О старинном натюрморте. Капли 1

      Обаяние предмета в старинном натюрморте настолько сильно, что зритель может искренне залюбоваться мельчайшими деталями картины, нередко переходя от них к глубине общего смысла. Попробуем облечь в текст детали, мельче которых и придумать трудно – это капли. Мастера натюрморта часто стремились изобразить в своих картинах капли воды. Так, Якоб Ван Валскапелле в картине «Ваза с цветами» из Королевского музея изящных искусств в Брюсселе очаровывает зрителя не только тонкими, изысканными оттенками розы, тюльпана и мальвы,  но и россыпью капель воды на каменной столешнице, несущей справа внизу как бы гравированное на камне имя мастера. Пестрый шелковистый тюльпан, полупрозрачные лепестки большого цветка белой мальвы, блики, играющие на поверхности вазы и в ее глубине, в толще воды не мешают любоваться и особенностями изображения мелких насекомых и прозрачными капельками, с мелким сияющим бликом в каждой. Мастер сообщает незначащей мелочи, которую чаще принято смахивать, как лишнее, безусловную ценность, навеки запечатленную в живописи. Может быть, именно поэтому изображения капель воды в некоторых натюрмортах хочется сравнить с чистейшими полированными кусочками горного хрусталя, а насекомых – с самоцветами.
     В позднем натюрморте подобные эффекты наводят на мысль о перекличке некоторых достижений живописи с произведениями ювелирного искусства. Кроме того, тонкая изысканная живопись цветов, бутонов, стеблей и листьев иногда провоцирует на сравнение с росписью фарфора. Если в раннем натюрморте сама роспись сосуда могла стать необходимой частью смысла, определяющего образный строй всего произведения, то в произведениях конца XVII – XVIII столетий мы обнаружим преобладание другого эффекта, не смыслового, а декоративного. Впрочем, поздние мастера могли сохранять в картинах детали с традиционным смысловым значением. Например, в натюрморте Я. Ван Валскапелле рядом с каплями воды мы увидим трещины и сколы на старом камне – символы бренности бытия…


Рецензии