Громовержец. Памяти Александра Молодчего

http://www.lugansk.proua.com/article/2010/06/29/165851.html


27 июня 2010 года исполнилось 90 лет со дня рождения одного из самых выдающихся уроженцев Луганщины в смысле проявленного боевого героизма – дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Александра Игнатьевича Молодчего.

В чем же заключается величие его жизненного подвига?

Скупая статистика энциклопедических справочников сообщает, что Александр Молодчий во время Великой Отечественной войны стал первым прижизненным дважды Героем той войны, чем заслужил себе прижизненный памятник на родине. Совершил 311 боевых вылетов, из которых 287 – ночных. Налетал свыше 600 тысяч километров, из них 190 тысяч – над вражеской территорией. Сбросил на головы врага 200 тонн бомб.

После войны дослужился до звания генерал-лейтенанта и стоял у истоков создания советской стратегической бомбардировочной авиации.

Но давайте отвлечемся от количества вылетов, километров, тонн и попробуем оценить всё, что было совершено Александром Молодчим с точки зрения обычного человека.

Уважаемый современник, а попробуй-ка поставить себя на его место.

Итак, родился будущий дважды Герой 27 июня 1920 года в Луганске. Учился в 13-й школе, которая теперь носит его имя.

Его детство и юность припали на такое время, когда в СССР не было профессии популярнее, чем профессия лётчика. Тысячи подростков по всей стране грезили небом и мечтали о полётах. Не остался в стороне от этого увлечения и наш герой. С тринадцати лет Саша Молодчий увлёкся авиамоделизмом. Да так, что стал победителем всесоюзных соревнований! То есть первую вершину он покорил, будучи тринадцатилетним.

В начале 1936 года, в неполные шестнадцать, Молодчего зачислили курсантом планерной станции Ворошиловградского аэроклуба и, одновременно назначили начальником его авиамодельной лаборатории. Весной этого же года Александр совершил свой первый прыжок с парашютом.

Многие ли из современных шестнадцатилетних могут похвастаться подобным достижением?

А уже в следующем году семнадцатилетний Александр Молодчий совершает первый полноценный полёт на самолёте У-2.

Кто из нынешних семнадцатилетних имеет опыт самостоятельного управления крылатой машиной?

В 1938 году Молодчий становится курсантом Ворошиловградской 11-й военной школы пилотов ВВС имени Пролетариата Донбасса, откуда позже выпустился в звании младшего лейтенанта авиации, освоив летом 1939 года в возрасте 19 лет управление скоростным бомбардировщиком СБ.

Для тех, кто в наши дни, дай Бог, имеет опыт управления китайским скутером, необходимо пояснить, что СБ или, другими словами, АНТ-40 конструкции Туполева был двухмоторным бомбардировщиком длиной почти 13 метров с размахом крыльев более 20 метров и весом около восьми тонн. Вдобавок, нёсшим 600 килограммов вполне реальных бомб.

И всем это было нужно уметь применять в боевых условиях.

В двадцать лет Молодчий пересел на дальний бомбардировщик ДБ-3, который был уже на метр длиннее и на четыре тонны тяжелее его предыдущей боевой машины. А его максимальная бомбовая нагрузка составляла уже две с половиной тонны.

В 1941 году Александр Молодчий уже заместитель командира эскадрильи 420 авиаполка особого назначения летает на новейшем в то время двухмоторном дальнем бомбардировщике Ер-2 длиной более 16-ти метров, весом 13 с половиной тонн, дальностью полёта 4100 километров и бомбовой нагрузкой в 3000 килограммов бомб.

Когда началась Великая Отечественная война, экипаж Александра Молодчего должен был принять участие в организованном 10 августа 1941 года налёте советских дальних бомбардировщиков на Берлин.

Но в тот раз из-за плохой организации полёта и неподготовленного аэродрома самолет Молодчего не сумел оторваться от земли и, зацепившись шасси за дренажную канаву в конце слишком короткой взлётной полосы, с полной бомбовой загрузкой рухнул на землю.

К счастью, всё обошлось и Александр Молодчий сумел продолжить свою боевую вахту. И как продолжить!

Уже через четыре месяца после начала той войны, 22 октября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования во время обороны Москвы Указом Президиума Верховного Совета СССР младшему лейтенанту Александру Молодчему было присвоено звание Герой Советского Союза.

Следует заметить, что самому новоиспеченному Герою на тот момент едва исполнился 21 год.

В декабре 1941 года полк Молодчего был отведён в тыл для переформирования и переоснащения новыми бомбардировщиками ДБ-3ф (Ил-4).

Но наш герой не пожелал отсиживаться в тылу и, едва освоив новый самолет, сбежал вместе с ещё несколькими экипажами на новых бомбардировщиках прямо на фронт.

Учитывая сложность боевой обстановке на фронте, где каждый самолет был на вес золота, Молодчего наказывать не стали. А могли бы и расстрелять.

Чудом избежав наказания за самоуправство, 27 августа 1942 года Александр Молодчий вместе с боевыми товарищами в первый раз бомбит столицу нацистской Германии город Берлин.

25 декабря 1942 года двадцатидвухлетний капитан Молодчий получает погоны гвардии майора авиации.

А уже 31 декабря 1942 года он получает роскошный новогодний подарок – Указом Президиума Верховного Совета СССР его во второй раз награждают званием Герой Советского Союза, с чем его лично поздравляет сам Иосиф Сталин.

