Крым утраченный и почти обретенный

Поэма вошла в мою книгу "4 + 1", Геликон Плюс, СПб (стихи и проза), 2011.  (Сайт интернет-магазина http://shop.heliconplus.ru ...)


1

Запах роз из Никитского сада,
И сладковатый – дерьма
Из оврага, идущего рядом,
Набегают вдруг, как волна,
На меня, постаревшего, злого,
Где-то в Дании, у стола
Присобачивающего слово
К слову, - куда завела
Жизнь меня, как работа – осла
(Апулея тут вспомнить надо)...
Смешение рая и ада,
Компот из добра и зла.

Далекое крымское лето
Со мной.
Два родительских силуэта
Над грязноватой волной...
Очень загадочно это.
Банально – но как посмотреть.
Тут и прошлое с будущим где-то,
И успешно прячется смерть.

Крым – подобие ****ской любови.
Я по горло насытился ей.
Глазки ясные, нежные брови –
Нет прекраснее розы моей!
В Афродитином розовом храме,
Где я нагулялся сполна,
В этой нежной глубокой ванне
Иная плещет волна.

Что осталось? Предательства опыт,
И в ушах – оглушительный топот
Убегающих лет.
Словно стадо диких бизонов –
Так сказал бы во время оно
Мой отец, которого нет.

Моя цель – изученье подобий,
Повторений судьбы.
Что такое наша свобода,
Если мы, как ни хмурим лбы,
Повторяем до слова, до жеста –
То, что в прошлом имело место
Не с нами? Мы, значит, рабы...
Только это не интересно.
Интереснее, чьи рабы.

Два родительских силуэта...
Не очень часто вдвоем.
Перепето столько про это,
Точнее – сказать о другом.
Пара-тройка побочных историй,
Без прикрас,
Больше расскажет о нас,
Чем смешенье любви и крови.

2

Звук во тьме разрываемой ткани.
Полузадушенный крик.
«В чем тут, собственно, дело, старик?
Как-то неуважительно к даме.»
«Даму лучше оставить в покое,
Пушку лучше забросить в кусты.»
Кипарисы, розы, кресты.
«Ты один, нас все-таки двое.»

«Говоришь, ты при исполненье?»
Милицейские звезды горят...
«Он вот тоже, ты знаешь, солдат,
На невидимом... ясно значенье?
Его козыри старше. А даму
Мы заберем. Как вещдок.
Ты вряд ли схлопочешь срок.
Перевод – пожалуй. На Каму.
Или на Дальний Восток...»

(Одна из баек, охотно рассказывавшихся отцом. По его словам, его случайный крымский приятель оказался гебистом. Фотографию спасенной дамы, на гостиничном диване, в измазанной глиной юбке, я видел.)

Билл бил, бил Билл.
Tell please that Bill
Был.
Этот Билл действительно был
Инженером на фирме «Белл».
С делегацией посетил
Ленинград, и женитьбы ради
На русской ласковой ****и
Лишился работы. Уплыл
В Калифорнию вместе с женою,
Немалой добытой ценою.
Там снова найти сумел
Работу. Нам шли порою
Открытки. С Вьетнамской войною
Они прекратились...

(Билл познакомился со своей будущей женой во время одного из отцовских застолий. Отец мой был физиком, имел хороший «допуск», что позволяло ему в то время принимать американцев. Однако на «западе»  он был только раз – в Финляндии. Ради свободы жениться на русской, Билл лишился «clearance» - американского допуска.)

Шумные наши застолья –
Замена земли и воли.
Нева за окном,
Горячая печка-голландка,
Интеллигентская пьянка,
Гостеприимный дом.

Забавы взрослого люда...
Шутки, шашни... Груды посуды
Моют бабушки (целых две).
Я приглашаем к салату,
Но скоро под теплым, ватным,
Укладываем. Мне вполне
Все нравится. Так и надо.
На двух концах Ленинграда
Есть два дома, где рады мне.

Моя мама – под крышей у деда.
Она принимает легко
Жизнь – на два... Мне резон – неведом.
А спросить – далеко...
Хотя ныне почти буквально
Я весь повторяю расклад,
Но с иным настроеньем (печальным)
И в затылок мне дышит ад...

(Впрочем, одна из моих профессий – математическая логика – позволяет относиться к этому спокойно.)

Одно необычное, впрочем,
Объясненье мне кажется тут
Подходящим – райские сочно
В горшках растенья цветут.
Тысячелетнего царства
Семена роняя везде,
Строилось государство,
Хотя кончило в полной ****е.

Эти солнечные комочки
Залетали в иные сердца,
А в иных надолго и прочно
Прорастали. Вот от отца
Моей мамы отличие... Ладно,
Хватит быта. Бранью площадной
Вдохновенье свое
Оживляя, вернусь к анекдоту.
В нем есть сверхреальное что-то.
Из-начальное бытие.

