C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Вокруг мыса Доброй Надежды. Путевые заметки

Индийский Океан.


Отложив по ряду  причин  старт моего  Проекта (www.rowingaroundtheworld.com )   пришлось извернуться и найти возможность пройти Индийским  и самый сложный этап   предполагаемого  маршрута — от Маврикия до Дурбана, ЮАР а потом и вокруг мыса Доброй Надежды  до Кейптауна, ЮАР,  дабы не сидеть сложа руки в сезон.
Андрей Горский, один из спонсоров моего Проекта великодушно предоставил свою яхту, но будучи бизнесменом с большой буквы,  он  дал  мне полную свободу действий для того, что бы я смог  максимально сократить  расходы по переходу.  Сказано — сделано!   Я кинул клич у себя в блоге  (http://navigatorpirate.livejournal.com/) и быстренько собрал пассажиров на переход.
Желание сократить расходы и хоть как-то компенсировать трех-четырехмесячное отсутствие  дома обернулось... самым сложным переходом в моей практике!
Но, все по порядку...

10 марта, после трех дней пребывания в Коломбо мы  наконец отдали швартовы и вышли! Лодка: Tayana 58, 2004 г.  На борту: три пассажира (два пассажира и одна пассажирка), капитан и я.  Ага, сколько лет, если не десятилетий я не ходил не капитаном! ОК, хоть теперь передохну и отдамся в полной мере дневникам, кино-фото материалам и наблюдениям! Еду как … navigatorpirate (мой ник в Live Journal)!  Капитан был прислан судовладельцем на ремонт в Коломбо, когда я не мог быстро  приехать,  увы!  Расстановка сил такова: - капитан:  Евгений,  гонит лодку к пункту назначения.  Пассажиры:  Александр, Вадим и Ольга,  проплатив разлечение — развлекаются,  но клятвенно обещали разделить все трудности быта в море. Я — еду смотреть мыс Доброй Надежды и близлежащие воды.
Наш маршрут:  Коломбо, Шри Ланка — Мальдивы — Маврикий — ЮАР — о.Св.Елены — Бразилия — Карибы — Флорида.  Вроде все просто... Так мы и стартовали, полные надежд на интереснейшее приключение, которое не заставило себя ждать очень долго.

Проложив курс на самую северную оконечность  Мальдивского архипелага  — остров Улигано,  стараемся ехать как можно быстрее, ибо есть всего девятнадцать дней дойти до Маврикия.  Вадиму и Ольге там сходить, опоздать никак нельзя ибо у Ольги уже взят билет на 31-е.

До Улигано миль четыреста, через три дня мы подошли к острову. Ночь поерзали в море а с утра зашли. Оформились, купили салярки, продуктов  и даже успели понырять. Полсуок стоянки и в ночь снова поехали. Прощайте Мальдывы, хоть и коротко, но все же мы с вами познакомились!

Не имея возможности опубликовать здесь весь судовой журнал, я  выложу несколько дней на выбор, полное же описание перехода  желающие смогут найти в моем блоге, тэг «Письма из бутылки» или чуть позже я выложу там же весь Судовой Журнал... и без купюр!


День пятый: 14 марта 2010 г. (воскресенье)
Индийский океан, зап. оконечность о.Uligan, на якоре.  ш: 07.04.8 N, д:72.55.1 E.
За сутки прошли: 30 миль до острова Uligan а потом болтались рядом.

Мальдивы,  в маленьком раю.

К рассвету вернулись к острову,  Ветер совсем умер, посему подошли в южной якорной стоянке под двигателем. Бросили якорь у самой кромки рифового барьера. Вокруг резвились вольшие певчие рыбы, хватающие воздух ртом и издающие звуки, похожие на писк или щебет птиц. Так, певчих рыб я уже увидел! Чем же еще порадует нас Мальдивский архипелаг?

Связались с соседней яхтой, говорят, что тоже ждут властей, которые должны быть через час-полтора. А пока все дружно полезли в воду покупаться и освежить уставшее и обожженое прямыми лучами Солнца тельце.

Через пару часов пришли представители власти и оформили нас без сучка и задоринки на посещение ВСЕГО архипелага! Жаль, что надо торопиться а так бы прошлись по нему. С ними же мы и поехали на берег для встречи с агентом и последних штрихов оформления, на борту остался лишь Евгений. Улиган, 450 человек, арабы, вероисповедание — Солнечные мусульмане. Народ весерый, очень открытый, приветливый и добрый. Ввоз и употребление спиртных напитков запрещено на всем архипелаге.
Они же нам и предложили понырять, от чего мы не смогли отказаться, увы.  Через час мы стартовали на их лодченке к местному рифу, где и провели остаток дня, чуть не потеряв Вадима с инструктором. Мне удалось даже поснимать под водой, картинки там, я Вам скажу — сказка!

Вернувшись на лодку, добункеровались, взяли еще воды, овощей, фруктов и снова готовы к штурму местных красочных мест. Пойдем ли мы в ночь или утром — решим, когда все закончим, по старой морской традиции.

Ужинали наверху, я приготовил вчера пойманого тунца. Мне кажется — получилось! Все были довольны. Выпили за удачно прожитый день и... вышли ровно в полночь, ибо не хотели терять и часа  просто на стоянке. Бросив по традиции пару монет за борт и поблагодарив остров и местных жителей за гостипреимство мы вышли в  тропическую ночь, которая с радостью приняла нас в свои теплые объятия освещая нам путь очень ярким и низким, кажется что вот-вот и можно  дотронуться до него -  Млечным Путем и хозяином тропиков и Южного полушария — Южным Крестом. 



