Парфенон
Тщательная обработка каждой детали и легкая кривизна всех линий (при кажущейся прямоугольности здания) сообщали храму, поставленному на высокий постамент, необычайную стройность и воздушность. Это впечатление сохраняется даже в руинах Парфенона, уже в значительной степени лишенных былой жизненности и красоты.
Все скульптурное оформление Парфенона было призвано прославить Афину и ее город. Тема восточного фронтона - миф о рождении Афины из головы Зевса. Сцена эта трактовалась как грандиозное космическое событие. Хотя большая часть скульптур теперь утрачена, мы можем в общих чертах представить замысел архитекторов.
Центром композиции, по-видимому, были Зевс, сидящий на троне, и стоящая перед ним, только что родившая Афина в полном вооружении. Над ними находилась вестница богов Ирида, которая летит известить мир о рождении новой богини. Другие олимпийские боги в изумлении взирали на свершившееся чудо. На западном фронтоне мастера изобразили сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Завершал скульптурный декор Парфенона фриз, на котором была представлена торжественная процессия во время праздника Великих Панафиней. Он считается одной из вершин классического искусства. Из более чем 500 фигур юношей, девушек, пеших и конных ни одна не повторяла другую, а движения людей и животных были переданы с удивительной достоверностью.
Внутреннее помещение храма состояло из двух не сообщавшихся между собой комнат – восточной, где располагалось святилище богини, и западной. Первоначально только это последнее помещение называлось Парфеноном («комнатой девушек»). Святилище богини называли Гекатомпедионом. В отличие от современных христианских церквей, греческие храмы не предназначались для отправления культов и свободного посещения их всеми желающими. Они открывали свои двери достаточно редко, во время праздников и торжественных церемоний. В эти дни афиняне могли видеть великое творение Фидия - гигантскую 12-метровую статую Афины Парфенос. Паллада была олимпийской богиней, но вместе с тем богиней-гражданкой, доступной и приветливой. Поэтому надлежало придать ей вид мощи без преувеличения, великолепия - без пышности, и величия - без таинственности. Фидий безукоризненно исполнил эту трудную задачу. Его Афина изумляла ясным спокойствием божественного лика и как бы являла собой пластический символ идеального государства. Изготовленная из золота и слоновой кости она, казалось, жила в одно и тоже время настоящей и вместе с тем идеальной жизнью.
Афинский Акрополь http://www.proza.ru/2010/07/19/255
Свидетельство о публикации №210071900260
Владимир Руссь 18.04.2012 09:18 Заявить о нарушении