Венская декларация
и привела к огромным медицинским и социальным проблемам.
Необходима полная переориентация политики.
…В ответ на социальные и медицинские проблемы, связанные с незаконными наркотиками, под эгидой Организации Объединенных Наций был разработан международный режим запрета в отношении наркотиков1.Десятилетия исследований позволили провести всестороннюю оценку воздействия глобальной «войны с наркотиками». Сегодня, когда тысячи людей собрались в Вене на XVIII Международной конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа, научное сообщество призывает к признанию неэффективности и опасных последствий запретительной наркополитики, а также к ее немедленному реформированию, с целью устранения барьеров к эффективным профилактике, лечению и уходу в связи с ВИЧ.
На сегодняшний день получены неоспоримые доказательства того, что полицейский подход не способствовал сокращению распространенности наркотиков там, где на них есть спрос2, 3. Последние несколько десятилетий, национальные и международные системы мониторинга указывают на снижение цен и повышение чистоты наркотических средств, несмотря на существенные финансовые затраты на антинаркотическую деятельность правоохранительных органов3, 4.
Не существует доказательств того, что более ожесточенная борьба правоохранительных органов приводит к снижению уровня употребления наркотиков5. Данные свидетельствуют об обратном: инъекционное потребление незаконных наркотиков распространяется все в большем числе стран и; все больше затрагивает женщин и детей 6. С ним связан каждый третий случай инфицирования ВИЧ за пределами Африки к югу от Сахары 7, 8. В регионах, где эпидемия ВИЧ распространяется особенно стремительно, таких как Восточная Европа и Центральная Азия, распространенность ВИЧ среди людей, употребляющих наркотики инъекционно, достигает 70%. В некоторых регионах более 80% всех случаев инфицирования ВИЧ выявляются именно в этой группе. 8
В свете огромного массива научных данных, показывающих, что правоохранительные органы не смогли достичь поставленные перед ними цели по борьбе с наркотиками, крайне важно осознавать также отрицательные последствия карательной наркополитики. Среди них: Криминализация людей, употребляющих незаконные наркотики, запрет на предоставление стерильных шприцев и опиоидной заместительной терапии способствуют распространению эпидемии ВИЧ9, 10;
Вспышки ВИЧ среди потребителей наркотиков, которые в силу карательных законов и политик оказались в местах лишения свободы или в закрытых учреждениях, а также отсутствие услуг по профилактике ВИЧ в этих учреждениях11-13;
Репрессивная политика приводит к дискредитации системы здравоохранения, отдалению потребителей наркотиков от профилактических и лечебных служб и загоняет их в среду повышенного риска распространения инфекционных заболеваний (таких как ВИЧ, гепатит С и В, туберкулез) и других вредных последствий14-16;
В ряде стран рекордные показатели лишения свободы привели к кризису систем уголовного правосудия17, 18Это отрицательно сказалось на социальном функционировании целых сообществ. Расовые различия в показателях лишения свободы за преступления, связанные с наркотиками, проявляются во всех частях света, и особенно ярко в США, где каждый день один из девяти афроамериканских мужчин в возрасте от 20 до 34 лет лишается свободы, главным образом в результате действий правоохранительных органов по борьбе с наркотиками19.
Стигма в отношении людей, употребляющих незаконные наркотики, способствует политической популярности криминализации наркопотребителей и подрывает деятельность по профилактике ВИЧ и другие усилия в сфере здравоохранения20, 21.
В целом ряде стран допускаются грубые нарушения прав человека в отношении людей, совершивших правонарушения, связанные с наркотиками. В числе этих нарушений пытки, принудительный труд, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение, а также смертная казнь22, 23.
Огромный черный рынок, оценочный ежегодный оборот которого составляет 320 миллиардов долларов США4, находится вне какого-либо контроля со стороны правительства. Он питает преступность, насилие и коррупцию и дестабилизировал целые страны, таких как Колумбия, Мексика и Афганистан4.
Миллиарды долларов налогоплательщиков, выброшенные на «войну с наркотиками», не только не привели к достижению поставленных целей, но и, способствовали, прямо или косвенно, усугублению всех вышеперечисленных проблем24.