От Улигано легли на КК 210 градусов,  до Маврикия 1850 миль. Поехали!
Южный крест прямо перед нами над горизонтом, низкий Млечный Путь с севера-востока прочерчивает небо на юго-запад,  летучие рыбы,  рыбалка, радостное Солнце, слабые от разных направлений ветра  и закаты-восходы Индийского, которык не спутать ни с чем! Сказка, о которой можно только мечтать!  Все так...
Все-ли?

Ветер крутит и слаб. Ловим малейшие попутные дуновения и частенько идем под двигателем. Ребята осваиваются, привыкают и втягиваются в ритм морской жизни.
Вадим  оказался хорошим поваром с изысканным ассортиментом  блюд. Мы с ним готовим по очереди,  ибо остальные члены не очень торопятся это делать!

Солнце в зените, ходить по палубе невозможно — бегаем. Все чаще прыгаем за борт и на конце  плещемся за лодкой.  Начали готовиться к пересечению экватора. Распределили роли, сделали, насколько позволили условия, костюмы.
Как всегда электроника начала хандрить, первым отказал холодильник  и  морозилка! После продолжительных поисков причина была найдена — ремень эл.двигателя, заменили и сразу холодное пиво улучшило настроение!

Во время одного из ужинов,  за десертом, при соприкосновении с чайной  ложкой у меня кончики пальцев начали излучать странный розово-фиолетовый разряд. В кончиках пальцев небольшое пощипывание, не более. Вначале я был испуган неожиданностью появления разряда а потом даже стало интересно  и я немного поиграл с ним, правда он пропал так же неожиданно, как и появился. Ребята тоже смеялись... нервно, высказывая различные предположения, ни одно из которых так и не смогло приблизить нас к разгадке явления.

...Корабль шел курсом на Южный Крест. C Млечного Пути время от времени сыпались звездочки и не долетев до воды океана быстро гасли, очень напоминая своим движением наши короткие,   такие разные  жизни.

Дни проходят спокойно и размеренно. Евгений почти все время спит или нервно курит на корме. Вадим переписывается с берегом, постится в ЖЖ, учит испанский и очаровывает своим тонким, изысканным  умом и широкой эрудицией Ольгу...  Ольга в свою очередь молчит сутками, с интересом смотрит по сторонам и ничегошеньки не ест. Саня... с интересом вникает во все,  ведет себя более чем непринужденно — выкурил ВСЕ сигары Вадима, например,   быстро и почти всегда толково выполняет любое поручение. Я... — делаю свою незамысловатую любимую работу, смеюсь и плачу от переполняющего меня букета чувств, смотрю и запоминаю обстановку и веду дневники, с перспективой их использовать для моего Проекта. Пока Индийский добродушен и спокоен. Надолго-ли? Или он просто затаился и расслабляет что-бы неожиданно и сильно ударить? Посмотрим... Мне показалось что мы сразу подружились, как только я взял его воды в свои руки, еще в Коломбо. Шестое чувство меня с годами подводит все реже и реже.

До Экватора осталось 70 миль, попробую подгадать так, что бы с рассветом мы оказались во владених Нептуна. Почти все готово для праздника, осталось лишь сделать хвост для Ольги и медаль для Жени... Ну вот,  скоро я снова пройду им, как и в 19 лет, на «Профессоре Воеводине», когда заканчивал мореходку. Как будто вчера все это было а СКОЛЬКО всего произошло!

Дни начали походить один на другой. Почти никакого разнообразия. Разве что контакт с берегом, с  дочерью и  владельцем лодки, который только получает счета пользования инетом и телефоном. Каким-то образом мы напользовали инета на три штуки баксов...  Закончилось все тем, что он  в конце концов отключил интернет и мы совсем остались без связи с Большой Землей... как и двести-триста лет назад.  Андрей,  надо было это сделать с самого начала и мы бы не отвлекались...  По моему - замечательное решение! Что ж, будем наслаждаться красотами тропических ночей и размышлять о бренности Жизни!

Что-то мне подсказывает, что сей переход из круизного плавно перейдет в экстремальное. Воды осталось менее половины. Ввел норматив на потребление пресной воды. Заклеил-перекрыл основные краны подачи пресной в туалетах-душевых.. За три дня половины запасов как не бывало! А нам еще пилить 1400 миль. Да и топлива у нас точно нет на весь переход до Маврикия, и ветров пока нет. Интересненько складывается прогулочка по пути чайных клиперов!

День десятый: 19 марта 2010 г. (пятница)
Индийский океан,   ш: 00.33.00 S, д: 68.41.6 E.
За сутки прошли:   129 миль.

Экватор!

В 04.35 судового времени пересекли Экватор в координатах: ш: 00.00.00 N, д: 69.00.7 Е. Вс е ждали этого момента, даже будить никого не надо было, за исключением Жени, который спит, как кажется, все 24 часа не в зависимости на вахте он или нет. Я оделся в костюм Нептуна но ночь не позволила сделать ни фото ни видео. Плеснул в океан виски, пустили по кругу бутылку, хлебнул кофе с бутербродом с красной икрой и... вырубился тут же на палубе на пару часов. Как видно сказывается недосыпание, жара и общая усталость организма. Планируем устроить праздник вечером, по прохладе.

Продолжаем идти под двигателем, ветра нет совсем, легкие облака иногда на время скрывают нас о прямых лучей Солнца. Посчитали питьевую воду, впритык на 11-12 дней. Если будем ехать дольше могут начаться проблемы с водой. Впереди еще 1330 миль и когда кончится полоса штилей — не знает никто! Карта ветров показывает движение воздушных масс лишь в последней трети маршрута. Иногда появляются дельфины но сопровождают нас всего несколько минут и спешат по своим делам. Интересно почему? Помнится, нас с Сашкой в первом Транс-Атлантике они сопровождали огромными стаями и играли с нами часами.

