Рыбалка на разливах Днестра

     Мой второй муж, Анатолий, был отъявленный охотник и рыбак. Уроженец Красноярского края, он детство и юность провел на рыбалке и охоте. Зимой ходил с дедом в тайгу на охоту. Неделями бродили по лесу, ночевали у костра в снегу, или в лесных охотничьих избушках. Добывали белок, песцов, лисиц, зайцев. Шкурки сдавали в обмен на охотничьи припасы и необходимые продукты. Когда, волею судьбы, его забросило в Молдавию, он и здесь пытался  вести подобный образ жизни. Все свободное время он проводил на рыбалке или охоте. Выйдя за него замуж, я, неожиданно для себя, познала все прелести такой бродячей жизни. Все выходные мы теперь проводили вдвоем на Днестре или Днестровском лимане. Ночевали в палатке, бродили в зарослях камышей лимана или в прибрежных  Днестровских лесах. Я для себя открыла прелесть утренних рассветов на берегу еще покрытой туманом реки, сумерки у костра около палатки, тихие разговоры под луной, соловьиные трели в весеннем лесу, всплеск рыбы в тишине у сонной воды лимана. Жизнь открыла передо мной новую страницу, и я увлеченно читала ее.
От тех лет в памяти остались истории, которые приключались с нами в этих походах. На Ваш суд я выношу  эти рыбацкие рассказы

          1.       Рыбалка на разливах Днестра

.     Днестр разливается весной и в июне – июле. Причиной является таяние снега в Карпатах – это весенние разливы, или обильные дожди в начале лета. Уровень воды поднимается до 6 метров,  стремительно несущаяся масса мутной воды выходит из берегов и заливает пространство между берегом и дамбой. Часто вода прорывает дамбу и заливает поля, сады, виноградники. Это уже беда, но с ней местное население уже свыклось, такое случается здесь довольно часто.
 
     В то лето Днестр разлился в июле. Мы собрались на рыбалку, после проливных дождей, которые шли несколько дней. Выехали на машине вечером  в пятницу. У Анатолия было заветное место, куда он приезжал рыбачить во время разливов. Километрах в 15 от Тирасполя мы выехали на дамбу и тихонько, осторожно проехали еще пару километров. Крутой спуск вывел нас на небольшую полянку, поросшую кустарником и густой травой, раскинувшуюся между обрывистым берегом реки  и дамбой. Вокруг была вода.
    На этой площадке уместилась наша машина, палатка и еще осталось место для костра и походной столовой. До захода солнца оставалось совсем не много, и мы торопились обустроиться на ночлег. Толя занялся рыбацкими снастями, надо было закинуть донки в воды разлива, там, в мелких лужах на травянистом дне бродили  попавшие в ловушку крупные рыбины. Утром можно было на завтрак зажарить их на костре, если, конечно, нам повезет.    В мои обязанности входило поставить палатку, и приготовить вечернюю трапезу.  Это у меня много времени не занимало, весь процесс проходил « на автомате». Главная забота была – не напустить в палатку комаров. А их у воды было великое множество. Крупные, злые, громкоголосые. Толя говорил, что это гибрид комара с собакой. Но,  и с этой напастью я справлялась успешно. Правда, пришлось пожертвовать тюлевую занавеску  на  входную дверь. Дрова для костра привезли с собой, на багажнике уместилась большая охапка старых досок и древесных веток. На утренний костер соберем  завтра. И ужин привезли с собой. И  туристский набор: раскладные  алюминиевые стол и два стула уместились в багажнике. Ужин был накрыт и Анатолий уже закончил свою рыбацкую работу.     Солнце зашло, птицы умолкли, установилась тишина. Ее  нарушали только редкие всплески рыбы в воде, да потрескивание дров в костре. Мир и покой вокруг. И мы молчали, будто боялись спугнуть тишину. Комары не давали покоя, и мы быстро нырнули в палатку. Ночью я часто просыпалась, мне казалось, что вода может подняться и затопить нашу полянку.
     Когда я проснулась, мужа уже не было рядом, да и солнце уже поднялось над горизонтом, птицы щебетали вокруг, туман клочьями уползал за дамбу, трава блестела от росы. У вчерашнего костра стояло ведро. Я заглянула в него, три  крупных  судака, уже почищенные,  лежали в воде. Анатолия  видно не было,  и я поднялась на дамбу. Его я увидела на поле, он собирал сухие стебли кукурузы для костра. Охапка веток лежала около спуска на нашу стоянку.
     - Ну, что соня, проснулась?  А  я уже давно встал, и уже проголодался, как  волк. Давай готовить завтрак. В нашем ресторане сегодня рыбный день. Думаю, судак, зажаренный на вертеле,  тебе понравиться. Готовь салат, а я буду жарить рыбу. А на обед у нас будет уха. Рыбу я завернул в крапиву, до обеда она будет свежей – старый рыбацкий способ хранить рыбу в жару.
     Стоит  ли говорить, что судак, запеченный на костре, да с печеной молодой картошечкой, да с салатом из свежих овощей, да с домашним сухим вином, был отменно хорош на берегу реки в ясное летнее утро. И впереди было еще целых два дня отдыха.
 
