «папа ей итак  все купит», то ли вспомнилась ее «подстава», когда я , тайком от отца купила , заняв деньги у бабушки, себе плащ, а отец привез мне куртку и отдал ее Маше, потому что я сокрыла факт покупки, а Маша меня « разоблачила». Тем не менее, судьба со мной сыграла злую шутку, напомнив об этом « пожалела» в тот  миг, когда мы прощались с Машей, стоя у ее гроба –я, сгорая от стыда и непомерного чувства вины, все была готова отдать ,готова была поменяться с ней местами -только бы снова увидеть ее живой  и невредимой!!!Почему-то я тогда наивно полагала, что если бы мне суждено было бы умереть после операции, этот факт спас бы Маше жизнь. Я тогда была как-то апатично равнодушна к собственной персоне  : после операции было такое ощущение, как –будто мертвой водой окропили, а живой  не успели. И только Машина гибель вывела меня  из этого ступора и заставила на  многие вещи посмотреть заново. Но обо всем по -порядку.

                Глава первая : «Злая весть : десятое февраля 1999 года».


              В тот вечер у моих домашних  было плохое настроение. Мы  с  мужем находились в состоянии очередного унылого скукопрепровождения, сынишка капризничал и в очередной раз «сидел дома»  из-за болезни(в смысле не ходил в детский сад). «Может тортик купить для поднятия настроения?!»-предложил мне муж, и я , нехотя, потащилась в кулинарку. Где-то в районе шести(18.00) мы пили чай с тортиком. Много я не ела, так как с кремовыми тортами желудок мой не в ладах. Был обыкновенный неприметный  зимний вечер, ничем не отличающийся от других однообразно серых вечеров.
  Поговорив с Машей по телефону в тот день (она  забегала обедать к бабушке на Ленинградскую и сказала, что, возможно, заедет  ко мне за книгой ), я особенно ее не ждала, так как  обычно она приезжала либо раньше, либо в выходные. Обычно ее задерживали на работе и это было правилом : что поделать -должность обязывала- все-таки секретарь следственного   управления…
      Ничего я не чувствовала и не предчувствовала!!! НИ-ЧЕ-ГО !!!
Антошка уже спал и я отправилась  «под душ». Стук в дверь ванной прервал мои раздумья : « Там Вера звонит. Спросила не у нас ли Маша и как-то сразу  сникла, узнав ,что не у нас. И с тобой говорить не хочет. Я сказал, что пошел за тобой», -быстро говорил мне муж. У родителей тогда еще  не было телефона- домашнего, сотовые 11 лет назад вообще были редкостью, и я знала, что Веруня стоит в ожидании ответа в телефонной будке на улице. «Алло!Алло!Верочка,ты меня слышишь?»- прокричала я в трубку. На конце провода повисло зловещее молчание. «Машина работа горит, по телевизору показывают»,- с неимоверным усилием, еле  слышно наконец-то произнесла Вера.- Мы думали -она у тебя…» «Нет, она ко мне не заезжала»,-подтвердила я ранее сказанное мужем и почувствовала, как мелкая дрожь начала сотрясать тело : они не думали, они надеялись, что Маша окажется у меня дома, а не …там !!! А мои слова убили последнюю надежду ! Не выпуская телефонную трубку из рук, я стала лихорадочно набирать номер следственного управления- трубка отвечала короткими  частыми гудками. Это был первый и последний раз, когда я звонила Маше на работу.
Не помню, кому из бабушек я позвонила первой, вроде бы бабе Нине. В здании ГУВД начался пожар, Маши нет дома, а на часах 21.30-вот и все, что было известно на тот момент. Родственники  и я с супругом не выключали телевизор, в надежде услышать что-то конкретное в местных новостях. Бабуля Нина  без конца бегала «ТУДА», всю ночь, но ничего , кроме того, что ее не пустили, что все оцеплено и  все горит адским пламенем, ничего сказать не могла.
