Рецензия на фильм Как я провёл этим летом

«Метеодедовщина» или фирменный рецепт режиссёра Алексея Попогребского для лечения сенсорной депривации души.



Если обычного человека поместить в тёмное помещение и лишить всех внешних раздражителей (звук, свет, запах, прикосновения, перепады температур и др. – авт.) – то через некоторое время кора его головного мозга отключается и перестаёт контролировать подкорку. Это в медицине называется сенсорной депривацией или изменённым состоянием сознания (излагаю очень упрощённо – авт.). Находясь в таком состоянии человек элементарно «глючит» без «травки, колёс и «кислого борщика в тухлую веночку» и может совершить массу неадекватных поступков…

Некоторые люди могут самостоятельно «отключать» у себя сенсоры Высшей Нервной Деятельности; – совесть, сострадание, ответственность, уважение, патриотизм, любовь к ближнему, и проч. Это очень удобно – живут они себе только сегодняшним днём, по принципу - «Никто никому, ничего не должен», в основном в «заИнетье» и в ус не дуют - без каких-либо обязательств и никого, кроме себя, не любя…
Но жизни такой не особо позавидуешь, – ничего там нет настоящего, - ни друзей, ни любви, ни семьи – и в конце этой жизни лишь, - в лучшем случае, - как писал классик «Речи, памятник, ограда…».

И вот еще, какая закавыка, – есть в биологии закон, согласно которому, - если систему в организме сознательно не используют, то она (система – авт.) атрофируется от бездействия и более не восстанавливается...

Фильм «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского как раз об этом – об очень узнаваемом, современном компьютерно «продвинутом», юноше-инфантиле с отчётливо выраженной сенсорной депривацией души, волею судеб, оказавшемся в абсолютно замкнутом пространстве с другим - прошедшим «жизненную школу» мужиком, у которого нет этой «депривационной» патологии психики (наличие которой я считаю патологией – авт.), равно как и компьютерной «продвинутости» (отсутствие которой я не считаю патологией – авт.)….

Актёры, сыгравшие в фильме практически неизвестны зрителю. Это дебют Григория Добрыгина (впоследствии он снялся в главной роли в фильме «Черная молния» и стал знаменитостью – авт.) и второй фильм Сергея Пускепалиса, дебютировавшего в предыдущем фильме Попогребского «Простые вещи» (в настоящее время он - главный режиссер Ярославского драматического театра – авт.).

Режиссёр Алексей Попогребский не случайно по первой своей специальности психолог, - и хотя он постоянно говорит, что снимал «антипсихоаналитическое» кино – я ему не верю (я бы этот фильм показывал студентам медицинских ВУЗов – авт.). Согласен я с ним в том, что, - опять же его слова: – «Человек – гнездо стереотипов. Люди должны изучать себя. Не поместив себя в суровые обстоятельства, вы не узнаете, на что способны». Американский журнал «Variety» назвал картину Попогребского «потрясающим исследованием природы человеческой слабости», а самого кинорежиссёра — «одним из самых ярких и талантливых режиссёров из России...» (цитирую по Википедии – авт.).
Цитата из интервью Алексея Попогребского РИА «Новости»: «Это возможность зрителю оказаться в ситуации и в пространстве, в котором никогда не оказывался и никогда не окажется, скорее всего. Я просто думаю, что этот фильм даст уникальный опыт зрителю».


Фильм «Как я провёл этим летом» получился отчётливо вненациональным, внесоциальным и вневременнЫм – классический по-сути психологический эксперимент. Наверное, поэтому он так понятен зрителям на всех континентах, чему свидетельством являются награды, которыми обласкан и фильм, и режиссёр, и актёры.


