Град, парящий над Двиной

Именно такой образ оставляет в душе путешественника этот древний город – белорусский Лапута, зависший над зеркальной речной гладью. По стенам его храмов и домов небо как будто передает земле солнечный свет. Его отблески на двинских волнах – тихий шепот разговора миров дольнего и горнего. Прислушайся, быть может, тебе повезет, и они приоткроют свои тайны…

Чудеса или ошибка науки?
Витебск – северные ворота нашей страны, культурная столица Беларуси, один из древнейших белорусских городов. Официальной датой его рождения с конца прошлого столетия считается 974 год. Основанием для этого стала «Летопись города Витебска Михаила Панцирного и Степана Аверки», написанная примерно в середине XVII века.

В 1974 году будущие хозяева «Славянского базара» отпраздновали 1000-летие города. Однако, по мнению представителей научной общественности, уже в 2014 году у витеблян будет шанс устроить пышные празднества по поводу 1100-летия родного города. Дело в том, что рукопись Панцирного и Аверки называет основательницей Витебска киевскую княгиню Ольгу, которая совершенно определенно… умерла в 969 году от Рождества Христова.

Можно, конечно, предположить, что святая равноапостольная княгиня чудесным образом заложила град на Западной Двине через пять лет после своей собственной смерти. Но более правдоподобной выглядит версия современных исследователей, опирающихся на малоизвестные ранее документы XVIII-XIX веков. Из них следует, что Витебск был основан в 914 году, а легенда о киевской княгине Ольге, облюбовавшей живописные холмы там, где Витьба вливается в Двину, возникла только после того, как Витебск вместе с другими землями Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского был включен в состав Российской империи.

Расстрелянный Наполеон
Об истории любого города, как правило, лучше всего рассказывает экспозиция местного музея. И Витебск тут не исключение. Сегодня в фондах областного краеведческого музея хранится более 160 тысяч экспонатов. Среди них – материалы археологических раскопок, естественнонаучные коллекции, собрание нумизматики, сфрагистики, фарфора, оружия, изделий из стекла, берестяные грамоты. Последние представляют особую ценность, поскольку до Витебска берестяные грамоты находили только в Новгороде, Пскове и Смоленске.
По словам сотрудников музея, когда в 1959 (69?) году простой экскаваторщик принес ученым эту удивительную находку, интерес к городу возрос настолько, что была принята специальная 20-летняя программа археологических исследований в Витебске. Сегодня гости города могут лицезреть здесь единственную в Беларуси целиком сохранившуюся берестяную грамоту, повествующую нам о торговых операциях в XIII веке.
Другим заслуживающим внимания и до недавнего времени уникальным экспонатом является выкованный на рубеже X-XI веков в рейнских мастерских меч викинга (варяга). На его проржавевшем лезвии до сих пор красуется клеймо «ULBREFT». Витебск стал вторым в Беларуси после Полоцка городом, где была обнаружена такая находка. Однако в последнее время подобные мечи стали добычей исследователей в целом ряде белорусских городов.
Об истории Витебщины «от сотворения мира» расскажут посетителям музея экспонаты зала «Живая природа». Здесь представлены останки мамонтов, шерстистого носорога и других древних животных, когда-то обитавших в этих местах. Как нам стало известно, большая часть окаменевших древностей была обнаружена рабочими при добыче камня в доломитном карьере неподалеку от репинской усадьбы Здравнево. Следовательно, энтузиасты имеют шанс самостоятельно «откопать» уникальный сувенирчик весом в пару пудов и возрастом в несколько десятков тысяч лет.
Значительное место в городской истории и, соответственно, в музейной экспозиции занимает Отечественная война 1812 года.  И маленьким, и большим «мальчикам» будет интересно увидеть коллекцию из 263 солдатиков доцента кафедры дизайна Витебского государственного университета Игоря Васильевича Г(?)орбунова. Все эти маленькие воины демонстрируют обмундирование и вооружение русской и французской армий времен войны 1812 года. Кроме того, в экспозиции музея представлены оружие и обмундирование войск того времени, что называется, «в натуральную величину». 
Надо сказать, что перед началом завоевательных походов Наполеона, по образцу скульптора А.Д.Шаде из итальянского мрамора во Франции были изготовлены полторы тысячи бюстов императора, которые планировалось установить в покоренных городах. В настоящее время на территории бывшего СССР хранятся три таких бюста – в Витебске, в петербуржском Эрмитаже и в музее «Бородинская панорама» под Москвой. При этом витебский Наполеон был расстрелян! Особенно любопытные могут отчетливо разглядеть следы пулевого «ранения» в затылочной части бюста. Обстоятельства расстрела французского императора в Витебске пока неизвестны.