До четырех утра я вместе с мужем  обзванивала милицию и городские больницы:Маша туда не поступала. Сонный голос, раздавшийся в трубке, на мой вопрос : «Что же делать, если ее там нет?!»-спокойно ответил: «Звоните в  морг, сейчас я я Вас соединю».Дрожащим голосом я говорила с мужчиной, который объяснял, что у них есть девушка нужного мне возраста с длинными каштановыми волосами(именно такие роскошные каштановые волосы с рыжизной  были у Маши!!!), заколотыми на затылке и в черных джинсах. «Когда можно приехать?»-несвоим голосом спросила я. И , прежде, чем услышала  в ответ –«хоть сейчас!»-вздрогнула от резкого голоса мужа: «Не смей хоронить ее раньше времени, еще ничего не известно!!!».Неподдельный гнев, сверкавший в его глазах, громкий  голос  отрезвили   меня на какое-то время.
             Мысли стремительно  сменяли одна другую :  черных джинсов ни у кого из моих сестренок не было (кроме 17-летней Веры и 19-летней Маши  у меня еще были маленькие сестрички ,которые до сих пор живут с родителями -Ане тогда было 12,а Саше8,5 лет)  , а вот черные брюки  у Маши были. И не мне Вам объяснять, что в данной ситуации, что брюки, что джинсы -невелика разница. «Обрывки зеленой кофты…»Господи, я даже не знаю , во что была одета моя сестра !!!
      «Почему мама не едет туда, почему не едет ?!»-ни я , ни Сергей(мой муж) не могли найти этому объяснение.Потом  всему дадут и объяснение и название :НЕПОПРАВИМОЕ,УЖАСНОЕ, СТРАШНОЕ НЕЧТО полыхало до утра  где-то в центре города на Куйбышева 42  И ПРОСТОЕ СЛОВО «ПОЖАР» НЕ ВМЕЩАЛО ИСТИНЫ,СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГОРЬКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ…
…Крематорий…Братская могила…Пепелище с грудой развалин и костей…Оттуда невозможно было спастись! Кто не спасся в первые 15 минут были обречены…Здание вспыхнуло мнгновенно, сразу в нескольких местах,  по чьему-то тщательно и детально разработанному плану. Пути к спасению  кто-то заранее отрезал, и через 30 минут спасать уже было некого
                В пятом часу утра, обессилев от истерики, ошарашенная и оглушенная, я просто во что-то провалилась.В голове вертелось только одно : « Господи! Спаси ее! !!Дай ей силы выжить!!! Ребенок!..Ведь она…совсем еще ребенок!!!»Не помню сколько я находилась в таком полусне-полузабытье :какие-то тени ,какие-то люди мелькали взад-вперед, какой –то полуразговор-полушепот  звенел в голове, пока не появился слепящий  луч света, который превратился в светящийся длинный силуэт и… я услышала Машин голос: «Подойди к Антону».Я  вскочила , как ошпаренная ,и дотронулась до сынишкиного лба (детская кроватка стояла вплотную с моей) –у ребенка опять подскочила температура . « Не волнуйся, мы справимся,»-сказал мне Сергей, когда я давала Антошке жаропонижающее .-Собирайся, тебе надо ехать к маме ;я приготовил телефон-будешь  держать нас в курсе».Было 6 .30  утра. Я машинально стала одеваться и в каком-то оцепенении пытаясь разобраться -действительно ли это был Машин голос ?!Ведь она никогда не называла племянника Антоном- Тошей, Татошей, Антошкой, но Антоном- никогда. А сегодня, когда сп устя 10 лет и 10 месяцев ,я пишу свои воспоминания, странная мысль пришла мне в голову: не Машина ли душа тогда прощалась с нами, оберегая здоровье племянника И не в те ли 30 минут, когда мы пили чай погибла Маша?
…Долгие годы нас, близких, будет терзать мысль: как же все-таки она погибла? Мудрый человек, могущий это рассказать объяснила , что «нам этого знать не надо».Человеку действительно лучше многих вещей не знать.

                Глава вторая : «Утро, которое никогда не кончается».

