Рецензия на фильм Сказка про темноту

Матерная сказочка режиссёра Николая Хомерики о странностях профессиональной любви в силовом ведомстве или о жестокости окружающего мира
 

Есть предание о том, что Лев Толстой, на вопрос с кого он написал Анну Каренину ответил: «Анна Каренина – это я!». Предание, конечно эффектное (сейчас бы сказали – удачный PR ход – авт.) но в свете последних литературно-криминалистических изысков выяснилось, что Анна Каренина обычная морфинистка и «трагедия высокой любви» скорее всего – результат элементарного передоза.

Это я к вопросу о намеренной приземлённости - режиссёрском приёме, продемонстрированном в фильме «Сказка про темноту». Я не против экспериментов с режиссурой – скорее даже за, но в данном случае, мне представляется, - количество ненормативной лексики, (которая использовалась как средство этой самой приземлённости – авт.) перешло в некое новое качество или, - проще говоря, был достигнут элементарный лексический передоз. Если рассматривать фильм как средство самовыражения режиссёра – вопросов нет – бывали в арт-хаусе самовыражения и покруче. Если рассматривать фильм как средство донесения до зрителя неких истин – возникают вопросы. Лично мне на 10-й минуте стало ясно, что зрителю фильма «Сказка про темноту» не видать. Просто по определению его в широкий прокат не выпустят. Ну ненормально это – матерящийся мальчик, пусть даже и актёр, пусть даже и за деньги, на которые, надеюсь он купит себе мороженое и книжку про Буратино….

Фильм, если Вам удастся, – посмотрите обязательно. Великолепнейшая работа Алисы Хазановой в роли Гели, крепкая операторская работа, хорошая сценарная задумка. История, в общем – о вечном – о женщине – хрупкой, ранимой, интеллигентной, но одинокой. Безумно одинокой и от этого ещё более ранимой. Любая её попытка адаптироваться, быть как все любой ценой, - оборачивается ещё большим непониманием, разочарованием, и жестокостью окружающих. Трагедию безусловно усиливает тот факт, что Геля работает с трудными подростками, родителями-маргиналами и общается с коллегами, чей, «моральный облик не соответствует высокому званию сотрудника силового ведомства», как пишут иногда в служебных характеристиках. Фильм цепляет очень важную тему – тему человеческого одиночества в нынешнем мире, цепляет очень сильно, иногда даже в буквальном смысле бьёт по нервам. Я не против темы, - меня лично покоробили способы зацепки.


Рецензии
....И еще - благодаря отличной камере - обаяние одного из "красивейших тупичков России", где имею удовольствие обитать:
Владивосток в золоте своего бархатного сентября.

Не заметить этого баланса --- корявость ментовских речей versus красота мира, в котором им так живётся, --- мне кажется, сложно. Хотя, может, это мне видно так отчётливо, аборигену? :)
Не приземленность, а напротив, динамическое равновесие приземленного и красоты есть здесь режиссерский прием.
Причем, это игра на взимопроникновение! Обкорябанное ножом дерево в первом кадре. (А написано-то: Я тебя люблю!) Или фраза: "Ну что, п-дюк в синей курточке?" - практически любовная по интонации.

Так а что хотеть? По-моему, основа для игры и кинематографической сказки выбрана точно и бескомпромиссно. На периферии нашей Ойкумены - язык тотально таков. И если б только в ментовской среде... А уж ментики-то узнаваемы, красавцы просто. И куда гуманней изображены, чем, скажем, у Лозницы в "Счастье моём". Вот с той эстетикой я поспорил бы....

Фильм был одним из проектов владивостокского кинофестиваля.
В него даже подтянули местных:) Звезду нашей драматической сцены жену губернатора Белоброву - вполне корректно сыграла учительницу танцев. И тот "бизнесмен-поэт" - в нем практически себя изобразил один из деятелей нашего арт-бизнеса некто Александр Долуда.

Одно из лучших моих впечатлений 2009 года - этот тонкий красивый фильм. Интересно: во Владивостоке диск не найти! Заказывал в Москве. Понятно, что не для всех эта поэма:)

У Хомерики есть кино с абсолютно корректной лексикой - "977". Там и Алиса Хазанова, и вообще поэтика очень узнаваема.

С неизменным уважением к Вам, Олег, -

Григорий Лыков   11.07.2011 09:31     Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий! Спасибо за Ваш отклик. Конечно же Вам как жителю Владика всё гораздо более видней. Собственно я на оценку документальности Хомерики и не претендовал. Меня, если честно, очень покорябало отношение режиссёра к мальчику - исполнителю одной из главных ролей. НЕ думаю что слова из его уст о "****..не" были так необходимы. Это спокойно могла сказать тётка сидевшая рядом. Ну в общем как-то так. Ребёнок наверняка спросил у дяди-режиссёра, а что это такое... А фильм хорош, и очень хороша Хазанова - это абсолютно верно. Удачи Вам!!!

Олег Татков   11.07.2011 09:39   Заявить о нарушении
Ох, подозреваю, что здешний ребенок - даже актер - сто раз до режиссера всё слышал и говорил. В таком возрасте они просто зеркала действительности.
Знаете, как набирали на эпизодические роли на "Сказку"? Это актерская наша тусовка. А там всё весело:). И чадо соответственно чье-то. Так что я именно за этот эпизод переживать не стал бы:)

Олег, а Вы не посмотрели еще Лозницыно "Счастье моё"? Вот там, мне кажется, окрас таких же вещей другой. Циничный.
С уважением,

Григорий Лыков   11.07.2011 11:28   Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий!
Фильм ЛОзницы не смотрел - надоела чернуха. Сейчас я немного другим занят - монтируем кино про Венецию. И не в Москве, а на море под Сочи... Очень несовмещаемые дела. Мучаемся с монтажёрами сутками - оператор у нас был гениальный... Но подробности по окончанию
Удачи Вам!!!

Олег Татков   11.07.2011 12:31   Заявить о нарушении
Удачи и Вам в Вашем замечательном предприятии!!!
С уважением,

Григорий Лыков   12.07.2011 09:40   Заявить о нарушении
Спасибо Григорий - как раз сейчас удача мне очень необходима - у нас в Алиталии потеряли звуко-аппаратуру во время перелёта - звук писали на камеру и поэтому с ним полный трындец, а переговорить невозможно - документалка и актёров там нет. Вот сижу в Сочи и жду вердикта звуковиков из Москвы по тому материалу, что первично намонтирован... Не хочется с русского на русском делать субтитры.. Удачи и Вам!!!

Олег Татков   12.07.2011 09:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.