Тайна старого альбома

 Почти всю жизнь прожил я в Ташкенте. У нас был неплохой дом и чудо-сад. Осенью 1956-го бабушка и мама, вооружившись лопатами, отправились в глубь сада. Вскоре они принесли крепко прихваченный ржавчиной железный ящик, внутри которого оказался плоский, тяжёлый свёрток. Развернув мешковину, клеёнку, бумагу, извлекли толстый тёмно-зелёный альбом. По словам бабушки, он пролежал в захоронке 18 лет. Альбом был спрятан ею в 38-м году сразу после ареста моего отца в связи с так называемым "делом музыкантов". Отцу инкриминировалось участие в деятельности контрреволюционной группы, он был осуждён и отправлен в один из лагерей ГУЛАГа. В доме надолго поселился страх, ведь мы с мамой могли быть признаны ЧСИР; ждали новых обысков. Поэтому спешно и был запрятан в тайник альбом. Видимо, Бог нас помиловал, но альбом продолжал лежать в земле. Лишь спустя 18 лет отец был полностью реабилитирован, и все страхи исчезли.
 Первое моё знакомство с появившимся на свет альбомом было мимолётным - быстро перекидал тяжёлые от фотографий страницы. Бросились в глаза групповые фото: спокойные, уверенные в себе мужчины - папахи, шинели, мундиры, погоны, ордена, шашки; хорошо одетые, улыбающиеся дамы; много молодёжи; неизменное присутствие священника. В общем, мнгновения устоявшейся жизни большой, обеспеченной семьи, несомненно верующей. Нет не зря альбом был упря-тан в надёжном месте: попади он на глаза недоброму человеку, не было бы скорее всего этого письма.
 Много позже, более чем через сорок лет, выйдя на пенсию и переехав в Россию, принялся я за изучение альбома. И скоро понял, сколько времени потерял, сколько ушло свидетелей...
 На снимках была запечатлена семья моего прадеда - отца бабушки. Время съёмок - 1905-1915 гг., место - город Грозный.
 Центральная фигура - мой прадед по материнской линии - Михаил Фёдорович Железняк. В те годы он был смотрителем Грозненского военного госпиталя, имел чин подполковника. Мне очень импонирует прадед, весь его облик пронизан спокойным благородством. Рядом - жена, моя прабабушка Ольга Васильевна, урождённая Граф. Она подарила мужу и России трёх сыновей и четырёх дочерей. Казалось бы, счастливое число семь...
 Короткие надписи на снимках свидетельствуют о трогательно-заботливых отношениях "старых и молодых" Железняков, уважительных - между прадедом и его коллегами по госпиталю и офи-церами расквартированного в Грозном 82-го Дагестанского полка.
 Трагичной была дальнейшая судьба молодых Железняков, связавших, как и отец, свою судьбу с военной службой. Старший брат, ещё будучи юнкером, застрелился, чтобы не запятнать честь любимой им женщины, бывшей, увы, несвободной. Младший погиб в 1914 г. в Первую мировую. Остался жив лишь средний, но события революции и гражданской войны навсегда занесли его на чужбину.
 Нелёгкую жизнь прожили и сёстры. Все они покинули родительский дом в Грозном то ли во время "стодневных боёв", то ли при захвате города Деникиным. Три сестры обосновались во Владикавказе, одна - моя бабушка - с мужем и детьми оказалась в Ташкенте.
 А мужская часть семьи Железняков продолжала нести потери: в 1943 г. двое внуков Михаила Фёдоровича погибли в войне с немцами.
 Тем не менее генеалогическое древо Железняков выжило и продолжает ветвиться: мне известны 18 правнуков и праправнуков Михаила Фёдоровича и Ольги Васильевны. Они проживают в Подмосковье, Челябинске, Новосибирске, Усть-Каменогорске и других городах. Среди них есть врачи, журналисты, художники, оперные певцы, бизнесмены. Но никто не носит хорошей фамилии Железняк - крепкой фамилии.
 Мне пока не удалось узнать, где и когда умерли мои прадеды. Возможно, что и в Грозном. Печально думать о том, что призошло с их могилами, больно думать о самом городе, где когда-то мирно жила такая большая русская семья, где родилась моя мама. И не отыскать уже там архивов.
 Своими розысками стараюсь по мере сил вернуть из небытья людей, которые в конечном счёте даровали жизнь моей семье. Рад, что чувствую поддержку домашних. К памятному альбому добавились пять новых, и надеюсь, что внуки и правнуки не будут иванами, не помнящими родства.               


Рецензии