Ночь в полнолуние - нападение ментов на геологов..

 Подразделяется на два документальных рассказа :  1- "Янканский гость";  2- "Сковородинский беспредел"               

Реальные события,  произошедшие с сотрудниками Амурской партии  ФГУП
‘’ Дальгеофизика '',  а с июля месяца – ЗАО  ГРК  '' Дальгеология '' г. Хабаровска. Географические названия и имена, фамилии не изменены.   /




                2  0  0  7 г .



















                ,, ЯНКАНСКИЙ        ГОСТЬ ,,



      Пос. ЯНКАН, Тындинского района Амурской области. В поселке прежде находилось управление прииска, проживало здесь несколько тысяч человек. Сейчас же местное население помещается не то в 8 , не то в 6 домах. Начальник партии, Федюшкин М.Ф. , договорился с населением об аренде нескольких домов. В одном из них, на окраине, поселили нас ИТР. Общая численность работников Амурской партии в Янкане около 20 – 24 человек, из них ИТР  около 8 человек.  Периодически мы уезжали с базы партии и работали на участках, в 40 – 100 км.
    
       ИЮНЬ. В данный момент мы все собрались на базе / в пос. Янкан /. Ночь. Мы не закрываемся т.к. наш студент Ильдар и топограф Иван, могут прийти поздно.
       Зажегся свет. Я приподнялся на кровати, в доме около дверей стоит пьяный парень / 25- 30 лет./. Увидев, что я приподнялся, он подошел ко мне.
 - А где тут студент, Ильдар?
 Черт его этого Ильдара знает, с кем он тут дружбу водит, может это его приятель?
    - Да вот в той комнате, - я указал на комнату, в которую он вошел и где горел свет,- кровать у стола.
  Парень, слегка покачиваясь, тут же перешел в ту комнату:

- А ну-ка, как в армии, быстро. Я сказал, быстро встал! – послышался не только грубый голос пьяного, но и раздались шлепки.
 Не понял, что это?  Я приподнялся, ну, думаю, придется  вставать. Смотрю, а Хлыст Владимир Петрович взял  за шиворот и на вытянутой руке несет-толкает его к двери, приговаривая: ,,Ты мне мешаешь спать,,.
  На улице послышался шум. Я выбежал на крыльцо. Смотрю, Петрович справляется сам. Посмотрел на часы – 2 часа ночи. Пьяный сельчанин лежит на спине, пытается,  предохраняясь от ударов, прикрыться коленями и локтями. А Хлыст,  согнувшись над ним, не спеша нанес несколько ударов кулаком в грудь и ногой в бок, по ногам, приговаривая: « Пенсионера обижать?!»

/ Хлыст ВП, ведущий геолог , 64 года/.
   Оказывается, Петрович отпустил  за дверями пьяного, а левую руку не убрал из проема двери. Наш незнакомец сильно хлопнул дверями, а они эти двери травмировали руку, так что почти сразу кисть распухла, хорошо, что хоть не получилось перелома. Ну, Петрович и обиделся.
  Так ударив незнакомца пяток, ну, может от- силы шесть-семь раз, Хлыст спросил:
 - Тебе хватит?
-Да, пенсионер, хватит, - в глазах нашего нового знакомого читался страх.
       Петрович разогнулся и слегка прихрамывая, зашел в дом, я тоже уже шагнул через порог  и, в этот момент раздался звон бьющегося стекла, через какое-то мгновение этот звон повторился в другом окне. Я сбежал по ступенькам, наш нарушитель спокойствия уже побежал вправо, в сторону центра, выкрикивая :      « Ну, я вас сейчас перестреляю!»

      Хлыст с Ильдаром  в доме зажгли спирали ,, Фумитокс,, от комаров, выключили свет.
     Я подумал, что это пустословие, но на всякий случай решил подежурить – «посидеть в засаде».
Ага, вот в метре от ступенек лежит на земле штыковая лопата. Пусть лежит здесь, но на всякий случай нужно запомнить.
    ПОЛНОЛУНИЕ, хорошо все видно, почти как днем. Я подошел к месту, где раньше была калитка. Дело в том, что  прииска давно нет, хозяев дома тоже нет, заборы полусгнившие  держатся на подпорочках-палочках, что бы коровы ни заходили, т.к. во дворе соседи косят траву.
               