Огромное впечатление, помимо актёрской, произвела на меня операторская работа Павла Костомарова – многое в нём снято одним дублем, одним планом, в реальных экстремальных условиях - на грани человеческих возможностей (крупные планы лиц героев в реальном рое реальных комаров, сцены на скалах, падения героев в море, реальный белый медведь – авт.). Это было очень хорошо заметно на показе его режиссёрской версии в рамках российской программы недавно завершившегося ММКФ-2010, когда даже убирающаяся в кадре шторка прибора не отвлекала, не раздражала, а лишь усиливала впечатление от увиденного. Кстати, с Большим залом дома кино Попогребскому везёт – «Как я провёл этим летом» в нём показывали до ММКФ уже дважды и, даже несмотря на этот факт и дневное время показа в не выходной день, - зал опять был полон…

Фильм снимался на действующей полярной станции, на самой северной точке материковой части Чукотки – совершенно уникальном месте нашей планеты. Прекрасно сняты пейзажи – наверное, после германовского фильма «Бумажный солдат» это моё самое сильное впечатление от работы оператора в художественном кино.

В российском документальном кино Павел Костомаров хорошо известен ещё и как незаурядный режиссер – может быть и поэтому фильм очень напоминает документальный отчёт о научном эксперименте и минималистичен практически во всём (диалоги, музыка, количество актёров). Да и снимался он в хронологическом порядке…

Нелирическое отступление от темы. Очень давно я был военным. Когда к нам в авиационный полк осенью приходили молодые лейтенанты, (только выпустившиеся из военных училищ и отгулявшие свои первые офицерские отпуска – авт.) - они всегда держались стайкой, готовые к любой пакости со стороны окружающих. Они мне очень напоминали щенков (я никого не хочу обидеть – авт.) – такой вот «щенячий возраст» - детская доверчивость вкупе с агрессивностью и ярко выраженным желанием скорее повзрослеть и профессионально, и жизненно…


Фабула фильма «Как я провёл этим летом» собственно об этом – старый «Акела» (это моё личное определение героя – авт.) неосознанно старается помочь повзрослеть, скинуть с себя шелуху душевной депривации молодому «Щенку» (это моё личное определение героя – авт.), но делает это без педагогических изысков - Макаренко он явно не читал, да и модного словечка смайл не знает (в фильме очень символическая ремарка режиссёра – авт.). А молодой «Щенок» брыкается, не понимая мотивации «Акелы» и всего лишь раз смалодушничав, по-сути струсив, - запускает такую роковую цепь событий, что напрашиваются сравнения с шекспировскими драматургическими ходами. Именно шекспировскими, когда герои идут на смерть осознанно, в отличие от горинских (в «Формуле любви» помните эпохальное «Короче, все умерли» - авт.).

Шекспира я вспомнил не случайно – у него всегда всё заканчивалось большей частью смертью главных героев. Режиссёр Попогребский оставляет этот финал для домысливания зрителям.


Как врач я понимаю, – в такой ситуации, скорее всего, погибнут оба («Акела» точно – авт.). Только «Щенок» в комфортных (надеюсь – авт.) условиях клиники, а «Акела» сам по себе, без помощи, на далёкой, затерянной где-то «у чёрта на куличках» метеостанции. Оба выбирают свой путь по-мужски - осознанно…


Очень сильно сделана финальная сцена прощания и прощения – на грани реальных зрительских слёз и комка в горле…


«Щенок» стал «Акелой» - спасибо Алексею Попогребскому за этот фильм.


Рецензии
Фильм этот посмотрел несколько раз, всё пытался понять о чём он вообще. Задавал вопросы тем, кто его видел, но никто не мог вразумительно ответить ни на один мой вопрос, чтобы понять его, нужно пожить в тех условиях. Я вырос на Севере и не раз бывал на таких вот забытых богом точках. Общался с теми кто там просто живёт и просто работает без всякого налёта героизма.Вот так жизнь у людей сложилась. Одно лишь знаю точно:-Север не любит слабых духом, он их выдавливает или заставляет очень быстро становиться другими. Те отношения между двумя мужчинами, которые показаны в этом фильме просто нереальны.С чего вдруг парень стал скрывать от своего начальника текст радиограммы? Чего он вдруг испугался, при чём так, что готов был на преступление. Нереальна и ситуация с неким яко-бы брошенным военными реактором. Этого просто не может быть.Так-бы и валялись по всем оставленным военными Северам неучтённые реакторы, да ешё и вырабатывали сами собой электроэнергию.Бред больного воображения или изыски дилетанта-сценариста. Такое можно впаривать городским жителям, но не тем, кто жил и продолжает жить у чёрта на куличках...