Под вечер устроили костюмированый праздник Нептуна, с посвящением, крещением морской водой,откупом и выдачей грамот. . Вроде всем понравилось. Пострались запечатлеть все на фото-видео но...  алкоголь в крови имел свое дезорганизующее действо, увы! Будет смешно (надеюсь) посмотреть, ЧТО мы там наснимали?

Продолжаем идти под двигателем. По данным с берега ветра должны прийти от Е-SE через миль 150 — 200. Хочется верить в это...

С рассветом мы вновь были наедине... Как, впрочем, и всегда, еще с «Крузенштерна». Самое романтичное, на мой взгляд время вахты — ночь и рассвет.


Индийский начинает хмурить. Хоть ветры и придерживаются направлений от W но гуляют от всех! Появились огромные грозовые фронты, участились тропические ливни.

Осталось чуть более тысячи миль до Маврикия и десять неполных дней, Сие значит, что мы должны делать по 120-130 миль в сутки мининум что бы успеть. Пока не получается, слишком слабые ветра и порой чисто встречных направлений.

...Всю Жизнь я хотел быть моряком и ходить на парусных судах.  Худо-бедно мне это удавалось даже тогда, когда эта работа не могла прокормить, бывало и такое. И вот теперь этот переход, — последний подготовительный этап перед стартом моего Проекта.  Впереди еще большая часть интереснейшего маршрута: Маврикий — Кейптаун — о.Св.Елены-Бразилия — Карибы... потом и сам Проект, а мне необыкновенно грустно.  Когда мечтаешь о дальних странах и приключениях, это одно. Когда в них оказываешься, — совсем другое! Как будто теряешь еще одну мечту реализовав ее, воплотив в жизнь. Ведь изнутри приключения вполне обыденны, будничны,  как и Жизнь, собственно.  Вот она вся перед тобой и кажется  почти  вечной, интересной, захватывающей...  А вот и конец плавани я  и хватит-ли сил, желания снова пустиься  в путь? И самое главное, —  каковы планы там, наверху относительно тебя?  Хватит-ли времени пуститься еще в одно путешествие, может и последнее для тебя? Успеешь-ли? Вот и я поерзаю по Миру а потом вернусь к мамке и лягу, рядом, уже навсегда. Дочери наказал давно уже похоронить меня рядом с мамой... в Ростове. И вернется блудный сын, как и не уезжал...


22 марта,  примерно в 10.30 ударило от W, WNW таким сильным и затяжным шквалом, что летели, пердели и уже не радовались! С одной генуей несколько раз кидало в брочинг. Я, переведя на ручное управление рулил часа три, выбирая оптимальный курс по силе ветра и линии  курса, не очень хотелось валиться на юг сильно, посему играл на грани. Не уследил, виноват, клоуны полезли вниз что приготовить, вместе с Женей, в итоге сломано: Жениной тушей сорван стол в салоне, с мясом! Разбита кофеварка. На палубе: отдалась подветренная ванта между верхними краспицами, погнуто, почти сломано крепление солнечсной батареи л/б.
Чуть раньше, прошедшей ночью отказали ходовые огни за исключением гакабортного. Сука, не много-ли? Одна Ольга сидела и молчала, никуда не ходила и ничего, соответственно, не сломала.

Попросил Вадима взять все на себя под палубой, не могу я спать когда его ночная вахта, и все тут! Ну нельзя ехать одной рукой держась за сиську а другой придерживая лаптоп с очередным фильмом! Элементарное неуважение к обязанностям, Океану,  нам.   Или я слишком строг? 
Согласился готовить, ок, а Ольгу мы поставим на мойку посуды, ибо приготовление пищи не предусматривает по его мнению, наведение порядка на камбузе. Сие — две отдельные тяжелые обязаности! Блять, что-то тяжело мне даются пассажиры, буду знать впредь!  Досталось и Жене, — я ему высказал все, чего он заслуживает! Мне надо помогать а не усложнять, а он за что бы не взялся — блять, все не так! Ночных вахт не несет,  не готовит, посуду не моет, судового журнала не ведет,  о прокладке и речи нет,  ни к чему не притронется — не знаю, не могу... Днем таращится вокруг с деловым видом. Ну я не удержался и спросил его, что, мол ты делаешь, что высматриваешь?
А что мне делать? Спрашивает... Ну я и сказал, - ЧТО ОН ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ!

После полудня кажется наконец поймали за хвост ускользающие от нас восточные (Е) пассаты. Прибавили с генуей полтора узла, но продолжаем идти и под двигателем. Решаем коллегиально КУДА ехать? На Маврикий или на Сейшелы, до них ближе но ветра встречные. Пока решали, начал серьезно поддувать пассат с востока и решение само свыстроилось в пользу Маврикия. Кроме того, позвонив Андрею и спросив его о Сейшелах, услышал категоричный отказ! Ну, по мне всегда кратчайший путь к цели — правопреемник всех решений в море!

Под вечер что-то захотелось выпить, ибо день какой-то нервный получился. Хлебнул вискаря и... заговорил, блять! Вывалил Вадиму всю правду о его ****ской жизненной позиции ну и много еще что рассказал. Жестковато получилось, допускаю, но не мог и не могу терпеть лживо-циничную позицию, тем более когда ей еще и кичатся (при всех, ага, вот какой я свободный парень!). А наедине просит сохранить в тайне его... свободное поведение на переходе!

В ночь пассаты прибавили и мы выключив двигатель пошли в галфвинд  л/б 6-7 узлов. Уря! Кажись мы ухватили пассатики за хвостик, наконец! С такой скоростью точно должны успеть!

Вынужден был начать разговор с Евгением о наболевшем. Поговорили, кажется все понял и согласился, НО... сможет-ли хоть что-то изменить? Вадим не смог не встрять за Женю...
Субординация, говорит, не позволяем мне отчитывать капитана! Ну я спорить не стал, просто предложил самоустраниться, блюсти «субординацию» и выполнять приказы капитана! И все тут же сбавили обороты, ведь до Маврикия еще пятьсот миль, можно ведь и не доехать, правда?