Однажды меня позвали
На потеху гостям.
Мы с отцом вдвоем заряжали,
Но наводил я сам
На дам потешную пушку
И фитиль зажигал.
Сам- довольно метко попал
Витамином в одну толстушку.
Было много смеха и визга.
Угодило мое ядро
Точно между верхом и низом –
Не в колено и не в ребро.
После, помню, мне говорили,
Что в результате она
Забеременела. Но забыли
Известить, как должно, меня,
Что сталось с ребенком. Поныне
Я задумываюсь порой
Где гомункулюс. Но богиня
Любви охраняет свой
Секрет. Он растет в значенье
С годами. Значенье слов
Уменьшается. А для чтенья,
Пожалуй, вывод таков:
Больше вниманья пространству
Между строк
И вокруг. Пустота – итог
И начало. Писать – графоманство,
Разве в шутку, однако срок
И шутке выходит. Уж скоро
Должна умереть и она...
Прост гомункулуса норов,
Велика ошибок цена...

3

Крым для нас – подобие Кипра,
Где из пены, пахнущей «шипром»,
Рождалась богиня. Она
Из волн выходила, нагая,
И неслись дельфины, играя,
Боками сверкая на
Средиземном солнце, подобно
Черноморским, нашим, родным,
За каким-нибудь белым, большим,
О чем пресса писала подробно.
(Не о богине, конечно,-
О дельфинах. «Правда» и «Труд»
Со своим атеизмом вечным...)
Народ из своих кают
Высыпал на палубу. Горы
Крыма синели вдали.
Увлажнялись лона и взоры,
Розы любви цвели...

Эпоха постхристианства
Вернула права гражданства
Всем:
Великим богам и божочкам,
Духам, демонам, всяким прочим,
Порой – позабытым совсем...
Но, как правило,в новом месте,
На чужой стороне. Тут хоть тресни –
А вернуться назад
Богу-беженцу очень трудно.
Даже статуи грустно стоят
Где-нибудь в проходном, простудном,
Чужеземном музее, не храме,
Алтарей огни не горят,
И вообще тяжело с алтарями.
Очень, кстати, расширился ад,
Но стал мельче, растекся, как лужа.
Он не страшен почти и не нужен –
Пустота ужасней стократ.

По****ушка моя, Афродита,
Вместо Кипра обретшая Крым!
Не дуйся, не хмурься сердито –
Мы с тобой хорошо сидим!

А моя фамильярность всего лишь
Признак эпохи: она
Все смешала, спутала роли,
Нет ни тверди небесной, ни дна.

... Среди прочих есть демон свободы.
Когда хаос царит на водах
И с цепей срывает народы,
Он воцаряется – взмах
Крыла – и цветут пустыни
Миражами; еще – и вот
Над морской смертельной пучиной
Буревестники манят в полет.

Но полета – нет. Есть пространство,
Есть атомы, пустота.
Есть эпоха постхристианства,
Загадочна и проста.

Словно голые люди в парке –
Адамиты новейшей марки:
Низ раскрыт, но молчат уста.

4

Городя свои огороды,
Я в рабстве был у свободы,
Не у любви. Меня
Преспектива любовного рабства
Сильнее любого ****ства
Пугала. Свободу ценя,
Как евреи – тельца златого,
Я уходил, и снова
Возвращался. Но как огня
Я любви боялся – не слова,
Но смысла, свободе храня
Верность – в этом подобный
Отцу своему. Так подробно
Я поэтому говорю
Обо всяких дорогах Крыма,
И о прошлом невозвратимом,
Жизнь перебирая свою...

Благодаря богине,
Все переменилось ныне.
Она умыкнула меня,
Со двора увела задами,
Не зажигая огня,
И в своем пристроила храме.
(Я сравнил его, помнится, с ванной –
Но чего не скажешь, кляня!)

Это было, пожалуй, удачей.
Я не думаю, что иначе
Удалось бы надуть тебя,
Свобода, мой демон главный,
Чем такою ночною, плавной,
Тихой сапой. Богиню ебя

О свободе, о рабстве забыл я.
Поначалу мало любя,
Очень ее полюбил я,
Ее прелести теребя.

Что потом? Догадаться нетрудно.
Как известно, терпенье богов
Истощается быстро: чудо
Сделал, и был таков.

Не помогут тут стоны и вопли!
Семь надежд и одна любовь
Отгорели, а может, утопли,
Кто их знает, но, видимо, вновь
Не вернутся при этой жизни.
Так надо ли плакать о них?
И к чему теперь укоризны?
Вот подсчет итогов моих:

Из под власти свободы без смысла
Я вышел; играю в числа,
Как ни странно, за деньги; могу
Побаловаться бутербродом:
Для проверки закона свободы
Подкинуть его к потолку
И смотреть, упадет ли маслом
Вниз, но испортить каслом
Машу, на кратком веку
Денег уже не хватит...
Порой о больничной палате
Задумываюсь, но бегу
По возможности, от леченья...
В общем, люблю приключенья...
Могу *** показать врагу.
Но достоинство берегу
Для последней встречи с Единым.

