Как жить надо? Части 8, 9, 10

8. СТАРОСТЬ, СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ ДЛЯ АТЕИСТА.

СТАРОСТЬ. Старческая память. Только ли признак увядания она собой являет? У этой памяти есть и интересная особенность: многие пожилые люди (и мой дядя) отмечали, что иной раз вспоминаешь такие мельчайшие подробности детства, что даже удивительно! С другой стороны, в этом возрасте так часто забывается, куда положил очки минуту назад!
Что это?

Существует расхожий приговор: "выжил из памяти!"
Но тогда зачем обострение памяти о прошлом? В этом-то отношении в памяти происходит настоящий ренессанс! Если не нечто большее.
Возможны, конечно, на этот счёт наукообразные измышления по типу тех, что квадратными метрами выдавались в журнале "Здоровье" в советское время. Там с большим апломбом объяснялось всё, что угодно! Правда, никакого применения эти объяснения не имели, и в следующий же час они забывались. И, слава Богу!
Но если мы вспомнили Бога, то попробуем задуматься, а зачем Ему нужны изменения свойства памяти у людей, стоящих на грани жизни? И постепенно приходит достойное предположение!

Старость – это вызревание души, перед её великим метаморфозом! Когда из состояния спящей "куколки" внутри человека – Душа-бабочка готова раскрыть крылья и упорхнуть в цветущие луга иного Мира!
В молодости и зрелости мы живём только для дел человеческих. Ищем свою половину, растим и воспитываем детей. Создаём законы взаимодействия с себе подобными для более удобного способа проживания на планете всего людского мира … И всё это время земная личина души впитывает наше отношение к жизни. Её "круговые кольца", как на срезе ствола дерева записывают всю духовную жизнь человека. Которому почти всю жизнь некогда задуматься и ощутить себя в этом мире полностью, "в целом"! Чтобы, если и сделал ошибку, уже непоправимую для тебя, то хотя бы найти способ предостеречь от неё своих детей.
Некогда! Надо строить дом, отношения с другими людьми…
И вот – стоп!!! Зрелость заканчивается! Можно оглянуться. Время "дела" закончено! Настало время самооценки. Тебе ещё разрешено понять и передать живущим хотя бы совет! Для этого надо тщательно вспомнить всю жизнь и переосмыслить те моменты, в которые было не до пестования души!
Не для этой ли цели происходит ренессанс памяти в старости!

Думается, что это предположение - достойное! И для тех, кто стоит "на грани жизни" и для более раннего возраста. Чтобы находить время думать о себе "в целом", от начала до возможного будущего.
Но изменение качества памяти – далеко не единственное, что нужно отмечать, рассуждая о старости? А как изменяется «сердце»?!
Есть выражение: сердобольная старушка. «Как много в этом звуке!» Сердце болит у пожилой женщины, если кому-то плохо! Вспоминаю описанный в вестнике «ЗОЖ» случай, когда такая бабуля подобрала обессиленного котёнка, которого уже облепили муравьи…
Отмыла, вернула к жизни! И каким преданным красавцем-котом стал со временем этот комочек угасающей жизни!
Значит, искренняя сердобольность - не анахронизм, а одна из граней любви!! Такого уровня, которое нужно жизни! Которое занимает достойную нишу Всего во Всём!!


СМЕРТЬ в разном возрасте воспринимается по-разному.
Для молодых и зрелых это – угроза незавершённости жизни. Поэтому от неё надо бежать, (если угроза эта сиюминутная), её надо стеречься (профилактика, отвержение ненужного риска).
Мне, например, очень не нравятся слова песни: "жизнь – только миг между прошлым и будущим…". Герой этого фильма оправдывает возможность преждевременного ухода из жизни ради показной красоты риска. Или вспомним тех же альпинистов! Безоглядное служение красоте, возможно, самый поэтический соблазн… лукавого для сильных и молодых. Да, сильных и молодых, претендующих на звание героев, но слабых верой и разумом, чтобы претендовать на звание Человека!!! Любой соблазн - мелок в сравнении с необходимостью выполнения первой Божественной Заповеди жизни!

Для людей пожилых - смерть - предстоящий уход из жизни. Надо подготовить и себя и окружающих к этому завершающему акту. Себя – так, чтобы не бояться этого. Не желать, но и не бояться. Если ты прожил жизнь праведно, то разве можно бояться смены Личины на Крылья?!
Подготовить других (детей, родственников, друзей), - значит, поделиться с ними своим пониманием жизни, рассказать об ошибках, предостеречь от их повторения, сформулировать заповеди жизни.