     После завтрака пошли обследовать окрестности. Вода в Днестре стала спадать. Часть разливов просочилась в реку, а часть, в виде мелких озер, осталась между дамбой и берегом Днестра. Здесь она и будет испаряться жарким летом. Рыбе, которая попалась в эту ловушку, уготована гибель. На даровую добычу слетаются вороны и серые цапли. Цапли ходят по колено в воде,  раз за разом вытаскивают и заглатывают мелкую рыбешку.  Вот здесь мы и собирались поживиться. Толя присмотрел несколько подходящих мест и установил небольшие крупноячеистые сетки. Он ходил по колено в воде и загонял рыбу в сетку. Так до обеда мы вытащили с десяток довольно крупных карасей и лещей и даже одного небольшого сома. Мелочь осталась птицам.
     Солнце уже припекало, становилось жарко и душно. Вернулись на стоянку и занялись рыбой. Ее надо было почистить, промыть, присолить, переложить крапивой, завернуть в лопухи и уложить в тени кустов. Пока Толя возился с рыбой, я разожгла костер и поставила котелок для ухи.  Шеф-поваром    у нас был Анатолий, я исполняла роль поваренка. Чистила картошку, резала рыбу, лила слезы над луком. А он только давал распоряжения, что за  чем  класть в котел. Пробы тоже снимал он, и командовал, сколько добавить соли или перца.  Шеф-повар был специалист своего дела, уха получилась замечательная. Большие куски судака были выложены на листья лопуха. Это тоже был рыбацкий обычай. Я не возражала, хотя тарелки стопкой  стояли на столе. Это была тройная уха, мелкая рыба варилась для навара и выбрасывалась. Потом закладывалась средняя, а потом крупные куски судака. Второго блюда было не нужно. Гарниром служили помидоры, огурцы, болгарский перец и зеленый лук. А бутылка домашнего вина была совсем не лишней на нашем столе.  Теперь было время отдохнуть от трудов праведных, и мы залезли в палатку.

     Вечером закинули в Днестр донки на судаков и долго сидели на обрывистом берегу.  На другой стороне темнел лес, деревья стояли в воде, над ними иногда пролетали и устраивались на вершинах, припозднившиеся  цапли.  Видно, увлеклись ловлей рыбы, и забыли о времени. Из-за леса поднималась луна. Река стремительно мчалась к морю, проплывали зеленые ветки деревьев, клочья сена. Где то далеко лаяла собака, слышался рокот мотора. Постепенно  все затихло, луна поднялась над Днестром и осветила все призрачным светом. Звезды усыпали небо, млечный путь привольно раскинулся на небосводе. Наступила ночь.

     Под утро поднялся ветер, вдали загремел гром, тучи закрыли звезды. Надвигалась гроза.
     - Люда, вставай, надо отсюда срочно уезжать. Если пойдет дождь, мы не проедем по дамбе. Я снимаю донки, а ты снимай палатку и загружай багажник. Торопись, а то до беды не далеко.
     В полумраке, я поспешно собирала все наше снаряжение. Молнии сверкали уже над головой, оглушительно гремел гром, но дождя пока не было. Прибежал Анатолий, держа мешок с рыбой, даже не снятой с крючков. В четыре руки мы быстро загрузились в машину и выехали на дамбу. Главное было выполнено - мы вырвались из ямы на дамбу. Если бы начался дождь, мы, возможно, попали  бы в ловушку, как наши рыбы. Когда мы спускались с дамбы на трассу, начался дождь, но это уже не было страшно. Дождь превратился в ливень, от каждой вспышки молнии, я невольно вскрикивала, от грома закладывало уши. Было очень страшно. Дорога была совершенно пустынна. Видимость почти нулевая, свет фар терялся  перед самым носом машины. Но, при приближении к Тирасполю, ливень утихал, гроза ушла в сторону. В город мы въехали на рассвете, шоссе было совершенно  сухое.  Не верилось, что мы еще не давно  поспешно убегали от грозы.
     Заехали в гараж и принялись разбирать багажник. Впопыхах  туда побросали все подряд: наш улов, постели, палатку, стол, стулья, посуду, одежду. Провозились долго  Но, вот все сложено. Рыба рассортирована, упакована в два пакета, один нам, другой завезем моему сыну Косте, он с семьей живет отдельно.

     Теперь можно вздохнуть спокойно, впереди еще почти целый выходной день!


Рецензии
Людмила!Прочёл с азартом - сам рыбачок.Буду откровенен. Это, конечно, не рассказ. Нет глубинного замысла. Это добротное воспоминание, и на том спасибо. Буду ещё читать.

Виктор Ахинько   24.01.2013 23:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.