Тигр и лис

 Давно не рассказывала сказок – некому рассказывать. Но эту сказку расскажу.

 Детство. Оно проходило и в кинотеатрах тоже, когда на дневной сеанс хватало двадцати восьми копеек – десять на кино и восемнадцать на мороженое «Каштан», облитое шоколадной глазурью и обвалянное в ореховой крошке. Иногда дешевле – зимой вместо мороженого брала глянцевую сдобную булочку за девять копеек. И на сеанс!

Одно время часто крутили перед фильмом мультик о справедливости в джунглях, где девочка и хитрый лис смогли вернуть тигра на его место в клетке. Мне нравилась храбрая, спокойная девочка в сари и браслетах на руках и ногах. Её алая точка снилась мне на моем собственном лбу. И еще долго – до самой зрелости - я ночами в страхе убегала от оранжево-черного тигра, разрывая руками тугие лианы, застывая на краю темной бездны, предчувствуя неминуемую гибель и не смиряясь с ней.
 
И всё же память иногда отказывается сотрудничать, мол, и так информацию некуда девать, а потому то, к чему давно не касалась – в расход! Я даже названия мультика не помню.

Кое-что изложу, как было, а кое-где привру.
 
Девочка, веселая и певучая как соловей, шла по лесу. В сырой тропической чаще она чувствовала себя в безопасности – еще никто не обманывал и не обижал красивую, умную девочку. Она рвала цветы и сплетала из них большие гирлянды, чтобы подарить матери и отцу на семейном празднике в знак любви. Корзинка уже была наполнена готовыми подарками, когда девочка, позвякивая браслетами и колокольчиками, направилась домой. Вдруг она услышала жалобный плач и пошла на него. В клетке сидел взрослый тигр и плакал маленьким котенком.
- Господин Тигр, почему ты плачешь?
- Меня хитростью лишили  свободы. В открытую клетку злые охотники положили кусок мяса для приманки, но когда я схватил его, колышек упал, а вместе с ним упала дверца. Так я оказался заперт. Ты добрая девочка – это сразу видно, подними дверцу, подопри её колышком, и я выберусь на волю.
- Господин тигр, ты видимо считаешь меня глупой. Если я позволю тебе выбраться, то ты меня съешь.
- Клянусь, что не трону тебя, только выпусти!
- Но матушка и батюшка мне строго настрого запретили общаться с незнакомцами, тем более с тиграми-людоедами.
- Как ты можешь сомневаться во мне? Ты меня совсем не знаешь, но людские суеверия уже сделали свое черное дело, огульно оклеветав всех полосатых! И теперь каждый готов думать, что я людоед и клятвопреступник, хотя никто не может сказать, что видел, как я ем человеческую плоть. Свидетелей нет.
- И всё же я сомневаюсь, господин Тигр, что ты выполнишь своё обещание.
- Но ты же, кроме того, что красивая, хорошо воспитанная, еще и умная девочка. Сама посуди, зачем мне нападать на тебя, если я сыт после съеденной мясной приманки! Открывай быстрей, а то вдруг охотники вернуться проверить клетку. Они же пристрелят меня!
- Не могу переносить, когда страдают живые существа. Хорошо, господин Тигр, я открою клетку и выпущу тебя на свободу, но уж и ты  не забудь о своей клятве. Если ты съешь меня, то это разобьет сердце моей доброй матушки и может до смерти огорчить моего любимого батюшку.
Только тигр вылез из-под приподнятой дверцы, как бросился на свою спасительницу. Девочка едва успела отскочить и спрятаться за дерево.
- Не смей от меня убегать, глупая девчонка, я все равно тебя поймаю и съем!
- Но ведь это не справедливо! – заплакала девочка.
- Не реви, дура! Терпеть не могу сопливых и слезливых. Меня не разжалобить нытьем, только больше разозлишь.
- Хорошо, господин Тигр, я не буду плакать, но все-таки ваше отношение ко мне несправедливо. Вы же обещали меня не трогать.
- Разве на земле есть справедливость? Её нет! – рык тигра потряс джунгли. – Справедливости не существует! Вот давай спросим первых трех встречных-поперечных, есть ли на свете справедливость; и если хоть один из них скажет, что есть, то я отпущу тебя, глупая девчонка.
Подняв голову, девочка увидела сидящего на ветке попугая и указала на него тигру:
- Давайте спросим эту птицу.
- Эй, ты, пернатый, ну-ка, скажи, есть ли на земле справедливость?
Попугай горестно вздохнул и стал со слезами рассказывать.
- Был у меня сыночек – маленький, хорошенький, умненький. Только-только вылупился из яйца, а уже знал все цвета. Бывало, спросишь его, какой у папы хвостик, а он отвечает:
- Зелёненький!
- А какие у папы крылья?
- Синенькие!
- Какой у папы хохолок?
- Красненький!
Девочка всплеснула руками:
- И что же случилось?
- На прошлой неделе моего сыночка проглотил удав! - Попугай горестно заломил крылья. -  Нет на земле справедливости!