Мы буквально днем забор убрали, выкопали ямки, вставили столбики новые. «Все же  ИТР –цы здесь живут, как-то не красиво, перед домом гнилой забор лежит» –сказал что-то такое Хлыст и, проявил инициативу, пришлось ему помогать / помочь-то проблем нет , просто были другие планы на это время /. А после обеда прибежала соседка и давай орать. Вообще-то она женщина хорошая, но спокойно говорить не умеет. Ей кажется, что когда орешь на кого-то, люди пугаются, и давай делать, по-твоему: « Забор был  - коровы не заходили, вы убрали, и они теперь траву топчут!»
 На ответ, что мы, мол, красивый забор поставим, вот уже новые столбы вкопали, ее не интересовало – коровы «мать-перемать», топчут…
   До следующего дня / все же у нас и своя работа имеется/,  мы прибили к столбикам на высоте где-то 1,3 м. узкую доску, временно, что бы помешать проникновению не хороших коров к свежей траве.
     Так вот, подошел я к этому месту, гляжу, на черной земле, лежит лом          / как все видно, как светло от луны!/, рядом совковая лопата. В этот момент справа по улице, метрах в 100, выехал, светя фарой, мотоцикл. Я  не придал этому значения. Во-первых, мотоцикл здесь обычный транспорт, во-вторых - хмырь-то убежал ногами.
  Дорога проходит от забора метрах в 5-6. Мотоцикл, вроде, двигался по дороге, но в последний момент резко подвернул в сторону нашего дома, не доехав метра 2-3  до «забора» / отдельно стоящих тонких, см. по 10 – 15, столбиков и тонкой дощечкой вверху-поперек /. Я вначале не понял. Кто это пожаловал? Мотоциклист привстал, - понял же я, когда на фоне луны увидел, что подъехавший гость снял перекинутое через плечо ружье и с матами побежал на меня. В первый момент появилась мысль бежать в дом, ведь видит же он меня?! Затем в короткий момент времени прошел поток мыслей: « он же видит меня, сейчас подбежит и выстрелит, или остановится в метре и будет диктовать условия…», « спрятаться за домом, но ведь потом без шума вряд ли подойдешь к нему…»,  « ничего – себе засада, если я сейчас струшу и убегу в дом. Завалинки на уровне нижней части окон, он залезет на них, будет стрелять через окна и, ведь не спрячешься в комнатах» …
   Как только я увидел человека с ружьем - инстинктивно присел, замер, пытаясь быть неподвижным. Как он меня не увидел? / В куче песка виден каждый выделяющийся камень, в заборе каждая дощечка, лом черный на черной земле /. Мне просто повезло!!! Он на бегу пригнулся, « поднырнул»  под дощечку меж столбиков, и побежал к дому. Но успел сделать лишь шага полтора. Я взял лопату совковую и, вставая за его спиной - раскручиваясь со всей силы, ударил металлической ее частью по голове удаляющегося ночного гостя. Гость – же от силы удара, по инерции падая, сделал еще пару метров. Упал на бок, тут же лежа перевалился на спину и направил на меня ружье. Я  лопатой ударил по ружью, оно упало на землю, но не потеряло правую руку, которая держала его. Гость поднял левую руку как защиту  в мою сторону, пытаясь ограничить пространство между собой и мной. А одной правой  поднимает  ружье в мою сторону. Бью вначале, со всей силы, по его левой,  затем по оружию. Он выставляет  одну из ног вверх - мою сторону и двумя руками направляет на меня ствол. Бью лопатой по ноге потом по стволу ружья.  В итоге он выставляет подобным образом 5 – 6 раз левую руку, 3-4 раза ногу. В какой-то момент переломился черенок от лопаты посередине, я схватил ту половину, на которой лопата и продолжал не-то оборону, не-то атаку. Наконец-то этот тип выпустил ружье, и упал на короткое время на спину.  Я  отодвинул оружие  метра на полтора в сторону и крикнул:
-Петрович, он с оружием пришел!
 Петрович, уже широко расставляя ноги, в темпе шагал, забыв про боли в ногах. В руках его виднелся молоток.
 - Да я уже забрал у него ружье.
               

 -Где оно?- спросил Хлыст.
-Да вон…
-Что там?
-Сейчас посмотрю.
   Я поднял оружие, переломил ствол.
- С предохранителя снято, в обоих стволах картечь! / когда я сбил его лопатой     – включил налобный фонарик, которым воспользовался и теперь, рассматривая патроны /. Калибр – 12.
Удивительно, он даже просто от боли не нажал на курки, все пытался навести наверняка. Хотя было несколько моментов, когда ствол конкретно « смотрел» на меня. Удивительный в своем роде кадр.
 На самом деле все это с того момента как «гость» спрыгнул с мотоцикла, я его ударил, он пытался меня застрелить, а я обивал его конечности, между делом – ствол, прибежал Хлыст, - произошло за относительно короткое время.
 Полежав пару минут, наш незнакомец сел и сразу же начал с угрозами нам выдвигать условия. Обычно в такой ситуации человек смотрит, заискивая, показывая некую трусость, что бы больше не били, а здесь смотри-ка:
-Мне наплевать, что вы меня побили, а ружье отдайте!.. Вы отдадите ружье?!
Мне нужно определиться, если нет, я сейчас пойду, у меня их много и все равно вас перестреляю! ...
  Что делать с таким типом? Наверное, нужно связать, а потом сдать в милицию?
  По улице бегут несколько человек. Присмотрелись, ага, это наша / местная / повариха, два водителя камазов, с нашей организации. Вероятно, они сидели мирно себе пили, кто-то из водителей пожаловался, что мол студент нехорошо себя ведет / позже так нам никто и не сказал, как именно плохо студент себя ведет /. Наш новый знакомый, как теперь выяснилось - Анатолий – сожитель поварихи, отреагировал на это, наверное, где-то так: « я мол здесь слежу за порядком, сейчас я с этим студентом разберусь». Ну и пошел навести порядок, а тут какой-то пенсионер обидел его. Он прибежал, схватил ружье, не исключаю, что ему пытались помешать или хотя бы отговорить. Но наш Толик сел на мотоцикл и погоня его компаньонов задержалась.
  Они, трое прибывших, пытались проявить прыть – «Мы его сейчас заберем и ружье то же. Все нормально, это он просто перепил».
 - Слушай друг, - остановил я самого прыткого, - его никто не трогает, мы еще не приняли решение, что будем с ним дальше делать.
  Но этот прыткий попытался протянуть руку к лежащему на земле ружью, я повернулся и, соответственно палка в моих руках качнулась, парень отпрянул, ему показалось, что я хочу его ударить, в глазах его «прочитался» страх.
-Не лезь, а то сам получишь, – посоветовал я ему и он успокоился.
 Второй камазист, правда, на территорию не входит, наблюдает облокотясь на новый забор и оттуда советует.
 -Петрович, ну, что будем делать? – спросил я.
-Погоди, Иван, подумать надо. … Ну ладно пусть его забирают, а ружье не отдадим.
               