Недавно изданы "Труды" Антония Сурожского (бывшего главы православной Церкви за рубежом). Их можно найти в Интернете. Одним из первых разделов «Трудов» является тема Смерти. Интересные, поучительные, ясные откровения! Имея такие глубокие познания религиозного мировоззрения, философского, собственного Опыта жизни нравственного и умного человека, Антоний Сурожский не боится в некоторых случаях предупредить о своей неуверенности, применить слово "кажется"… Даже в адрес Церкви высказать пожелание как-то изменить некоторые утвердившееся положения. Например, возможность молиться о наложивших на себя руки в состоянии безумия… Умный пастырь и добрый человек!

БЕССМЕРТИЕ телесное – мечта тех, кому недостает мудрости!! Одно дело – продлить жизнь (в разумных пределах). Другое – считать себя вершиной того, что Бог хочет видеть в людях. Ведь жизнь – это не только день сегодняшний, но и подготовка завтрашнего дня (реального мира). С одной оговоркой: готовишь ты это "завтра" не для себя! Без изменений того, что наработано на сегодня, завтрашняя жизнь не сможет состояться! Начало изменений сделано тобой, но завершить их может только новое поколение, только они легко "впишутся" в эти изменения (дети так легко привыкают к новому).
Бессмертие может быть только импульсным: через смерть и рождение! Смерть (предыдущего поколения) и рождение (нового)! Жизнь твоя – это передача эстафеты в общем приближении к тому, зачем мы замышлены Богом!

По этому поводу возникают некоторые "предположения".
Вспомним, как, знакомясь с историей, мы встречались с таким заявлением наших пра-прадедов: нужно жить так, как завещали предки! Это предполагало стабильность и проторенную дорогу. Мало того. Женское начало половины человечества призвано сохранять всё лучшее, накопленное предыдущими поколениями. Но… не без второй половины! А та, вторая, мужская половина почему-то призвана вносить необходимые коррективы, новизну в новое поколение, исходя из возникающих внешних изменений.
Не раз, просматривая исторические фильмы, мы восторгались нетронутой в далёком прошлом окружающей средой! Какой лес, какие степи окружали наших предков! Дыши чистейшим воздухом, пей водицу из родника, ешь благословенный ржаной хлеб, пей напиток медоваров, охоться в краю непуганых птиц, бери лежащий под ногами самоцвет, золотой слиток… И зачем, спрашивается, всё это порушено цивилизацией?!

Но вопрос этот уходит, когда вспоминаешь, например, начало "Истории государства Российского", в котором на протяжении многих страниц перечисляются племена, сменяющие друг друга на этой земле, после варварского завоевания одними – других!
Что это??! Взаимное порабощение народов, чтобы, спустя время самим попасть под жернова истории? Нет, наверно, цивилизация нужна? Но могла ли она состояться без войн? То есть без изменений, потрясающих самые основы разных племён?
Но, допустим, эта часть стихии – не от Бога, а от человека.
А если вспомнить малярию, корь, чуму, холеру, пожары, наводнения, землетрясения… Стихия уже от самой природы? Зачем? Неужели для того, чтобы привнести новизну? Которая быстрее заставляет работать разум в режиме мозгового штурма? А это зачем нужно Создателю? "Кнут" для разума? Для ускорения времени созревания человеков-младенцев и превращения их в сынов Божьих?

Как можно такое предполагать?! А как же мы, люди, вмешиваемся в генные структуры, для создания нужного нам вида растений, животных… Всё зависит от Цели! Какова она у Него – мы не знаем. Может быть, настолько же нужная нам, как шлепок родителя малышу, бегущему к яркому пламени костра. "Цель оправдывает средства" говорили древние мудрецы. Для кого? Если для целей зла – то нет!! – уточнило человечество во время Войны! А если для Цели Добра? А вот это люди ещё не уточнили.
Повторю: это всего лишь "предположения". Мысли вслух.

