О старинном натюрморте. Капли 2

     Амброзиус Босхарт Старший, ведущий мастер раннего цветочного натюрморта, иногда помещал в свои картины изображения капель воды. В собрании Лувра хранится замечательное произведение его кисти – небольшой букет цветов в стеклянной вазе на фоне пейзажа, показанного в полукруглом проеме каменной ниши. Известно несколько натюрмортов этого мастера, в которых он обыгрывает сопоставление яркого, вплотную придвинутого к зрителю букета и дальнего, как бы туманного, написанного в мягких голубых и бирюзовых тонах пейзажа с крохотными домиками, силуэтом церкви, заросшими лесом невысокими холмами, рекой. Дальний «космический» пейзаж таинственно мерцает и втягивает в себя взгляд зрителя, как увлекающий в открытое пространство вектор. Но взгляд останавливается на ярком, плотно написанном букете, цепляется за края каменного проема, отмечая зазубрины на его краях и капли воды рядом со стеклянной вазой, поставленной так близко к зрителю, что ее край немного навис над нишей. Этот композиционно-пространственный прием можно сравнить с воронкой: широко распахнутый цилиндр образует здесь ближний план картины, узкая длинная трубка уводит взгляд в необозримую даль пейзажа. Притом взгляд все-таки предпочитает не утекать в бесконечность, а любоваться яркими красками натюрморта, подобного сияющей драгоценной эмали или мягко светящемуся цветному стеклу.
     В натюрморте из Лувра мастер изобразил рядом с вазой на камне две капли воды, как две бусины хрусталя, одна из них побольше, другая – поменьше. Эти капли, возможно, только что упали с зеленого листа – он еще сохраняет на своей поверхности другие капли, уже готовые скатиться вниз. Художник словно воплотил два момента времени: уже и еще не – определяемые состоянием капель. Две круглые бусины воды, застывшие на камне, подчеркнуто объемны и столь достоверны, что, в некотором смысле, образуют противостояние уводящему вдаль пейзажу. Эти две капли иллюзорно выходят к зрителю, так что он может пожелать смахнуть их рукой – безусловный эффект «обманки», служащий здесь еще и стремлению мастера удержать внимание на переднем плане картины, или же, «уведя» зрителя в даль пейзажа, вернуть его обратно, для любования искусно изображенными деталями натюрморта.
     Есть в этом натюрморте и еще одна мелкая деталь, позволяющая мастеру продолжить игру с пространственными зонами. С другой стороны вазы, почти симметрично листу, несущему капли воды, изображены листья розы, насквозь проеденные насекомыми. Амброзиус Босхарт Старший часто помещал в свои букеты такие изъеденные листья. Этот прием служит не только стремлению натуралистично передать особенности растения или подчеркнуть символику краткости жизни, которой может быть наделен букет с цветами. Крохотные, но отчетливые кусочки неба, видные в дырках на испорченном насекомыми листе, образуют прорыв в пространство, скрытое за вазой с цветами. Оно входит и в букет, притом особенно активно, если не сказать: буквально, поскольку «кусочки» его образуются благодаря деталям самого букета. Они могут быть восприняты как протянутые в бесконечную даль небесные нити; так представленный за цветами «космический» пейзаж не отсекается от зрителя, а наоборот, преподносится разными способами… 


Рецензии