Ошибка в сдаче

   Вы, наверное, уже позабыли про это ДТП: в середине светлого дня рейсовый автобус, следующий из Огородска, внезапно около посёлка Сеянцы столкнулся с резко  затормозившим тяжело гружёным КаМАЗом. Прицеп моментально вильнул на встречную полосу. Пострадал лишь один пассажир с первого, у окна, в правом ряду салона, сидения. Водитель «пазика»  успел взять влево, но под острый борт прицепа попало одно окно...  Примчавшаяся «скорая» отвезла тело в морг.
Виновник аварии установлен, а вот у погибшего документов не обнаружено, только кошелёк с почти тысячей рублей разными купюрами да два билета – на поезд и на автобус, проданные в Огородске и почти совпадавшие по времени продажи. Вот обстоятельство и заинтересовало следователя. Зачем будущий пассажир купил билет за пять минут до отправления пригородного дизель-поезда и почему, когда тот ещё не отправился, приобрёл на соседней, с полсотни всего метров, автостанции билет на автобус, уходящий в ту же сторону через семь минут? Время продаж и отправлений транспорта автоматически проставлено. Прибытие до конечного пункта почти одинаковое, только поезд шёл по лесной местности с пятью остановки, а автобус ехал по оживлённой трассе и мимо десятка сёл. Но ведь тот пока неизвестный пассажир собирался, судя по билету, сойти именно на конечной. Вдруг что-то за этим серьезное кроется, может, если размотать цепочку, обнаружится некая криминальная тайна.
   Дотошный следователь в тот же вечер, приехав в Огородск, нашёл кассиршу, продававшую билеты на железнодорожном вокзале. Нет, покупателя не помнит, но, посмотрев на время  продажи билета, сказала, что именно в эти минуты по ошибке одному мужчине сдала сдачу с тысячной купюры, а не с его сотенной бумажки. Оплошность обнаружила почти сразу: следующему покупателю нужно было сдавать с синенькой тысячной, а у неё не хватило разменных денег. И тут она увидела, что в её кассе вообще нет ни одной тысячной! Бежать за предыдущим покупателем? Но вряд ли его найдёт, нечестный человек будет прятаться, да и в окошко заметила, что очередь волнуется: вот-вот подойдёт поезд, который тут стоит всего пару минут. Хорошо, что появилась, видимо, супруга пассажира, у которого в руках всё ещё была тысячная купюра, и подала ему из своей сумочки как раз пятьдесят два рубля. Может, подсказала кассирша, того нетоварища узнают эти интеллигентные пассажиры, они как раз стояли в очереди за ним. Но их примет она не помнит, судя по двум купленным билетам, те ехали тоже до конечной.
   И в следующее утро следователю выпала удача: он стоял у входа в здание милиции, рассказывал коллегам про странный случай с билетами, держа в руках фотографию лица (по шею) погибшего. Шедший мимо в соседнее здание филиала университета преподаватель поздоровался с одним из стоявших рядом со следователем знакомым ему оперативником, машинально взглянул на фотографию.
   - А что с Валеркой случилось?
   - Вы его знаете! – обрадовался следователь.
   - Так это же Валерка Свирин, сосед по улице. Позавчера мы вместе на дизель-поезд в Огородске садились...