Ну, хорошо. А как относиться к гораздо большей продолжительности жизни? Скажем, лет до…
До 100?
Этому есть примеры. Не один и не десяток. Монахи в Тибете, якобы, устанавливают себе срок в 108 лет. И достигают его! Для них это – дело престижа!
До 150? Об этом поговаривают биологи, как о реальной цели. Но биологи, разумеется, ведут речь о физиологических возможностях. А как с внутренним миром? Интересно ли будет человеку жить по сути, два срока? Ответ, очевидно, не однозначный. Он зависит от:
1) физического здоровья. (Но, допустим, нашли способ).
2) потенциала разума. Вспомним, как окружающие цеплялись за жизнь мозга академика И.Е. Тамма? Вопрос: цеплялся ли он сам за эту жизнь?
3) наконец, каков в этой "второй" жизни будет естественный стимул, связанный с продолжением рода. Род-то уже продолжен! Правнуков – не перечесть!...
Значит, хотим того мы или нет, оговорки существуют!

Итоговые формулировки вопросов жизни и смерти.
1. Нужно любить жизнь и всё живое!
2. Понимать, что бессмертия тела желать нельзя, так как жизнь, кроме всего прочего, – это и обязательное обновление! Бессмертие может быть только импульсным.
3. Смертен только бездетный человек. Поэтому обычный здоровый человек обязан иметь детей! Все трудности, неудобства, лишения, связанные с необходимостью продолжения рода, – не только оправданы. Они просто несравнимы с "приобретением" бессмертия!
Но родить – это только начало. Чтобы правильно воспитать детей, надо правильно жить самому! То есть в какой-то мере дети заставляют нас продлить свою праведную жизнь! Это – чрезвычайно тонкий момент!
4. Бездетность как физиологический недостаток требует попытки хотя бы частичного её устранения. Если один из супругов не способен к деторождению, нужно использовать средства медицины, способы внешнего оплодотворения, усыновлением и воспитанием детей погибших родственников, друзей...
5. Смерть – конец жизни. Её надо отторгать, от неё бежать, упреждать её приближение. Поэтому риск уместен только ради жизни! Даже не для её улучшения, а только ради самой жизни!
6. У человечества, решившего сегодняшние задачи в борьбе за достойную жизнь, есть ещё громадный потенциал достойного применения своему разуму, если... Если разум укрепится в таких Нормах жизни, которые поведут его по пути нравственного и духовного совершенствования!
7. Высшее достижение разума - в обретении им веры в Бога! Возможно, это новая ступень рождения разума, его новый «энергетический уровень», позволяющий разуму перерасти в мудрость! (А мудрости, возможно, будет позволительно изредка вкушать плоды дерева познания!)


9. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ОБРЕТЕНИЯ БОГА.
Человек, утвердившийся в Боге, поднимается на новый уровень знания жизни. И, в первую очередь, он чувствует ответственность перед Богом И перед собой. За праведность своей жизни.
Приходит понимание, что Бог сотворил нас, зная нашу нужность мирозданию. (ВСЁ во ВСЁМ, и мы, в том числе, частица этого ВСЕГО). Сотворил с божественной Любовью и божественным Терпением к нашим недостаткам – болезням роста. Только Творец, абсолютно уверенный в нужности своего творения (человека), дарит ему свободу выбора: верить или не верить в своего Создателя. С другой стороны, только свободные в этом выборе люди могут достичь уровня сынов Божьих!

И даже когда человечество стало похоже на блудного сына, Он послал им Бого-человека, который Жертвой своей зародил в людях желание покаяться перед Отцом и вступить на путь зрелой Веры в Него!
Бого-человек допускал неверие в Него, но обязывал верить в Святого Духа, то есть в вездесущую Жизнь, частица которой вложена в наши души – вместилище Святого Духа внутри каждого из нас.
Своими притчами Бого-человек направлял наш разум к естественному откровению. Оно доступно и для атеиста. Не воинствующего, доброжелательного, умного, наблюдательного, умеющего выстраивать аналогии и делать выводы.
Сильным духом людям Христос позволил обрести и Божественное Откровение – такое Знание для верующих, которое невозможно добыть разумом человека.

