Соседка

  -Наконец-то! (долгое рукопожатие). А ты опять резко похудел. Как ты это делаешь? Ничего не случилось?
  - Да в общем нет,или, скажем так, со мной ничего не случилось.
  - Почему смеемся? Сядь, отдышись.
  - Убедился: твоя секретарша косолапая.
  - Врешь! Ножки у нас вполне.
  - Я сейчас вошел, поздоровался и взялся за очки, будто хочу их снять, а она - заметь - сразу встала и пошла мне навстречу.
  - Да что "заметь", все знают, влюблена в тебя.
  - Значит, я так ме-едленно снимаю очки, что-то говорю, а сам смотрю, как она ставит ноги. Ну, чистый медвеженок! Неужели ты не замечал?
  - В этих делах ты, конечно, знаток и такой гад, что самое разумное - тебе не отвечать. Давай лучше за встречу и за нас. (Разливает коньяк по рюмкам, они чокаются и пьют). Так чего так резко похудел?
  - По-русски это называется "осунулся". А ты прекрасно смотришься: загар, и вообще весь лоснишься. Не пора, как Поликрату, перстень бросить в море? Вы там все время на одном месте были или мотались?
   - И то, и другое. Какой там Поликратов перстень... Уж кому резко худеть, так это мне. Не представляешь, работы с каждым днем больше наваливают. Боюсь, скоро начну снижать качество, и меня отсюда погонят.
   - Тогда налей сразу по второй, чтоб подольше не погнали.(Пьют).
   - Принес что-нибудь?
   - Нет. Без тебя, без этих четвергов наших, я сильно размагнитился. Не работаю,хотя знаю, деньги кончаются, уже боюсь в стол заглядывать.
   - Да ладно, это поправимо. Но чтоб через неделю у меня в руках был твой текст. Рассказывай.
   - Ну, одна история меня сильно ушибла, хотя лично вроде и не касалась.
   - Рассказывай, уж если попался. Слушаю.
   - Утром, часов в 9, звонок в дверь. А когда я ложусь, ты знаешь.Но звонят и звонят, пришлось встать. Милиция. Парень вежливый, извиняется. Говорит, одна бабушка упала из окна, а мы не знаем, из какой квартиры. Посмотрите с балкона, может вы ее узнаете. Вышли мы на балкон, и тут я его обманул: не стал вниз смотреть, глянул в сторону, сказал, что, к сожалению, не могу помочь, почти никого из соседей не знаю. Так вот представь себе, эту бабушку я знал. И она не выпала из окна или, там, с балкона,- она выбросилась. Но узнал это я только вечером, когда возвращался домой. Возле подъезда на скамейке мужики пьют и на меня смотрят: "Не хотите свою соседку помянуть?" Ну, я с ними и остался поминать. И с тех пор живу под этим впечатлением.
  - Страшное дело, конечно, но бывает. А причина, или что ее подтолкнуло?
  - Оказавается, она пила. Всегда пила, но по-тихому. Муж давно умер, сыновья -у нее двое взрослых сыновей- пытались этому делу препятствовать, но она пила. И вот сколько времени прошло, мысли об этой соседке меня не отпускают. Когда я только въехал в эту квартиру, как-то увидел: женщина моет пол в холле. Я поздоровался,узнал, что она рядом живет, через стенку, а моет "просто так". Ну, я сказал: "Мойте иногда и за меня" и дал ей три сотни. И вот пять лет только такие встречи днем: я ухожу, она моет полы. Время от времени я ей давал немного денег. Однажды подвез ее до метро, узнал, что всю жизнь работала дворником,сейчас на пенсии. Вот и все. Маленького роста,глаза добрые, темные, не выцветше, как иногда у стариков. И была в ней какая-то человечность, отзывчивость, это чувствовалось. И это все, что знаю о ней.
   Ты спросишь, в чем проблема?
 - Да, какая тут проблема? Алкоголичка хроническая, так? Конец ужасный, но не такой уж неожиданный.
  - Не могу ответить разумно. Но ты постарайся меня понять. Понимаешь,эта Мария - ее звали Мария - была всему чужда в нашей жизни. Под новым для меня углом зрения я стал смотреть телевизор, читать газеты, слушать радио - я старался найти этой женщине место в  сегодняшней жизни. И не нашел ни щелочки.
  - Какое место ты можешь найти хроническому алкоголику? Она сама определила свою судьбу.
  - Что ты заладил: хроник, алкоголик? А мы с тобой кто? Еще не хроники?
  - Нет, и никогда ими не будем. Вообще, очнись-ка ты, не погружайся.
  - Да, я именно погрузился. Она была хороший человек, и никому, пойми, никому, не была нужна. И так тихо, никого не напрягая, ушла. А меня заполонила какая-то тупая боль, сознание безисходности, тупика для таких людей.
  - Которые пьют.
  - Ты сужаешь вопрос, сводишь все к штампованному ответу. Не защищаю я пьянства, бог с тобой. (Кстати, ты перестал наливать? Не сомневайся, у меня в сумке есть еще бутылка).
Но ведь эта Мария не всегда пила, верно? Просто  такие, как она, - некультурнех, с ограниченным кругом интересов - после того, как они свое отработают, делаются никому не нужны. Им не остается ни малейшего места в нашей жизни.
  - Думаешь, в той же Америке подобных самоубийств нет? Уверен, есть.
  - Наверное, и в Америке, и где угодно. А уж у нас по регионам - не сомневаюсь... У меня в сознании крутятся, не находят себе места такие слова: равнодушие, бесчеловечность, милосердие. Как в калейдоскопе: встряхнешь и - пожалуйста,- те же элементы, но уже в другом порядке. Еще одно уточнение - не буду врать, что испыпываю какую-то сверхжалость к ней, этого нет. Но вот - изнываю от какой-то тупой, безвыходной боли.
  - Тут впору вспомнить старика Джона Донна: "Не спрашивай, по ком звонит колокол. он звонит по тебе".
  - Да, верно. Понимаешь,я все время держал в голове, что она пролетела ночью мимо 10 этажей, а сам смотрел, слушал, думал. И сквозь все программы и рекламы стал различать какую-то огромную силу, совершенно неодолимую. Которая вообще не замечает маленького человека и готова его раздавить, как мошку.
  -"Маленький человек" - понятие из позапрошлого века.
  - Ну, в свое время они хорошо сформулировали, вполне годится и в сегодняшней жизни.
  - По большому счету я с тобой согласен. Конечно, есть такая сила, нельзя отрицать. Хотя выбросилась Мария потому, что пила, потому и не нашла места в жизни. Это водочка.
  - Водочка. Но хроником она стала из-за чего? Ответ: таким, как она, у нас нет места на самой скромной, самой последней странице жизни. А это неправильно,этого не должно быть...
  - Давай вот что сделаем: сейчас, не чокаясь, выпьем за твою соседку, эту просто Марию. И пойдем пройдемся, вечер, кажется, хороший. Ты хоть понимаешь: все, что ты тут наговорил, - отличный материал. Этакая боевая высотка, с которой далеко простреливается по нескольким направлениям. Обговорим, кто какую часть на себя возьмет. Кстати, вот и деньги.
(Пьют). Но ты, конечно, фрукт. Пришел с таким грузом в душе, а начал "секретарша косолапит".
  - А-а,это мелочи жизни... Господи, как же я рад, что ты здесь, что сегодня четверг!


   


Рецензии