   - Погиб в ДТП.  Не можете ли мне рассказать о той встрече поподробнее?
   - Извините, у меня через пять минут начнется лекция.
   - Тут такой странный случай, который я расследую, а, может, вы ко мне в кабинет после лекций зайдете, - попросил следователь, протягивая визитку. – Когда вы освободитесь?
   - Две лекции по два часа.
   - Вот и хорошо, я к тому времени обязательно буду у себя в кабинете. Да и вам от университета до меня всего полторы минуты идти. Ещё раз назовите узнанного на фотографии и его адрес.
   - Валерий Иванович Свирин. Улица Мастеровая, дом номер тринадцать, недавно остался без работы, живёт один, жена с дочкой ещё в прошлом году ушли от него... Всё, извините, спешу. Зайду к вам обязательно!
   Следователь пока занялся расследованием вчерашней драки в маршрутке, освободился как раз через четыре часа, а до этого успел сообщить в свой отдел имя и адрес неопознанного пока трупа.
   Через четыре часа, как и обещал, явился, постучав в дверь кабинета, университетский преподаватель.
   - Давайте познакомимся. Меня Сергей Иванович Жадов звать, а лучше просто Серёжей – всего два года после юридического.  - Дело  по трупу закрыто, завершить его от нашей службы передали участковому, который уже успел сообщить бывшей жене Свирина о случившемся. Больше у Валерки родственников нет, только их совместная малолетняя дочка. Жена и похоронами займется. Мне теперь просто самому интересно вот что: он мог бы остаться жив, билет-то у него был на двадцатое место, в конце салона, а Свирин, видимо, когда автобус отправился, пересел вперёд, где хороший обзор.
   - И если бы вообще поехал на дизеле. А я Владимир Сергеевич Отваров, преподаю философию на старших курсах.
   - Это хорошо, значит, у вас такой склад ума. А у меня по философии тройка была. Владимир Сергеевич, может, вместе разберёмся в том, что меня волнует. Почему этот Валерий передумал ехать в поезде? Как объяснить этот его нелогичный поступок. Да, вы ведь не знаете, что до этого произошло. Кассирша по рассеянности ему не с сотни, а с тысячи рублей дала сдачу.
   - Мы с женой подошли к нему на платформе, все же сосед, хотели поговорить, а он дважды оглянулся в сторону вокзала и быстро пошёл назад, сказав, что забыл курточку на скамейке.
   - На нем курточки не было, - уточнил следователь.- Выходит, это был предлог, чтобы уйти от вас, а потом уехать на автобусе. Есть у меня версия...
   - У меня после вашего уточнения с  кассиром появилась тоже.
   - Так давайте напишем на листочках каждый свою, а потом сверим догадки.
   - Согласен, ответил Владимир Сергеевич, - придвинув к себе протянутый следователем листочек. И написал: «Боялся, что кассирша, обнаружив оплошность, побежит на платформу его искать». Следователь Сергей написал то же самое, но чуть другими словами. Тут его по телефону вызвали к начальству.
   - Извините, дела. Я бы хотел поближе с вами познакомиться, чувствую, что вы интересный человек.
   - Взаимно. Знаете что, Серёж, у меня по воскресениям лекций нет, приходите ко мне домой, я на улице Мастеровой живу, в доме номер пятнадцать.