Утвердившийся в Боге и почувствовавший ответственность перед Богом, человек:
1) освобождает свой разум от усилий трудиться в Выборе. Выбор сделан;
2) направляет разум на чёткое разделение светлых и тёмных сторон своего миропонимания. Проще: на уяснение, что есть грех в жизни. И что приближает к праведной жизни;
3) переносит общие выводы о жизни на конкретные требования к себе в своей жизни. Учится бороться: с гордостью только за себя (я – лучше всех!), с нетерпимостью к чужим недостаткам, со своим гневом при взаимоотношениях с другими людьми, яростью, способностью к лёгкой обиде, зависти…
Общий перечень грехов, включающий вышесказанные, таков: ложь, клевета, ярость, гнев, зависть, злопамятство, гордость, срамословие, непокорство, лихва, сребролюбие, пьянство, объедение, злопамятство, волхование, брато-ненависть, убийство, воровство, немилосердие, блуд, прелюбодеяние;
4) почувствовав благотворность приближения к светлым сторонам жизни, попытаться вникнуть в Божественное Откровение;
5) исходя из особенностей своих способностей, своих природных склонностей, - делать следующие шаги на пути приближения к мудрости, к Богу!

Всё перечисленное относится к праведности человека, как личности.
А что должен делать коллективный людской разум, обращённый к светлым сторонам жизни? Утвердившийся в необходимости жить ВСЕМ с верой в Бога?
Людское общество обязано вырабатывать Нормы жизни для общего жития всех народов, учитывая ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА!
Способы веры во Всевышнего имеют тысячелетний опыт. Но опыт этот часто был следствием изолированности жизни разных народов.
Нынешние реалии требуют большей терпимости и взаимного уважения от живущих в мире народов. А то, что жить всем нам надо в мире, доказала бесперспективность гонки вооружения.

Требование нынешней жизни – жить всем народам в мире – требует и выработки (формулирования) общих Норм жизни!
И вот здесь возможно ошибочное решение «списать» эти нормы у народа, достигшего на данный момент самого успешного жизненного устройства. Это кажется естественным! Но!

Если бы это «самое успешное жизненное устройство» было достигнуто только усилиями этого народа! Нет! Использовались и изворотливый ум, и просто хитрость, и безвыходность положения других народов. Примеров – тьма. И не только с американцами и европейцами. Вспомним, как наши русские купцы в 19 веке меняли драгоценную пушнину на «огненную воду»!

Даже такое «святое» качество, как предприимчивость – по сути, допустимо только среди равных по возможностям! Есть же антимонопольные правила внутри государства? Почему же эти цивилизованные нормы «прячут глаза» в отношениях с другими народами?
Вот вам и истоки антиглобализма в глобальном обществе!

Так что «списывать» нельзя не только школьникам!
В создании общих «Норм жизни» должны участвовать пастыри всех народов - идеологи всех религий. Не торопясь, но и не затягивая этот назревший процесс. «Медленно поспешая!»


Выработанные Нормы жизни должны стать основой Конституции, рекомендуемой ООН как образец для конституций всех независимых государств.
Но не вышли ли мы за грани темы, означенной в заголовке?
Да нет… «Как жить надо?» - тема очень ёмкая, если думать о жизни людского сообщества.
И, всё-таки, признаем: в своих рассуждениях мы подошли к такому уровню, который требует своих специалистов.

Так что вновь обратимся к личности. Которая живёт «в миру».
Да, ты – не монах. Ты живёшь «в миру». Большая часть твоих забот связана с семьёй, делом, работой, общением.
Но ведь и дела твои, и ты сам – часть Дела, сотворённого Богом. Дело это продолжается и в тебе и во всех нас, «наполнивших землю». Чем оно закончится – зависит и от нашей жизни и от твоей. От твоей жизни зависит ещё и лично твоё духовное будущее!

Поэтому каждый значимый шаг свой - поверяй, вспоминая Бога и спрашивая: угодно ли Тебе, Отче, именно такое моё решение, именно такой мой поступок?
Особенно важно (и трудно!) не забывать о Боге во время страстных порывов! В такие моменты «некогда советоваться»! Поэтому заранее воспитывай в себе умение «на глазок чувствовать» свой поступок: хорош он или плох. Как это умение реализовать?
Сначала искренним раскаянием в совершённой неблаговидности. Потом старанием выработать привычку сдерживать страсти. Наконец, однажды, ты сможешь мысленно похвалить себя за то, что сумел удержаться! Порадуйся: путь верен! Заставляй свои эмоции зреть в «духовной тренировке» своих поступков. А с Божьей помощью это во много раз легче! (Не стесняйся Его помощи, когда всё, что от тебя зависело, ты сделал!)

