Одинокая женщина желает потрудиться

                Рассказ написан в 2004 г.

Наталье Андреевне крупно не повезло: ей не удалось спокойно доработать до пенсии. Детский сад, в котором она работала воспитателем, расформировали – здание скупила какая-то процветающая фирма. Детей «разбросали» по другим дошкольным учреждениям, а персоналу предложили устраиваться, кто куда сможет. Молоденьким воспитательницам было легче: все нашли себе работу, пусть и не по специальности. А Наталье Андреевне только что «стукнуло» 52 года, а значит, получить приличное место не было никакой надежды. Кому нынче нужны дамы предпенсионного возраста, даже вполне здоровые и цветущие? Идти в уборщицы или гардеробщицы не хотелось, и Наталья Андреевна начала усердно изучать объявления в газетах «Ярмарка» и «Из рук в руки». Везде требовались лишь молодые сотрудницы в возрасте до 35 лет. Но удача, в конце концов, улыбнулась и ей! Некая коммерческая фирма приглашала деловых, энергичных людей от 35 до 65 лет (ну и ну!) включиться в интересную, творческую работу, которая предполагала доходы от 8 до 12 тысяч в месяц! Наталья Андреевна обрадовалась: ведь если ее примут, и она освоит специальность, то сможет, наконец, выбраться из ужасающей, беспросветной нищеты, в которой она пребывала несколько лет после смерти мужа. Правда, ей немного помогал деньгами взрослый сын, но у него была своя семья, свои заботы. А значит, следовало надеяться только на себя, на свою инициативу и энергию.

С трепетом душевным Наталья Андреевна поднималась по узкой крутой лестнице старинного особняка, где разместился офис фирмы. Она сразу же заметила, что на широкой лестничной площадке, куда выходила единственная дверь, царил нездоровый ажиотаж. Здесь толпилось много народу с какими-то листами в руках, и каждый старался  пробиться к единственному столу и что-то записать.
Наталья  Андреевна не успела еще ни о чем спросить, а улыбчивый мужчина лет шестидесяти уже шагнул к ней навстречу и весело объявил:
- А вот к нам пожаловала и еще одна претендентка на звание новой русской миллионерши! Обещанные капиталы никому покою не дают. Милая дамочка, возьмите в кабинете анкету и присоединяйтесь к нам.
Наталья Андреевна вошла в офис, взяла предложенный ей лист с многочисленными вопросами и вернулась на лестницу. Веселый мужчина тут же оказался рядом и галантно предложил:
- Присаживайтесь, пожалуйста, к столу, я для вас местечко отыскал. Если хотите, могу подсказать, что писать в анкете.
- Спасибо, я сама разберусь, - сухо ответила Наталья Андреевна. Но незнакомый доброжелатель встал у нее за спиной и бесцеремонно начал наблюдать за ее трудами. Это раздражало. Она никак не могла сосредоточиться. А когда записала свои анкетные данные, то услышала:
- Вот мы с вами и познакомились, Наталья Андреевна! Теперь я все про вас знаю: и  ваш адрес, и возраст, и то, что вы – воспитатель. Прекрасная профессия – учить малышню уму-разуму.
- Зато вас, похоже, никто и никогда не учил тому, что неприлично  заглядывать без спросу в чужие бумаги.
- Так я ж это делаю с благородной целью – помочь вам правильно заполнить анкету. Зачем вы написали, что хотите иметь доход от 5 тысяч? Поскромничали, Наталья Андреевна, и напрасно. Они же вам 12 тысяч сулят, значит, надо просить 15. Я, например, 20 заказал. Так что не тушуйтесь, пишите про себя покрасивее и поигривее, вдруг да и понравитесь фирме. В деньгах купаться будете! Нарядов накупите!
Наталья Андреевна раздосадовано поджала губы и ничего не ответила. В это время её докучливого соседа по лестничной площадке наконец-то вызвали в кабинет, назвав по имени-отчеству -  Юрием Петровичем. Минут через пять он появился из-за двери с несколько обескураженным выражением лица (впрочем, как и большинство других соискателей) и протянул задумчиво:

