Учительница первая моя

       Мне не повезло с первой учительницей. Я её абсолютно не помню – ни имени, ни облика. Это от того, что в то время я серьезно болела и эта болезнь оставила только разрозненные картинки о первых школьных годах. Воспоминания о начале учебы связаны у меня с огромным желанием идти в первый класс и полной невозможностью это сделать. В общем, одна грусть.
       Помню, что на линейке 1 сентября все первоклашки стоят с цветами, улыбаются, а я сижу у папы на плечах. Но мне невесело, так, как бывало на первомайские демонстрации, когда сидеть на плечах и держать в руке воздушный шарик – это такое счастье. А на плечах у папы – потому что не могу стоять. Больна...
Ещё помню ручку с намотанным лейкопластырем или изолентой. Для толщины. Потому что тонкую руки отказывались держать...

       Первой учительницей для меня была мама. Читать она научила меня еще в пять лет, а первый класс для меня запомнился покорением тетрадки «Пропись №1». Рука отказывалась повторять контур букв, которые казались слишком витиеватыми, но моё упорство и мамина настойчивость сделали своё дело. Вторая пропись, несмотря на более сложные слова и их написание, была уже не так страшна.

       Когда мой сын должен был идти в школу, ко мне опять подступила та самая грусть-тревога. Кто она – первая учительница? Будет ли она у сына? Та, которая запомнится на всю жизнь, которая научит всем первым премудростям, научит легко и просто, без упреков и окриков. С которой он совершит свои первые открытия, познает радость побед и достижений, горечь неудач.

       Своим детям хочется дать самое лучшее. Вот и я стала думать о хорошей школе. Лицей? Гимназия? Или, может, всё же обычная, под боком, которую сама закончила? Хочется-то самого-самого.
Решила сходить в свою родную школу, тем более учителя, которые меня учили, еще работают, если что – подскажут. И подсказали, и посоветовали, и встретилась. С той самой первой учительницей.

       Когда я первый раз её увидела, у меня было ощущение, что я знаю её давным-давно. Зовут её... Впрочем, имя здесь не важно, вдруг когда-нибудь прочтет, засмущается.
Трудно быть первой. И она это понимает. Это такая ответственность. Может, от этого она старается подать пример, быть правильной.
       Когда я смотрю в её глаза, я вижу в них мир. Наш привычный мир не просто отражается в них, он преломляется и возвращается светлым, тем самым, который бывает только в сказках, о котором мечтаешь и хочешь в нем жить. И всё в её мире правильно, но это не та скучная и шаблонная правильность. Поступать по совести – да, помогать ближним и отдавать себя детям – да, не думать о богатстве и желании накопить капитал – да. И главное – бескорыстие там, в её правильном мире, органично, не вызывает ни у кого ухмылок и раздражения. И правильность эта живет в ней как черта характера, с которой, наверное, она родилась. 
       И вот тот самый образ первой учительницы, который, несмотря на отсутствие воспоминаний о реальном человеке, жил во мне, воплотился в ней.
 
       Встреча с первой учительницей состоялась в зимние каникулы, к которым я и приурочила свой поход в школу. Решила, что спокойно пройти по кабинетам, разыскать знакомых учителей лучше, чем пробираться сквозь толпы бегущих и орущих учеников.
Встретившись с ней глазами и еще не осознав, где же их видела, я уже в тот момент поняла, что она – та самая первая учительница. И не надо никуда больше идти, думать о престижных школах. Школа – это учитель.

       Думаю, нет смысла писать, что уроки её интересны и познавательны, что дети её просто обожают, что она не мыслит себя без них и своей работы, несмотря на то, что она отнимает много времени и сил.
       У неё есть удивительная черта – она никогда и никуда не опаздывает. Для меня это поразительно, потому что я вечно всё не успеваю и доделываю в последний момент. Я постепенно перенимаю эту черту и стараюсь не опаздывать, особенно если встречаюсь с ней.
Моё неравнодушное отношение к этому человеку нельзя объяснить простыми словами. Впрочем, сложными тоже. Любовь? Восторженность? Очарование? Неравнодушие? Пожалуй, последние два слова подходят больше всего.