Уверовав в Бога, тебе легче навести порядок со своей совестью. В.Г. Короленко говорил: «Когда никто не увидит и не узнает, а я всё-таки не сделаю – вот что такое совесть». Но только неверующий человек «бывает один». А тебе теперь так легко и радостно быть «не одним»!
В этом отношении атеисту обрести высокую нравственность, пожалуй, труднее. А нам следует уважать таких людей в великом труде над собой, без чьей-либо помощи! (Кроме помощи жизнью!)
Но и здесь есть оговорка. Задумывались ли Вы над ситуацией, когда человек отклоняет дорогой подарок? Какова нравственная оценка такого поступка?
Отказавшегося человека понять можно: подарок обязывает к ответному поступку. А ты, скажем, не настолько состоятелен. Для тебя это потребует слишком больших усилий. А тебе легче жить без таких обязательств… С другой стороны, как приятно внимание, помноженное на немалые материальные затраты! Как же поступить правильно?

Так вот. Если ты чувствуешь, что подарок делается от чистого сердца, что даритель пришёл к тебе не только одарить тебя, но и себя радостью от твоей радости: – бери! И радуйтесь оба! Можешь оговориться, что тебе трудно будет сразу ответить подобной щедростью… Но это будет малозначительная оговорка в вашей общей радости!
По канонам православия Бог никогда ничего не делает за человека. Без воли человека. Но Он всегда с Любовью ответит на просьбу помочь. И помощь Его будет очень своевременной и очень дорогой! Одно лишь обязательно: просить у Бога помощь можно лишь с искренней верой в Него и с желанием самому сделать всё возможное, чтобы задуманное было выполнено! (Примеры? Скажем, необъяснимые медициной исцеления болезней!)

Так что, уважаемый нами атеист, сумевший сам обрести высокую нравственность в великом труде над собой, без чьей-либо помощи … сделал не всё возможное, чтобы облегчить свой труд. Он отказался принять очень дорогой Подарок! И… обделил радостью Дарующего! А ведь в жизни надо сделать ещё так много! Она так быстро проходит …Успеем ли?
Что ещё надо заметить по этому поводу. А не подарена ли нравственность для честного атеиста как возможность соприкоснуться с Божественными Нормами жизни?! И, соприкоснувшись, пересмотреть основы своего миропонимания, приняв великий Подарок – жизнь с верой в Бога!
Вспоминать Бога надо не только когда тебе плохо, а всегда! Тогда… возможно… и не будет плохо… Во всяком случае, в основополагающих жизненных проявлениях.

Бог ждёт от людей проникновение в суть жизни! То есть мудрости. Образец Мудрости – весь мир, созданный Богом! Значит, люди должны понять, как правильно жить не только за стенами монастырей. Большинство людей живёт не там.
Вот и давайте думать!!

Кое до чего мы «дошли». Жизнь заставила нас высветить общее для всех слово «экология». По-сути, требования экологии – это одно из следствий закона всеобщей взаимоувязанности!
Но пока требования экологии мы связывали (упрощенно) с требованиями землепользования, природопользования. А вот об экологии построения всей нашей жизни, экологии познания… Как говорит дитя, приоткрыв ротик и разводя в стороны обе ладошки – «Нетю!?»
Нет этого!!
А надо! Надо знать, как надо жить! Обычным людям, а не монахам. Но так, чтобы вера в Создателя была у нас непреложной константой, независимой от жизненных обстоятельств.
БОГ ЕСТЬ, И ЖИТЬ НАДО, НЕ ПРОСТО ВЕРУЯ В БОГА, А ПОНИМАЯ, ЧТО ВЕРА В НЕГО – САМАЯ ВЕЛИКАЯ ИСТИНА! Причём, такая, которая позволяет в новом свете осмыслить прошлое и взойти на новый уровень познания!


10. ВЫВОДЫ.

«Вечный вопрос» думающего человека: «Кто мы такие – люди? Как появились? Зачем мы нужны?
После этих и подобных им «вопросительных усилий» приходит понимание, что, во-первых…
1. Нужно думать о Боге.
Допустимо и просто верить в Бога! Но и верующий человек признаёт: если Бог вложил в человека разум, то человек думать обязан! Не использовать Дар Бога, - значит, идти против Воли Создателя! Или соглашаться на переход в ранг «наполнителя». Поэтому религия предлагает кроме Божественного Откровения, изложенного в Библии, использовать ещё и «естественное откровение», заключающееся в изучении и познании Жизни.