   - А домишко-то у покойника бедный, - Жадов поздоровался с Отваровым.
   - Так он палец о палец не ударил, чтобы жить лучше. Наверное, от такой безысходности и супруга от него с восьмилетней дочкой ушла. Теперь ей дом в наследство достанется. Купить и задорого кто-то из богатеньких может: место у нас тихое, так что тут современный коттедж можно построить. Я же ещё лет пять назад всё в своей хате переоборудовал на современный лад, утеплённую мансарду надстроил, в подвале ванную с туалетом, как в квартирах оборудовал, в огороде даже летнюю беседку соорудил. Вот в неё, кстати, и приглашаю посидеть за пивком, четыре бутылки в ведёрке приятно стынут.
   Разговор быстро перешёл на тему, которая в последнюю неделю интересовала обоих – о роли случая в судьбе человека.
   - Вот у меня был случай, - начал с собственного примера Владимир Сергеевич,  - Давай обсосём его со всех сторон. Лет пятнадцать назад я отдыхал по путёвке в санатории имени ВЦСПС.
   Хозяин сада пригубил из высокого бокала пива и продолжил:
   - Попал я за столик в компанию к трём мужикам, заводилой у которых был некто Пушкин из Дзержинска. Хорошо, что не Александр Сергеевич, а обыкновенный работяга, уважающий, как я потом понял, водку, Василий. Я жил в одноместном номере, допоздна читал книги, взятые в библиотеке, весь день, кроме утреннего посещения врачей и послеобеденного сна, гулял по лесу, приятно пахнущему хвоей. И как-то Пушкин пригласил меня с соседями по столу к нему в номер раздавить бутылочку «Путинки». Оба соседа принесли с собой ещё литровую емкость имени бывшего президента. Сходили на танцы, прихватив с них в номер двух девок, откуда-то появилась ещё выпивка... Утром вместо завтрака мы похмелялись, пропустив и обед. На следующий день всю компанию угощал уже я – в магазин, что за оградой санатория всегда бегал Пушкин...
   - Понятная история, - не дослушал окончания рассказа Сергей. – Хочешь, я продолжу. Вы скоро, всё же интеллигентный, а, значит, и совестливый, человек, опомнились от такого отдыха и досрочно уехали домой.
   - Да, так и было. Через четыре дня безостановочной пьянки. Но урок пошёл на пользу – с тех пор я употребляю только пивцо. Я после этого долго размышлял о случившемся. И соблазнитель Пушкин тут не при чём, видно самому, глядя на отдыхающую молодежь, хотелось оттянуться, да и к спиртному тогда не был равнодушен. А ведь посади меня распорядительница в столовой на другой столик, возможно, я спокойно отдыхал бы без водочных проблем. Или бы мог приехать на двадцать минут позднее другим автобусом, следующим в Зелёный Город. Очередь на посадку почти на мне и закончилась, некоторые до ближайших остановок согласились ехать стоя, вот и я решил добраться до санатория побыстрее...
   - А ведь бывали и печальные случаи. Совсем недавно мне пришлось разбираться с таким. Шестеро мужиков в доме отдыха «Учитель» пили неделю, пообедав в столовой лишь в первый день. Всех  этих алкоголиков директор выселил. Тот, который из нашего города, не переставал добавлять и по дороге домой и уже на нашей автостанции попал под автобус, хорошо, что отделался переломом ноги и бедра. Вот как за науку заплатил.
   - То есть, - продолжил, подлив «Окского» собеседнику, Владимир Сергеевич, - в большинстве печальных бед виноват сам человек, выбравший не тот вариант своего поведения, если выражаться философски.
   - Точно так, даже если сформулировать всё юридически. Редко когда всё происходит по воле злого рока, когда ни кто не может предотвратить унылую ситуацию. Вот погибший Валерий мог избежать с ним случившегося. Мог бы вернуть  кассирше ошибочную сдачу.
   - Да, все мы люди разные, - прихлебнул в очередной раз пиво философ. – Впрочем, я давно это заметил, поездив много по нашей области и немного по стране: каждый наш нижегородский район имеет своё лицо, не спутаешь и область с соседней, например, Рязанской. Так  и нынешняя несчастная Россия не похожа на счастливую Швецию.
