О старинном натюрморте. Капли 3

     В собрании Государственного Эрмитажа хранится большой «Натюрморт с фруктами» Балтазара ван дер Аста. Это произведение демонстрирует несколько ярких особенностей творчества мастера. В большой, сложной композиции представлена россыпь фруктов, букет с цветами, экзотические раковины, насекомые, попугаи, а также столовая утварь: опрокинутая корзинка с расписным донышком, расписная ваза. Любование множеством предметов, составляющих композицию, сочетающееся с пристальным вниманием к особенностям каждого, даже самого маленького «персонажа» натюрморта, превращает этот сияющий открытыми красками мир картины в подобие кунсткамеры. Художник как будто портретирует и неправильной формы яблоко с пятнышками порчи, и каждый виноградный лист, вознесенный над россыпью фруктов, не говоря уже о попугаях и крупных стрекозах, заметно оживляющих композицию. Каждая мельчайшая деталь и ее неповторимые особенности достойны быть запечатленными в большом натюрморте. Особое внимание уделено здесь и изображению капель воды. Как часто бывает у мастеров раннего натюрморта, самоценные детали словно застывают в вечности и приобретают новое качество, позволяющее сравнить капли воды с хрусталем, а сияющие виноградины и кисточки смородины, как и ветку ярко-красных вишен, с драгоценными камнями.
     У мастеров раннего натюрморта, можно сказать, сложились своеобразные отношения со временем. С одной стороны, многие художники стремились запечатлеть ситуацию изменения во времени, мгновенное состояние предмета, – например, падающего плода или сосуда. Вместе с тем, особенности ранней манеры живописи не позволяли добиться убедительного успеха. Падающий предмет, скорее, застывал в воздухе, чем свидетельствовал о реальной возможности передать кистью стремительное движение. Б. ван дер Аст в натюрморте из Эрмитажа демонстрирует, похоже, предельное стремление к передаче динамики предмета в раннем натюрморте.  Корзина изображена опрокинувшейся на бок, фрукты – рассыпавшимися, один из них падает со стола на глазах у зрителя. Однако мастер показал нам не движение, а остановку мгновения во времени. Под кистью мастеров раннего натюрморта оно застывает. Позднее, в середине XVII в.,  наблюдается обратное – у некоторых живописцев в натюрмортах преобладает движение, но не предмет…


Рецензии