К сожалению, неоспоримые данные о неэффективности запрета в отношении наркотиков, а также о негативных последствиях данной политики зачастую отрицаются теми, кому выгодно сохранение статус-кво25. . Действия этих людей вводят в заблуждение общественность, и стоят несчетного числа человеческих жизней. Правительства и международные организации обязаны, как с этической, так и с юридической точек зрения, реагировать на существующий кризис и искать пути внедрения альтернативных стратегий, основанных на научных данных, эффективно снижающих вредные последствия, связанные с наркотиками, и при этом сами по себе не наносящие дополнительного вреда. Мы, нижеподписавшиеся, призываем правительства и международные организации, включая Организацию Объединенных Наций:
Предпринять пересмотр эффективности действующих наркополитик;
Внедрить и оценить научно-обоснованный подход здравоохранения, направленный на снижение вреда, связанного с употреблением незаконных наркотиков, для потребителей и общества в целом;
Отменить уголовное преследование потребителей наркотиков, расширить доступность научно-обоснованного лечения наркозависимости и упразднить центры принудительного лечения, нарушающие Всеобщую декларацию прав человека26
Безоговорочно поддержать и расширять финансирование для реализации комплекса интервенций в области ВИЧ/СПИДа, описанных в Техническом руководстве ВОЗ, УНП ООН и ЮНЭЙДС по постановке целей27
Значимо вовлекать затронутое сообщество в разработку, мониторинг и реализацию услуг и политик, касающихся их жизней.
Мы также призываем Генерального Секретаря ООН, Пан Ги Муна, принять неотложные меры для того, чтобы система Организаций Объединенных Наций, в том числе Международный комитет по контролю за наркотиками, выразили единогласную поддержку декриминализации наркопотребителей и внедрению научно-обоснованных подходов к контролю за наркотиками28.
Внедрение научно-обоснованных подходов в области наркополитики не приведет к искоренению потребления наркотиков или проблем, проистекающих из инъекционного потребления. Однако переориентация наркополитики на подход, опирающийся на научные данные, а также принципы уважения, защиты и обеспечения прав человека, приведет к снижению вреда, нанесенного действующей политикой, а также позволит перенаправить огромные финансовые ресурсы туда, где они больше всего нужны: а именно на внедрение и оценку научно-обоснованных программ по профилактике, регулированию, лечению и снижению вреда.
Авторский комитет Венской декларацииЭван Вуд, доктор медицины, доктор философии (председатель)
Директор, Исследовательская инициатива здоровья в городах
Доцент, Университет Британской Колумбии
Канада
Фредерик Л. Элтис, доктор медицины
Профессор медицины и руководитель отдела клинических исследований и исследований в сообществах
Школа медицины Йельского университета
США
Деннис Олтман, магистр гуманитарных наук, член Академии общественных наук Австралии
Профессор политики, Университет Ла Троуб
Директор, Институт безопасности человека
Австралия
Джудит Д. Ауэрбах, доктор философии
Вице-президент
Отдел науки и общественной политики
СПИД Фонд Сан-Франциско
Анурита Бэйнс
Старший советник, офис Исполнительного директора
Глобальный Фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией
Швейцария
Жаклин Батарингая, доктор медицины, магистр гуманитарных наук
Старший советник по вопросам политики, Международное общество по СПИДу
Швейцария
Деймон Барретт
Старший аналитик по правам человека, Международная ассоциация снижения вреда
Австралия
Крис Бейрер, доктор медицины
Профессор, факультет эпидемиологии
Блумбергская школа общественного здравоохранения Университета Джона Хопкинса
США
Мария Патриция Каррьери, доктор философии
Исследователь, Национальный институт здоровья и медицинских исследований
Франция
Грант Колфакс, доктор медицины
Директор отдела профилактики и исследований ВИЧ
Управление здравоохранения Сан-Франциско
США
Маркус Дэй, доктор наук
Директор, Карибский институт исследований наркотиков и алкоголя
Сент-Люсия