  Повариха-Вера с парнем - камазистом подхватили Толика и двинулись к месту, где оставлен стол. Не много еще выпив, они свозили его в Соловьевск, в больницу, где ему сшили остатки разлетевшегося, почти в клочья, уха. Это первым ударом я лопатой попал ему в левое ухо. Не повезло ему с левой стороной. Сшили ему остатки левого уха, на левую кисть утром жалко было смотреть, да и левой ноге хорошо досталось.
     Через какое-то время адреналин покинул наши тела, и мы уснули. Правда, кроме меня, Хлыста и студента остальные спали / кто дома был /, узнав обо всем только утром.
     Однако Толик в пять утра вновь появился. Только к его досаде мы на сей раз закрылись на крючок. Он попытался через разбитое окно подозвать кого-нибудь, чтобы застрелить из мелкашки, как потом выяснилось: - « Подойдите кто-нибудь к окну , поговорить надо или дверь откройте,…».  Никто не среагировал, все промолчали. Не получив возможности даже  подискуссировать,  он ушел куда-то. Опять – же, как позже выяснилось, не далеко, метров за 40, к соседскому сараю. Там он отпил половину из двухлитровой  бутылки пива, покурил, а тут и светать начало.
  Хлыст Владимир Петрович встает в шесть утра, делает на улице зарядку. Я вышел на улицу к пол седьмому. Смотрю, ходит большой Петрович туда-сюда, делает всякие упражнения, машет руками, а рядом немного согнувшись, пытаясь заглянуть в глаза Петровичу, худой Толик:
 - Пенсионер, ты мне скажи конкретно, вы отдадите мне ружье?
 - Никто тебе его не отдаст, - отвечает Хлыст, прерываясь в упражнениях.
 - Пенсионер, ты не понял, я должен определиться.  Если ты отдашь ружье, то я забуду, а если нет, то я сейчас пойду, возьму ружье, у меня их много, и перестреляю вас. Ты не шути, мне надо определиться.
  - Я сказал, никто тебе ружье не отдаст, не мешай мне.
     Толик присел в сторонке и стал выжидать, он из приготовлений понял, что сейчас народ уйдет на завтрак.
  В семь часов действительно ИТР-цы по одному, по двое уходили в сторону центра, там столовая.
  - Давайте кто-нибудь останемся, если все уйдем, он же в поисках ружья устроит в доме погром – обратился я к партейцам.
  В доме с жильем совмещена камералка, поэтому кроме личных вещей здесь рация, вся документация, компьютеры,…
  Остались я, студент – Ильдар, Вертоградов.
/ Вертоградов Владимир Васильевич, ведущий геофизик , 72 года /
  Наш новый знакомый,  которому за последние часы уделено так много внимания  / или наоборот он нам его много уделил? /, проследил, что последний из уходящих  метрах в 150 , свернул за угол; встал и пошел по дороге жестикулируя / все мол ребята, вам хана /. Прошел он вдоль нашего бокового двойного забора, наклонился  за соседним сараем, выпрямился с 2-х литровой бутылкой пива, на половину уже отпитой. Глядя на нас с ухмылкой, сделал несколько глотков, нагнулся, поставил бутылку, выпрямился, уже с оружием в руках / позже выяснится, что это мелкокалиберная винтовка, в простонародии – мелкашка /, стал целиться.
               