       Любовь к незнакомому человеку, учительнице, практически ровеснице – звучит странно и не понятно. Это не понятно и мне, и окружающим. Это слово, настолько ёмкое и неоднозначное само по себе, в обыденном сознании сужается до примитивности. Восторженность кажется мне чувством кратковременным, проходящим. Нельзя быть в этом состоянии долго, восторг на то и восторг, что отражает всплеск чувств и эмоций.
А вот очарование здесь подходит больше всего. Очарование – это нечто плавное и тихое, которое легким облаком присутствует рядом. В нём растворены и любовь, и восторг, и преданность. Его тихий свет помогает жить и оставаться неравнодушным к людям.
       Бывает, облако очарования превращается в туман, тогда оно сгущается, темнеет, уплотняется, отчего дышать становится труднее. От всего этого очарование застывает и переходит в поклонение. Но это уже нечто другое, важно не поддаваться этим превращениям, сумев сохранить в себе ощущение света и легкости – очарования.

       Само это слово связано с чарами, очами-глазами. Не зря, если мы очарованы человеком, то первое, что нам представляется в нём – это его глаза.
А глаза у неё замечательные. Замечаются сразу. Один раз увидев их, не забудешь никогда. Помимо той самой правильности, которая берёт начало в её глазах, в них отражается весь мир. Голубые, словно озеро, они разрешают нырнуть в них до самой глубины. Открытость её взгляда, искорки и теплота глаз притягивают и очаровывают, будто и вправду обладают неким волшебством-магнетизмом.
       Эти глаза напоминают мне мамины. Похожий лучистый взгляд, озорные искорки, которые могу освещать всё вокруг, вселяя уверенность и надежность, или заводить и будоражить, заставляя совершать подвиги. Этот родной взгляд в незнакомом человеке действует на меня завораживающе. И человек, как и взгляд, превращается в дорогого и родного.

       Она, конечно же, видит мое неоднозначное к ней отношение и, наверное, не понимает причины этого. Да еще профессия учителя накладывает определенные ограничения. В этом плане учителя так сильно испытывают давление со стороны норм и правил, что в дилемме «хочу-надо», почти всегда побеждает второе, отправляя чувства и желания на задний план. Поэтому, как бы я ни старалась сблизиться с ней, «учитель» незримо стоит между нами, и именно здесь ее правильность играет со мной злую шутку.

       Недавно сын сказал, что мы похожи. Не помню точно, как он произнес: я похожа на неё или она на меня. Но эта похожесть, присутствующая пусть только в глазах моего сына, для меня так важна и отрадна.
       Наша первая учительница... Она стала первой и для сына, и для меня. Неоспоримо первая, конечно же, мама. Именно она учила меня первым премудростям, делала это просто и терпеливо, без упреков и окриков. Но учительница сына тоже стала первой, кто является для меня Учителем с большой буквы, первой, чья правильность притягивает, первой, в ком я вижу родное и близкое, схожее со мной не только и не столько внешне, сколько не проговариваемо и едва осязаемо.
       И я благодарна судьбе, которая свела меня с ней, благодарна подаренному мне свыше очарованию и её глазам, которые излучают свет и теплоту, помогая жить в этом мире.

          Неравнодушия сила, любовь или очарованье...
          Как разгадать эту суть и суметь подобрать мне слова?
          Эта непознанность требует сил, состраданья.
          Где же их взять? Их хватает едва-едва.

          Дом и работа, забота о близких – по кругу...
          То суета, то тоска ... и терпенья итог.
          Не разорвать этот круг, не сойти с колеи нам, покуда
          Нет ни желанья, ни сил, ... не пришел еще срок.

          Как хорошо, что есть вера, а с ней - всё возможно.
          Можем, хотим, постигаем таинства суть.
          Я улыбаюсь... Ты улыбаешься тоже.
          Мы отгадаем загадку... Мы верим... В путь...


Рецензии
Машенька, спасибо вам огромное за ваше умение с таким теплом и светом выразить свои эмоции словом, за то, что помните... Есть ли что сильнее нашей памяти?
Замечательный рассказ со светлой ностальгической ноткой.
Благодаря этим строкам мне тоже вспомнилась моя первая учительница Барышникова Капитолина Александровна. К сожалению, ее уже нет с нами, но память о ней жива, явственна и дорога.
Кланяюсь.

Ольга Колпакова   13.09.2011 23:31     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо вам за неравнодушие!
Вы столько теплых слов написали...

Мария Полтавская   05.11.2011 01:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.