- М-м-да. Всё это следует обмозговать. Тыщи-то мне, конечно, посулили, а вот как их добыть – вопрос.
В это время на собеседование пригласили Наталью Андреевну. За три минуты словоохотливая сотрудница офиса обрушила на нее поток новой информации. Профессия называлась красиво и современно – менеджер. А обязанности заключались в том, чтобы ходить по квартирам и агитировать доверчивых граждан записываться на сеансы платной медицинской диагностики. 25% от дохода обещалось менеджеру. Наталья Андреевна осторожно сказала, что подумает на досуге обо всех прелестях и выгодах новой работы, и поспешно ретировалась на лестницу. А там поджидал ее все тот же неугомонный Юрий Петрович. Он почти поймал ее в свои объятия и, не давая опомниться, возбужденно заговорил:
- Я предлагаю вам деловой союз! Откровенно скажу: вы мне сразу понравились! Мы с вами – два неискушенных менеджера – вполне можем скооперироваться и работать вместе. Вдвоем-то куда веселее! Мне поручили оформлять заказы на лекарства. А вам? Платную медицину? Великолепно! Завтра с утра раздобудем нужные бумаги, а в пять часов вечера встретимся на «Сковородке» и попробуем пройтись по квартирам ближайших домов. Там, возможно, живут вполне состоятельные и милые люди. Они-то и помогут нам разбогатеть. Договорились?
Почему Наталья Андреевна согласилась, она и сама не знала.
               
На улице смеркалось. В окнах загорались огни. Наталья Андреевна в сопровождении нового знакомого шла по чужому неуютному двору, потом  зябко переминалась с ноги на ногу у железной двери с кодовым замком и, кажется, уже жалела, что впуталась в эту авантюру. Наконец им удалось попасть в подъезд, и они уверенно позвонили в квартиру на первом этаже. Долго никто не открывал. Потом за дверью послышались шаркающие шаги, и на пороге возникла бабуля лет девяноста, в длинном халате неопределенного цвета, с тусклыми, нелюбопытными глазами.
- Бабушка, мы пришли вас облагодетельствовать – записать на прием к врачам-специалистам, - бодро начал Юрий Петрович, но бабка, как видно, не хотела вникать в его речи. Она зашамкала беззубым ртом:
- Никаких подарков мне, милые, не надо. Недавно два парня миксер какой-то подарили, только потом деньги за него большие велели отдавать. Отдала. А больше мне ничего не надо. Уж помирать пора давно, и врачи ваши тут не помогут.
Юрий Петрович вознамерился было что-то ответить, но Наталья Андреевна потянула его за рукав, и они выкатились на лестницу, вежливо распрощавшись с бабушкой.

- Пожалуй, надо работать с женщинами средних лет, - начал рассуждать Юрий Петрович, - особами вполне состоятельными и довольными жизнью, которые, при этом, пекутся о своем здоровье.
- Тогда давайте стучаться только в приличные  двери с хорошей обивкой, - скептически предложила Наталья Андреевна.
Но и за вполне симпатичной дверью двух неопытных менеджеров поджидала неудача. Им открыла женщина с грудным ребенком на руках. Рядом толпились еще детки – мал мала меньше. «Это, наверное, мать-героиня», - ахнула про себя Наталья Андреевна. Зато Юрий Петрович вмиг оживился.
- Я вижу по вашим глазам, милая мамочка столь очаровательных созданий, что вы нам не откажете во внимании, - торопливо заговорил он. – Вам просто необходимо познакомиться с каталогами новейших лекарственных препаратов, которые предназначены как раз  для мам и их малолетних  детей.
Женщина печально вздохнула, покачала головой и тихо сказала:
- Конечно, хорошо бы посмотреть вашу рекламу, выбрать что-то нужное, раз уж вы прямо домой пришли. Но лишних денег у меня нет. Детей вон сколько, я не работаю, а мужу на производстве все время  зарплату задерживают. Уж вы извините…

Зато в следующей квартире Наталье Андреевне и Юрию Петровичу, кажется, могло бы повезти. Дверь распахнулась широко и гостеприимно. Их встретила красивая, ухоженная дама лет 40,  в нарядном брючном костюме, с модной прической и умело нанесенным макияжем.
- Прошу вас, заходите, пожалуйста, - любезно предложила она. – Я вас с удовольствием выслушаю, пока мой медлительный супруг собирается на концерт.
Просторная трехкомнатная квартира показалась Наталье Андреевне уютным раем,  любовно свитым гнездышком, состоящим из ковров, мягкой мебели, картин, удивительных штор на окнах. У большого зеркала сидел и брился солидный мужчина с изрядным брюшком и лысиной в полголовы.
- Платная диагностика? Новые лекарства? – переспросил он, выключая электробритву. – Вы знаете, сейчас нам это малоинтересно. У нас, если можно так выразиться, есть свой домашний доктор – друг семьи. Его услуги мы неплохо оплачиваем. Он рекомендует и доставляет нам домой нужные лекарства. К тому же мы стараемся вести здоровый образ жизни – фитнес, бассейн, тренажерный зал, сауна. Так что ваши предложения, пожалуй, будут излишни.