По****ушка моя, богиня!
Не о тебе разговор.
Жизнь несется во весь опор,
Что мне в том, с кем ты, милая, ныне.

Дело даже, пожалуй, не в сыне
Моем, хотя длится спор
С его матерью, старый раздор,
Чьи не очень ясны причины.

Гомункулюс, старая шутка,
За окном то нахально, то жутко
Ухмыляется, но его
Прогоняю знамением крестным.
Он лишь выдумка, если честно,
И не может он ничего.

Жалко, конечно, Крыма,
Но прошлое невозвратимо...

Мой родитель: надеюсь с ним
Увидеться на том свете.
Он мне снится часто живым
В каком-то янтарном лете.
Не нужны нам ни те, ни эти:
Мы с ним просто поговорим.

Я знаю: он ведал о Тайне,
И в сутолоке случайных
Встреч, связей, чужих тревог,
В переплетенье дорог,
Докричаться пытался отчаянно
До нее, но, пожалуй, не смог...

Фреди, мой чау черный,
Спокойный, но непокорный,
Где ты теперь?
От кого отводишь напасти?
В твоей это было власти
Тайну чуявший зверь.

Мой бывший хозяин, демон
Свободы, бери пример
С благородной собаки: тема
Начинается – в сумерках вер

Веди по слабому следу.
Время дорого, не отдохнуть!
Дышит холодом небо,
Но не обрывается путь
К Единому...


Рецензии
Блестяще! Не ожидал от вас такого "грязного" (в хорошем смысле), ломаного ритма. Мне это очень нравиться у других, ну и я пытаюсь иногда подражать. Такого рода стихи я впервые с удивлением прочитал у Слуцкого еше "тогда", "до исторического материализма" - надо же, как можно писать! Как всегда есть замечания, но я думаю если Вы перечтете, увидите всё сами, одно все же скажу

"Так сказал бы во время оно
Мой отец, которого нет"

Тут надо бы без корявости без ломки ритма, даже если оно задумано так. Надо сильнее, и потому что это- очень сильная строфа, я бы отточил. Она одна стоит десяти.

С Рождеством, с НГ и другими праздниками!


Николай Дали   07.01.2019 17:33     Заявить о нарушении
С праздниками, Николай! Разумеется, с Рождеством и
Новыми Годами. Очень тронут. Я помню обо всех Ваших замечаниях, и очень
серьезно к ним отношусь, обязательно найду время, чтобы поработать над ними.

Сергей Владимирович Соловьев   09.01.2019 00:25   Заявить о нарушении
Да, только хотел бы уточнить, где Вы видите в этом
двустишии слом ритма? Время 'оно - это ведь стандартное (слегка
архаическое) выражение, с ударением на первом о.

С уважением

Сергей Владимирович Соловьев   18.01.2019 17:39   Заявить о нарушении
Если так, то ритм в порядку, но тогда тяжело читать. Как-то скрипом онО у меня прошло, в первый раз. Потом можно привыкнуть, но первое впечатление онО ж вы понимаете. Да я вообще понимаю, что переделывать неохота, онО есть и естьЮ с глаз долой, но знаете, иногда это доставляет удовольствие.

Николай Дали   04.02.2019 02:33   Заявить о нарушении
Я думаю обо всем, что Вы писали. Мысли ворочаются, как абракадавр (видели такой неологизм?), - но все же движутся.

С уважением

Сергей Владимирович Соловьев   04.02.2019 13:53   Заявить о нарушении
Да не берите в голову. Как-нибудь, придет настроение, и что нибудь образуется, или нет. В конце-концов мы (во всяком случае я) непонятно для кого пишем. Друг для друга? Для Бога? Нет так думаю через 1000 лет откопают сервер от того, что вроде бы называлось интернетом на забытом языке то ли русичей то ли не пойми кого, расшифруют, а там- гениальные тексты, мама родная! Во как отжигали то 1000 лет назад и жили то лет по 70 всего, а как писали!

Николай Дали   04.02.2019 16:27   Заявить о нарушении
– Рекурсия, – говорил Чарнота, – функция, обращенная сама на себя, так же как и сознание, пытающееся понять само себя,– нонсенс. Все что мы можем, это – прислушаться, услышать и записать. А что это, голос Бога или сигнал с другой планеты, какая в конце-концов разница? (Рылов-8,Ресгтцом Зоес). Ссылку, намеренно не даю.

Николай Дали   04.02.2019 16:33   Заявить о нарушении
Друг для друга-то да, а что, неплохо ))

Сергей Владимирович Соловьев   04.02.2019 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.