         В 7.00 я уже была у мамы. Всю ночь, они с Верой не спали, а когда Саша, самая младшая из сестер ,проснувшись, спросила, где Маша, ей никто ничего не ответил…потому что не могли…Папа был в Москве, в командировке. Как он нам потом расскажет, Москва  передавала о пожаре, начавшемся в здании Самарского ГУВД в 19.00.Рабочий день у Маши заканчивался в 18.00,и папа был спокоен. Что пережила в ту ночь мама -одному Богу известно и…Маше…
Примерно через час  после моего приезда , мы   с мамой и дядей Вовой отправились на поиски. Детей завезли к бабушке Розе -сестренки 8,12и 17 лет остались с бабушкой. Галина Николаевна, жена дяди и начальник одной из городских больниц, вместе со знакомыми врачами контролировала все больницы : Маша туда не поступала.
               Мы ехали в морг на опознание. То, что нам показали было не столь ужасно, так как от сердца отлегло : НЕ ОНА !!! Скорее всего, мы еще не осознавали весь ужас происходящего.Мама молчала. И в машине, и здесь она крепко держалась обеими руками за свою сумку…и молчала .А я не знала, что говорить ,и , все же что-то пыталась -бред какой-то. Мама стояла и смотрела на трупы двух девушек. Один был похож на манекен с вскинутыми вперед ручками: девочка с длинными волосами , с хрупкой фигурой Барби. Только вместо одежды  ее покрывала  черная  корка обгоревшей кожи. «Странно,-заметила я тогда-«тело обгорело, а лицо и волосы огонь нге тронул».На опознании этого ребенка маме не нужно будет всмпоминать, во что была одета ее дочь…А ведь это была чья-то дочь и у нее  тоже где-то  была  мама, другая мама, другая женщина. Но тут я вдруг ощутила пронзительную боль в сердце, боль, которая  объединяла в этот момент все это и всех нас -страшная боль потери!
Все это время мама стояла и смотрела. «Наташа, идем -это не она, не ее фигура»,-дядя Вова робко дотронулся до маминой руки. «Да, мам, это –не она!!!»-подхватила я спасительную фразу, в ней теплилась надежда. «Как ты думаешь, когда «платформы» оплавятся, на что они похожи?»-каким-то незнакомым голосом спросила меня мама, и я поняла, что она рассматривает вторую девочку : на ней была какая-то одежда(вернее ее останки) и что-то похожее на обувь(Маша носила зимние коричневые сапоги на платформе). «Мам, да ни на что они уже не похожи»,-хотела выпалить я , но , взглянув в лицо второго трупа, опять затараторила : «Не она ,мам ! Видишь ,не она !» В угрюмом молчании садились в дядину машину. Почему-то никто не думал ехать на пепелище .Лишь Сергей убедительно наставлял меня по сотовому, объясняя, что первым делом нам надо ехать туда. Я держала мужа в курсе поисков.Во время нашего очередного разговора по  телефону, дядя,словно услышав слова Сергея, сказал :  «Раз мы все равно в городе(так самарцы называют центральную часть города), может стоит все-таки туда подъехать ?» По его фразе «все спеклось» я поняла, что найти  Машу в живых он уже не надеется.
           Около ресторана «Парус»(за четыре квартала) мы наткнулись на оцепление милиции.Дядя выходил из машины, быстро  объяснялся с сотрудниками милиции и тут же садился обратно…
Оттепель смешалась со струями «ржавой» воды, которые остались после тушения пожара. Как-будто природа в страхе перепутала времена года : везде пахло сыростью и …гарью.
          «Да просто пожар!»-весело щебетала стайка девчонок, спускавшихся нам на встречу.А мы поднимались вверх, с набережной реки Волги до Дзержинки, куда стекалась толпа обезумевших от горя родственников.
         В клубе имени Дзержинского составляли списки …»пропавших без вести»-так назвали тех, кого еще не нашли, не извлекли из-под обломков. «Прадедушка  без вести пропал на войне»,-быстро пронеслось у меня в голове. «На войне ,а тут –пожар, не пришла с работы домой- и пропавшая без вести?!!»Родителей и родственников обнадеживали .И ,вместе с тем, устрашающие подробности тех, кто спасся, леденили душу.   
        …Пожарные приехали не сразу. Минут десять(САМЫХ РЕШАЮЩИХ ДЕСЯТЬ МИНУТ!!!)стояла только одна пожарная машина, у которой  почти не было воды(?!!), вернее ее напора. Лестницы едва доставали до третьего этажа- Маша работала на четвертом .Люди выпрыгивали из окон…и разбивались о голый асфальт -голый, потому что снег  тщательно расчищали дворники. Во время пожара люди из близлежащих домов тащили подушки, матрацы ,чтобы помочь падающим смягчить удар, а  милиционеры их отгоняли. Это не вымысел, это бабуля Нина, всю ночь продежурившая там, рассказывала потом нам об этом!!!
Машина напарница и подруга спаслись. Первая -потому, что была на больничном, вторая отпросилась к стоматологу. Почему же так несправедлива оказалась Судьба к ней, моей сестре, моей младшей сестренке?!!Почему Богу было угодно принести в жертву именно ее?!!В жертву чему?..
                Глава третяя : «Не  успела!!!»


