1. Творение и праотцы

                1. Всемогущество Господа Бога

Древняя еврейская религия имела в себе много своеобразных черт, но главное, кардинальное отличие ее от других современных ей вероучений заключалось в строгом единобожии. С древнейших времен евреи поклонялись грозному и всемогущему богу Яхве (в буквальном переводе его имя означает «Он дает жизнь» или «Создатель», «Творец»). Однако произносить «всуе» имя Божие было строго запрещено. Вместо него во время богослужения читалось слово Адонай (буквально «Господин мой»), которое в русском языке передается как Господь.

Важной  особенностью  Яхве является Его таинственность. Это хорошо видно при сравнении религиозного учения евреев с мифами других народов (в том числе ханаанеев). Если те старались со всеми подробностями рассказать о происхождении и жизни своих богов, то в отношении Яхве Священное Писание не сообщает никаких подобных сведений. Образ Его остается скрытым от нас. Где, когда и как возник Яхве? Какова Его внешность? Каковы Его размеры и могущество? Где Он обитает? Как проводит время? Еврейские богословы не только не дают нам ответов на эти вопросы, но постоянно подчеркивают их бессмысленность. С Господом можно вступить в общение, повинуясь или не повинуясь его «гласу», но Его нельзя увидеть и изобразить. Цели Его поступков недоступны человеку, который должен лишь беспрекословно выполнять Его волю.

В отличие от других народов, наделявших своих богов множеством человеческих черт и качеств, евреи утверждали, что между человеком и непостижимым могуществом Божьим лежит непреодолимая пропасть. Сам Господь, когда Его однажды спросили о Его имени, ответил: «Я есть Сущий!» То есть Он есть То, Что в Себе Самом имеет причину Своего существования и не нуждается для этого ни в каких внешних причинах. Все остальное существует только благодаря Его воле – подобно тому, как солнечный свет существует благодаря солнцу; пока оно светит царит день; когда же солнце заходит, наступает ночь. Так и акт божественного бытия: если он хоть на мгновение прервется, все, что раньше существовало благодаря Ему, обратится в небытие. И возможно, что подобное случалось не раз!  Когда-то не было, ни неба, ни земли, ни времени. И когда-нибудь все это опять исчезнет. Только один Бог существовал извечно и будет существовать всегда!

 Господь не привязан ни к каким объектам. Он вездесущ, и во всякое время находится везде. При этом Его бесконечность двойственна. С одной стороны, весь огромный материальный мир есть всего лишь песчинка, погруженная в беспредельный океан божественного бытия. С другой стороны, нет такого, сколь угодно малого места, где бы Бог не присутствовал весь целиком. И хотя Он пронизывает собой каждую частицу мироздания, в Нем нет ничего такого, из чего состоит наш видимый мир. Ведь само собой, Бог не может быть материальным, поскольку все материальное несет в себе элемент случайности или возможности.  Но Бог  всегда есть То, Что Он есть. Бог не растет, не стареет, никогда и ни в чем не меняется. Он был всегда такой, каков есть теперь, и таким останется навеки. Он неподвижен, хотя служит первоначальным источником всякого движения. Он неизменен, и в силу неизменности – вечен. В существовании Бога нет никакого «прежде» и никакого «после». Для Него нет ни прошлого, ни будущего, но одно только вечное настоящее.

Нет сомнений, что Господь пребывает в вечной радости и вечном блаженстве. Он в Себе Самом находит для Себя все необходимое и не нуждается ни в чем внешнем. И тем не менее, Бог не замыкается в Себе – в силу Своей бесконечной благости Он выступает как Творческая сила. Весь окружающий нас мир возник однажды по Его  воле из ничего, созданный одним Его Словом.

                2. Сотворение земли и неба, а также об ангелах и  Люцифере

Прежде всего  Бог сотворил небо и землю: небо (эмпирий) – мир духовный, невидимый, и землю – мир видимый, материальный. Земля, окутанная глубоким мраком, была неустроенна и скрыта в бездне первоначальных вод. И не было на ней ничего, только дух Божий носился над водою. И сказал Бог: «Да будет свет». И возник свет (ведь любое речение Господа  тотчас становится явью!) Бог увидел что свет хорош, и отделил свет от тьмы. Свет Он назвал днем, а тьму ночью.