2. Итак, думать надо о Жизни, руководствуясь древней мудростью «Человек может познавать Бога, мир и самого себя через изучение всего сотворённого».
Думать надо не для кого-то, а для себя, для своих детей, для всех людей, с которыми ты хочешь жить вместе!… Значит, «точка отсчёта» для всех – общая!
Поэтому познание должно быть добросовестным, чистым!

3. Начиная размышлять о Боге, почти сразу чувствуешь, что Создателю не нужно, чтобы человеческое знание о Нём было определённым.
Потом, знакомясь с христианским вероучением, приходишь к тому же выводу, вникнув в тезис о свободе выбора человека в вопросах веры и безверия.

Обдумывая это положение, мы утверждаемся в следующем:
Как и всё, созданное Творцом, человек – совершенен!
Своему совершенному творению, Создатель полностью доверяет. И, позволяя человеку сделать свободный выбор, Он ждёт от человека желания стать достойным Своего Творца!!
Вспомним, как мы радуемся рождению своего ребёнка. И, вспомнив это чувство, можно предположить высоту Божественной Радости. А Библия уточняет: даже возвращение блудного сына для Отче - событие величайшее!!
Ничто подобное не было бы возможным без свободы выбора.
А потому НЕЛЬЗЯ, чтобы человеческое знание о Боге было определённым!» Чувству – можно. Знанию – быть абсолютно уверенным в сущности Бога – не дано!

4 А вот думать о Боге НУЖНО обязательно!
Нет ли в сказанном явного противоречия? Зачем заставлять себя думать на тему, разрешить которую с абсолютной уверенностью невозможно?! Мало того. Абсолютная уверенность способна нарушить заповедь Создателя к своему Творению о свободе выбора!
Такими «явными» поверхностными противоречиями наполнена жизнь. И именно в таких случаях от разума требуется более внимательная работа.
Всё, связанное с «абсолютным» - соотносится только с Божественными качествами: Абсолютное Знание, Абсолютное Терпение, Абсолютная Любовь…

Познание (постепенное знание) человека может только как-то приближать его к Богу, утверждаться в Нём. Но! Не имея абсолютного знания о Боге, человек обретает уникальную возможность постоянно утверждаться в Нём, наблюдая за Жизнью! И сегодня, и завтра и всегда! Каждый раз чуть по-иному с новой внутренней радостью!
Всегда, с новой радостью – не достойная ли это альтернатива невозможному для человека абсолютному знанию? Мы – человеки!

А на вопрос, каким способом верить, можно ответить и так:
Верно такое понимание Бога человеком, которое ведёт человека к свету, к позитиву, к энергичному восприятию жизни, когда он чувствует себя нужным своим близким, окружающим людям, природе, ВСЕМУ во ВСЁМ!

Иногда Бог предъявляет Себя Сам. В грозу, при извержении вулкана, при сходе снежной лавины, селевого потока, во время других стихийных бедствий… И мы, мгновенно уверовав в Него, умоляем: «Спаси и сохрани нас, Боже!»
Но гораздо чаще, когда чудо носит характер «постоянно повторяемого», неопасного, мы становимся в позу всезнаек, объясняющих «естественный характер происходящего». И придумываем имена подобным чудесам. Говорим: да это же обыкновенный метаморфоз! (Вместо: это же обыкновенное тихое ЧУДО! Божественное чудо!)
Мало ли ещё таких тихих Чудес?

Какое чудо – обыкновенное дерево – будто ладонь, протянутая из земли к солнцу! Как дивно растут кристаллы? Разные – по-разному! Жемчуг в раковине, морозные узоры на стекле окон…
Какое чудо – инстинкты, какая тайна – мозг человека?! Всё это изложено в Книге Жизни, называемой «Естественное откровение»! Откровение о Творце нашего мира!
Внимательная работа разума предполагает применение аналогий, сравнений…
Для этого мы поместили «Таблицу сравнения» мировоззрений верующего человека и воинствующего атеиста, как противоположностей в этом плане. (См. стр. 22-23 Приложения)

После чего говорим:
Не является ли ещё одним аргументом сущности Бога – насыщенность радостью жизни всех аспектов её понимания у верующего человека, и мрачная неопределённость, а иногда и явный пессимизм воинственного атеиста при самоопределении своего Я в окружающем мире? (Как, например, у Михаила Веллера.)