Проходим банку Nazareth и пошла рыбалка! Вначале Вадим поймал большую барракуду но ее оказалость есть нельзя и мы, извинившись за ошибочку отпустили ее. Но потом повалил тунец! Я поймал два и Вадим еще одного. Нарезали стейков, сделали сашими по полинезийски и шимацу, чем и поужинали оставив стейки на завтра. Спасибо океанчик, ты нас здорово побаловал свеженьким! Значит не такие мы и плохие?

Странное дело, — вывалил наконец Евгению то, что наболело а теперь его жаль... искренне, хороший он мужик, — честный, порядочный, спокойный...  Но как эти его качества использовать посередине Индийского?
Я даже извинился перед ним а то на нем и лица нет, блять! Где же эта грань?

Начали проходить банку Cargados Carajos. На картах 15-20-летней давности обозначен остров Albatross с двумя маяками на северной и на южной оконечностях. Сегодняшние же карты показывают лишь банку... Погружаемся, господа? Затеял рыбалку прям с утра, грех пропустить банку, и через час наловил трех тунцов! Снова нарезал стейков, вчерашние засолил и нарезал сашими. Что может быть вкуснее и полезнее только что пойманного тунца  посередине Индийского? Спасибо океанчик, теперь у нас снова есть свеженькое! Побаловал...

До Маврикия осталось 300 миль, это таким ходом — два дня.  Если удержим такую же среднюю скорость, то 29-го будем заходить в Порт Луис, столицу Маврикия.

...На ночной вахте нас было шестеро (!)...
- Я, Южный Крест, Луна, Индийский океан, Млечный путь и яхта. Я им пел а они мне улыбались и качали в своих объятиях. И не было у них притензий ни к моему репертуару ни к вокальным данным. Нам просто было хорошо всем вместе, кажется, мы объяснились в Любви...
В такие мгновения хочется жить вечно!


День двадцатый: 29 марта 2010 г. (понедельник)
Индийский океан,   ш: 20.09.5 S, д: 57.30.0 E.
За сутки прошли:  67 миль.


Маврикий открылся около часа ночи по судовому времени, слева 30 гразусов, где, собственно, его и ждали. Вначале появилось желтое зарево над горизонтом а потом и огни цивилизации. При приближении в острову ветер начал гулять и капризничать и я перешел полностью на двигатель. Последние миль 20-25 шли под двигателем и начали заход с рассветом. В 8.00 а.м. Ошвартовались у причала таможни, где нас уже ждал офицер медслужбы. Он быстро нам дал разрешение на стоянку не увидев больных (голова не в счет). Тут же подошел эмиграционный офицер, 10 минут и мы оформлены. Таможня заставила нас ждать час...

После всех сложностей с оформлением мы переехали в марину, на другой стороне гавани. Пришвартовались, взяли воды, навели порядок внутри и с наружи. После этого заказали электрика, отдали в стирку белье и почти все побежали искать и пользовать инет.

... Дненадцать дней на Маврикии!
Вадим с Ольгой съехали сразу же, как только пришвартовались! ОК, ребята, на берегу меня нисколько не интересуюн ничьи лямуры, когда это никак не может сказаться на безопасности мореплаваиия, Бог в помощь!
Отремонтировались, отдохнули,  познакомились с семьей, — Светлана с Украины, на Маврикии уже лет двадцать, муж местный, маврикиец. Замечательная семья,  чудная Юлька, их дочь,  я ее прозвал — райской птичкой, на которую она очень похожа.  Ее муж, Сенджей,  провез нас по всему острову, когда мы  закончили с ремонтом  Побывали  в парке Cazela, посмотрели ряд Буддийских храмов,  Святое озеро, статую Шивы  высотой в 108 футов (35 метров), Цветную землю, кратер вулкана... Пляжи, ананас с перцем и солью (!),  дайвинг, свежие стейки, местный ром ...


День двадцать шестой:  4 апреля 2010 г. (воскресенье)
Индийский океан,   ш: 20.09.5 S, д: 57.29.7 E.
Маврикий, Порт Луи, в марине.

По прохладе, прямо с раннего утра провели быструю ревизию лодки, дабы знать: - что, где и сколько? Потом подъехал Пол, как всегда опоздав на полчаса и даже не извинившись и отвез нас в парк Cazela (зоо) а потом и на пляж. Зоопарк был великолепен, хотя мы и не купили тур на траке по всей территории. Нам вполне хватило часовой прогулки по открытым вольерам с птицами и различными животными.
После зоо мы весь день с Евгением отмечали Пасху на берегу Индийского, что было более, чем интересно. Под звуки там-тамом мы славили воскрешение Христа с местными христианами. А разве Он оставил указания КАК Его славить? Католики, инди, муслимс, чайниз называющие Его Христом,  Буддой, Шивой, Аллахом и видящие Его под разными углами зрения не отрицают Его единства. Тогда о чем речь? Он — един, и этим сказано ВСЕ! Остальное — этикетки, бизнес-постеры,  борьба за паству... Полнете, господа!  Оставьте... Я сувствую единение с Ним и в мечети, и в синагоге, и в католическом-православном храме, и даже на берегу Индийского под звуки там-тамом. Бенамуки? Ок, бусть будет Он — Бенеамуки... но Он со мной, в моей душе и этикетки не имеют никакого отношения к Нему в моем миро-Богоощущении, увы, может кого и разочарую,  но это так!
На ужин я снова баловал оставшийся экипаж кальмарами, марлином, овощами и местным вином, благо оно по полтора доллара за бутылку максимум.
Ночью снились молодые, красивые девченки... К чему- бы? Может пассажирки собираются осчастливить нас на следующий переход из Кейптауна на Бразилию?


