Стажёр

Я поднимаюсь в кабину пассажирского электровоза в сопровождении опытнейшего наставника машиниста 1 класса Дмитрия Антоновича Бабкина и его помощника Виктора Клевцова. Сегодня — моя первая поездка в качестве стажёра.
—Ты пока ничего самостоятельно не делай, - предупреждает Дмитрий Антонович. - Внимательно наблюдай за действиями помощника и запоминай!
Я с волнением занимаю место на откидном сидении. Поворотом тумблера Клевцов поднимает пантографы, запускает агрегаты. Я пытаюсь запомнить последовательность действий. Вместе с помощником спускаюсь на землю, осматриваю ходовую часть...
Осмотр закончен, машинист докладывает дежурному по станции о готовности локомотива к рейсу. Мы подъезжаем к составу. Нас ждёт почтово-багажный поезд
№ 933 «Свердловск — Ленинград». Нам предстоит преодолеть 250 километров до оборотного депо. По расписанию время в пути — 6 часов. На выходном светофоре зажигается зелёный свет, Бабкин подаёт сигнал отправления — один длинный гудок, и тяжёлая машина трогается с места. Мы едем! Я впервые смотрю на путь из кабины электровоза! Это классно! Это здорово!! Это супер!!!
Мелькают стрелки и светофоры, платформы и полустанки. Я не успеваю следить за дорогой. Заметив растерянность в моих глазах, Дмитрий Антонович улыбается:
—Ничего страшного. Со временем привыкнешь к скорости и будешь замечать даже каждый болт в шпалах.
...Из той первой поездки я вернулся через сутки. Долго рассказывал родителям о том, что видел, слышал, узнал. Отец по одному моему взгляду понял, что из меня получится железнодорожник.
—Железка — твоя стихия, - сказал он. - Ты правильно выбрал свой путь!
Поездная практика продолжалась до выпускных экзаменов. Чуть раньше, пройдя аттестацию в стенах локомотивного депо, я поехал самостоятельно в качестве действующего помощника машиниста. Это был фирменный поезд «Урал» сообщением «Свердловск — Москва». Дни полетели незаметно, составы менялись с космической скоростью. Я стал полноправным членом локомотивной бригады и под руководством Дмитрия Антоновича Бабкина постигал тонкости работы машиниста.

Однажды ранним утром мы возвращались в Киров с местным поездом. Остановились на небольшой станции. Я, как положено, осмотрел электровоз, поднялся в кабину. Бабкин пригласил меня занять место машиниста.
—Я не смогу вести поезд, - мой испуг был встречен легкой ухмылкой.
—Почему? - спросил машинист.
—Страшно.
—Волков бояться — в лес не ходить! Садись и руководи движением!
Такого сюрприза я никак не ожидал. Ведь я ещё пока числился учащимся ПТУ. Я дотронулся до крана машиниста, до контроллера. Отпустил тормоза, набрал первую позицию, вторую, третью... Появилась некая уверенность в своих способностях. А Дмитрий Антонович спокойно стоял за моей спиной. Я оглянулся. Он молча кивнул головой.
—Держись, Юрка! - сказал я себе. - На тебя смотрит весь мир!
Перегон за перегоном, станция за станцией. Я довёл пассажирский поезд до Кирова без нарушений.
В училище я узнал, что из всех моих однокурсников только мне доверили управлять локомотивом самостоятельно. Я понимал, какую ответственность брал на себя наставник, передав управление пассажирским поездом практиканту. Дмитрий Антонович рисковал. Но риск был полностью оправдан.

...Июль 1976 года. Успешно сданы последние экзамены. Железнодорожное училище осталось позади. В сейф отдела кадров локомотивного депо Киров легла моя новенькая трудовая книжка. Началась новая жизнь, о которой я так давно мечтал! Началась моя профессия, к которой я так долго стремился! Машинист электровоза — это звучит достойно!
Ночь. Маленькая станция в тайге. По главному пути мчится скорый поезд. Мой поезд. «Зелёной улицы» тебе, зелёный состав!


Рецензии
Представляю вашу радость и гордость после этой первой поездки! Такое не забывается... Романтичный рассказ, и романтичные 70-е. Советское время - доброе время!

Юлия Исаева 3   03.10.2022 12:24     Заявить о нарушении
Да, первая поездка оставила массу радостных впечатлений! Я до сих пор помню тот рейс, а ведь прошло уже без малого 50 лет! Такое не забывается!

Юрий Вшивцев   05.10.2022 21:15   Заявить о нарушении
Юрий, и как я понимаю, после окончания училища вы пошли в армию. На целых два года. Конечно, для советского парня служить в армии - это была честь. Но ведь мечту о поездах пришлось отложить на целых два года. А вам не грустно было расставаться с мечтой? Вы в армии скучали по поездам? Хотелось скорее вернуться к ним?

Юлия Исаева 3   06.10.2022 21:12   Заявить о нарушении
Конечно, скучал. После службы в армии нам, дембелям, разрешалось в те годы отдыхать до трёх месяцев, я даже месяца не выдержал - вернулся на железную дорогу...

Юрий Вшивцев   08.10.2022 21:30   Заявить о нарушении