Не только оружием
На высоких холмах, где скромный Гомеюк вливал свою тихую волну в мощное течение Сожа, люди обосновались еще в глубокой древности. Уже в Х веке здесь был оживленный средневековый город, естественно, имевший и замок. На протяжении столетий город разрушался в многочисленных войнах, но каждый раз подобно птице-Фениксу возрождался вновь из огня пожарищ. Гомельский деревянный замок в последний раз был заново отстроен канцлером великим литовским Михаилом Чарторыйским во второй трети XVIII века. Тогда же на замковой территории был разбит и небольшой сад. Трудно сказать имел ли тот деревянный замок шансы выжить в жесточайших войнах ХХ столетия. Скорее всего – нет.
Потому нет нужды печалиться о том, что этот памятник эпохи поздней Речи Посполитой был разобран новым хозяином Гомеля Петром Румянцевым. На месте старого деревянного замка по его повелению в 1777 году было начато строительство каменного дворца, которое открыло новую яркую страницу в истории славного белорусского города.
Строительством главного корпуса руководил архитектор Я.Н. Алексеев. Это – один из первых в российской архитектуре примеров классической «палладианской» постройки.
Врезка: Палладианский – архитектурный стиль, модный в Англии XVIII века. Основан на подражании архитектуре итальянских загородных вилл, строившихся, в свою очередь по образу античных усадеб.
Благодаря русскому аристократическому роду Румянцевых и пришедшим ему на смену столь же родовитым Паскевичам, а также многим иным именитым и безымянным горожанам Гомель стал тем великолепным городом, каким мы знаем его сегодня. Их жизнь воплотилась в многочисленных историко-архитектурных памятниках, которые встречаются здесь буквально на каждом шагу. Но души гомельских князей живут, безусловно, в сердце Гомеля – во дворце.
Сын Петра Румянцева – Николай расстраивает дворец вширь и собирает здесь большую коллекцию редких книг. Несколько тысяч ценнейших фолиантов, собранных в Гомельском дворце, стали частью книжной коллекции канцлера империи, составившей впоследствии основу Государственной российской библиотеки в Москве.
Еще более величественным дворец стал при новом владельце – генерал-фельдмаршале Иване Паскевиче. Над украшением резиденции гомельских правителей работают архитектор А. Идзковский и оформитель интерьеров Винценто Винценти. Они возводят четырехъярусную башню. На крышах центрального корпуса и галерей устанавливаются статуи.
Во времена Паскевичей дворец представлял собой не только великолепное архитектурное сооружение, но и уникальное хранилище богатейших коллекций предметов старины и произведений искусства. Интерьеры дворца украшали живописные полотна и скульптуры известных русских и зарубежных мастеров; коллекции художественного стекла из Англии и Богемии; фарфора из Германии, Англии, России и Китая; бронзовых часов и канделябров из Франции; ковров и гобеленов из Ирана, Турции, Бухары и Германии; мебель работы итальянских, французских, немецких и восточных мастеров. В Гомельском дворце гостили представители династии Романовых, в том числе императоры Николай I, Александр II с супругой и Николай II.
Хозяева дворца, в котором насчитывалось 64 комнаты, вели кропотливый и тщательный учет фамильных ценностей. Сохранились «Описи наличности Гомельского замка Светлейшего князя Варшавского графа Ф.И. Паскевича-Эриванского» за 1891 год и за 1910 год. Судя по первой из описей, «во дворце насчитывалось 3214 предметов высокохудожественной работы».
В первые дни Октябрьской революции собственность Паскевичей была национализирована. Во время антибольшевистского Стрекопытовского мятежа в марте 1919 года из дворца были вывезены и сданы в московский Исторический музей «... сокровища дворца – около ста пудов золота и серебра в изделиях». Это помимо картин, фарфора и других предметов антиквариата, которые через Антикварный экспортный фонд безвозвратно уходили за границу. Лишь после того как было вывезено казалось бы уже все, что можно было вывезти, советская власть телеграммой наркома просвещения А.В. Луначарского предписала «закрепить за музеем парк, здание дворца князя Паскевича и все ценности в нем находящиеся».
Несмотря на невосполнимые потери революционного времени, к сороковым годам прошлого века фонды дворцового музея насчитывали свыше 7,5 тысячи предметов. Перед войной они были эвакуированы в Сталинградскую область, откуда обратно в Гомель вернулось всего 300 предметов.