Чур меня…
Немногим, наверное, известно, что слова «чур меня», которые во время игр выкрикивают дети, желая, чтобы их выбрал водящий, на самом деле являются древним магическим заклинанием-оберегом. Их произносили при встрече с нечистой силой, призывая на помощь умерших предков. Их значение – «пращур, храни меня».
Также при встрече с русалками нужно было быстро указать на одну из них и громко произнести «Чур, моя!». Считалось, что тогда остальные русалки не тронут путника, а выбранная обольстительница последует за ним в дом, где в течение года будет беспрекословно выполнять всю домашнюю работу и, как можно предположить, прочие обязанности идеальной супруги.
На всякий случай, выучите пару заклинаний-оберегов перед посещением Витебского литературного музея. Дело в том, что подобное притягивает подобное, а одно из главных мест в музейной экспозиции занимает книга «Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе». Этот основополагающий для всякого отечественного исследователя нечисти труд был написан белорусским этнографом и фольклористом Н.Я.Никифоровым в XIX веке и дает полное представление об иерархиях сил тьмы.
Врезка: «За двенадцатью дверями, запертый на двенадцать замков и двенадцать цепей сидит черный ангел Люцифер. На голове его корона, прибитая гвоздем. Потому ни одна светлая мысль не может остановиться в этой голове».
Жизнь белоруса испокон веков была наполнена удивительными встречами с добрыми и злыми духами, с существами, чья ирреальная сущность имела вполне материальное облачение – черти и драконы (летающие змеи – цмоки) были такими же обыденными явлениями народного быта, как косы и глиняные горшки. Во всяком случае, такое впечатления производит книга Яна Борщевского «Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических повестях» (1844-1846). Сила представленных в ней художественных образов дает литературоведам основания называть ее белорусскими сказками «1001 ночи». Для этого есть и другое основание – композиция сборника: в глухой пуще находят путешественники приют в фольварке гостеприимного шляхтича, где платой за ночлег должна стать история об их приключениях или рассказ о том, что происходит интересного в ближних и дальних краях белорусской земли.
Витебский литературный музей – обладатель единственной в Беларуси экспозиции, посвященной этому уникальному произведению и его автору (внебрачному сыну священника, который при этом обладал собственным родовым дворянским гербом). Здесь же вам расскажут и о детстве человека, подарившего миру «Старика Хоттабыча». Оказывается, сочинитель самой волшебной советской сказки Лазарь Лагин родился и до пяти лет жил в Витебске.

Двинские музы
Крутые двинские берега вдохновляли многих знаменитых художников и литераторов. В разное время они дали пищу воображению Марка Шагала и Ильи Репина, Юделя Пэна и Казимира Малевича; Тараса Шевченко и Николая Гоголя, Янки Купалы и Якуба Колоса, Ивана Лажечникова и Андрея Дельвига, Владимира Короткевича и Василя Быкова, Ивана Бунина и Яниса Райниса, Корнея Чуковского и Александра Грина. С Витебском связаны биографии музыкантов и композиторов: Антона Рубинштейна, Леонида Собинова, Ивана Соллертинского, Марка Фрадкина и других, чьими именами названы улицы, площади, парки.
Разумеется, всемирную славу Витебску принес его преданный сын Марк Шагал. Тонкая, почти мистическая связь знаменитого художника с родным городом отражена не только в многочисленных картинах. Вот что пишет Шагал в Нью-Йорке 15 февраля 1944 года:
Врезка. Письмо  «Моему городу Витебску».
«Давно, мой любимый город, я тебя не видел, не упирался в твои заборы. Мой милый, ты не сказал мне с болью: почему я, любя, ушел от тебя на долгие годы? Парень, думал ты, ищет где-то он яркие особые краски, что сыплются, как звезды или снег, на наши крыши. Где он возьмет их? Почему он не может найти их рядом?
Я оставил на твоей земле, моя родина, могилы предков и рассыпанные камни. Я не жил с тобой, но не было ни одной моей картины, которая бы не отражала твою радость и печаль. Все эти годы меня тревожило одно: понимаешь ли ты меня, мой город, понимают ли меня твои граждане?..».
Хотя… Каждый мастер видит этот город по-своему. И если на шагаловских полотнах в пронзительно васильковом небе над Витебском летает нежная пара влюбленных, то у Владимира Маяковского, пробывшего в городе над Двиной всего один день в 1927 году, остались совершенно иные впечатления, ставшие достоянием потомков благодаря стихотворению «Пиво и социализм». В данном случае, дабы не огорчать наше повествование сатирической желчью лучшего пролетарского поэта, обойдемся без цитат. Отметим только, что дореволюционный Витебск Шагала и советский Витебск Маяковского – это «две большие разницы». Только в XXI веке, благодаря неустанным хлопотам белорусских властей эта сильно потускневшая за годы «соцреализма» жемчужина в ожерелье городов Белой Руси начинает понемногу возвращать себе былой блеск.

