О старинном натюрморте. Капли 2
В натюрморте из Лувра мастер изобразил рядом с вазой на камне две капли воды, как две бусины хрусталя, одна из них побольше, другая – поменьше. Эти капли, возможно, только что упали с зеленого листа – он еще сохраняет на своей поверхности другие капли, уже готовые скатиться вниз. Художник словно воплотил два момента времени: уже и еще не – определяемые состоянием капель. Две круглые бусины воды, застывшие на камне, подчеркнуто объемны и столь достоверны, что, в некотором смысле, образуют противостояние уводящему вдаль пейзажу. Эти две капли иллюзорно выходят к зрителю, так что он может пожелать смахнуть их рукой – безусловный эффект «обманки», служащий здесь еще и стремлению мастера удержать внимание на переднем плане картины, или же, «уведя» зрителя в даль пейзажа, вернуть его обратно, для любования искусно изображенными деталями натюрморта.
Есть в этом натюрморте и еще одна мелкая деталь, позволяющая мастеру продолжить игру с пространственными зонами. С другой стороны вазы, почти симметрично листу, несущему капли воды, изображены листья розы, насквозь проеденные насекомыми. Амброзиус Босхарт Старший часто помещал в свои букеты такие изъеденные листья. Этот прием служит не только стремлению натуралистично передать особенности растения или подчеркнуть символику краткости жизни, которой может быть наделен букет с цветами. Крохотные, но отчетливые кусочки неба, видные в дырках на испорченном насекомыми листе, образуют прорыв в пространство, скрытое за вазой с цветами. Оно входит и в букет, притом особенно активно, если не сказать: буквально, поскольку «кусочки» его образуются благодаря деталям самого букета. Они могут быть восприняты как протянутые в бесконечную даль небесные нити; так представленный за цветами «космический» пейзаж не отсекается от зрителя, а наоборот, преподносится разными способами…
Свидетельство о публикации №210071700646