   - Полностью согласен. Я тут недавно прочитал толстущий сборник повестей и рассказов африканских писателей. Там о становлении их небольших по нашим меркам стран после освобождения от колониализма. Так описанные  ситуации очень похожи на то, что происходит сейчас у нас. Коррупция, мошенничество новых бизнесменов, продажность новоявленных завидущих чёрных чиновников, необдуманное поклонение во всём Америке и Западу. Но ведь в тех странах, только что ставших независимыми, прежде был, не считая белолицых эксплуататоров, чуть ли не племенной строй, все, кроме местных вождей и их родственников почти голые, размахивая копьями, ходили, там такие грабительско-криминальные поступки простительны. А ведь у нашей страдалицы-России есть прежний солидный культурный, экономический и технический опыт, но нынешние поступки «лучших россиян»  сродни тем алчным африканцам, дорвавшимся до казны и руля. Вот этого я не пойму.
   - Выходит, я правильно тебя, Сергей понял: Россию, словно того Валерку, занявшего не своё место в автобусе, ждет ДПТ с трагическим концом.
   - Пожалуй. Но ведь и у Валерия был выбор поведения. Так и у России в своё время был выбор – совершенствовать прежнюю жизнь или необдуманно строить новую. Вот и началась эпоха развитого эгоизма. Я вот ни как не желаю  плавать в мутных водах современности.
   - Сейчас мало сыщешь кого, кто жил бы по совести.
   - А мы?
   - Мы вчерашние. Мир изменился.
   - А, может, ещё будут и для нас счастливые дни? Ведь мы сами правильную оценку событиям конца прошлого века и начала сегодняшнего поставить ещё не сможем. Вот пройдет этак лет сто, тогда и будет ясно, кто прав – «эффективный менеджер» Путин, демократ Гайдар, государственник Примаков, коммунист Рыжков или «тиран» Сталин. Тиран и менеджер – это я говорю в кавычках.
   - Жаль, что не придётся нам жить в эту пору прекрасную и всё узнать!
   - Зато пивом можно и сейчас насладиться! За нас, вчерашних!
   Раздалась трель мобильного в боковом кармане Сергея. Выслушав, Жадов ответил, чтобы машину за ним прислали в начало улицы Мастеровой. Попрощался с Отваровым:
   - Хотелось бы продолжить знакомство, да и будет о чём поговорить, когда узнаю подобности.
   - А что случилось, если не секрет?
   - Пьяный на «Жигулях» врезался на автобусной остановке в женщину с грудным ребёнком. Девочка погибла. Она-то в чем виновата?
   - Тут право выбора было у лихача – если пить, то не садиться за руль, а если нужно срочно ехать, то не нажираться...
   - Или вызвать такси, оно же дёшево стоит!
   - Да. Очень и очень дешевле срока, к которому приговорят виновника.  Пойдемте, провожу до начала улицы. По пути интересное покажу: точная иллюстрация к нашему разговору.
   Сергей и сам заметил очень разные соседние три дома: разваливающуюся халупу о двух окнах, двухэтажный коттедж с островерхой башенкой и коваными въездными воротами, рядом с ним почти подведенный  под крышу, но по заросшей крапивой входом видно, что сюда ещё с прошлого года строители не заглядывали.
   - Про дом с башенкой ты и версии не составишь: хозяин дважды в юности по глупости сидел, потом с помощью двух друзей детства взялся за ум, вырастил двух рукастых сыновей-близнецов, вместе основали фирму по выпуску металлических дверей.
   - А хозяина недостроенного дома, догадываюсь, посадили?
   - Нет, тут другие финансовые и жизненные трудности. При встрече расскажу...

 


Рецензии
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ГРЁЗЫ

В предрождественском мире,
В лоне тихих полей
Сущим в тонком эфире
Мысли наши слышней.

Перед Небом бескрайным
Помолюсь от души.
Вот и звёзды взыграли ―
Стало чудно в глуши:

Пышный снег от Пречистой,
Опахнул чистотой -
Сходит сверху искристо
Радость - ангел святой.

От Всевышнего вести
Полетели кругом:
С сыном Божьим мы вместе
Будем биться с грехом.

Звон в ночи звёздно-белой
С колоколен взлетел.
«Слава Богу», ― запели ―
Кто и петь не умел.

Дух в живых встрепенулся
От греховных заноз ―
Сердцем сердца коснулся
Утешитель Христос!

И счастливые мысли
Зацветают во мне:
"Для божественной жизни
Я рождён на Земле".

В горнем поле витаю,
Дух молитвой креплю.
И скажу без утаек:
"Веру нашу люблю".

С ней сокрытое ― видно,
С ней и в холод ― тепло,
За дурное, с ней,― стыдно…
Вот ведь как повезло!

Александр Шубняков   04.01.2011 09:40     Заявить о нарушении