В отличие от пустынной земли, которую Господь украшал и благоустраивал еще несколько дней,  горнее небо (эмпирий) с самого своего возникновения было полно великолепия и населено мириадами Божьих слуг – ангелов. Наиболее мудрые и могущественные из них – шестикрылые серафимы находились в теснейшем единении с Богом и были причастны к Его сокровенным тайнам. Им служили стремительные херувимы, чья задача состояла в том, чтобы поддерживать Божий Престол и быть его стражами. За ними следовали другие ангельские чины: престолы, господства, силы, власти и начала. А у дальних пределов эмпирия пребывали архангелы и собственно ангелы. Они стали вестниками Господа и проводниками Его воли на земле.

Хотя Всемогущий Бог сотворил ангелов своими слугами, Он даровал им полную свободу воли. Каждый из них мог сделать выбор – оставаться ему в дальнейшем с Господом или жить по собственному усмотрению. Казалось, что соблазнительного могли найти они в пустынном мире, в стороне от путей, уготованных Премудрым Богом? Но тем не менее, среди ангелов нашлось немалое число, отступившихся. И первым подал пример непокорства херувим Люцифер. Осененный великой славой, сияющий красотой и светом, он был сотворен ближайшим из слуг Господа, но не пожелал находиться в подчинении у своего Создателя.  Нет, Люцифер сам захотел уподобиться Творцу и возвести свой престол наподобие престола Всевышнего! Однако его горделивым мечтам не суждено было осуществиться. Ведь всякий ангел, отвращающийся от Бога, делается нечистым духом, носителем зла.  Отказавшись от причастия к Вечному Свету, Люцифер  и его приспешники были низвергнуты из эмпирия и поглощены тьмой. Отныне местом их обитания стала мрачная Пропасть преисподней – шеол (или аваддон) – царство вечного  испепеляющего огня и нестерпимого холода. Здесь Люцифер обрел новое имя - Сатана (то есть «Враг», «Противодействующий»). Мятежный подданный Бога, он так и не смог создать ничего нового. Затаившись на задворках мира, Сатана тщился обратить против Всевышнего полученное от Него же могущество. Но разве под силу кому-либо поколебать красоту создаваемого Богом мира? Совершая свои проделки, дух зла, сам не желая того, продолжал служить Богу и содействовал исполнению Его сокровенного  замысла.

                3. Разделение вод и о том, как Господь укротил Левиафана

На второй день творения Бог сказал: «Да будет твердь посреди воды!» И стало так.  Возникший по Божьему слову небесный свод расторг морскую бездну на части и отделил нижние воды  от верхних. А когда это свершилось, море вскипело как котел, и из пучины на поверхность поднялся исполинский Левиафан -  наполовину змей, наполовину крокодил. Из его ужасной пасти вырывалось пламя и выскакивали искры, из ноздрей  валил дым, а глаза сверкали яростью. Вид чудовища внушил трепет даже сонму небесных ангелов, но Господь извлек Левиафана из глубины, схватил его за язык и вдел в нос кольцо. Так укрощен был этот демон океана, навсегда сделавшийся рабом Господа.

                4. Завершающие дни творения

На третий день Бог отделил воду от суши и назвал сушу землею, а воду морем. И увидел Бог, что это хорошо. И тогда Он велел произрасти из земли деревьям, приносящим плоды, и травам, сеющим семя. От  этого покрылась она зеленью и наполнился воздух шелестом листьев и трав.
 
В четвертый день  Бог сказал: «Да будут на небе светила, освещающие землю!» И стало так. Для дня  Бог создал солнце, а для ночи - луну со звездами. И увидел Бог, что это хорошо.  В пятый день Он сказал: «Пусть произведет вода пресмыкающихся, и птицы да полетят над землею по тверди небесной!» И сотворил Бог рыб, плавающих в глубине вод, и птиц, летающих по небу.
 
И был вечер, и было утро, наступил день шестой. В этот день Бог трудился, создавая всякого рода земных зверей. А на закате дня Он из земного праха сотворил человека и вдохнул в него дыхание жизни. Человек был создан по образу и подобию Божьему и получил такую душу, благодаря которой по уму и пониманию превосходил всех животных земных, водных и летающих. Имя ему было Адам.

Так завершил Бог дела Свои к седьмому дню и в этот день ничего уже не делал, отдыхая от трудов. Точно также Он на вечные времена велел поступать людям, запретив им трудиться в седьмой день надели, поскольку Сам в этот день ничего не творил и не создавал.

