Олонец и Aunus

  Олонец и Aunus – это один и тот же город. Подзаголовок, связанный с данным топонимом, взят здесь неспроста, ибо мы попытаемся в этой статье объяснить значение как одного, так и другого названия. Но для этого придётся обратиться к источникам из глубокой древности – древности, которая намного старше самого первого упоминания об Олонце, датируемого 1137 годом. Может статься, Олонец существовал в ещё догомеровские времена, ибо есть тому косвенные подтверждения. Никто не будет оспаривать, что Аполлон – это один из самых почитаемых в Греции богов, хотя также известно, что происхождение его имени - вовсе не эллинское. Один из авторитетнейших историков древности, обобщивший огромное количество трудов предшественников, Диодор Сицилийский (I в. до Р. Х.) писал об Аполлоне, его корнях и культе его на севере Европы: «Из числа писателей, сообщающих древние предания, Гекатей и некоторые другие говорят, что на Океане против страны кельтов находится остров величиною не меньше Сицилии.
  Этот остров лежит на севере и населён гипербореями, названными так потому, что живут они дальше дуновения борея; остров имеет прекрасную, плодородную почву, отличается благорастворением воздуха и дважды в год производит плоды. Рассказывают,  что на нём родилась Латона (мать Аполлона и Артемиды, но чем не наша Лада – В. В.), вследствие чего из всех богов наиболее почитаем там Аполлон. Жители его являются как бы жрецами Аполлона, потому что каждый день беспрерывно воспевают его в гимнах и оказывают ему высочайшие почести. Есть на острове прекрасная роща, посвящённая Аполлону, и достопримечательный храм шарообразной формы, украшенный множеством приношений; есть также город, посвящённый этому богу; большинство его обитателей – кифаристы, и постоянно в храме играют на кифаре и поют гимны в честь Аполлона, прославляя его деяния. Говорят гипербореи на каком-то особом языке и очень дружелюбно относятся к эллинам, а в особенности к афинянам и дилосцам; начало этой дружбы восходит к очень древним временам. Говорят, что некоторые из эллинов приезжали к гипербореям и пожертвовали в храм богатые приношения с надписями на греческом языке. Точно так же и гиперборей Аварид, прибывший в древние времена в Элладу, возобновил дружбу и родство с дилосцами. Говорят, что с этого острова луна кажется отстоящей от земли на весьма незначительное расстояние и имеющею на себе несколько заметных земляных возвышенностей. Рассказывают также, что бог является на остров через каждые девятнадцать лет, в течение которых оканчиваются орбиты движения созвездий; поэтому-то девятнадцатилетний период времени называется у эллинов Метоновым годом. Во время своего пребывания на острове бог играет на кифаре, устраивает хороводы по целым ночам от весеннего равноденствия до восхода Плеяд и радуется своим успехам. Царствуют в этом городе и заведывают священным участком так называемые Бореады, потомки Борея, у которых власть переходит из рода в род» (В. И. Паранин, «История варваров», СПб, 1998, с. 107-108).
  В своей книге Виктор Паранин задаётся вполне уместным вопросом: дескать, какого Гекатея имеет ввиду Диодор? Он пишет: «Если это Гекатей Милетский, живший в конце IV века до Р. Х., тогда большой интерес представляет отрывок из схолий к Аполлонию Родосскому: «Гекатей говорит, что гиперборейский народ существовал до его времени. У него есть сочинение под заглавием «Об гипербореях».
   У гипербореев почитается Аполлон, поэтому его видели отправляющимся туда. Как пишет В. И. Паранин, об этом сочинении Гекатея Милетского ничего неизвестно. Но с другой стороны, Клавдий Элиан (II – III вв.), автор работы о животных, написал: «Род гипербореев и воздаваемые ими Аполлону почести воспевают и поэты, прославляют и прозаические писатели, в том числе Гекатей, не Милетский, а Авдирский…». Далее автор «Истории варваров» приводит выдержку из труда Клавдия Элиана, из которой становится ясно, что жрецами Аполлона служат сыновья Борея и Хионы, числом трое, по природе братья, ростом по шести локтей (около 180 см). «Когда они совершают в честь названного бога установленное священнослужение в обычное время, с так