Я с Ильдаром наблюдали за ним со ступенек дома, Васильич стоял около еще не достроенного забора, метрах, в 8 от нас. Как только стрелок поднял оружие и стал целиться в нашу сторону - я и студент заскочили в пристройку перед входом в дом и захлопнули за собой дверь, в этот момент раздался выстрел. Я достал разряженное ружье, патроны, которые ночью вытащил из него,  посмотрел в окно -  стрелок стоит и целится в нас метров с 30 – 40.
  - Васильич, он же застрелит тебя, давай за дом! – крикнул я через другое разбитое окно.
 Вертоградов стоит по стойке смирно, с высоко поднятой головой, руки уперев в пояс. Внешне он абсолютно спокоен, у меня же спокойствия нет, а если этот придурок возьмет, изменит чуть – чуть угол прицела и пальнет в него?
  Простояв так несколько минут, сельчанин опустил ствол, подошел к забору и сел около него, повесив оружие в метре от себя на штакетину.
 - Иди сюда, поговорим…- говорит он, обращаясь ко мне, и машет рукой.
   Что он хочет? Если идти к нему, я же не полезу через траву, двойной забор, как то не красиво. Значит, я пойду через новый забор, а это метров 45. Он в любой момент снимет оружие, и я уже никуда ни денусь, сам нарвусь на проблемы.
 - Не ходи, Иван,- почти одновременно проговорили наши партейцы.
  Черт его знает, как нужно поступить правильно? Но ситуация должна разрядиться. Ну, уйдет он сейчас, наш огород заканчивается у соснового леса, жди потом гадости. Нет, наверное, попробую, Толик сейчас, кажется, спокоен.
 - Ильдар, вот ружье, оно заряжено, предохранитель снят, если будет целиться, то стреляй в него. Ты стрелял из ружья когда - ни будь?
- Стрелял,- ответил Ильдар, но в глазах его неуверенность и испуг.                Да, студент не поможет. Но, все – таки,  я попробую.  Я вышел и пошел. Когда проходил мимо Вертогадова, он сказал мне : « Иван, главное будь спокоен, не нервируй его». Я подошел к оружию, висящему в метре от хозяина, глянул на него – ясно, это мелкашка. « Ну, теперь парень ты его уже руками не возьмешь»  - подумал я – « В случае драки, подбегут ребята, помогут, но мелкашку заберем» .
 - Чего ты хочешь?  - мне ничего, вроде, не угрожает, поэтому спокойно спросил я. – Для чего все это?
-Студент ваш не прав – был ответ.
- А конкретней.
- Ни чего тебе не скажу.
- Ну, а зачем звал, говорил, мол, поговорим. Что он натворил?
- Водители ваши знают.
- Ну, хорошо, допустим, он в чем-то виноват или что-то натворил, ты скажи, мы его сами накажем, если это серьезно.
-Я тебе не скажу.
 В этот момент сбоку-сзади приближался какой-то мужик.
-Слушай, - чуть ли не по-приятельски заговорил Толик, -  отец идет, он же ее у меня отберет, давай спрячем?
- Ты, Толик вот что, не трогай ее руками, ни куда прятать не будем, пусть висит.
-Тогда я пойду ему навстречу, может он ее не увидит.
 Он встал и пошел к мужику навстречу, метрах, в 30 от меня, они встретились. Отец взял сыночка за шиворот и потянул приговаривая:
-Ты, что себе удумал, совсем распоясался  и сошел с ума!? Ты, что себе возомнил?
 Да, наверное, не разбираюсь я в людях, не психолог. Мне этот мужик показался правильным отцом, сыночек вот только от рук отбился.
 -Эй, папаша, мелкашку забери.
Отец тут же вернулся, увидел ее, взял.
-А ружье где?
-Ружье отдать не могу.
-Ну, ты и идиот, ты же понимаешь, я же тебя сволочь застрелю, ты меня еще узнаешь!-  выпалил злой Толик.
Они ушли.
Вертоградов то же после этого ушел в столовую, там он все рассказал Хлысту. Петрович перед завтраком еще сомневался, стоит ли заявлять в милицию, а теперь, когда узнал, что был выстрел, твердо, решил, что это необходимо.
 К обеду милиция из Соловьевска приехала. Мы сидели в доме, ждали ее, какая уж тут работа?
- Это вы правильно сделали, что заявили в милицию. Мы давно никак не можем их поймать с поличным, они и наркотиками торгуют и воруют. Плохо, что мелкашку отдали, из нее зимой человека застрелили, она у нас в розыске. Сейчас мы их, конечно, не поймаем. Они когда натворят что-либо, в тайге прячутся, там у них зимовья, мы их партизанами называем.
  Я написал заявление, остальные / Хлыст, Ильдар, Вертоградов / дали показания и милиция уехала.
/ Ильдар Ринатович Мустафин, студент –преддипломник Томского политехн-го университета , 21 год /
 Часов в пять вечера милицейская нива опять подъехала к нашему дому. Из нее вышли двое тех же сотрудников милиции. Один из них зашел в дом:
-Иван, можно с тобой переговорить, выйдем на улицу?
- Не понял, а чего у нас может быть секретного? Все в курсе, все участники событий!
-Ну, пожалуйста, выйди поговорить надо.
Я был удивлен, милиционер предлагает выйти, почему нельзя переговорить в доме?
Я вышел, оба мента сидят на завалинке.
-Иван, тут ваша повариха – Вера позвонила нам. Она плачет, просит миром все утрясти. Ты как, у тебя же нет « из принципа его посадить».
-Принципа у меня нет, мы приехали работать, а не воевать. Но вы, что, обалдели что ли, он же завтра кого-нибудь пырнет или подстрелит?!
-Да нет, он все осознал, больше такого не повторится. Они добровольно уже сдали мелкашку. Мы сейчас его с отцом привезем, ты договаривайся.
-Да я не собираюсь вообще с ними говорить,…
   Но сотрудники милиции, не смотря на мои слова, не дослушав, встали, пошли, сели в машину и поехали. Но минут через несколько вернулись, из машины вместе с ними вышли Толик и его отец. Толик громко плакал, отец его улыбался.
               
- Ванечка, да мы еще друзьями будем,  да ты приходи, выпьем …- вещал отец.
- Вот, Иван Панфилович, мы как вам и обещали, привезли их, давайте договаривайтесь.
-Да не верю я ему, сейчас он плачет, а вы уедете, он напьется опять или выстрелит в кого-нибудь или порежет кого, кусай потом локти, что смалодушничал, да поздно будет! Нет веры его слезам.
-Мелкашку они добровольно сдали, оружия у них нет больше,- гнул свою, не понятную для меня  линию, мент.
-Да я никогда к вам не подойду, проблем не будет – сквозь слезы голосил Толик.
     Вот актер!
Я зашел в дом. Стекол нет, Хлыст с Вертоградовым все слышали.
-Ну и что вы скажете, что посоветуете?
- У тебя своя голова, мы тебе не поможем, сам думай, - ответил Хлыст.
-Но мнение то свое сказать можете?
-Видишь, они приехали договариваться, не откажешься, они все равно дело будут вести как им нужно,- отозвался вновь Петрович.
-Сам думай, Иван,- услышал я совет Вертоградова.
 Я вышел.
- Ну, хорошо, а как вы себе представляете - «замять». Это, что значит, все протоколы порвутся?
-Нет, мы это говорим при них. Если хоть одна жалоба будет от вас, нахомят они или с кулаками полезут, не важно, вы сообщаете нам, и документам будет дан ход.
-И какую же я должен написать бумагу, какого содержания?
-Мол, так и так, мы мирно договорились, и я не имею претензий к такому то гражданину.
  Не выдержал я такого напора, написал бумагу.
 Позже, Владимир Эрнестович, староста поселения Янкан, замечательный человек, отец той самой Веры, рассказал мне про эту семейку:
/ Отец Толика отсидел в тюрьме 20 лет, сам Толян был осужден на 5 , отсидел 1,5 и вышел по амнистии, один брат осужден не то на 5 не то 6 лет, через год выйдет, один отсидел около 6, год как вышел, сейчас здесь в поселке ошивается/
 -  …А Толян мечтает здесь править, чтобы ему все подчинялись и местные и геологи, чтобы по его все было. У меня тоже были большие проблемы, пока не разобрался с ними кардинально. Я думал, вот сейчас этого Толяна посадят, проще будет, зря ты отказался.
 Позже мы с базы партии  / Янкана / долгое время отрабатывали два участка. На вахтовке нас завозили 2,5 – 5 км. День мы работали в тайге, в основном парами, а к ночи возвращались. В поселке, иногда, встречались на улице, Толик всегда был на мотоцикле. Нужно видеть его взгляд: злость, презрение,…
  Поздно осенью мы выехали в Хабаровск, в декабре меня перевели в другую геологическую партию.