«Не успела !!!»-клокотало в мозгу. Чего не успела? Стать ей подругой, сдружиться с ней…У нас все только –только начинало складываться- каких-то три года после  моего замужества.Как это ничтожно мало! Как убийственно мало!!!
…Бессилие…боль…злоба…отчаянье…Никаких известий, никаких новостей… Поминки без гроба... Поминки с закрытым гробом... Поминки …без покойника!!!
Никогда не забуду, как мама рыдала, распластавшись на крышке  закрытого гроба после брошенных кем-то слов: «Прощайтесь».Как ее еле-еле «оторвали» от гроба, и как всю дорогу ,пока мы ехали ,провожая Машу в последний путь, она пыталась открыть крышку гроба, а дядя Вова, мягко отстраняя ее руки ,повторял ,как молитву : «Наташа, не надо!».
А  заколоченные   гробы были пустыми. И в Машином  гробу лежали только фата, юбочный костюм и туфли, в которых Маша была на выпускном балу в школе -ничего не осталось от нашей Маши –ни –че -го!!! Потому-то и гробы заколотили ,и не показывали никому их содержимое. Родные пропавших без вести, тела чьих родственников так и не удалось найти, отказались от братской могилы. А батюшка , служивший панихиду по погибшим, сказал ,что все они умерли смертью мучеников и теперь с небес на нс взирать будут.
Панихиду служили в клубе 1905 –го года. Здесь все утопало в цветах – и Маша -живая и невредимая!!!-с улыбкой смотрела на нас с  фотографии, почему-то перетянутой черной лентой.
…СМЕРТЬ ТАК НЕ ПАХНЕТ !!! Она не пахнет в морозном воздухе разлившимся ароматом роз! ОНА НЕ ДОЛЖНА ПОДСТУПАТЬ К ЧЕЛОВЕКУ ТАК РАНО, В ТАКОМ ВОЗРАСТЕ, В В ВОЗРАСТЕ НЕВЕСТЫ!!!
                Глава  четвертая « О фате и прочих свадебных обрядах».   