Казалось бы, после такого разорения, что может остаться здесь интересного? И тем не менее сегодня в музее Гомельского дворца хранится более 150 тысяч предметов музейного значения. В археологической коллекции представлены интереснейшие материалы по древней истории Гомельщины. Многие из них являются уникальными. Например, наконечник стрелы со знаком княжеской династии Рюриковичей и «Евангелие», изданное Петром Мстиславцем в 1575 году. Здесь также хранится уникальная мозаичная икона «Богоматерь с младенцем», находившаяся в часовне-усыпальнице князей Паскевичей. Она украшена серебряным окладом с клеймами фирмы Фаберже. Кроме того, во дворце находится оригинал картины Адама Идзковского, изображенной на 20-тысячной купюре Национального банка Республики Беларусь.
Однако не следует забывать, что сокровища и достопримечательности дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей не ограничиваются стенами и залами дворца. Гомельский парк – это целый ботанический сад в миниатюре. Он начал формироваться с конца 1830-х годов, когда польские, бельгийские и русские садовники высадили здесь многие редкие и экзотические деревья и кустарники.
Л. Виноградов, автор книги «Гомель. Его прош¬лое и настоящее», писал в 1900 году: «Великолеп¬ный парк князя Паскевича, одна из примечатель¬ностей Гомеля, открывается для публики с весны по четвергам и воскресеньям... с платою за вход по 12 к. в пользу вольно-пожарного общества (ор¬кестр которого играет во время гуляний). Приез¬жающие могут осматривать его ежедневно с 9 до 12 часов в сопровождении одного из привратни¬ков».
Гармоничное сочетание в едином ансамбле рельефа, водоемов, зелени, архитектурных элементов, художественная законченность в решении сложных композиционно-пространственных задач позволяют отнести Гомельский парк к лучшим образцам паркостроения своего времени. Сейчас в парке произрастают 6433 дерева 44 видов, из них 35% – экзотические и реликтовые. Вероятно, самое интересное из них – гингко билоба – одно из древнейших растений на планете. Оно появилось примерно 4 миллиарда лет назад и росло повсеместно, когда по Земле гуляли динозавры. Затем лик планеты менялся, исчезали многие животные и растения. Из-за климатических изменений ареал этого растения также значительно сократился, и сегодня родиной гингко билоба считаются Япония и Китай, где оно было обнаружено современными учеными. Уникальность этого растения заключается в том, что ему удалось сохранить свой первоначальный древний облик. Его листочки в форме сердечек остались точно такими, какими они были, когда их ели динозавры.
Величественно возвышаются над деревьями парка купол и колокольня Петропавловского собора. Это грандиозное здание является ярким образцом культовой архитектуры классического стиля. Здесь в 1826 году был похоронен Н.П. Румянцев. На его могиле были установлены бронзовая копия скульптуры итальянского мастера А. Кановы «Богиня мира», выполненная русским скульптором В. Демут-Малиновским, а также бронзовый бюст Николая Петровича. Сегодня скульптура и бюст хранятся во дворцовом музее.
2
Рядом с Петропавловским собором стоит изящная часовня-усыпальница Паскевичей, где захоронены восемь представителей этого славного рода. Она относится к образцам архитектуры псевдорусского стиля. В подземном склепе часовни похоронены генерал-фельдмаршал И.Ф. Паскевич с женой, родители фельдмаршала, а также две его дочери, сын и правнучка фельдмаршала А.Н Балашова. Интересно, что стены усыпальницы декорированы колотым природным камнем, покрытым стеклянной глазурью. Похоже, что когда-то здесь царила неповторимая атмосфера возвышенной благородной печали.
В южной части парка расположены «Зимний сад» и башня обозрения. На башню пока попасть невозможно – она находится на реконструкции, а оранжерею нужно посетить обязательно. В ней воссоздана атмосфера восточного сада, где в тени пальм прячется изящный фонтанчик, украшенный мозаикой. В относительно небольшом помещении на площади 390 квадратных метров произрастают свыше 600 растений 26 видов.
Кстати, о башне. Говорят, она падает. Может, так это и есть, но вот что любопытно: музейные работники утверждают, что башня наклонена влево, а инженеры – что вправо. При этом серьезные исследования состояния объекта не проводились. В связи с этим у нас есть собственная версия. На самом деле обзорная башня никуда не падает. Просто она стоит на склоне довольно крутого холма, и «криво» относительно линии, перпендикулярной горизонту, располагается наблюдатель, а не башня. Так что у бывшей трубы сахарного завода Паскевичей еще есть шанс послужить туристам в качестве площадки для обзора окрестностей дворца с 32-метровой высоты.
Конечно, любой памятник архитектуры интересен в первую очередь историями о людях, которые здесь жили. Владельцы Гомельского дворца, судя по сохранившимся свидетельствам, были людьми неординарными...