называемых у них Рипейских гор прилетают необозримые по величине тучи лебедей; облетев кругом храма и как бы очистив его своим полётом, они потом спускаются в ограду храма, отличающуюся огромной величиной и необыкновенной красотой. В то время как певцы запоют туземные песни в честь бога, а кифаристы присоединяют к хору чрезвычайно гармоничную игру, тут вместе с ними запевают и лебеди; они поют очень согласно и никогда нигде не издают ни одного не стройного или не согласного с пением звука, как будто получив такт от регента хора и спевшись с местными творцами священных напевов. Затем по окончании гимна они удаляются, исполнив обычную службу в честь божества, таким образом, вышеназванные, так сказать, крылатые хоревты целый день воспевают бога» («История варваров», с. 108–109).
  Родиной Аполлона считается остров Делос, куда, как пишет Диодор, Латона (Лето, Лада), спасаясь от преследований Геры, добралась за 12 дней, где родила близнецов Аполлона и Артемиду. Сама же Латона родилась на острове гипербореев, который называется, как сообщает Стефан Византийский, «Еликсия (Эликсия) – остров не меньше Сицилии, под рекою Карамвиком. Островитяне называются карамвиками от реки, как говорит Гекатей Авдирский…»
  Можно, конечно, учитывая геологические изменения в результате отхода ледника на север, предположить, что остров Еликсия, где родилась Латона – мать Аполлона и Артемиды, куда солнечный бог затем осенью на своей колеснице, как сообщает Павсаний Периегет (II в.), запряжённой лебедями, улетал на зиму. Это вполне совпадает с годовым ходом солнца. Север в данном случае выступает как дом Аполлона, и поскольку древние греки очеловечивали своих богов, то вполне уместно проведение параллелей между людьми и богами. Коль скоро для человека считается домом место, где он спит, то это справедливо и для богов. Тот же Павсаний Периегет даёт маршрут пересылки даров Аполлона на Делос от гипербореев, который проходил через Понт Эвксинский: «В Прасиях есть храм Аполлона; сюда приносятся, говорят, начатки от гипербореев: гипербореи передают их аримаспам, аримаспы – исседонам, от них скифы привозят их в Синопу, отсюда они несутся эллинам в Прасии, наконец, афиняне перевозят их на Дилос; начатки эти спрятаны в пшеничной соломе и никому не известны». Интересен отрывок о гипербореях Геродота, одного из авторитетнейших историков древности, приводимый В. Параниным: «Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи присылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передаёт их всё дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе (варажение «крайний запад» в древности использовалось как нынешнее «крайний север» – В. В.). Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Эвбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы – на Делос… В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двух девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям, с просьбой отослать их другим народам.
…По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и лёгкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами (Аполлоном и Артемидой), и делосцы им тоже воздают почести. В их честь делоские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поимённо. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришёл на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бёдер жертвенных животных, сожжённых на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев».
  В. И. Паранин обращал внимание на то обстоятельство, что Геродот Олена выводил из Ликии. Автор тут же приводит аргумент
Г. А. Стратановского: «Геродот раскрывает двойное происхождение делосского культа: во-первых, принесённый греками с Севера культ Аполлона и Артемиды и, во-вторых, почитание Аполлона как божества света, перенесенное из Ликии». Далее В. И. Паранин делает весьма смелый вывод. Цитирую его полностью, дабы затем добавить по данному поводу свои умозаключения, найденные мною в результате многодневных поисков. «… следующий отрывок снимает всякую двойственность происхождения культа Аполлона в Греции, поскольку Павсаний пишет: «…Местная (т.е. дельфийская) уроженка Вио, сочинившая гимн дельфийцам, говорит, что прорицалище (в Дельфах) устроили для бога пришельцы из страны гипербореев, Олин и другие; Олин был, по её словам, и первым прорицателем, и первый изобрёл гекзаметр (шестистопный стих, которым оформлялось прорицание; возник во II тыс. до Р. Х., использовался Гомером – В. П.). Вио пишет следующим образом:
Здесь устроили добропамятное прорицалище
сыны гипербореев Пегас и дивный Агий.
Перечислив затем остальных гипербореев, поэтесса в конце гимна называет Олина:
И Олин, который был первым пророком Фивы,
И первый из древних сочинил эпическую песнь».
Приведённые сведения, во-первых, раскрывают исключительную роль гипербореев в распространении культа Аполлона, причём, как представляется, не только в Греции. Ликия – горная страна на юго-востоке Малой Азии, примыкающая к Сирии. Если Олин (Олен) действительно пришёл оттуда, то это является свидетельством миссионерской деятельности гипербореев на Ближнем Востоке. В пользу того, что имя Олина имеет гиперборейское происхождение, свидетельствует существование на севере города Олинна. Город стоял на Каспии (Стефан Византийский), вблизи устья которого Птолемей отмечает народ – олондов. Если это так, то возможно, что Каспий начинался от места впадения Свири в Ладогу. Расположенный здесь город Олонец считается одним из древнейших на севере. В своё время его именем называлась вся Восточная Карелия – Олонецкий край, или Олонецкая Карелия. (В. И. Паранина «История варваров»).
  Во-первых, надо заметить, при чтении изысканий В. И. Паранина, где он опирается на труды Геродота, я обнаружил одно немаловажное соответствие, подтверждающее не только смелые выводы автора «Истории варваров», но и свои собственные робкие догадки. Ссылаясь на Геродота, В. И. Паранин пишет: «… Фракийские обычаи он (Геродот – В. В.) отмечает у агафирсов (выделено мной – В. В.), не скифские (т. е., видимо, также фракийские) нравы у андрофагов. Перечислив царей, собравшихся на совещание по поводу вторжения персов (тавров, агофирсов, невров, андрофагов, меланхленов. гелонов, будинов и савроматов), Геродот приводит слова послов от скифов: «Ведь если бы персидский царь выступил только против нас одних, чтобы отомстить за прежнее порабощение, то ему пришлось бы, оставив в покое все прочие народы, прямо идти на нашу страну. Тогда всем было бы ясно, что он идет на скифов, а не против других народов. Ведь лишь только царь переправился на наш материк, он подчинил все народности на своём пути. Все остальные фракийские племена уже в его руках, в том числе и соседние с нами геты». Согласно Сергею Алексееву, савроматы жили где-то возле Рипейских гор, а В. И. Паранин и другие исследователи отождествляют Рипейские горы, согласно изменившемуся ныне рельефу, возле Валдая. Савроматы, к тому же, по моему глубокому убеждению, да, пожалуй, и не только моему, – это одна из веточек сарматских племён. А что касается мною подчёркнутых агафирсов, то у В. Н. Татищева упоминается племя также сарматского происхождения агарфиси, которое проживало у реки Волхов, по Двине, к Северному морю и в районе Финского залива и Ладожского озера. Уж не есть ли это далёкие предки тех же карелов или вепсов?
  Теперь, что касается даров, передаваемых гипербореями через соседние народы на остров Делос, где Аполлон на месте убитого им Пифона воздвиг капище. Из информации о славянских богах, опубликованного в проекте, который под названием «Славянские боги» был создан при поддержке Благотворительного Фонда «Школы здоровья и Радости доктора Синельникова» и издан в Симферополе в конце 2008 года, я обнаружил среди прочих изображений «языческих» богов с описанием изображение и Описание Навны. Цитирую полностью: «Навна. Соборная Душа России, её Народа. Это Она воплощена в девицах-красавицах, всех матерях и жёнах. Свет её любви согревает души людские. Это она хранит и бережёт народную культуру, её фольклор, самобытность зодчества и народных ремёсел, вдохновляет музыкантов, поэтов, актёров, архитекторов и художников, всех одарённых творческих людей на создание их прекрасных произведений, несущих Миру радость красоты бытия»…