Потом ребята помогли купить и привезти продукты на переход до Кейптауна. 10 апреля, попрощавшись и дозаправившись мы и вышли,  уже втроем. До свидания еще один уголок Рая, нам было здесь хорошо, очень! Ждите теперь от нас новостей недели через три-четыре. До Кейптауна — 2800 миль.Постараемся никуда не заходить и использовать течение Agulhas, несущее свои быстрые, теплые воды в непосредственной близости от Африканского побережья на  SW порой со скоростью до пяти узлов. Но решения будем принимать на месте по обстоятельствам. Погоды там стоят капризные и океаны не очень дружелюбны как друг к другу так и к посетителям.  Так что... пожелайте нам удачи, которая, не сомневаюсь нам понадобится и не поминайте лихом!  Опять грусть расставания, как впрочем и всегда. Но у меня на Маврикии осталась частичка сердца и души, как и райская птичка. Есть к чему стремиться и к чему возвращаться!

Распределили вахты по нашему российскому рисунку: 4 через 8. Мои с 12 до 4 (16), Евгения: с 8 до 12 (24), Александра: с 4 до 8. Попробуем ехать так, ведь нас всего трое а впереди 2800  миль  отнюдь не простого маршрута.

До Мадагаскара осталось 300 миль где мы ждем новых изменений погоды от его близости. Почти вошли в зону действия Южного Экваториального течения огибающего с севера на юго-запад  остров. Это еще 2-3 узла в сторону Африки.

История повторяется... Вслед за сгоревшим пультом управления солнечными батареями перестали работать холодильник и морозилка. Попробовал приспособить для наших свежих кур айсмейкер... и он перестал работать! Блять, а мы еще и тысячи не проехали! Теперь надо думать КАК быстро съесть все, что может испортиться без холодильников?

Завтра к вечеру должны подойти к Мадагаскару. Посмотрим, что там с течениями и пиратами? На Маврикии нас предупредили, что пираты активизировались у северного побережья Мадагаскара в силу наступившего сезона штилей (на севере). Надеюсь, что их не будет на юге...

Ночью ветер начал заходить на  E-NE. Пока прогнозы сбываются. Они же говорят, что после прохождения Мадагаскара ветер зайдет на N-NE и усилится до 20-25 узлов, что даст нам шанс добежать до юго-восточного побережья Африки одним галсом в бакштаг/галфвинд правого борта.

Евгений жалуется на то, что его «колбасит» и он не может сконцентрироваться ни на чем... Хм, — реакция новичка в море. Для него даже наше, пока еще круизное плавание — стресс, испытание!
Сие еще раз меня убеждает в том,  что нет у него НИКАКОЙ морской квалификации, тем более — капитана... Или купил удостоверение, что возможно ТОЛЬКО в России или вообще солгал о его наличии.

Ветер от NE до 25 узлов но мы его почти не чувствуем, идя в бакштаг пр.б.  восемь а порой и девять узлов под одной генуей. Да, грот мы не торопимся ставить помня о странном его надрыве по нижней шкаторине, бережем для более подходящего и нужного момента. А пока... 8-9 узлов в бакштаг... это нам подарок от Индийского! Или замануха?

...Евгений,  часто стоящий на корме покуривая и задумчиво-вопрошающе смотрящий в даль все чаще мне напоминает Горация Нельсона перед Трафальгаром. Правда симметрия конечностей и глаз не та... Да и все остальное тоже... Блять, пародия на великого Нельсона,  у  саркофага которого я, помнится, стоял в соборе Св.Павла в Лондоне, после вечера хоровой музыки. Он и сегодня мой герой,  маленький, интеллигентной внешности человек с иссиня голубыми глазами, положивший к ногам своей страны  мировое, почти вечное господство на море и погибший на мостике своей  ”Victory”   от пули французского абордажного стрелка. Стоял я на колене и там... в Портсмуте, с Сашкой, где он тогда упал. Англия умеет чтить своих  Героев, этого у нее не отнять!  А как чтит моя страна своих?...


День тридцать восьмой:  16 апреля 2010 г. (пятница)
Индийский океан,  ш: 26.26.7 S. Д: 44.01.1 Е.
Южная оконечность Мадагаскара.
За сутки прошли:  172 мили.

Ночью, на своей вахте  (с 12 до 4 утра) я решил навести порядок на камбузе: - дважды перемыл посуду, переложил замерзших кур из айсмейкера в неработающий холодильник а размерзших обратно и намывал плиту губкой.  И тут меня потряс не то вскрик не то стон такой безысходности, что кровь просто остановилась в жилах! Что это? Голова судорожно просчитывала варианты ища ответ или разумное объяснение...
 -  Пираты! Они тихо прокрались на борт, спустились через верхний люк в Женину каюту и засадили ему нож под сердце! Блять! А сейчас выскочат на меня! Что делать?
...Мыльные капли падали на пол с губки судорожно сжимаемой рукой. Но поскольку никто пока на меня не выскочил я решил сам заглянуть в каюту дабы самому понять причину столь странного и страшного звука. Тихонько, хамыля-хамыля... боком...  продолжая сжимать мыльную губку я аккуратно заглянул в каюту...
Женя лежал с выражением лица младенца мирно положив свои ручки на выпирающее из под простыни пузико, причмокивая и продолжая издавать той же тональности звуки, только потише.
Блять! Женя! Кому ты там жалуешься? На меня? На судьбу? На то, что оказался не там и не с теми? Я чуть не засадил ему нож под сердце а точнее, чуть не запустил в него мыльной губкой от отпустившего меня страха. Фуф... Ко всем своим многочисленным достоинствам он еще и орет по ночам? Прекрасненько! Замечательная компашка параноиков подобралась в этом переходе!  Я швырнул губку в мойку и быстро вышел на палубу, не забыв кинуть двадцать рома внутрь, бо бутылка стояла по пути моего следования в ящике с хлебом.