   
28 лет назад в этом же здании, которое носит название «Дом ПУШКИНА»  или «Клуб 1905 года»,19.11.1971 года наши родители сочетались законным браком .И никто не знал, что спустя 28 лет Судьба сыграет с ними такую злую шутку  : «Где с яством стол стоял -там гроб стоит»-эти строчки , машинально    пришедшие на ум в тот момент, звучали как-то зловеще.
А за год до маминой свадьбы погибнет от несчастного случая мамина старшая сестра, погибнет в 20 лет , за две недели до собственной свадьбы. Роковое стечение обстоятельств?  Только вот баба Нина до сих пор уверена, что если бы она была рядом, возможно, Инночку можно было бы спасти. Потому и бегала, наверное , всю ночь на пепелище, в надежде на спасение внучки. Материнское чутье, беззаветная материнская вера...Видно и мама хотела увидеть Машеньку «ХОТЬ КАКОЙ»-в ожогах ли , в беспамятстве ли, но …живой!
…Я не была ни на чьей свадьбе, кроме своей .В силу обстоятельств подруги меня «обошли», а двоюродная сестра не посчитала нужным пригласить нас всех -нас, родных сестер, было пятеро…до машиной гибели было…
«Уж на Ваших свадьбах мы погуляем!»-говорила я сестренкам. «Маш, ты у нас следующая!»-дразнили мы ее. «Ладно»,-отмахивалась она , а глаза были полны грусти…Не везло все как-то ,не складывалось -не успело сложиться…
* * *
Полгода пролетело незаметно .Листая ее  тетрадки, нашла письма, свидетельствующие том, что и ей пришлось идти тем же путем, что и мне : откликаться на объявления о знакомствах. «Предлагать себя»,-с презрением фыркнули бы наши родители.И все –таки ступить на тропу одиночества суждено было и ей. Казалось бы, папина любимица -и тоже одинока?!Абсурд какой-то! Но только против правды не попрешь (уж извините за резкость!).Нет, мы с Верой не ревновали к ней. Мы просто смирились с тем, что отец любит ее больше. Он так и называл нас : я -Надежда и Опора, Маша –Любимица , Верунька –Трудяга, а  «малыши»-до сих  пор малыши ,потому что младшие
Да…Расплатилась за все, Любимица- НЕ УБЕРЕГЛИ…НЕ СПАСЛИ… НЕ СУМЕЛИ…Верунька как-то всегда побойчее была.Да и характер у нее не такой, как у меня с Машей. «Мягкотелые»,- говаривал про нас отец.
Странно…Вместе с Машей мы любили одни и те же стихи, любили одни и те же песни Татьяны Булановой, а понимали друг друга меньше .И только та беда, постучавшаяся к нам в дверь 3,5 года назад, сблизила нас- дала толчок к сближению.

                Глава пятая «Праздник общей беды».