Дон С. Де Жарле, доктор философии
Профессор эпидемиологии
Директор Международного центра исследований ВИЧ и наркопотребления
США
Франсуаза Жирар
Директор, Программа общественного здравоохранения, Институт Открытое Общество
США
Робин Горна
Исполнительный директор, Международное общество по СПИДу
Швейцария
Карл Л. Харт, доктор философии
Доцент психологии
Факультеты психологии и психиатрии
Колумбийский университет
США
Ральф Юргенс, доктор философии
Консультант по ВИЧ/СПИДу, здравоохранению, политике и правам человека
Канада
Адиба Камарулзаман, доктор медицины
Руководитель отделения инфекционных заболеваний, Медицинский центр Университета Малайя
Малайзия
Мишель Д. Казачкин, доктор медицины
Исполнительный директор, Глобальный Фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией
Швейцария
Томас Керр, доктор философии
Директор, Исследовательская инициатива здоровья в городах
Доцент, Университет Британской Колумбии
Канада
Дэнни Кушлик
Руководитель отдела политики, Фонд «Transform Drug Policy Foundation»
Англия
Рик Лайнз
Заместитель директора, Международная ассоциация снижения вреда
Австралия
Барбара Макгаверн, доктор медицины
Доцент медицины, Школа медицины Университета Тафта
США
Хулио С.Г. Монтанер, доктор медицины, член Королевской коллегии терапевтов и хирургов Канады, член Коллегии торакальных врачей, член Американской коллегии терапевтов, член Королевского общества химии
Профессор, заведующий кафедрой исследований СПИДа и руководитель отдела по СПИДу, Университет Британской Колумбии
Президент, Международное общество по СПИДу
Канада
Дэвид Натт, доктор медицины, член Королевской коллегии врачей, член Королевской коллегии психиатров, член Академии медицинских наук Великобритании
Директор, отделение нейропсихофармакологии, отдел экспериментальной медицины
Госпиталь Хаммерсмит, Имперский колледж Лондона
Англия
Томас Л. Паттерсон, доктор философии
Профессор психиатрии, Калифорнийский университет, Сан-Диего
США
Тим Родес, доктор философии
Профессор и директор, Центр исследований наркотиков и здорового поведения
Лондонская школа гигиены и тропической медицины
Англия
Бригитта Шмид, доктор медицины
Президент Австрийского общества по СПИДу, местный сопредседатель AIDS 2010
Руководитель ВИЧ поликлиники, Больница Отто Вагнера, Вена
Австрия
Стефани Стратди, доктор философии
Профессор, заведующая кафедрой глобального здравоохранения, факультет медицины
Университет Калифорнии, Школа медицины Сан-Диего
США
Шерон Уолмсли, доктор медицины, магистр наук, член Королевской коллегии врачей и хирургов Канады
Профессор, факультет медицины, Университет Торонто, отделение инфекционных заболеваний
Канада
Дэн Верб, магистр наук
Научный ассистент, Британо-колумбийский центр по совершенствованию лучших практик в сфере ВИЧ/СПИДа
Канада
Александр Водак, член Королевской коллегии врачей общей практики Австралии и Океании, член Австралийского общества наркологии, член факультета общественного здравоохранения Австралии и Океании, бакалавр медицины и хирургии
Директор, служба алкоголизма и наркомании, больница Св. Винсента
Австралия
Подписал Венскую Декларацию в качестве главного редактора газеты "Мир без наркотиков (Трезвый Петроград)" и координатора духовного антинаркотического трезвенного движения России
REFERENCES
1. William B McAllister. Drug diplomacy in the twentieth century: an international history. Routledge, New York, 2000.
2. Reuter P. Ten years after the United Nations General Assembly Special Session (UNGASS): assessing drug problems, policies and reform proposals. Addiction 2009;104:510-7.
3. United States Office of National Drug Control Policy. The Price and Purity of Illicit Drugs: 1981 through the Second Quarter of 2003. Executive Office of the President; Washington, DC, 2004.
4. World Drug Report 2005. Vienna: United Nations Office on Drugs and Crime; 2005.
5. Degenhardt L, Chiu W-T, Sampson N, et al. Toward a global view of alcohol, tobacco, cannabis, and cocaine use: Findings from the WHO World Mental Health Surveys. PLOS Medicine 2008;5:1053-67.