Влюбиться с первого взгляда
Девушки, как известно, бывают разные. Поверьте наслово, витебские – особенные… Но в данном случае речь не о них, а о городе, который навсегда остается в сердце каждого, кто увидел его хотя бы мимоходом.
Однако, чтобы Витебск ответил вам взаимностью, нужно найти к нему правильный подход. Основываясь на собственном, весьма удачном опыте, попробуем дать «дорожную карту», которая поможет открыть кладовые витебских чудес всего за один день.
Итак, отправной точкой для большинства прибывающих в Витебск гостей является авто- или железнодорожный вокзал. Благо, они находятся рядом, поэтому в обоих случаях дальнейшие ваши действия должны строиться по одинаковой схеме: чемодан-такси-гостиница.
Врезка.
ВАЖНО!
Договариваясь с таксистами, обязательно требуйте поездку «по счетчику». Хотя все «правильные» такси обозначены специальными номерными знаками желтого цвета, здесь таксует много жителей близлежащих городков, которые «меньше, чем за 10 тысяч (около 5 USD) не сдвинутся с места». Коренные витебляне без проблем довезут «по счетчику», что даже с учетом чаевых поможет сэкономить пару долларов.
Обязательно бронируйте место в гостинице заранее. Витебск – город фестивалей, конкурсов и соревнований, а не контрастов. Поэтому, несмотря на наличие как минимум пяти весьма приличных гостиниц различного уровня комфортности, свободных номеров для непредусмотрительных гостей может не оказаться даже среди недели, не говоря уж о выходных. Впрочем, в крайнем случае беспечный путник, не боящийся трудностей, может найти приют в частных квартирах, сдающихся внаем как на сутки, так и на более, и на менее продолжительное время.
Оставив поклажу в гостиничном номере, на общественном транспорте возвращаемся обратно на железнодорожный вокзал, и неотягощенные ничем начинаем наше путешествие.
От привокзальной площади сворачиваем налево и мимо автовокзала по улице Космонавтов выходим на улицу Революционную. Практически сразу, справа, за старым двухэтажным домом их красного кирпича состоится наше первое знакомство с Марком Шагалом. Здесь на Кошерной площади установлен изящный памятник художнику работы скульптора Александра Гвоздикова. Обозревая старую площадь, вы увидите оригинальное заведение с вывеской «Пельмени» и указатель с надписью «МАРК ШАГАЛ».
Следуйте в указанном направлении по улице Покровской мимо Витебского винодельческого завода и через несколько минут окажетесь у порога дома, где прошли детство и юность всемирно известного мастера кисти. Несмотря на испытания, выпавшие на его долю (немецкий снаряд, разрушивший часть крыши во время Второй мировой войны) здание хорошо сохранилось. Сегодня его интерьеры воссозданы в точном соответствии с рисунками Марка Шагала, благодаря чему посетители с головой окунаются в атмосферу быта почтенного еврейского семейства, типичную для многих дореволюционных белорусских городов.
Во дворе дома-музея стоит еще один памятник художнику. Скульптор Валерий Могучев изобразил Шагала, играющего на скрипке, символизирующей два главных города в жизни мастера – Витебск (дека) и Париж (гриф). Здесь же и непременные васильки, ставшие его визитной карточкой.
Однако, нам нужно спешить. По Покровской снова возвращаемся на Кошерную площадь берем чуть влево и прогулявшись совсем чуть-чуть по улице Советской армии, сворачиваем на улицу Димитрова, по которой выходим на главную артерию, связывающую городские ворота – вокзал – с историческим центром Витебска. Это улица Кирова.
Врезка: Здесь по пути можно заглянуть в антикварную лавку, где самым востребованным товаром (судя по количеству) является… В.И.Ленин. Гипсовый Ильич обойдется любителю советского антуража в 60, а фарфоровый Володя Ульянов в 200 тысяч белорусских рублей (30 и 95 USD соответственно).
Впрочем, совершенно спокойно можно в эту лавку и не заглядывать, поскольку впереди у нас есть намного более интересные объекты для знакомства. Один из них – Кировский мост. С него открывается великолепная панорама Западной Двины и исторического центра Витебска. Очень рекомендуем сфотографироваться. Интересующихся народными ремеслами и национальной белорусской кухней мы оставляем на этом берегу. Здесь, справа от моста, на улице Чайковского в отреставрированном здании бывших соляных складов находится центр «Задвинье», где можно научиться лепить горшки… а также откушать исконно белорусских яств под аккомпанемент народного ансамбля из 60 (!) инструментов.