               

            « СКОВОРОДИНСКИЙ                БЕСПРЕДЕЛ «


  Я закончил геологические маршруты на участке Большой Янкан, около пос. Янкан,  Тындинского района. Начало горных работ на Кировском рудном поле
задерживалось и наш главный геолог партии Абдиязов Павел / Абдиязов Павел Ахметович, гл. геолог Амурской  партии с 2007 г., 29 лет / попросил меня подъехать для завершения полевых работ на Ольдойский  объект, лицензионная площадь которого находится западнее г. Сковородино, примерно в 60 км.
   Конец сентября. Полевой палаточный городок располагается прямо около федеральной автомобильной трассы, ближайшая палатка находится метрах в 50 от обочины. Лагерь существует уже около месяца. Из рабочих здесь  рубщики просек, рабочие на геофизических методах, рабочие литохимического / металло-
метрического / опробования, повариха. Из ИТР : гл.геолог, техник –геолог, гео-физики, топограф; теперь добавил этот коллектив я – геолог. Общая численность
18 человек.
  После моего приезда проработали с неделю. Местность заболоченная, участками просто болото в виде кочки  и воды меж ней. Я удивился по приезду «зачем так близко к пыльной дороге поставили палатки?»
-Не смогли проехать через техногенные отложения / старательские отработки /, вот и пришлось…
                Эта история началась днем.