...Млечный Путь,  созвездие Южного креста  и легкий попутный бриз тут же меня взяли в свои добрые обьятия и успокоили. Я улыбнулся. Всетаки ночь в Индийском — лучшее время для размышлений, подумал я и снова пустился блуждать по закоулкам своей  памяти.
К утру мы совсем потеряли ветер и запустив снова нашу палочку-выручалочку двигатель поехали  со скоростью не более 5 узлов в сторону Дурбана,  до которого еще оставалось более семиста миль.

Во второй половине дня мы подошли к месту над которым кружилось очень много чаек. Подойдя ближе мы увидели вскипающую от обилия рыбы воду на расстоянии миль вокруг. По форме выпригивающие рыбины были похожи на тунца. К сожалению стоявшие на изготовку удочки еще с утра так никого и не привлекли, мы так и проехали черех кишащее море рыбы не поймав ни одной! На что они там отвлеклись нас не заметив? Брачный период у них что-ли?

Ночью я  лечил свои нервы и блаженствовал в компании своих новых друзей и снова был счастлив!


С утра,  идя бейдевинд л/б и неся 2/3 генуи, при скорости ветра в 20-23 узла у нас рвется (!) стаксель-шкот... 14 мм, которым мы заменили 16 мм. стаксель-шкот на Маврикии, не найдя в магазинах веревки в 16 мм.  С полчаса ловили шкотовый угол, заводили новый шкот и ложились на прежний курс. Пока возились ветер еще усилился и мы решили поставить штормовой стаксель от греха подальше, пока не утихнет. Но скорость совсем упала зо 2-3 узлов, посему мы включили снова двигатель,  пытаясь как можно быстрее преодолеть оставшиеся 200 миль до Дурбана.

Первый раз за весь переход и 4000 тысячи пройденных миль мы не готовили горячего ужина а обошлись консервами по своему усмотрению и на свой вкус. Перспектива ловить полусвареную курицу летающую по камбузу и по салону не улыбнулась никому. Разок можно и всухомяточку, не проблема.  Не стало ли бы это обыденностью, ведь погоды явно портятся.

До Дурбана осталось 70 миль. Подойдем и потом решим, - КУДА едем. Прогнозы с проходящих судов неутешительные. Идет шторм с юга и должен быть у Дурбана через пару дней:  35 — 40 узлов встречного ветра да на  встречное,  с севера, течение Agulhas в 4 — 6 узлов могут дать волны в простонародье именуемые «головажопа». Вот мы и думаем... Да и без шкота соваться не очень хочется, если 14 мм рвется уже при  чуть более 20 узлах при неполной генуе. Если прогнозы будут подтверждать встречный шторм, похоже что мы можем и зайти в Дурбан на день-другой.

Решено, идем в Дурбан! Получили подтверждение с проходящих судов о встречном ветре до 40 узлов. Кроме того, порвав шкот генуи мы ее подорвали о краспицу, пока ловили шкотовый угол. Эхолот перестал работать несколько дней назад, холодильники...

В 19.00 открылся Африканский берег, привет Африка! Давно я не был у тебя в гостях, лет двадцать пять уж прошло. Как ты меня встретишь?

В 23.30 после сложного захода на 25-узловом попутном ошвартовались в Durban Marina. Не скрою, заход был очень сложным... Влетали в канал почти десятиузловым ходом, молы как и буи открывались неожиданно и быстро, хорошо что там, где их и ждали. Швартовка тоже непростой оказалась. Марина забита под жвакагалс! С трудом нашли местечко в темноте и втиснулись хоть пантон и коротковат оказался, раздраились шпрингами... Сходил в душ, забежал в инет, познакомился  с местными старожилами, которые с утра обещали помощь по всем  вопросам. Выпили по пятьдесят еще Маврикийского рома и еле доползли до коек.

Городок Дурбан сохранил черты былого великолепия но уже не так чист, аккуратен, приветлив (!)... Через дорогу от марины ближайший АТМ (банкомат). Так нас в первый же вечер прибытия предупредили и не раз, что ходить через дорогу от марины лучше в светлое время суток. Вечером же или тем более ночью скорее всего тебя возьмут в оборот местные бандиты и могут раздеть догола, увы, бывали случаи. С целью наведения порядка или предотвращения подобных инцидентов перед мариной на пятачке постоянно дежурят 5-7 полицейских в полной амуниции и «береттой» в кобуре.

Отремонтировали электронику, зашили паруса,  купили и заменили шкоты,  добрали продуктов,  поговорили со сторожилами о погодных условиях и перспективах вокруг мыса Доброй Надежды.  На мой вопрос диллетанта в этом районе:
Можно-ли расчитывать на окно в пять-шесть дней, что бы успеть проскочить эти 800 миль до Кейпа одним переходом?  Ответ человека, который гоняет лодки вокруг мыса вот уже лет тридцать, был:
Забудь и учи береговую линию, что бы знать куда прятаться когда прижмет!

ОК, просмотрел  линию и с пяток подходяцих по глубине марин. Но что нам таращиться на карту, ехать надо! Шторм, загнавший нас в Дкрбан сегодня утихает, значит завтра и выходим!

Возле мусорника стоящего недалеко от места нашей швартовки постоянно снуют кошки, как и возле бара марины. После ужина у нас осталось немного курицы и я взял ее с собой идя в бар, дабы подкормить горяче и преданно любимых мной животных. Поначалу с контактом у нас было не очень. Они боязливо убегали не подпустив меня и на пять метров. Когда же учуяли запах курицы да я еще и кинул им несколько кусков их оказалось настолько много и настолько голодных, что были съедены даже кости ног курицы. Жаль я сразу не обратил на них внимание а то можно было бы сварить испортившуюся без холодильника курицу и отдать им. Ничего, я скоро вернусь со своим Проектом, найду их и исправлю ошибку!