Основатель гомельского имения Румянцевых – Петр Александрович считается первым великим полководцем Российской империи. Он же стал первым после императрицы Екатерины II кавалером ордена Святого Георгия I степени. В одной из книг о нем, названной по обычаю того времени «Анекдоты, объясняющие дух фельдмаршала графа Румянцева-Задунайского», говорится: «Всеобщая радость является во всем Российском войске, и веселые лица приветствуют победителя Румянцева. Но сей мудрый герой обнаруживает уныние и, по-видимому, совершенно чуждается радости, произведенной победою. Один из друзей, окружавших Задунайского, спрашивает его, почему не разделяет он всеобщего веселья при столь славном поражении неприятеля. В то время граф Румянцев говорит ему: «Посмотри на сии потоки струящейся крови, на сии тела, принесенные в жертву ужасной войне. Как гражданин сражался я за Отечество, как предводитель победил и как человек плачу».
Немногие государственные деятели могут похвастать таким внушительным списком наград, какой был у Ивана Федоровича Паскевича. Вполне достаточным было бы сказать, что этот великий военачальник был удостоен высшего воинского звания «генерал-фельдмаршал» в России, в Пруссии и в Австрии. Кроме того, он был обладателем всех (!) высших орденов Российской империи и многих иностранных наград «высшей пробы».
Первым почетным гражданином Гомеля в далеком 1888 году стал его сын генерал-лейтенант Федор Иванович Паскевич, граф Эриванский, князь Варшавский. Его заслуги перед городом и короной были несомненны, но блестящая карьера оборвалась после того как император Александр II выразил свое недовольство его участием в проекте группы аристократов по «демократизации» государства: «Мне особенно грустно, что под петицией, требующей нечто вроде Конституции, подписался один из моих генерал-адъютантов». Князь Паскевич отреагировал: «Если генерал-адъютантские вензеля препятствуют человеку иметь свои убеждения и открыто высказывать их, то я свои лучше сниму».
На открытии в Варшаве памятника фельдмаршалу И.Ф. Паскевичу доброжелатели пытались примирить государя с Федором Паскевичем, но ничего не вышло. Во время торжества император произнес слова, ставшие крылатыми: «Как жаль, что дети не всегда идут по стопам своих родителей». – Совершенно верно, Ваше Императорское Величество, - громко отреагировал князь Паскевич, намекая, что Александру II тоже следует идти по стопам своего отца Николая I. «Дурак!» – подвел итог перепалки царь-Освободитель.
Последней владелицей Гомельского дворца была легендарная в этих местах княгиня Ирина Ивановна Паскевич – жена Федора Ивановича. Эта удивительная женщина строила и содержала приюты, школы и больницы, помогала детям из бедных семей получать образование. В 1907 году благодаря ей Гомель обзавелся водопроводом.
Деятельная натура княгини не давала ей ограничиться только благоустройством Гомеля и его окрестностей. Она проявила себя и как талантливая переводчица. В 1877 году в ее переводе французы смогли оценить роман Л.Н. Толстого «Семейное счастье». А спустя два года во Франции вышел переведенный княгиней Ириной на французский язык самый масштабный роман XIX века «Война и мир». По этим книгам с творчеством великого русского писателя познакомились Ромен Роллан, Гюстав Флобер, Эмиль Золя, Альфонс Доде, братья Эдмон и Жюль Гонкуры, Ги де Мопассан, Анатоль Франс.
В знак особой признательности в конце XIX века, еще при жизни княгини, ее именем была названа одна из улиц города – Ирининская, позже переименованная в Первомайскую. Решением Гомельского городского Совета депутатов в 2003 году часть улицы Первомайской вновь переименована в Ирининскую.
Вынесенные в заголовок нашего рассказа слова «Не только оружием» являются гербовым девизом Румянцевых. Они лейтмотивом сопровождали жизнь всех хозяев Гомельского дворца. И, может быть, именно благодаря им и дворец, и парк, и в целом город Гомель сохранились больше, чем другие белорусские архитектурные ансамбли.
Приезжайте в Гомель, чтобы убедиться – на белорусской земле туристам могут показывать не только руины, но и прекрасные дворцы!
НАШЕ МНЕНИЕ: На сегодняшний день дворцово-парковый комплекс Румянцевых-Паскевичей в Гомеле является лучшим ансамблем такого типа в Беларуси. Этот высокий статус он будет сохранять по меньшей мере до завершения реставрационных работ в Несвижском дворце Радзивиллов.
Свидетельство о публикации №210071400403