Можно ли как-то утвердиться в абсолютной мудрости Создателя?
Можно! Через понимание совершенной взаимоувязанности Всего во Всём! С продуманностью до бесконечности всех возможных вариантов, которая перерастает в абсолютное Знание!
Можно ли как-то утвердиться в абсолютном присутствии Создателя в повседневной нашей жизни? Можно! Наблюдая постоянные «тихие» чудеса жизни.

5. Взаимоувязанность всего во всём предполагает и необходимость для Бога созданного им человека. (Необходимость Бога для человека – это само собой. Благодарная Тварь Бога обязана достичь высоты понимания своего Отче и утвердится верой в Него. Это – само собой!)
А вот зачем человек нужен Богу?! Почему и человек становится необходимым звеном взаимоувязанности всего во всём?! Это мы можем только предполагать, с радостью ощущая нашу первородную связь с нашим Творцом!
Одно из предположений: существующая земная жизнь основана на борьбе добра и зла. Такая форма жизни – обладает самым грубым видом взаимоувязанности. Но самым простым. Бог позволил Своему оппоненту увести человека в грубую форму грешной земной жизни.

Отголоски Небесной Драмы происходят в душе каждого человека. И от каждого из нас зависит, пойдём ли мы в сторону тьмы, куда зовёт наша греховная земная суть, или, возрастая душой в борьбе с грехами, мы сумеем поднять взор к Небу и – найти путь к Свету!
Жизнь с Богом-Любовью – иная, неземная. Но войти в неё можно только с добрым разумом, с верой и трудом Духовным. Облегчить этот Труд человеку помогает его Ангел-Хранитель. Но Ангел ничего не может сделать сам, без воли человека. Ангел лишь наш помощник, «связной» на пути к Духовным запросам.
Чистый Ангел способен доносить до Святого Духа только наши чистые помыслы. Но есть «помощники» и в разжигании тёмных помыслов . Так проявляются добро и зло в духовной сфере.

В итоге получается, что элементарной частицей, в которой происходит борьба добра и зла на уровне, обладающего разумом, – является человек! (Вспомним ещё раз слова поэта: «Я царь – я раб – я червь – я бог!» )
Каждая человеческая личность – арена борьбы! И от каждой из них зависит итог этой борьбы. И итог Небесно Драмы, призванной убедить оппонента в правоте Бога. И Его абсолютной Мудрости!
Вот, очевидно, зачем мы нужны.
Вот в чём наша связь с Богом и в чём Его надежда с Любовью!

А Бог-Любовь, думается, – высшая форма всеобщей гармонии!
               

6. Можно ли узнать, как научиться праведно жить?
Можно! Уверовав в Того, Кто подарил нам жизнь, искренне желая научиться праведной жизни, думая об этом, работая над собой и делая всё, от нас зависящее! Даже если мы – не монахи.

 А как жить надо обычным людям, которые пока не утвердились в Боге?  Как достигать нормального уровня праведности для обычных людей!
Для этого надо:
*) ценить жизнь! Свою, чужую, жизнь природы…
*) учиться у своих родителей праведной жизни, уметь легко различать хорошее и плохое; беречь честь смолоду;
*) добросовестно перенимать знания у учителей, мастеров. Старательность труда при учёбе – определяет качества будущего работника, труженика.
*) родителям и учителям понимать, что уважение к старшим, скромность, терпеливость - азы начального воспитания. Несоблюдение вежливости в общественном месте, тем более, вызывающее поведение – антисоциальные проявления, огрехи начального воспитания;
*) усвоить, что правильное «поедание плодов с дерева познания» достигается проверкой каждого шага «компасом» доброты и чистоты помыслов! И неторопливостью в возрастании разума. Воспитание доброты и чистоты помыслов – считать первичным в сравнении с развитием ума. Это – азы самовоспитания в зрелом возрасте;
*) блюсти праведность в радостной молодости, в любви, в жизни с детьми;
*) праведно выполнять нужное обществу дело в зрелости;
*) возрастать в своей нравственности. Искать Путь от тьмы к Свету!
*) попытаться понять, что такое духовность! Попытаться утвердиться в Боге!!!
*) приближаясь к мудрости в пожилом возрасте, окружать внуков любовью и примером отношения к Богу, природе и людям;
Наконец, в старости – готовить свой дух для перехода в иной мир!

                2009 - 2010 г.г. и вся предыдущая жизнь.


Рецензии