                5. Первые люди, их грехопадение и изгнание из рая

 Бог на­са­дил рай­ский сад в Еде­ме на вос­то­ке, взял Ада­ма и по­се­лил его в раю, что­бы он воз­де­лы­вал и хра­нил его. И бы­ли там вся­кие де­ре­вья при­ят­ные на вид и хо­ро­шие для пи­ши. А по­сре­ди рая Бог по­мес­тил два де­ре­ва - де­ре­во жиз­ни и де­ре­во по­зна­ния до­б­ра и зла. Он сказал че­ло­ве­ку: «Со вся­ко­го де­ре­ва в са­ду ты мо­жешь рвать пло­ды его, но не ешь пло­ды с де­ре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла, ибо ты ум­решь в тот же день, ко­гда по­про­бу­ешь их!»

И ста­ли при­хо­дить в Едем все жи­вот­ные по­ле­вые и все пти­цы не­бес­ные, ко­то­рых соз­дал Гос­подь. Адам  ка­ж­до­му из них да­вал имя. Льва он на­звал львом, а змея зме­ем, и так ка­ж­дый стал жить под тем име­нем, ко­то­рое по­лу­чил. Но никто из них не годился Адаму в помощники. Гос­подь ска­зал: «Не­хо­ро­шо быть че­ло­ве­ку од­но­му - со­тво­рим ему по­мощ­ни­ка, такого же как он!» Бог навел на Ада­ма креп­кий сон; а ко­гда он ус­нул, взял од­но из его ре­бер и соз­дал из него жен­щи­ну. Так стали они жить вдвоем – Адам и его жена, нареченная Евой (что значит «Жизнь», ибо ей предстояло стать матерью всех живущих). Оба бы­ли на­ги, но не сты­ди­лись этого, по­то­му что не зна­ли, что та­кое зло.               

Из всех зве­рей, соз­дан­ных Гос­по­дом, змей был хит­рее всех. Однажды змей ска­зал женщине: «По­че­му  вы не еди­те пло­дов с де­ре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла?»  - «От то­го, - отвечала она, - что  нам за­пре­тил это Гос­подь, мы ум­рем, ед­ва по­про­бу­ем их». Но змей возразил: «Нет, не ум­ре­те. Бог за­пре­тил вам вку­шать от пло­дов это­го де­ре­ва, по­то­му что зна­ет: в тот день, ко­гда вы их по­про­буе­те, ва­ши гла­за от­кро­ют­ся, и  вы бу­де­те как бо­ги, знаю­щие доб­ро и зло». Женщина уви­де­ла, что де­ре­во хо­ро­шо для пи­щи и что пло­ды его при­ят­ны для глаз; со­рва­ла их и ела. Она да­ла так­же му­жу сво­ему, и он ел. Взглянув друг на друга, мужчина и женщина увидели вдруг, что наги и устыдились. Они сши­ли смо­ков­ные ли­стья и сде­ла­ли се­бе поя­са.

Тут они ус­лы­ша­ли го­лос Гос­по­да Бо­га, прохо­дящего по раю во время про­хла­ды дня и скры­лись ме­ж­ду де­ревь­я­ми. Гос­подь позвал Ада­ма: «Адам, где ты?» Он ска­зал: «Я ус­лы­шал Твой го­лос и скрыл­ся, по­то­му что я наг». - «Кто открыл те­бе, что ты наг? – спросил у него Господь. -  Не ел ли ты пло­дов с де­ре­ва, с ко­то­ро­го Я за­пре­тил те­бе есть?» Адам признался: «Жена да­ла мне их, и я ел». А женщина отвечала: «Змей оболь­стил ме­ня, и я ела». Господь сказал человеку: «За то, что ты послушался жены и съел запретный плод, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни твоей жизни; в поте лица будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо ты  прах и в прах возвратишься!»

Вслед затем Господь сделал людям кожаные одежды и одел их. Он сказал ангелам: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. Как бы не простер он своей руки и не взял также плодов от дерева жизни, чтобы жить вечно». И выслал Господь Адама из Едема, повелев ему возделывать землю, из которой он взят. А у райского сада поставил херувима с пламенным мечем – охранять  путь к дереву жизни.               


                6. Первое братоубийство

После того как Адам и Ева покинули рай, у них ро­ди­лись сы­но­вья Ка­ин и Авель. Авель стал пастухом, а Каин был первым, кто изобрел хлебопашество. Младший Авель старался быть справедливым и стремился к добру. Он был уверен, что Господь видит все его дела. Каин же, напротив, был человек порочный и имел в жизни только одну цель – получать выгоду. 

