Великое единство Вселенной
Однако давайте вспомним нашу европейскую проблему создания и укрепления законности, припомним наши трудности не только с созданием действенных законов, но и воплощением их в жизнь. Становится понятным, что Конфуций создавал именно такую систему со стороны «подзаконных актов», с создания системы четкого и безапелляционного выполнения. Регламентируя до мелочей действия чиновников , Конфуций добивался стабильности существования государства.
Система была в значительной степени антикоррупционной: подготовка чиновников настолько отнимала у них всякую самостоятельность, что мысль о «самостоятельных» действиях редко приходила им в голову. С другой стороны, население могло четко знать как будут разбираться их жалобы и заявления, а также заранее предвидеть результат. Конечно, китайская система , обеспечивая высокую степень стабильности, довольно серьезно препятствовала развитию. В результате китайцы , при всей их любви к стабильности (вспомните китайское проклятие «Чтоб ты жил в эпоху перемен!»),постоянно отходили от наставлений своего знаменитого философа, но и возвращались к нему.
Но разве в европейской истории совершенно нет направлений, четко соответствующих конфуцианству? А вспомните многочисленные правила придворного этикета при различных дворах Европы; служили они тем же самым целям- укреплению стабильности и сохранению власти. А что вы скажете о многочисленных уставах разнообразных обществ и подразделений? Настоящие «китайские церемонии»! Европейцы просто не догадались обобщить все это и выразить с помощью великого человека!
Возьмем другой аспект китайской философии: дуализм, обычно выражаемый путем сравнения «женского» и «мужского» начала. Но тут очевидно, что исследуется реальный дуализм, присутствующий в «природе». Добро и зло, материя и пустота, правда и ложь, жизнь и смерть и так далее. В конечном итоге вся Вселенная построена по двоичному принципу. В математике это выражается понятиями единицы и нуля. Европейцы исследовали этот дуализм с точки зрения математики, китайцы же начали с другой стороны. Однако неважно с чего начать, важно куда идти и до чего добраться.
Да и вообще- господа, успокойтесь! Наша цивилизация очевидно и бесспорно доказала свое преимущество перед другими. И не представляет она из себя чего-то чуждого этим цивилизациям, она вполне способна осознать их и поглотить все ценное, что сможет там найти. Практически она непобедима и победоносна, способна на укол «11 сентября» ответить покорением целой страны.
Но увы, она также вполне способна погибнуть от внутренних причин. Такое уже бывало в истории. Сходили на нет великие и непобедимые государства, легко покорявшие весь тогдашний мир. Они рухнули и мы можем только догадываться об их существовании по великим техническим достижениям, подобранным их последователями, занявшими их место: я говорю о применении огня, изобретении колеса, получении металлов, приручении животных, создании культурных растений (рис, рож, пшеница).
Однако не сохранилось то, что эти цивилизации полагали (как и мы) самым главным: философия, вера, принципы, технические устройства, системы воспитания и образования, словом, «разум цивилизации».
Не стоит жалеть о разбитых горшках. Погибло то, что мы всегда можем восстановить. , черпая представления из великого разума Вселенной, его мы можем наблюдать непосредственно и внутри себя и вокруг нас.
Было бы только желание это сделать!
Свидетельство о публикации №210071400336
Понравилась Ваша публикация!
Конфуций был хранителем и учителем традиционных церемоний Китая.
В его время не существовало китайской цивилизации.
После его смерти, была построена Великая Китайская стена, установлены строгие законы и введены в пользование деньги. Если отсчёт вести от того времени, то цивилизация в Китае возникла не многим более 2000 лет тому назад.
2010, август, 26, четверг, 00:05:00,- время по Омскому меридиану.
Виктор Дмитриевич Перепёлкин
Виктор Перепёлкин 25.08.2010 21:06 Заявить о нарушении