Сейчас, столько лет спустя после ее гибели, я прекрасно понимаю, что и не беда это вовсе была,а испытание- и, главное, тогда все было поправимо –тогда ,но не сейчас…
           Она боялась приехать ко мне , боялась просить о помощи. «Не будем говорить папе?»-спросила меня тогда Верунька. «Нет»,-категорически парировала я –Это его убьет».Странно звучит, не правда ли? Звучит теперь, когда уже полгода как ее не стало?!!
… «Беременна !Боже мой !Она же сам еще ребенок!!!»-вертелось у меня в голове. Моему только что родившемуся сынишке, первенцу, шел второй месяц .Я только что стала мамой .Я только что «вышла» из роддома, где со мной вместе в одном отделении находилась 15-летняя мама-девочка, совсем еще ребенок. «Как наша Маша»,-первое, что пришло мне на ум, когда мы впервые столкнулись в коридоре родильного отделения. И может быть именно поэтому я пристыдила двух , вот-вот готовившихся разродиться мамаш ,презрительно хихикающих в ее сторону. Как сердцем чуяла…
«Скажи Маше, чтоб срочно ехала ко мне»,-велела я Вере.
Она приехала -потухшая, как  маленький затравленный  зверек, с блестящими от слез глазами и горящим взглядом (это как  раз такое пограничное состояние ,когда плакать очень хочется ,и ты знаешь ,что слезы  принесут облегчение, но  внутри все  « горит»  и ни одна слезинка не прольется, пока  этот душевный пожар не уляжется!).
« Ты так сильно его любишь?»-бросила я первое, что мне подвернулось .Этот немой крик, застывший ужас в глазах    светящийся безумием взгляд, был прекрасно мне знаком .Она торопливо и , как-то виновато ,кивнула в ответ. «И что ты будешь делать?»-не унималась я.  «Рожать…»-еле слышно произнесла она, и слезы -выстраданные, вымученные взрослой душевной болью -хлынули из ее глаз.
Мы обе долго плакали .Я не знала ЧТО ей сказать, КАК поддержать, ЧЕМ помочь .Муж ,обеспокоенно, несколько раз заглядывал, спрашивая все ли у нас в порядке Я кивала, и жестом просила оставить нас одних. «Точно не утонете?»-заглянул он в очередной раз, не на шутку обеспокоенный моей послеродовой депрессией- и меня осенило : «Надо попросить Сергея, чтоб Маша жила у нас!»Потому что родители ей не дадут рожать- позор семье и т.д.(Удивительно ,да ?А вот что испытывает сам человек –их не волнует?!!)Не допустили это и Его родители, я имею ввиду  «виновника торжества».
«Ксюшенька ,ты только не расстраивайся, а то у тебя молоко пропадет!»-успокаивала меня Маша. А я стояла с ней, обнявшись, потому что после  прошедших родов , шитая-перешитая, я могла либо стоять, либо лежать. «Маш, зто такая боль!»-продолжала я .-Ты идешь на это, потому что так сильно Его любишь?». «ДА»,-просто ответила сестренка, и я увидела, как робкая улыбка коснулась ее лица , а глаза засветились этим прекрасным чувством !Потом мы пошли к Антошке : малыш проголодался и я разрешила Маше посмотреть как он будет кушать. «И на кого ты похож?"-спросила Маша ,дотронувшись до антошкиных ножек (он задремал и я попросила Машу пощекотать ему пяточки...А 19 лет назад наша мама сидела ночью на краю моей кровати и кормила маленькую Машу: сестренка заснула,и мама,боясь пошевелиться,попросила меня пощекотать ей пяточки и мерное почавкивание говорило отом,что все пошло нормально). «Твой малыш будет похож на тебя!»-шепнула я Маше. И на такой положительной ноте мы расстались.
    Но …как поется в песне : «Что случилось с этим миром ?Все переменилось мигом!» И я, к сожалению, не помню почему так стремительно стали меняться декорации.
Наш «жених» вовремя одумался и расплата , которая карает женщину за беззаветную преданность любимому, за беззаветность и безоглядность последовала незамедлительно: расплата-гнев отца и предательство любимого человека стало неизбежным .Виновник торжества стал отступником: он не захотел обременять себя  ребенком ,а его старшая сестра вместе с  его мамой посоветовали Маше обратиться в Центр планирования семьи, где несовершеннолетним делали прерывание беременности бесплатно.
Какая трогательная забота! Какое подлое предательство!
Мне только сообщили, что папа все узнал и что Маша будет делать аборт .Почему она не  обратилась ко мне- не знаю ,не обратилась и все тут! Наверное она не верила, что я с уважением приму любое ее решение, потому что оно будет ЕЕ решением .Потом как-то не обсуждалась эта тема в дальнейшем -старались не бередить рану.
Может быть именно в тот момент Стрелочник небесной канцелярии переводил стрелки машиной судьбы? Знаете, как вагоновожатая  переводит трамвайную стрелку?..
        Много вопросов -бесконечных и мучительных -задавала я себе за прошедшие годы. Может нужно было все рассказать бабушкам, по крайней мере бабе Розе? Да и родители , если бы у них была такая возможность ,безоговорочно выбрали бы вариант «Маша с младенцем на руках в 16-ть », нежели «Маша и пустой гроб в 19-ть»…И у них бы были внуки-погодки : Антон и машин мальчик. Почему-то я уверенна, что у Маши был бы мальчик. Ведь это так здорово, когда тебе-13-ть, а твоей маме всего 29… Но это уже совсем другая история, которой никогда не суждено будет сбыться!!!
 

   


               

               
               


Рецензии
Тяжело читать. А это должно быть написано крупным шрифтом и быть настольной книгой у всех, кто отвечает за жизнь людей. Чтобы помнили о своей ответственности постоянно.
Выражаю соболезнование.

Александр Нотик   28.01.2011 11:06     Заявить о нарушении
спасибо Ксения, ам за мужество. Здоровья и благополучия всемВашим близким и родным.
С уважением,

Александр Нотик   28.01.2011 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.