6. Mathers BM, Degenhardt L, Phillips B, et al. Global epidemiology of injecting drug use and HIV among people who inject drugs: A systematic review. Lancet 2008;372:1733-45.
7. Wolfe D, Malinowska-Sempruch K. Illicit drug policies and the global HIV epidemic: Effects of UN and national government approaches. New York: Open Society Institute; 2004.
8. 2008 Report on the global AIDS epidemic. The Joint United Nations Programme on HIV/AIDS; Geneva, 2008.
9. Lurie P, Drucker E. An opportunity lost: HIV infections associated with lack of a national needle-exchange programme in the USA. Lancet 1997;349:604.
10. Rhodes T, Lowndes C, Judd A, et al. Explosive spread and high prevalence of HIV infection among injecting drug users in Togliatti City, Russia. AIDS 2002;16:F25.
11. Taylor A, Goldberg D, Emslie J, et al. Outbreak of HIV infection in a Scottish prison. British Medical Journal 1995;310:289.
12. Sarang A, Rhodes T, Platt L, et al. Drug injecting and syringe use in the HIV risk environment of Russian penitentiary institutions: qualitative study. Addiction 2006;101:1787.
13. Jurgens R, Ball A, Verster A. Interventions to reduce HIV transmission related to injecting drug use in prison. Lancet Infectious Disease 2009;9:57-66.
14. Davis C, Burris S, Metzger D, Becher J, Lynch K. Effects of an intensive street-level police intervention on syringe exchange program utilization: Philadelphia, Pennsylvania. American Journal of Public Health 2005;95:233.
15. Bluthenthal RN, Kral AH, Lorvick J, Watters JK. Impact of law enforcement on syringe exchange programs: A look at Oakland and San Francisco. Medical Anthropology 1997;18:61.
16. Rhodes T, Mikhailova L, Sarang A, et al. Situational factors influencing drug injecting, risk reduction and syringe exchange in Togliatti City, Russian Federation: a qualitative study of micro risk environment. Social Science & Medicine 2003;57:39.
17. Fellner J, Vinck P. Targeting blacks: Drug law enforcement and race in the United States. New York: Human Rights Watch; 2008.
18. Drucker E. Population impact under New York's Rockefeller drug laws: An analysis of life years lost. Journal of Urban Health 2002;79:434-44.
19. Warren J, Gelb A, Horowitz J, Riordan J. One in 100: Behind bars in America 2008. The Pew Center on the States Washington, DC: The Pew Charitable Trusts 2008.
20. Rhodes T, Singer M, Bourgois P, Friedman SR, Strathdee SA. The social structural production of HIV risk among injecting drug users. Social Science & Medicine 2005;61:1026.
21. Ahern J, Stuber J, Galea S. Stigma, discrimination and the health of illicit drug users. Drug and Alcohol Dependence 2007;88:188.
22. Elliott R, Csete J, Palepu A, Kerr T. Reason and rights in global drug control policy. Canadian Medical Association Journal 2005;172:655-6.
23. Edwards G, Babor T, Darke S, et al. Drug trafficking: time to abolish the death penalty. Addiction 2009;104:3.
24. The National Centre on Addiction and Substance Abuse at Columbia University (2001). Shoveling up: The impact of substance abuse on State budgets.
25. Wood E, Montaner JS, Kerr T. Illicit drug addiction, infectious disease spread, and the need for an evidence-based response. Lancet Infectious Diseases 2008;8:142-3.
26. Klag S, O'Callaghan F, Creed P. The use of legal coercion in the treatment of substance abusers: An overview and critical analysis of thirty years of research. Substance Use & Misuse 2005;40:1777.
27. WHO, UNODC, UNAIDS 2009. Technical Guide for countries to set targets for universal access to HIV prevention, treatment and care for injection drug users.
28. Wood E, Kerr T. Could a United Nations organisation lead to a worsening of drug-related harms? Drug and Alcohol Review 2010;29:99-100.
http://www.viennadeclarationrussian.com
Свидетельство о публикации №210071901233