  Наше предприятие арендует вертолет, и спецгруппа геофизиков с оборудованием делает днем пролеты по профилям. Летают ребята уже около месяца. Работы дорогущие, в общем, выгодные. Ребята – геофизики, обслуживающие оборудование на вертолете, предложили еще какой-то метод. Для того чтобы его провести нужно было согласовать с кем- то из руководства предприятия. Находящийся в это время в Янкане, Потоцкий Юрий Петрович / заместит. ген директора по поискам /, днем съездил к ним. А на обратном пути заехал к нам. В этот день шел долго дождь, и мы были на месте. Потоцкий с Абдиязовым обсуждали  партийные, в основном геологические, проблемы. Петрович между делом сказал, что «на  северо-западе от нас в брошенном поселке Читкан вертолет, а рядом у старателей геофизики». Не знал я тогда, что эта информация ох как пригодится мне ночью.
  Потоцкий уехал в Янкан.
  В нашей палатке нас было трое: я, Абдиязов Павел и Зайцев Сергей / Зайцев Сергей, техник – геолог, примерно, 22 г. /. Мы сидели в палатке, через экран ноутбука, смотрели кино. Вдруг на улице послышались посторонние голоса, маты. Было 22- 45, времени.  Павел встал, «не понял, что это ?» - сказал он и вышел из палатки, я следом за ним, накинув телогрейку / она же ватная куртка и она же фуфайка /   и сунув ноги в кирзовые сапоги / я был в тонких носках, эх уметь предвидеть бы, намотал бы портянки /. Слева от палатки было светло. Это со стороны трассы съехала какая-то машина, встала около соседней палатки и давай слепить нам дальним светом! Перед фарами маячат чьи-то силуэты. Понять кто это сложно, свет бьет по глазам. Павел прошел метра два, я иду за ним следом. В двух-трех метрах впереди кто-то спросил:
- Кто здесь старший?
- Я, - ответил Павел.
  И тут же в его сторону прозвучало два одиночных выстрела / позже выяснится, что стреляли  из автомата /, с расстояния 2 – 3 метра. Павел от неожиданности и, наверное, от страха присел на колено, Ну, а мне идущему сзади него в метре,  показалось, что его просто застрелили.  Я повернулся, через метр завернул за угол своей палатки, и побежал вниз к столовой из полиэтилена. Пока я бежал, / почти сразу / прозвучало два одиночных выстрела. Позже ребята мне расскажут, что стреляли по мне. Оказывается, один омоновец стоял в стороне и мой бег у него был в поле зрения. Он выстрелил из автомата с расстояния, как потом запишет эксперт « 7,5 – 10 м ».
- Ты что, совсем разучился стрелять? -  подначил его тот, что стрелял первым,  поверх головы Павла.
- Да яж целил ему по лопаткам! Как он ушел?
   Я пробежал мимо летней кухни. Оглянулся пару раз, пока бежал метров 40, никто, вроде, не преследовал. Впереди были кучи, высотой метра 3, старательских отработок. На них можно было забежать по деревянной лестнице. Но на отработках нет ни кустика, а в эту ночь было ПОЛНОЛУНИЕ,  и мой силуэт был бы отчетливо виден на фоне неба. Перед каменным валом / старательскими отработками /, наоборот, было вытянутое углубление с метр, в него я и прыгнул.
Пригнувшись, я стал рассматривать  лагерь.  «Что это? Кто это? Что они хотят?» - рой мыслей витал в голове.
 - Ну-ка все сели в круг на колени, чтобы я вас видел, - звучал командирский голос.
  Ага, вот из палатки с поднятыми руками вышли и идут Сеченов, Вертоградов, их сопровождает автоматчик в маске. В кругу кому-то закручивают  руку и пинают по бокам.  Сергей Зайцев спрятался под нарами / это он мне позже рассказал /, затем вышел с поднятыми руками, подошел к кругу сидящих и сам сел на колени. Всех заставили не только сесть на колени, на холодную / в это время на воде уже забереги – ледок вдоль берегов / и мокрую землю, но еще наклониться немного вперед /возможно, чтобы люди меньше видели тех, кто на них напал /  и руки согнуть за головой. Всех кто пытался пошевелиться - начинали сразу пинать берцами или по спине, или по ребрам, а для пущего эффекта подставят ствол к голове избитого человека и делают выстрел.
 Прошло минут 15, все кроме меня и поварихи, были в кругу.
- Этого, который  сбежал, найти в любом случае, - услышал я.
 Я осмотрелся по сторонам. Полная луна, я вижу каждую ветку на расстоянии метров 10. « Найдут, нужно уходить» - промелькнула мысль.  И я по канавке ползком, на коленках, а немного удалившись - привстав, но согнувшись, начал удаляться. Метров в 300 от лагеря мост через р. Улягир. Пройдя под мостом, я оказался на противоположной стороне автомобильной трассы. Поднялся вдоль нее до уровня «напротив лагеря»  и засел в лесу, не далеко от обочины. Видел я теперь только освещенный, метрах, в 120 – 150, от меня, участок леса, людей я уже не наблюдал. Что там происходит, я не видел, но периодически слышал одиночные выстрелы из автомата. « Что там происходит, зачем они стреляют? Неужели расстреливают людей? Бред, для чего? Смысл в чем?» - какие только мысли не лезли в голову, но ответов я не находил. Факт – периодически слышны выстрелы.
Слышу постоянно, как зовет меня Павел:
 - Ваня выходи, иди сюда.
 Ага, Павла заставляют, я единственный свидетель,  и они хотят, чтобы я пришел. Нет, мне идти не следует, в любом случае.
   Наступил момент, когда машина развернулась, судя по тому, что фары теперь светили в мою сторону. Машина встала, раздалось два выстрела, через пару минут я заметил, что она движется по лесу к дороге. Моему удивлению нет предела, я был уверен, что это бандиты / а значит, я предполагал увидеть что-то вроде джипа/, а тут на трассу выезжает УАЗ-469 и  двинулся в сторону Сковородино. Было где-то 1- 30 ночи. Что ж получается, что это менты что ли? Если это так, то, что же тогда это было?
    Я просидел в кустах минут 15. Из лагеря не доносилось ни звука, никто не звал меня. «Наверное, последним застрелили Павла?» - предположил я. Стою и не знаю, что мне делать? Одно понятно, я не могу просто пойти куда-нибудь в тайгу и там, у костра ждать утра. Нужно что-то предпринять, каким-то образом сообщить о случившемся. Наша база находится в 100 км отсюда, в Янкане. Но там нет сотовой связи. Периодически по трассе на запад движутся группы машин,
по 5 – 10 штук. Это японские подержанные автомобили, их перегоняют из приморских портов / и порта Ванино, Хаб.края/ в Сибирь, на Урал и даже в европ. часть страны. Хорошо, допустим, мне удастся убедить кого-то из них и мне дадут сот.телефон. Куда я буду звонить? Мой телефон в палатке /  со всей его базой данных/, пойти туда я не могу, там наверняка засада. Да и УАЗик, возможно, еще не уехал,  и поехали, может быть подобрать меня, идущего по трассе?
 Итак, предположим, мне дадут телефон, куда я буду звонить? Потоцкий днем также сказал, что у геофизиков около вертолета хорошая сотовая связь, старший там Тарасенко Валерий Николаевич. Как на него выйти? Позвоню друзьям, Пухаревым, они позвонят сотруднице нашего предприятия Ольге Нечунаевой. Она свяжется с женой Тарасенко, которая ему по сотовову и сообщит, а утром они прилетят. Стоп! ! ! А если я не все правильно понял, никого не расстреливали? В Хабаровске же к утру, жены геофизиков и геологов, находящихся у нас на участке, поднимут панику. А если у кого инфаркт,…? Что потом мне скажут мужики? Нет.
    Мысли разные лезут в голову, а что мне сделать?
 Наверное, нужно за ночь попробовать найти вертолет. И, я пошел. Для начала на Восток, в сторону Сковородино. Я помню, что там где-то  км. через 5, на трассе указатель с надписью « УЛЯГИР 2 км.».
  Встречаются только перегонщики, я спускаюсь по насыпи ближе к лесу, чтобы меня не видели. А вот выйдут вооруженные люди из засады нашего лагеря и остановят кого-нибудь из них: « - А, вы не видели там идущего пешком? А в скольки это километрах?».  Нет, никто не должен знать о моем передвижении. Колонна машин проходит, я поднимаюсь на трассу и бегу, чтобы компенсировать потерянное время. Я сказал себе, что « если искать вертолет, то это нужно сделать до его взлета утром. А сколько до него километров, где этот Читкан? Поэтому я
должен идти со скоростью 6 км./час, а если время потрачено, то я должен бежать,
компенсировать его».
  Через,  километров 5, я подошел к указателю и повернул на Улягир, до него теперь 2 км. Ни встречных, ни попутных автомобилей. Вот и железная дорога, а поселка нет. Там где раньше был населенный пункт теперь сенокосные угодья, чистое поле. Но мне повезло. Около ЖД дом, к нему пристроена веранда. Как раз проходит поезд, и в веранде я замечаю женщину, с фонарем в руках. Увидев меня, она инстинктивно дернулась к дверям.
 - Пожалуйста, не бойтесь меня, мне нужно только спросить.
Женщина немного расслабилась и показала рукой к окну. Я подошел к нему, отсутствие стекла позволило спокойно говорить.
-Скажите, как мне найти Читкан?
- Идите вот в ту сторону,- она показала мне рукой на запад.
-А если по автодороге?
-Вы идите по шпалам.
-Сколько до него?
-Я не знаю, я не местная, на работу меня привозят. Наверное, 2 – 3 км.
-Спасибо!
  Я пошел, пытаясь выдержать заданный самим собой темп. Светит луна, все
видно, не спотыкаешься. Поезда идут довольно часто, пропускаю, затем бегу. Прошел км 1,5 – 2 , двойной мост через р. Улягир, очень высокая насыпь. Справа
дома три, разрушенных. Видны остатки кирпичных стен, обеленных снаружи.
Никаких не разрушенных домов и вертолета не вижу.  «Может там подальше от ЖД, в лесу еще дома есть?» - подумал я. Спустился, побродил по окраине, промок в высокой траве / где-то в это время появился туман, который со временем становился все гуще /, никаких домов, подъездной дороги не нашел. Что делать, может это и есть Читкан, но брошенный? Поднялся на насыпь, где-то вдали светофор. Может он в поселке? Бегу, иду. Через километр понял, что этот светоф  на повороте линии ЖД. Иду обратно к той женщине. Постучал в дверь веранды, никто не выходит. Обхожу дом вокруг. Через не полностью закрытую шторку вижу, что она сидит за компьютером. Постучал, женщина подошла к окну, отодвинула шторку. Ну, что хорошего она про меня может подумать?
- Уйдите немедленно, не преследуйте меня, здесь нельзя находиться. Сейчас
милицию вызову! – услышал я.
     Милиция мне не нужна, а то попаду к тем в итоге, кто меня ищет. Нет, не порадую их. А вот и поезд, женщина вышла с фонарем.
- Женщина, не бойтесь, скажите только, в Читкане люди живут?
- Это вы опять?
- Я стою спокойно, пожалуйста, мне нужна ваша помощь!
               