Мы же следуем дальше. Сразу за мостом нас ждут несколько важных достопримечательностей: Благовещенская церковь (середина XII века, по легенде в ней венчался Александр Невский), Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа, гостиница «Витебск» и… ГУМ. Как же без этого? После осмотра вышеуказанных памятников архитектуры и небольшого перерыва на шоппинг, держась правой стены драмтеатра движемся к хрупкому мосту, переброшенному через речку Витьба.
«Как же так, мы ведь уже увидели блеснувшую вдали сферу знаменитого амфитеатра?». Терпение. Всему свое время.
Более тысячи лет назад тогда вполне полноводная река Витьба дала свое имя будущей культурной столице Беларуси. С тех пор утекло немало воды, и сегодня в летнюю пору это всего лишь неторопливый ручеек, о былой мощи которого говорит только глубокий ров, ставший естественным укреплением Высокого замка при основании Витебска.
Кстати, о мостике через Витьбу. Он называется Пушкинским, а недавно подле него расположилась импозантная бронзовая скульптура российского поэта. Он, оказывается, также как и мы сегодня,  почтил когда-то недолгим присутствием Витебск.
Переходим на правый берег речушки и слева оставляем женский монастырь с храмом Святой княгини Ольги.
Врезка.
Справа от монастыря по крутой тропинке можно взобраться на Успенскую гору, где установлен крест Святой Ефросиньи Полоцкой и ведутся работы по восстановлению  взорванного в 1936 году самого большого в то время православного храма Беларуси. В православный собор был ранее перекрещен иезуитский костел Святого Стефана (строился с 1716 по 1731 год).
Обозрев окрестности практически с высоты птичьего полета, спускаемся обратно, чтобы прогулявшись по типичной улочке старого Витебска (Толстого), выйти к главному объекту нашего интереса – городской ратуше. Многократно перестраивавшееся и реконструировавшееся здание впервые появилось в Витебске в 1597 году.
Сегодня мы можем увидеть его более чем сорокаметровую изящную башенку в стиле виленского барокко практически из любой точки старого города. Ныне тут размещается местный краеведческий музей, о котором уже было сказано в начале нашего рассказа. Отметим только, что смотровая площадка, венчающая ратушную башню, дает возможность почувствовать себя одним из парящих над Витебском персонажей с полотен Марка Шагала. Да, рядом с ратушей уже вновь сияют золотом купола недавно восстановленной Воскресенской церкви.
Отсюда мы неторопливо прогуляемся вверх по улице Суворова. Во дворике дома №3 можно полюбоваться памятником архитектуры позапрошлого века – Домом с мезонином. Сейчас тут размещается резиденция витебского архиерея.
Идем далее до перекрестка с улицей Советской. Сворачиваем налево и попадаем в уютный сквер, в центре которого возвышается гранитная стела «Бессмертной доблести героев Отечественной войны 1812 года». Здесь же находятся: великолепно сохранившийся губернаторский дворец, арт-центр Марка Шагала (здесь хранится оригинал его последней картины «К иному миру») и единственный в мире памятник музыкальному критику – Ивану Соллертинскому.
Отсюда нам нужно вернуться обратно к ратуше. Поэтому дальнейший маршрут поведет мимо губернаторского дворца вдоль набережной Двины. Здесь за городским зоопарком с приветливыми аистами, лебедями и львом-патриархом вы обнаружите вполне светское заведение «Золотой лев». В дни «Славянского базара» тут балуют свои нежные желудки звезды эстрады, бизнесмены и бомонд многих европейских столиц. Отсюда уже рукой подать до ратушной площади. 
Однако до этого мы рекомендуем подойти к дому №30 по улице Ленина. По давней традиции витебляне называют его «синим». В этом доме сорок лет жил и работал выдающийся белорусский художник Юдэль Пэн – учитель Марка Шагала. Ему посвящена мемориальная доска, украшенная двумя обнимающимися голубями. На барельефе рядом изображен сам художник в длинном плаще и шляпе, в руках он держит палитру.
Нужно отметить, что гордостью расположенного неподалеку Витебского художественного музея является самая большая в мире коллекция из 182 работ Юдэля Пэна. Кроме того, в этом музее, расположенном прямо на площади Свободы есть произведения Репина, Куинджи, Поленова. Будем надеяться, что к открытию очередного «Славянского базара» они уже будут доступны для обозрения.
Вот и близится конечный пункт «дорожной карты», которая должна была провести нас по самым любимым местам Витебска. Конечно же, это амфитеатр, где ежегодно в июле собирает гостей один из самых крупных в мире фестивалей «Славянский базар». В этом году самая масштабная концертная площадка Беларуси заметно похорошела. Здесь радушно открыло двери бомонд-кафе «Маэстро»…
Приезжайте сами, чтобы в этом убедиться!


Рецензии