Повторное награждение давало право на установку ему прижизненного памятника на родине. Что и было сделано в 1949 году. С тех пор бронзовый бюст Александра Молодчего украшает собой Красную площадь города Луганска.          

Кстати, на тот момент только семь человек в СССР были дважды награждены этим званием.

Позже, 3 ноября 1943 года и 13 мая 1944 года его ещё дважды представляли к третьей звезде Героя, но благодаря недоброй воле вышестоящего штабиста, завидовавшего боевой славе Александра Молодчего, данные представления в Москву не дошли.

В июне 1944 года Молодчему поручают передавать накопленный боевой опыт молодым пилотам. Самому носителю ценного опыта на то время еле исполнилось 24 года, а он с декабря 1944 года был уже гвардии подполковником авиации.

Во время войны имя Александра Молодчего стало в авиации легендарным наравне с такими прославленными асами как Александр Покрышкин и Иван Кожедуб. Однако стоит отметить, что когда эти двое только делали свои первые шаги во фронтовом небе, Александр Молодчий уже успел стать Дважды Героем Советского Союза.

По окончании войны Александр Молодчий продолжает служить в авиации. В 1949 году на момент сооружения в Луганске его бронзового бюста ему исполнилось только 29 лет, а он уже носил на плечах погоны полковника и служил командиром 121-го Гвардейского Севастопольского дальнебомбардировочного авиаполка, на вооружении которого в то время были бомбардировщики Ту-4, вооружённые атомными бомбами.

Одним из первых в СССР этот новый самолёт, являвшийся точной копией американского бомбардировщика Б-29 «Суперфортресс», освоил Александр Молодчий.

В пятидесятые годы ХХ века его военная карьера идёт только вверх. И в 1955 году тридцатипятилетний полковник Молодчий получает звание генерал-майора авиации.

В 1958-1959 годах он обучается в Академии Генерального Штаба, а с 1060 года служит заместителем командующего 5-й ВАДА (воздушной армией дальней авиации). В 1961 году Александр Молодчий назначается командующим 8-м отдельным тяжелым бомбардировочным корпусом дальней авиации в городе Благовещенск-на-Амуре.

При этом генерал-майор Молодчий продолжает оставаться боевым лётчиком. В марте 1961 года он лично совершает взлёт стратегического бомбардировщика Ту-16 с грунтовой полосы благовещенского аэродрома. В отличие от самолётов военной поры, Ту-16 был оснащён реактивными двигателями, позволявшими ему развивать скорость полёта около 1050 километров в час.

В 1962 году Александр Молодчий получает звание генерал-лейтенанта авиации, но всё равно продолжает лично управлять боевыми крылатыми машинами.

В 1963 году он лично осуществляет первый взлёт крайне трудного в управлении стратегического ракетоносца 3М с ледового аэродрома в Заполярье с полной боевой нагрузкой.

Командуя авиакорпусом, Молодчий стал инициатором перехвата нашими стратегическими бомбардировщиками американских авианосцев в мировом океане, а также сумел добиться повышения уровня боеготовности вверенной ему авиатехники в несколько раз.

Много идей и решений Александра Молодчего благотворно повлияли на развитие советской стратегической авиации. Но активная, часто бескомпромиссная и прямолинейная позиция боевого генерала нравилась далеко не всем в военном руководстве Советского Союза.

Возможно поэтому, в 1965 году сорокачетырехлетнего генерал-лейтенанта Александра Молодчего, который мог еще долго верой и правдой послужить Отчизне, вынуждают подать в отставку якобы по состоянию здоровья.



Генерал оставляет авиакорпус и переезжает в родной Луганск.

Но новая жизнь на родине продолжалась недолго.

Назначенный в 1966 году руководителем областного топливного треста Александр Молодчий в 1968 году внезапно кардинально меняет место постоянного проживания и переезжает в Чернигов, где когда-то дислоцировалась воинская часть, которой он командовал.

Причину такой резкой перемены в судьбе генерала многие в Луганске видят в конфликте, который якобы имел место у Молодчего с тогдашним руководством области.

Как бы там ни было, семья Молодчего настаивает на том, что истинной причиной его переезда в Чернигов была потребность сменить жаркий степной луганский климат на более мягкий черниговский. Ведь к тому времени Александр Молодчий перенес два инфаркта.

Чернигов встретил прославленного авиатора с распростертыми объятиями. Александру Игнатьевичу предоставили жильё, а через некоторое время сделали почетным гражданином Чернигова. Не мешало бы и луганскому городскому руководству воздать аналогичные почести легендарному земляку.

9 июня 2002 года сердце дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Александра Молодчего остановилось. Он умер в военном госпитале города Винница, а 12 июня был торжественно похоронен на городском кладбище Чернигова.

И хотя прославленного героя больше нет среди нас, благодарная память о его жизни и подвигах продолжает сохраняться на нашей земле.


Рецензии
Мой отец служил у него в полку. Вспоминал до самой смерти как о величайшем человеке, с которым ему пришлось встретиться. Даже заслужил лично две похвалы от Александра Игнатьевича лично. Хотя вдуматься только - одному было 23, другому 30. Реально пацаны...

Вам благодарность за этот текст. Нынешние молодые и не представляют, какие титаны передали нам эту жизнь...

Абрикосинус   26.12.2019 11:37     Заявить о нарушении
На ютубе - фильм по этому сценарию

Алексей Комаровский   06.01.2020 02:26   Заявить о нарушении