  Из своего далёкого детства я навсегда запомнил пословицу, неоднократно озвученную устами  бабушки и мамы. На карельском языке она выглядела так: «Unes aunuo ei ole». Тогда, да и потом ещё долгое время я не понимал значения слова «auno». Потом в словаре у Г. Макарова обнаружил – «скирда». И тогда пришло первое понимание значение карельского названия Олонца – Aunus (Аунус). Но что-то здесь не ладится, думал я. С какой такой стати, даже если Олонецкий край считается сельскохозяйственной житницей Карелии, город стали бы называть именем «скирды»? У В. И. Паранина об Олонце я прочёл, что карельское его название Aunus, возможно, происходит от какого-то «начала». И он приводит несколько фрагментарных слов с подобным значением из разных языков: айн, айнс, айно, ауно и т. п. Но при этом он имеет в виду, что здесь имеет место быть какое-нибудь конкретное начало – «один», «первый» или «единственный». Но если по-русски Навна – это Соборная Душа Народа, то не есть ли это та самая Ауна – Ауну из пословицы о той самой Душе? Ведь не только древние, но и многие ныне живущие современники предполагают, что во время сна душа может куда-нибудь, пусть и недалеко, отлучаться из тела. Тем более что буква «в» здесь говорится с придыханием – практически не выговаривается. К тому же, если учитывать, что дары на остров Делос Богу Солнца несли, прикрыв их пшеничной соломой, то не есть ли «ауна» та самая солома, служащая временной оболочкой переносимой души? Мне могут возразить: дескать, в Карелии пшеница не растёт. Это сейчас не растёт. Не растёт (точнее, не выращивают) здесь и рожь, а ведь ещё совсем недавно росла! Более того, многие сведения о гипербореях и их стране на крайнем севере с позиции сегодняшнего дня кажутся фантастическими. Однако, ряд, казалось бы, неправдоподобных деталей (плодородие земли, мягкий климат, маслины, два урожая в год и т. д.) в свете последних научных знаний выглядит не таким уж и фантастическим. Древнейшие сведения о гипербореях связаны с именем Геракла, время деятельности коего на крайнем севере относится где-то к середине XXIV в. до Р. Х. Данное время, как свидетельствуют учёные, следует непосредственно за климатическим оптимумом голоцена, когда широколиственные леса шумели как на берегах Баренцева моря, так и в Большеземельной и Малоземельной тундрах. В конце прошлого века СМИ сообщали, что полевой сезон 1997 года дал археологам Московского университета сенсационные материалы: в Ловозерской тундре Кольского полуострова открыты крупные культовые и астрономические сооружения, и даже найдена виноградная лоза, росшая здесь в далёком прошлом. Как указывает В. И. Паранин со ссылками на ряд учёных, происшедшие перемены в климате района специалисты связывают с изменением угла наклона земной оси. Полярная звезда в античные времена была удалена от полюса на 12;° , а сегодня лишь на 1;°. Другими были не только океанические течения в северных морях, которые, как полагают, в климатическом оптимуме были полностью свободны ото льда, но и атмосферная циркуляция. Реки и озёра могли быть гораздо полноводнее и текли, возможно, по другим руслам, а болота тогда никто так варварски не осушал, природу на свой манер не перекраивал. И Каспий за счёт более полноводной Волги (Ра, Аракс) мог действительно доходить до Ладоги.
  Но вернёмся к нашему Олонцу. В карельском языке есть слово, созвучное указанной ниже Навне (Науне). Звучит на современный лад оно как naine (найнэ) и означает оно женщину; преимущественно этим словом «naine» называют симпатичных и моложавых женщин. Разве не похожие слова Навна (Науна) и найнэ? Очень даже похожи! А посему и Олонец может оказаться гораздо древнее и иметь право называться как Олонцом (Оллиным), так и Аунусом (скирдой – душой соборной)… Тем более, языки, в зависимости от времени и удалённости друг от друга, имеют склонность видоизменяться. В современном карельском языке в настоящее время известны три диалекта, я не говорю уже о говорах, простите за тавтологию. И уж совсем не приходится говорить о языках древних. И тем более, думаю, не случайно берестяные грамоты из раскопок Великого Новгорода интерпретируются некоторыми исследователями как карельские.