Алекс Венцель   17.01.2015 12:12     Заявить о нарушении
Уважаемый Алекс!
Спасибо за отклик!
Фильм "Как я провёл этим летом" не документальное кино. Трудно его отнести и к чисто художественному - т.е. вымышленному. Объясню почему.
Режиссёр погрузил своих актёров на съёмках в реальную атмосферу существования в экстремальных условиях. Более того - он и снимал в хронологической последовательности событий, изложенных в сценарии.
И это сработало - несмотря на условность предлагаемых обстоятельств получился неслабый психологический эксперимент выраженный средствами художественного кино. Более того, как рассказывал Пускепалис - там были просто таки мистические совпадения реалий со сценарием.
Попогребский - профессиональный психолог - я думаю, что я не ошибаюсь относительно того, что это для него был эксперимент прежде всего как психолога, а уж потом режиссёрская работа.
На все мои попытки добиться ответа на это предположение - главные герои фильма (удалось пообщаться мельком) отвечать отказывались.
Вот как-то так...
Удачи!!!

Олег Татков   17.01.2015 12:22   Заявить о нарушении
Фильм в высшей степени странный и как-то принять его можно только в одном случае. Обстановка подействовала на молодого парня так, что у него обострилась шизофрения. Вот только в этом случае всё встаёт на свои места и можно с уверенностью сказать:-Да, так могло быть. Предлагаю вам почитать мой раздел "Норильские рассказы". Хочется услышать мнение профессионала о моём скромном творчестве. Все описанные там события абсолютно документальны. С уважением, Алекс.

Алекс Венцель   17.01.2015 12:38   Заявить о нарушении
Совершенно, Алекс, с Вами согласен! А призы этот фильм получил за "экологию": демонстрацию того как мы север засрали. Операторская работа не плоха.А сценарий вертится вокруг не мотивированных, как Вы верно выразились - шизофренических страхах юного героя.

Шамиль Дмитриевич   16.10.2017 22:32   Заявить о нарушении
Уважаемый Шамиль!
Немотивированность и шизофрения - это разные вещи.
Фильм вертится, с точки зрения врача-психолога, вокруг измененного состояния сознания героев в результате социальной депривации. Попогребский - профессиональный психолог с учёной степенью. Почему Вы об этом забываете. Человек он, к тому же остепенённый в плане психологии - кандидат наук, преподавал в МГУ, насколько мне известно. Я не думаю, что в профессиональном смысле он чего-то налажал в сценарии и режиссуре. Да и снимал он в хронологической последовательности. И Пускепалис, и Добрыгин отмечали в разговоре серию феноменальных совпадений того, что вдруг случалось на съёмках со сценарием. Т.е. история такая реально могла произойти.
Ну и конечно, - оператор - тут никто не спорит.
Мне фильм очень нравится - считаю его одним из самых выдающихся за последнее время в нашем кино. Вам фильм не нравится - это нормально.
Удачи !!!

Олег Татков   17.10.2017 00:01   Заявить о нарушении
Ну, психологу, наверное, интересно.))) Немотивированность и шизофрения вещи разные. Тут я согласен)))) . О вкусах спорить не будем, Жду новых рецензий. На "Бегущего 2049" "Нелюбовь" и "Аритмию". Удачи!

Шамиль Дмитриевич   17.10.2017 09:50   Заявить о нарушении
Уважаемый Шамиль!
Спасибо за понимание и добрые пожелания.
Не хочу загадывать, но вполне вероятно, что новые рецензии скоро и появятся.
Удачи и Вам!!!

Олег Татков   17.10.2017 14:19   Заявить о нарушении
Вдогоночку - интервью Попогребского - рекомендую посмотреть http://ustaliy.ru/video-aleksey-popogrebskiy-ne-zhalet-krov-radi-svoih-istoriy/

Олег Татков   17.10.2017 19:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.