День, когда я стал человеком

СЕРГЕЙ БУЛЫГИН - ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "ВСПОМНИМ НАШЕ ДЕТСТВО" ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


Воспоминания раннего детства отрывочны и связаны обычно с более или менее яркими впечатлениями, а не с переломными или вообще сколько-нибудь значимыми моментами жизни. Иногда память о таких моментах поддерживается взрослыми, которые смогли оценить их значение и потом часто напоминают ребенку о каких-то его словах или поступках. А если случай внешне малозначительный и свидетелей не было, то  скорее всего он забудется навсегда.  Но бывают исключения…
Мне 4 года. Поймал в саду муравья, очень большого, такие  мне раньше не встречались. Как следует рассмотрев это диковинное существо, бросил его в деревянную бочку, с дождевой водой, стоявшую у стены дома под водосточным желобом. Без всякого злого умысла, просто хотелось посмотреть, как он будет плавать.  Но муравей сразу пошел ко дну. На дне бочки вертикально, благодаря оставшемуся в голове воздуху, стояла резиновая кукла, розовый пупс со свистулькой в спине. Опустившись на дно, муравей подбежал к ней и стал подниматься. Движения его в воде были как при замедленной съемке, но он сумел добраться до верха. На самой макушке куклы он встал на задние лапки и протянул ко мне передние… Я не смог бы дотянуться до него, опрокинуть полную бочку мне тоже было не по силам. Муравей опрокинулся назад и снова, теперь уже окончательно, пошел ко дну.
Великий русский философ Владимир Соловьев в качестве главного отличия человека от животного называл не разум, а чувство стыда. Я думаю, он имел в виду не то сложное ощущение внутреннего дискомфорта, смешанное со страхом перед возможным наказанием и общественным мнением, которое мы иногда испытываем,  попадая в глупое положение или нарушая этические правила и заповеди, выраженные в словах и когда-то вбитые нам в голову взрослыми, а именно такое немотивированное и ничем не замутненное, поднимающееся из глубины души чувство.


Рецензии