Начали оформление на выход и на тебе! —  Порт в субботу не работает как и оффис марины. Настояли нас оформить и взять деньги за стоянку, что одна дежурная в оффисе марины и сделала, предупредив, что если мы будем остановлены где пограничниками это не их (марины) ответственности дело а наше с властями (!). Мы согласились, расплатились, заправились и поехали на выход из порта даже никого не запросив разрешения. Как пришли без оформления властей, которых за три дня так и не дождались, так и ушли! —  Добро пожаловать в Африку! Ага, зато Женя с Саней на получение визы потратили времени и денег достаточно!

В 14.30 начали выход из порта. В 15.30 легли на КК 201  к  200-метровой  изобате, по которой рекомендовано ехать. До East London 220-230 миль, пока целим туда,  но расчитываем проскочить как можно дальше по побережью ибо впереди, если верить прогнозу три-пять дней благоприятной для нас погоды. Пропустит нас мысок Добренькой Надеждочки или нет?

Лишь миль через тридцать нас подхватило долгожданное течение Agulhas и мы побежали под всеми парусами и двигателем, выжимая максимальную скорость в 8-9 узлов. Идем по 200 метровой изобате, как и рекомендовано во всех атласах, лоциях, пособиях. То, с чем нам уже пришлось встретиться поубавило у меня прежнего пыла идти от Мадагаскара большой водой напрямик  на  южную оконечность Африки. Услышанное же и увиденное в Дурбане подтвердило правильность сделанного нами выбора в пользу захода, ибо даже в марине расположенной глубоко внутри в  акватории порта последние два дня после захода пальмы знулись к земле от встречного юго-западного. Что же творилось в море, - представить легко тем, кто там бывал  в этих районах. Кто же не бывал, - остается поверить на слово нам и старожилам Дурбана.


День сорок седьмой:  25 апреля 2010 г. (воскресенье)
Индийский океан, побережье ЮАР,  ш: 31.57.7 S. д: 29.22.4 Е.
За сутки прошли:  156 миль.

Ночь прошла относительно спокойно. Легкий встречный ветер, зыбь в 2-3 метра, видимо еще оставшаяся после последнего шторма.  Много судов идущих с нами попутным курсом к мысу или уже  идущих  от него. Все идут как и мы рекомендованной дорогой по 200 метровой изобате. Стало быть, даже большим собратьям не по зубам южная часть Индийского океана, что ближе к мысу Доброй Надежды. Часов в 6 утра разбудил меня Саня,  - Встречное судно, пеленг не меняется, идет быстро... ОК, я оценил ситуацию и подвернул вправо 10 уступая дорогу огромному контейнеровозу и запросил его, АИС индетифицировал его как «Mike”. Вахтенный помощник оказался русскоговорящим и мы немного поболтали.  Им здорово досталось в последний шторм как раз на самом мысу но он подтвердил хороший прогноз до пятницы, 30 апреля для нас. Что ж, будем надеяться что Надежда будет для нас Доброй!

Весь день летим на попутном от NE 10-15 узлов. Солнце... попутный и наша скорость под двигателем, парусом и с течением более 10 узлов. Под вечер поймал тунчика совсем маленького, извинился перед ним и тут же филировал, замариновал и тунчик был нами проглочен! Соскучились мы по свеженькой рыбке...  И все это для нас? Не много-ли?  Совсем рядом с мысом Доброй Надежды! Может у нас и вправду Лубовь, Океан? Или...

В 21.30 прошли траверз пр.б. East London. Легли на КК 235 градусов на Port Elizabeth,  до которого 170 миль. Вторую ночь еду на вахте в тельнике и куртке, холодно и сыро, но пока еще в шортах. Что, неужели и их прийдется менять на штормовые штаны?

Порой приходит зыбь с океана метра 3-4... А что же здесь творится во время штормов? Нет, не хотелось бы мне это видеть!


Ночью, на моей вахте, во время обычной процедуры уборки генуи (закрутки ее на форштаг) топенант закрутки каким-то неведомым образом попал под барабан и заблокировал всю систему закрутки. Про#бавшись час-другой я все же освободил барабан порезав весь топенант там, где он  именно мешал. Кое как убрали геную и то не полностью ибо длинны топенанта уже почему-то не хватило. С рассветом завел новый конец, опробовал и... поблагодарил всех, кто мне помогал в этом, а то уже подумывали заходить в Port Elizabeth для решения этой проблемы. Все хорошо, - что хорошо кончается!

Целый день идем на легких попутных ветрах северных направлений под двигателем и генуей. Средняя скорость 7-8 узлов, видимо течение здесь слабее ближе к берегу. Стараемся резать углы и идти кратчайшим путем все же не приближаясь к беоегу более чем на 3-4 мили.

В 16.00 прошли траверз пр.б. Port Elizabeth, неплохо... Немногим более чем за двое суток мы прошли примерно половину пути вокруг южной оконечности Африки. Впереди еще миль 400-450 самых сложных на мой взгляд.  Пропустит он нас или нет?

В 21.00 прошли траверз пр.б. мыса Св.Франциска (Cape St.Francis) и Seal Point и легли на КК 261 градус на мыс Agulhas, условно разделяющий по меридиану Индийский с Атлантическим океаны. До него 250 миль, осталось стало быть последних 250 миль Индийского и мы войдем во владения Атлантики.

К 24 часам ветер от западных направлений (W) усилился до 10-15 узлов. Начало разгонять волну. Идем под двигателем кратчайшим на мыс Агулхас не тратя время на ерзание под парусом. К пятнице здесь обещают серьезное усиление, посему делаем все, чтобы убраться отсюда побыстрее. Атмосферное давление однако чуть растет. На ночной вахте уже третий день еду в куртке, кепке и тельнике ибо холодно и сыро. Ребята внимательны, серьезны и очень педантичны к выполнению своих обязанностей, что это? — Уважение к мысу, опыт или они НАКОНЕЦ меня услышали и поверили в серьезность  происходящего?