- Вот видишь, глупая, девчонка, справедливости нет. И не реви, всё равно съем.
- Я плачу не потому, что ты собираешься меня съесть. Попугайчика жалко. А справедливость есть.
- Ладно, пойдем искать второго, кто скажет, что нет.
- Есть.
- Всё ходим и ходим, а никого не встречаем. Я уже устал и проголодался. Давай я тебя просто сожру и не будем голову морочить с этими дурацкими поисками того, чего нет.
- Есть. Просто ты, господин Тигр, такой большой и сердитый, что все в джунглях разбегаются, едва ощутив твоё присутствие. О, смотри, телевизор! Кто-то его выбросил, но он на батарейках. Включился! Работает! Господин Телевизор, скажите, пожалуйста, есть ли на земле справедливость?
- Нет, конечно! Я развлекал людей, показывал им четкую картинку, у меня до сих пор идеальная настройка цветопередачи, а они вышвырнули меня сюда, в джунгли, где нет никого, кто мог бы меня включить и выключить, полюбоваться и быть благодарным.
А почему? За что?
Можно подумать, что мир разделился на два народа: один смотрит телевизор, а другой его
в окошко выбрасывает.
Кажется, что у людей есть дыра в голове, где мелькает исчезающее сознание самого себя. Эта дыра открывается в некое мглистое пространство представлений о должном и справедливом. На эту зыбкую территорию время от времени кто-нибудь забредает. Обычно, что не удивительно, это связано с рефлексивными формами. Такое впечатление, что люди тянут, тянут ниточку логики и вдруг попадают в темную комнату непонимания, где логика перестает работать.
   Разве в этом виноват телевизор?
   Когда человек пытается как-то осмыслить, а не игнорировать или прилепить штамп, почва утаптывается. Люди знают, что это необходимая и важная работа. Но её никто не хочет делать! Легче выбросить то, что стоит перед глазами. И оно ни в чем не виновато! Нет на земле справедливости!

Девочка выключила телевизор и, опустив голову, пошла за тигром дальше.
- Ты что-нибудь поняла, глупая девчонка?
- Конечно. Его люди незаслуженно обидели.
- Стой! Я, кажется, увидел чей-то мелькнувший хвост! Сейчас, зверь, я тебя поймаю и смогу, наконец, пообедать. Эй, стой, я тебя не трону, не мелькай, я только хочу узнать твое мнение по одному важному вопросу, связанному с рефлексивными формами!

Но невидимый зверек пытался скрыться, и тигру пришлось долго за ним бегать. Наконец, он изловчился, поддел когтем и вытащил за шкирку лиса. Лис висел на правом нижнем клыке тигра, сложив лапки и страдальчески скорчив мордочку.

- Говори, есть на земле справедливость или нет!
- В чем дело, господин Тигр?! Вы хватаете меня, когда я подкарауливал добычу! Да, что это, право, за добыча! Так, пустяк, тьфу - и нет ничего, мышь мелкая!  Тащите куда-то, спрашиваете незнамо о чем! Какие-то рефлексивные формы, о которых мы в джунглях и не слыхивали никогда.
- Господин Лис, - начала объяснять девочка, - Тигр попался в клетку…
- Простите мою непонятливость, но мне никогда не попадались тигры в клетку, а только такие вот, как этот господин – в полосочку.

- Г-р-р-р! Я сидел в клетке, а эта девчонка меня выпустила, после чего я хотел её съесть, а она говорит, что это несправедливо. Теперь мы ищем трех, кто рассудит наш спор, есть ли справедливость.
- А зачем вы, господин Тигр, сидели в клетке?
- Меня туда заманил кусок мяса.
- Не спешите так, господин Тигр. Я никак не могу поверить, что в наших джунглях есть клетки, куда мясо само заманивает! Это просто неслыханно! Ни клетки, ни мясо не растут на деревьях. Не верю. Лучше, если вы покажете эту клетку, чтобы я был совершенно беспристрастен в своих суждениях.
Тигр, не отпуская лиса с клыка, закинув на спину девочку, помчался знакомой тропой к месту своего бывшего заточения. Он швырнул лиса и девочку на землю перед клеткой, и в очередной раз приступил к объяснению. Но лис его остановил.

- Простите, господин Тигр, мои сомнения, но расстояние между прутьями так мало, а вы такой крупный, что вряд ли сквозь них пролезете.  Не понимаю, как такое могло быть!

- Т-а-а-а-к! Смотри! – Тигр подбежал к дверце, подлез под неё, оказался в клетке и зарычал, - Теперь понимаешь?!

Лис выбил колышек и, когда дверца захлопнулась, засмеялся.
- Теперь понимаю! – Куда делись лисьи униженные ужимки, жалкий голос и робкий взгляд.
- Если злой и жестокий тигр снова в клетке, значит, на земле есть справедливость!
 
Девочка погрозила тигру пальчиком, поблагодарила лиса за помощь и решила, что история получилась очень поучительной, особенно для неё. Больше она никогда не будет так наивна, чтобы доверять словам хищника.


Рецензии