Од­на­ж­ды бра­тья при­нес­ли  да­ры Гос­по­ду. Каин положил на алтарь несколько колосьев, а Авель выбрал из своего стада лучшего ягненка. И при­нял Гос­подь да­ры Аве­ля, а Каи­нов дар не при­нял. Каин спросил: «Почему твоя жертва принята, а моя отвергнута?» Авель ответил: «Моя жертва принята потому, что я люблю Бога, а твоя не угодна Ему от того, что ты любишь одного себя!» Серд­це Каи­на на­пол­ни­лось завистью, и когда братья отправились в поле, он напал на Авеля и убил его.

Спустя какое-то время Гос­подь спросил Каи­на: «Где брат твой Авель?» Ка­ин от­ве­чал: «Не знаю. Раз­ве я сто­рож бра­ту сво­ему?» Гос­подь сказал: «Что ты сде­лал? Про­лив­ший кровь бра­та, бу­дешь ты на ве­ке про­клят, и не бу­дет зем­ля ро­дить для те­бя, и не бу­дет да­вать си­лы для рос­та се­мян, что ты бро­сишь в нее. И бу­дешь ты из­гнан­ни­ком и ски­таль­цем на зем­ле». Ка­ин скло­нил  ли­цо свое и по­шел от глаз Гос­по­да. От не­го про­изош­ли все пас­ту­хи, ски­таю­щие­ся со свои­ми ста­да­ми,  все лю­ди, иг­раю­щие на гус­лях и сви­ре­лях и блу­ж­даю­щие в по­ис­ках за­ра­бот­ка, а также все кузнецы - ковачи орудий из меди и железа.               

               
                7. Сыны Божьи и дочери человеческие

После смерти Авеля у Адама и Евы родился еще один сын – Сиф. По про­ше­ст­вии мно­гих лет его потомки раз­мно­жи­лись по всей зем­ле. Тогда Господь избрал из среды Своих ангелов некоторую часть и отправил их учить людей правде и справедливости. Но сыны Божии (так именует их Священное Писание)  уви­де­ли красоту дочерей человеческих и ска­за­ли друг дру­гу: «Да­вай­те вы­бе­рем се­бе жен сре­ди земных женщин и ро­дим де­тей». Шамхазай, начальник их, отвечал: «Я боюсь, вы не захотите привести в исполнение задуманное дело, и только я один должен буду искупать этот великий грех». Но ангелы отвечали ему: «Мы все поклянемся клятвой и обяжемся друг другу заклятьями – не оставлять своего намерения и довести его до конца». Сыны Божие принесли клятву, воплотились в земные тела и во всем уподобились людям. Каждый выбрал себе жену среди земных женщин. От этих бра­ков ста­ли ро­ж­дать­ся ве­ли­ка­ны, от­ли­чав­шие­ся  ог­ром­ной си­лой и жад­но­стью.  Повсюду начались гра­бежи и  убийства, так что зем­ля на­пол­ни­лась  сто­ном и пла­чем.

Сами ангелы, отпав от Бога, совершенно извратили свою первоначальную природу; вместо добра они стали сеять пороки и преступления. Был сре­ди сынов Божьих один по име­ни Аза­зель, от­ли­чав­ший­ся особенной хит­ро­стью и ко­вар­ст­вом.  Муж­чин он обу­чил искусству из­го­тов­ле­ния ме­чей и воинским приемам, а жен­щин – всевозможным уловкам фальшивой красоты: упот­реб­ле­нию бе­лил и ру­мян, использованию драгоценных каменьев, цветных материй и всяких других украшений. Чтобы пресечь развращение человечества, Господь велел архангелам Рафаилу и Михаилу связать Азазеля с Шамхазаем по рукам и ногам, низвергнуть их в глубокие пещеры  и завалить сверху огромными камнями. Архангелы исполнил повеление, но было уже поздно: пороки глубоко укоренились в сердцах людей, они забыли Бога и думали отныне лишь об удовлетворении своих страстей.

                8. Потоп

Ко­гда  Гос­подь уви­дел, что все мыс­ли и по­ступ­ки че­ло­ве­ка на­прав­ле­ны  толь­ко на зло, Он пожалел о том, что соз­дал его.  И ска­зал Гос­подь: «Ис­треб­лю с зем­ли всех лю­дей, а с ни­ми вместе ис­треб­лю всех зве­рей по­ле­вых и всех птиц не­бес­ных. Я рас­ка­ял­ся, что со­тво­рил их».