День пятидесятый:  28 апреля 2010 г. (среда)
Индийский океан, побережье ЮАР,  ш: 34.47.9 S. д: 20.37.2 Е.
За сутки прошли:  143 мили.

Полнолуние! С Луной светло аж до горизонта. С приближением к мысу Agulhas становится прохладнее и погода явно портится при том, что атмосферное давление немного выросло за прошедшие сутки. Прибавилось облачности, дождит без усиления ветра. Утром ветер отошел на  SW и усилился до 10 — 12 узлов. Мы наконец поставили геную и... увидели новый разрыв рядом с местом последнего ремонта. Странно, как его не заметил парусный мастер? Стараемся не перегружать ни лодку ни парус ибо у меня сомнения по поводу набивки форштага и ахтерштага. Идем под двигателем и генуей 8 узлов. До мыса Agulhas осталось 39 миль и мы должны к нему подойти еще засветло, если все будет ОК.

В 15.45 прошли траверз пр.б. мыса Agulhas, это самая южная оконечность Африки, условно разделяющая по 20-ти градусному меридиану Индийский и Атлантический океаны. Вышли в Атлантику, попрощавшись с Индийским. Начали подворачивать к мысу Доброй Надежды на КК 280 — 290 градусов, до которого 90 миль. До Кейптауна же 120 миль. Ветер от SW усилился до 25 узлов и начал отходить, как и предупреждали с проходящих судов.
Взяли рифы на генуе и уменьшили обороты, пытаясь уменьшить нашу скорость, чтобы не прийти затемно но лодка продолжает лететь с одной третью генуи 8-10 узлов. Потом вообще выключили двигатель но скорость от этого не уменьшилась ибо ветер еще отошел на SSW и усилился зо 35, порывами до 40 узлов.

Всю ночь летели в галфвинд, бакштаг со скоростью 9 — 10 узлов со страшной бортовой качкой по разогнанной ветром волне в 3 — 5 метров. Я умудрился дважды (!) упасть с койки, сорвав штормовку и сломав ребро и разбив ногу об открытый ящик рундука. Значит мысик Добренькой Надеждочки решил таки показать КТО здесь хозяин! Да мы и не сомневались, право...


29 апреля в 01.00  открылся маяк Cape Point, что на самой оконечности мыса Доброй Надежды. Привет мысик, вот мы и встретились! Спасибо тебе, что пропустил нас с идеальными условиями для прохода тобой! Очень надеюсь, что когда я поеду свой Проект и буду к тебе близок,  и в прямом и в переносном смыслах,  ты меня узнаешь и так же пропустишь без особенных для меня проблем, ОК,  договорились? А то, что ребро сломал и ногу разбил, так помнить о тебе буду с большим уважением, только и всего!

Идем под 1/3  генуи 8 — 10 узлов... 35 — 40 узлов  хоть и в жопу все одно — весело! В 03.00 прошли  траверз пр.б. Cape of Good Hope – Мыса Доброй Надежды! Дело сделано! Познакомились! Осталось доехать до Кейптауна и выпить по этому поводу, хорошо выпить! А пока 40 узлов попутного юго-западного ветра, сыро очень, холодно и тревожно. Вспоминается почему-то вся моя Жизнь...  Полно пароходов, открылась прямо по курсу буровая вышка как Рождественская елка.  АИС опознал пароход с названием St.Marfa. Я крикнул их пару раз на английском — тишина... Третий раз я просто заорал в эфир: - Эй, вы там на Марфе, говорить будем али нет? И лишь после этого ребята вышли на связь. Либерийский флаг, Одесса, транспорт, идут в Либерию под загрузку. Прогноз: будет дуть тот же SW 30-40 узлов еще пару дней. ОК, ребята, спасибо, удачи Вам, приятно поболтать с русскими возле мыса Доброй Надежды. Они подвернули от буровой вышки и прошли от меня справа по борту буквально в полумиле, засранцы. Я тоже не мог взять влево из-за встречного и вышки. Тесно, ой как тесно иногда бывает на просторах океанов!

...В 11.30 ошвартовались в Elliot Basin Marina, Cape Town. Привет, привет Кейптаун! Вот мы и свиделись! Через часик подъехал и Питер Джейкоб, агент по ремонту лодки. Поехали мы по властям, которые не ходят по лодкам а работают в оффисе и к ним надо самому откланиваться. Африка, понимаешь! За меня, как за приехавшего без визы надо залог в 10000 местных тугриков — рэндов. Ага, ну это не моя головная боль а агента, пусть он все и решает!

...Месяц в Кейптауне, Евгений тут же уехал по неотложным, накопившимся делам в Москву.  Записывать его номер сертификата и компанию, продавшую ему корочку я не стал. Иногда, Жизнь корчит и не такие гримассы,  когда ты просто вынужден  кидаться во всякого рода авантюры дабы просто прокормить семью, сам там бывал, ЗНАЮ! А мужик он и вправду замечательный! Но другой  уже мимо меня не проскочит, обещаю!

Лодка была поднята на берег для быстрого ремонта и проверки да там и осталась, — открылись повреждения, которые лучше сразу устранить, тем более что за это платит страховая. Когда лодка будет готова к перегону во Флориду,  не знает наверное  и господь Бог, зная темпы работ в ЮАРе...  Впечатлений о Южной Африке — море, даже в тюрьме успел посидеть денек из-за глупого, непозволительного поведения агента с властями. Но это уже иная история, береговая.


Сергей Морозов,

июнь 2010, Канада


Рецензии