- Да, из Читкана постоянно приходит женщина, она говорила, что держит хозяйство. Ты, наверное, не дошел.
      Иду, бегу обратно/ как пригодились мне сейчас занятия бегом и лыжами /. …Давно уже чувствую, прошел 5, затем уже где-то 10 км / как позже мне скажет вертолетчик, от того ЖД пункта  до Читкана 12 км. /. Повезло мне, что вышел я в телогрейке  и сапогах, хоть только в носках /без портянок /. Но не в тапочках же!
 И вот я вижу слева от насыпи  дома три, деревянных, на двух хозяев каждый.
Взял палку в руки, посвистел. Собаки лают, но не подбегают, выбросил древко.
Первые два дома на замках, около третьего парочка собак привязанных. Постучал
в окно, к нему подошел мужик: «Кто там, мать-перемать?».  Выслушав терраду
матов и угроз, я спросил через стекло:
- Мужик, где вертолет?
- А, вертолет, сейчас выйду.
        Мужик вышел.
-Ты чего такой злой?
- Да я думал за самогоном опять пришли, я же им сказал, чтобы поздно не приходили.
-А сколько сейчас?
-Пять утра. Вон видишь, на той стороне насыпи столб? К тому столбу подходит тропа. Пойдешь по ней, это ровно два километра, выйдешь к вагончику артели, там сторожа,  рядом и вертолет.
-Да как же я ночью, в тумане, в тайге? А если развилка тропы, я же в тумане заблужусь?
- Нет, развилки нет. Правда идти придется по болоту, но тропу натоптали хорошо, не должен сбиться. Одна тропа там, ее и натоптали ко мне, за самогоном ходят.
  Иду по тропе, действительно местами в воде по колено, густой туман. Ничего, что ногам холодно, лишь бы тропу не потерять.  Действительно, только подумал, что около 2 км. уже прошел – увидел вагончик, а перед этим я перешагнул эл.кабель, проложенный справа от старательских отработок, налево в лес. В вагончике мне не открыли, я вернулся немного назад и пошел по проводу. Вскоре я увидел вертолет, стоящий среди соснового леса. У-Х! НАШЕЛ! Я взял в руки палку, посвистел. На свист прибежали две собаки, завиляли хвостами. Я погладил их и выбросил палку.
 В помещении вспыхнул луч фонарика, я пошел на него, в освещенном пространстве, на кроватях, лежат люди.
 - Где тут Тарасенко?
/ Тарасенко Валерий Николаевич, геофизик. Весной мы работали вместе, он был начальником участка «Адамиха» /.
-Да вот рядом лежит,- при этом луч осветил соседнюю кровать.
-Николаич, у нас вооруженное нападение, вставай.
     Сразу зажегся свет, люди начали подниматься, кто-то сразу поставил чайник.
Я рассказал о том, что знал. Выпил пару кружек чая; переоделся в сухое.
- Сейчас без 15 шесть, в Хабаровске семь. Сейчас я звоню, ставлю руководство предприятия в известность, - сказал Николаич.
  Вертолетчики, покурив на улице, зашли и сразу к делу:
               