Из всех лю­дей один только Ной был уго­ден Бо­гу, так как он был че­ло­век пра­вед­ный и непо­роч­ный. Бог сказал Ною: «При­шел ко­нец все­му жи­во­му, ибо  зем­ля на­пол­ни­лась от не­го зло­дея­ния­ми. И вот, Я ис­треб­лю все жи­вое на зем­ле. Ты же сде­лай се­бе боль­шой ков­чег и ос­мо­ли его смо­лою внут­ри и сна­ру­жи. И сде­лай отверстие в ков­че­ге ввер­ху, а сбоку устрой вход и прикрой его креп­кой две­рью. Ко­гда Я на­ве­ду на зем­лю по­топ, чтоб ис­тре­бить вся­кую жи­вую тварь, вой­ди в ков­чег со своей же­ной, твоими сы­новь­я­ми и с же­на­ми сы­но­вей тво­их. Вве­ди так­же в ков­чег по па­ре от всех видов  зверей, что­бы они ос­та­лись с то­бою в жи­вых. И из птиц возь­ми по па­ре, из вся­ко­го ро­да их, и из всех пресмы­каю­щих­ся по зем­ле пусть вой­дут от ка­ж­до­го ро­да их по па­ре, чтоб ос­тать­ся в жи­вых. Возь­ми се­бе вся­кой пи­щи, ка­кой обычно пи­та­ют­ся, и бу­дет она пищей для те­бя и для них».

Ной сделал все так, как по­ве­лел ему Бог. Когда пришел назначенный час, Бог сказал ему: «Вой­ди ты и се­мей­ст­во твое в ков­чег, ибо те­бя одного уви­дел Я пра­вед­ным пе­ре­до Мною». Ной, его сыновья Сим, Хам и Иа­фет, а также их жены укрылись в ков­чеге. По желанию Господа, они взяли  с со­бой по паре от каждого вида зверей, по паре от ка­ж­до­го ро­да пре­смы­каю­щих­ся и по паре от каждой разновидности птиц. Когда все разместились внутри, Ной плотно закрыл дверь и стал ожидать потопа.

Через семь дней отворились небесные окна и разверзлись все источники великой бездны. На землю хлынули потоки воды, которые текли не переставая сорок дней  и сорок ночей. И столь­ко про­ли­лось во­ды, что скры­лись под ней са­мые вы­со­кие го­ры; лишь ковчег плавал по поверхности бушующего моря.  В эти дни ли­ши­лось жиз­ни все, что имело дыхание: все зве­ри, и все пти­цы, и все га­ды, пол­заю­щие по зем­ле, и все лю­ди. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли. Ос­тал­ись толь­ко те, кто бы­л с Ноем в ков­че­ге.

Во­да усиливалась на зем­ле сто пять­де­сят дней. Наконец Бог вспом­нил о семействе Ноя и о всех птицах, зве­рях и гадах, быв­ших с ними. Он навел на зем­лю ве­тер, и ос­та­но­ви­л наводнение.  За­кры­лись не­бес­ные окна, пе­ре­стал лить­ся дождь, во­да ста­ла быстро убы­вать. Вско­ре по­ка­за­лись из мо­ря вер­ши­ны гор, а на седьмой месяц ковчег остановился на горах Араратских. Ной от­крыл ок­но и вы­пус­тил го­лу­бя. Но во­да заливала еще всю зем­лю. Не най­дя су­ши, го­лубь прилетел об­рат­но в ков­чег. Ной помедлил семь дней, и опять вы­пус­тил го­лу­бя. Го­лубь воз­вра­тил­ся к не­му в ве­чер­нее вре­мя, дер­жа во рту све­жий мас­лич­ный лист. Так Ной уз­нал, что во­да со­шла  с зем­ли. Он по­мед­лил еще семь дней, в тре­тий раз вы­пус­тил го­лу­бя, но тот уже не воз­вра­тил­ся к не­му. То­гда Ной от­крыл кров­лю ков­че­га и уви­дел, что  по­вер­хность зем­ли об­со­хла.

Бог ска­зал Ною: «Вый­ди из ков­че­га, и пусть выйдут с тобой же­на твоя, сы­но­вья твои, и же­ны сы­но­вей тво­их. Вы­ве­ди всех жи­вот­ных, ко­то­рые бы­ли с тобою -  пусть ра­зой­дут­ся они по зем­ле». Ной сделал все, как ве­лел ему Бог. Сой­дя на зем­лю, он уст­ро­ил жерт­вен­ник и при­нес на нем жерт­ву. Гос­подь ощу­тил при­ят­ное бла­го­уха­ние и ска­зал Се­бе: «Не бу­ду боль­ше про­клинать зем­лю за че­ло­ве­ка,  и не бу­ду по­ра­жать все­го жи­ву­ще­го, как Я сделал. Впредь во все дни зем­ли се­я­ние и жат­ва, хо­лод и зной, ле­то и зи­ма, день и ночь не пре­к­ра­тят­ся никогда».