Наталья Андреевна и Юрий Петрович продолжили поквартирный обход, но удача не улыбалась им. И тогда  разочарованная женщина уныло сказала:
- Целый вечер по подъезду бродим, а никакого результата. Бросать надо такое бесперспективное дело. Разве это работа?
- Ладно, последняя попытка, - утешил ее Юрий Петрович – Слышите, на пятом этаже – музыка и смех? Туда надо обязательно зайти.
 И действительно, из-за двери трехкомнатной квартиры доносилось буханье тяжелого рока, выкрики, шум.
- Мне кажется, к ним идти не стоит, - осторожно заметила Наталья Андреевна. – Здесь, наверно, молодежь веселится, а значит, лекарства им ни к чему.
- А вдруг они захотят заказать чего-нибудь этакое… от похмельного синдрома или, скажем, для повышения потенции – по части оптимизации любовного процесса?
Наталья Андреевна как-то замялась, Юрий Петрович заметил это и сказал, чуть усмехаясь:
- Оно и видно, что вы сами давно не веселились и, возможно, шарахались от всех встречных мужчин. А не бросить ли нам, в самом деле, эту нудную работенку и не отправиться ли в ближайший ресторанчик – отдохнуть и расслабиться. Пожалуй, так мы и сделаем! Но в веселую дверь все же постучим напоследок. Вперед, без страха и сомнений!

Ни Юрий Петрович, ни, тем более, Наталья Андреевна толком не поняли, как они очутились в недрах разгулявшейся квартиры. Их просто втащили вовнутрь, не желая ничего слушать. Повлекли к столу, уставленному разного рода бутылками, налили по полстакана водки и под дружное улюлюканье заставили выпить до дна. Похоже, это был какой-то притон! Мужчины и девушки не первой свежести уже почти потеряли человеческий облик: кто-то валялся под столом, кто-то маялся с желудком. Чуть не плача, Наталья Андреевна зашептала Юрию Петровичу, что надо как-то выбираться отсюда. Но их не пускали к двери, потчевали все новыми яствами, а какой-то маленький чернявый мужчина средних лет, по виду цыган, всё порывался обнять Наталью Андреевну. Та отталкивала его, уворачивалась. Одна из размалеванных девиц прокричала ей в самое ухо:
- Ему нельзя отказывать, старая дура! Это же цыганский наркобарон! У него всё куплено, всё схвачено!
Наталья Андреевна заплакала. Тогда Юрий Петрович подошел вплотную к цыгану, взял его за плечи, встряхнул, как следует, и зло процедил сквозь зубы:
- Слушай, ты, наркобарон, отцепись от женщины. И дай нам спокойно уйти.
- Всех урою! На кладбище места много! – зарычал вдруг цыган и задергался, будто в припадке.
Юрий Петрович схватил за руку Наталью Андреевну и потащил ее к двери, решительно расталкивая пьяных кутил. Ему удалось открыть замок, и они вдвоем вылетели, наконец, на лестничную площадку. Быстро спустились по ступенькам, не веря до конца в свое освобождение.
- Спасибо вам, Юрий Петрович, - выдохнула Наталья Андреевна и, прижав ладони к пылающим щекам, вдруг покачнулась, то ли от выпитой водки, то ли от не прошедшего еще волнения. Юрий Петрович мигом подхватил ее под руку, а потом привлек к себе, обнял и прошептал:
- Ну, ну, не вздрагивайте так. Все хорошо. Сейчас мы с вами отправимся в тихое, уютное кафе, успокоимся, придем в себя, обдумаем  наши странные похождения и сделаем  правильные выводы. Не так ли?
- Но уже поздно, вас, наверное, жена дома ждет, - неуверенно предположила Наталья Андреевна.
- У меня нет жены, - грустно признался Юрий Петрович. – Два года, как мы в разводе.
- Ну, тогда ведите меня хоть на край света, - устало согласилась Наталья Андреевна и теснее прижалась к мужчине, который почему-то казался ей теперь самым близким и родным на свете.


Рецензии