-Предлагаем выйти на командующего округом, поднимать шум сразу, с самого верха.
-А причем здесь военные? - удивился я.
-На кого выйдут руководители вашего предприятия? А командующий выйдет на прокурора края и прокурора области, если понадобится – на Москву.
-Хорошо, давайте! – согласился Тарасенко.
  Пилоты ушли в вертолет на связь.
-Руководство дает добро на использование вертолета по нашему усмотрению. При первых признаках рассвета летим, - поделился информацией Валерий Николаевич.
     Действительно, рассеялся туман, появились первые признаки рассвета /вот-вот из-за горизонта появятся первые лучи солнца / и, в начале восьмого взлетели. Мне ночью пришлось, не зная точного местонахождения, идти полукругом и пройти около 25 км., а сейчас мы летим напрямую. Через 10 мин подлетели. Делаем круг, второй, третий. Живые есть, люди стоят в лесу и машут руками, но почему-то никто не поднимается на чистую площадку.
- Может, они там под автоматом? - недоуменно вслух рассуждают пилоты,- Иван, сейчас снизимся, ты сбегай и узнай обстановку, дашь сигнал.
 Я спрыгнул, побежал….Партейцы стоят немного удивленные, уж меня-то они не ожидали увидеть выпрыгнувшим из вертолета.
- Павел, в лагере посторонние есть?
-Нет никого, они ночью уехали.
   Я махнул пилотам рукой. Заглушив вертолет, пилоты и геофизики подошли. Мужики начали, иногда перебивая, добавляя друг друга, рассказывать, что с ними ночью вытворяли:
-Мы всю ночь не спали, ждали, что опять вернутся, - говорит Павел.
- Никогда такого унижения не испытывал  - …Вертоградов.
- Они искали повода применить оружие на поражение. Заставляли ползать на коленях : «Ты и ты ползите вон туда и обратно».  А сами ждут, не побежит ли кто, не набросится на них?
-Стоило только кому-нибудь пошевелить рукой, сразу пинали берцами или по спине, или по ребрам. Потом подставят автомат к голове и стреляют. Веселились они так, для эффекта!
-Пьяные они были все, могло быть все что угодно. Если кто пытался с ними заговорить, сразу начинали бить.
-Двое были в масках с автоматами, один в маске без оружия и двое без масок, водитель из машины не выходил, иногда только переключал свет «дальний - ближний».
-Днем прошел сильный дождь, землю промочил. Мы в теплых палатках сидели в майках, тапочках. Так они не дали никому одеться. Заставили сидеть на коленях всех, голову нагнув к земле, руки за голову и чтоб никто не шевелился.
- А когда они уезжали, сказали  чтобы мы встали. Никто встать не смог, попадали на бок.
-Говорят, составьте отдельный список сидевших / в тюрьме / - рассказывает Абдиязов - я им говорю, что не знаю, принимает отдел кадров. Они говорят  «ты, что нас за идиотов держишь, вон у того наколки, мы значит видим, а ты нет?» Заставили сознаться тех, кто сидел. Потом говорят -  «ты, ты и ты» с нами поедете. Я спросил, почему? Они говорят: «если сидели, значит, террористы!». Мужики, конечно, в ужас пришли. Они при таком скоплении народа не стесняются, а что надумают, когда возьмут пару км. отвезут и продолжат свои шутки? Они бы их забрали, но им было вшестером самим тесно. Мне как старшему они единственному разрешали иногда говорить.
     Да, народ на взводе. И те, кому ночью пришлось испытать унижение, и те, кто весь этот ужас услышал.
 

 P. S.           Прокурор Амурской области  в начале восьмого утра уже вызвонил начальника милиции Сковородино. Нам наше руководство сообщило номер тел  этого начальника, он сказал по телефону «никому никуда ехать не надо, мы сами к вам едем. К обеду подъехали: начальник милиции Сковородино, начальник милиции ЛОВД /милиция на железной дороге / того же Сковородино, следователь прокуратуры из Благовещенска, эксперт – криминалист. ….. Мы передали стреляную гильзу от автомата, и выяснилось, что патроны были   боевыми, об этом говорит спец раскраска капсюля, следователю из прокуратуры…. Начальник милиции нам рассказал, что официально по протоколу произведен пересчет патронов и их действительно в магазинах не хватает. Установлены все фигуранты ночного беспредела. Это: два сотрудника ОМОН г Читы (они были с автоматами), капитан с ними. Они втроем были в командировке, по линии ЛОВД; два капитана из Сковородино, один следователь ЛОВД, другой следователь, кажется, РУБОП / если бы что, то, наверное, он бы и расследовал. Допустим, не сдержались бы и начали стрельбу ……./.  Они не отрицают. Говорят, ехали, увидели свет, решили проверить документы, а тут пятеро пьяных геологов на них напали, вот поэтому и не хват патронов, пришлось стрелять вверх, чтобы остановить этот беспредел / со стороны геологов /, – доложил нам начальник, улыбаясь.
На наш вопрос, а как же объяснить, что в Сковородино лежит наш сотрудник со сломанными ребрами? - начальник объяснил:
       -Они и на это ответили, мол, сами геологи повалили своего топографа, и давай ему ребра ломать!
 

               В течение недели у нас каждый день были из милиции, а затем как-то  все  поутихло. Вот сейчас, на середину марта 2008 г назначают очную ставку.
А, что раньше нельзя было? Ждали бы уж тогда года два, тогда бы наверняка
никто никого бы не вспомнил!
            
            
               5.03.2008 г
Р. S. В марте действительно, привезли двоих  ментов, вернее, ОМОНовцев из Читы. На вопрос Вертоградова: – «Почему не привезли тех двоих, что были без масок?», был ответ следователя прокуратуры: - «Они отказались ехать!».
О, как!
 Ну, а узнать тех, кто был в масках, да еще через полгода - это не реально.
                Апрель 2008г

P. S. Итог. Два омоновца взяли всю вину на себя, их уволили из органов. Остальные участники издевательств (офицеры) признаны не виновными.  Ну, раз самое суровое наказание - только увольнение, то почему не поиздеваться над согражданами? Если бы даже застрелили меня, этим подонкам в форме, похоже, наказание было таким же!!!
             Июль 2010-го
                Геолог 1 кат.                И. П. Бахтин.
bahtin-ivan@yandex.ru


Рецензии