Рецензии
Большая путаница происходит оттого, что карельским языком часто называют также и ливвиковский язык, - собственно, на том основании, что Ливгиля находится на территории Карелии, - а ведь собственно-карельский (беломорский) и ливвиковский (олонецкий) языки значительно отличаются друг от друга... И только по географии (Олонецкий район) можно догадаться, что речь идёт именно о ливвиковском языке... Впрочем, они родственны, вместе с лиуди и вепся, - но, тем не менее... Впрочем, Вы правы, упоминая также и наличие говоров, которые несколько размывают границы между карельскими языками.

Благодарю Вас за труд!

Братислав Либертус Поэт   20.10.2013 11:39     Заявить о нарушении
Кстати, Aunus - это ведь не карельское название, а финское. А карельское (ливвикское) - Anuksenlinnu.... Верно?

Братислав Либертус Поэт   20.10.2013 11:44   Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. По поводу названия Aunus - верно, финское название. Олонецкие карелы, то ли по незнанию, то ли по какой другой причине, пропускают букву U, и у них получается Anus...

Василий Вейкки Иванов   21.10.2013 22:05   Заявить о нарушении
Научите меня ливвикскому. А то я карел, а не знаю его, и мне стыдно... Возьмите меня в ученики.

Братислав Либертус Поэт   22.10.2013 00:22   Заявить о нарушении
Как Вам это видится?

Василий Вейкки Иванов   22.10.2013 08:12   Заявить о нарушении
У меня был период, когда я после 1-го класса заболев, болезнью был вырван из карельской среды и несколько лет находился в чисто русскоязычной среде. Когда вернулся на Родину, то обнаружилось, что я перестал разговаривать на родном языке. Мне тоже, как и Вам, стало стыдно. Мне говорят при встрече "Terve", а я по-русски отвечаю "Здрасьте". И хотя никто меня не осуждал, мне все же было стыдно, и я за летние каникулы восстановил язык в памяти. Впрочем, оба языка, и карельский, и русский для меня родные. Потом и иностранные в школе легче давались. Немцы в Германии говорил, что у меня берлинский акцент, когда говорил с ними на Deutch...

Василий Вейкки Иванов   22.10.2013 08:21   Заявить о нарушении
Вас можно ли найти в Моём Мире? Для меня было бы удобно перейти на общение в Агенте или ICQ, - а там уж будем совмещать полезное с приятным, - и знакомясь, и одновременно занимаясь уроками. Там, в общем, обсудим подробно это дело, а я в полной готовности к вниманию, ибо давно ищу себе учителя.

В Моём Мире меня можно найти по э-майлу libertus-proza@list.ru

Азъ есмь и в других соцсетях, и если Вам удобнее в другом месте организовать полезное общение, то готов принять Ваше предложение.

Братислав Либертус Поэт   22.10.2013 09:02   Заявить о нарушении
Найти меня там можно, но я там редко бываю. Уж лучше тогда в контакте. Это более оперативная, на мой взгляд, страничка.

Василий Вейкки Иванов   23.10.2013 10:55   Заявить о нарушении