               
                9. Вавилонская башня

От сыновей Ноя произошло новое поколение людей, населившее землю после  потопа.  Поначалу все они имели один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли большую равнину между реками Тигром и Евфратом и поселились на ней.  И сказали они друг другу: «Наделаем кирпичей, построим город и башню до неба, чтобы прославить этим подвигом свое имя на вечные времена». Сговорившись, они приступили к делу. Но  Господь не захотел, чтобы оно было доведено до конца. Он сошел на землю и сделал так, что каждый стал говорить на своем собственном наречии. Строители перестали понимать друг друга, одни делали одно, другие – противоположное; их работа разладилась.  Наконец люди бросили недостроенную башню и разошлись в разные стороны. А основанный  ими город получил название Вавилон, что значит «смешение», так как здесь Господь смешал все языки.

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189


Рецензии
Нет сомнений, что Господь пребывает в вечной радости и вечном блаженстве.- на чем основано это утверждение? В Библии богне производит впечатление счастливого. Он постоянно гневается) Точнее авторы Библии вспоминают о нем тогда, когда он гневается, но происходит это нередко.

Вслед затем Господь сделал людям кожаные одежды и одел их. Он сказал ангелам: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. Как бы не простер он своей руки и не взял также плодов от дерева жизни, чтобы жить вечно». И выслал Господь Адама из Едема, повелев ему возделывать землю, из которой он взят. А у райского сада поставил херувима с пламенным мечем – охранять путь к дереву жизни. -как считаете, как в контексте этого утверждения вообще возможна обещанная христианам жизнь в раю? Или они вдруг перестанут различать добро и зло???

Оксана Куправа   29.01.2016 13:52     Заявить о нарушении
Вы походя коснулись чрезвычайно важных вопросов. Вам действительно интересно их обсуждать? Я могу дать краткие ответы со ссылками. А вы, если хотите, можете пройти по ним. Счастье Бога неизбежно вытекает из Его совершенства. Фома Аквинский (http://www.proza.ru/2012/01/21/418) пишет, что быть совершенным, значит не испытывать недостатка ни в каком благе. Следовательно, утверждение, что Бог совершенен, равнозначно утверждению, о том, что Он есть Благо. Но Библия изображает Бога Самого по Себе (это состояние недоступно описанию), а то, каким он предстает в восприятии своих пророков. А это уже другой вопрос: "Каков Бог в отношении к Своему творению". Здесь надо прежде ответить на другой вопрос: "Зачем Бог творит мир?" Ведь он, конечно, не нуждается ни в чем внешнем. Древнеиндийские мудрецы полагали, например, материальный мир это всего лишь божественная игра (http://www.proza.ru/2010/03/18/218). Но христиане полагали, что миротворчество - это акт Божественной Любви. Еще Ориген писал, что главное свойство Бога - благо, то есть Он есть сама Благость, а Благость не может быть скупой и праздной – не может находиться в Самой Себе и не источаться вовне. Поэтому, в силу Своей благости, Бог открывается и входит в общение с тем, что находится вне Его; в силу же Своей неизменности Он делает это вечно (http://www.proza.ru/2011/01/25/356). Итак, главное и единственное чувство Бога по отношению к миру - любовь. И никакого другого чувства НЕТ. Это и пытался объяснить Христос. Но поскольку божественная воля доносится людям через пророков, каждый из них вкладывал в эту весть частицу своего темперамента. Древнееврейские пророки были чрезвычайно суровые и грубые люди. В их интерпретации Бог может показаться жестокосердным. Совсем другим Он предстает в проповедях Иисуса. Но Бог не может быть тем или другим. Он неизменен. Вам остается только выбрать, какая интерпретация кажется вам ближе.
Что касается рая, то, как вы помните, в Книги Бытия он описывается как место на земле. Он небесном рае говорят апокрифические книги, например Книга Еноха (http://www.proza.ru/2015/05/31/473). Христос обещает своим последователям Царствие Небесное. В апокрифическом Евангелии от Никодима (http://www.proza.ru/2015/05/30/326) рассказывается, как Он выводит из ада ветхозаветных праведников, которые с этого момента обретают небесный рай.

Константин Рыжов   30.01.2016 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.