Эрехтейон

Основным местом культа Афины, был не Парфенон (http://www.proza.ru/2010/07/19/260), а другой храм акрополя (http://www.proza.ru/2010/07/19/255) – Эрехтейон (в V в. до Р.Х. он назывался храмом Афины Полиады, а Эрехтейоном именовалось лишь одно из его святилищ, но позже это название было распространено на все здание). Именно здесь хранилась  древнейшая деревянная статуя богини (по легенде, упавшая с неба). Строительство  храма началось уже после смерти Перикла, в 421 г. до Р.Х.,  и продолжалось с перерывами следующие 15 лет. Архитектор его не известен. Но, кем бы он ни был, перед ним стояла трудная задача – возвести против Парфенона, самого замечательного классического сооружения Древней Греции, здание, которое, с одной стороны, не мешало бы восприятию главного храма и не нарушало его цельность, а с другой, - представляло бы вблизи с ним самостоятельную архитектурную ценность. И это решение было найдено смело и новаторски. Живописно-непринужденная композиция Эрехтейона, свободное сочетание массивной стены и хрупких ионических колонн, статуи, близкие к масштабам реальной человеческой фигуры – все это увязывает небольшую постройку с безупречным пространством ансамбля.

В отличие от строгого Парфенона Эрехтейон удивляет легкостью форм, особой изысканностью отделки и сложностью композиции. Назначение у них тоже было разное. Если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон был, скорее, храм жреческий – место, где совершались главные религиозные таинства, связанные  с поклонением Афине. В отличие от целостного и нарочито простого  Парфенона Эрехтейон – сложное здание. Под одной крышей здесь объединялось несколько древнейших святилищ, что пришлось учесть неизвестному зодчему. Восточное помещение посвящалось Афине, а западное было отдано мифическому афинскому царю Эрехфею (здесь же покоились его останки). Третье святилище, расположенное на севере, отводилось Посейдону Эрехтевсу («Потрясателю земли»). Тут находился колодец с соленой водой, созданный, по преданию, самим богом во время его знаменитого спора с Афиной (http://www.proza.ru/2011/01/31/310).  Внутри храма  - маленький дворик со священной оливой, посаженной на том самом месте, где выросла ее древняя прародительница – дар Афины ее любимому городу. Наконец, четвертое святилище – Кекропейон - предназначалось основателю афинского государства Кекропу. Над Кекропейоном  располагается  прославленный портик  кариатид, перекрытия которого поддерживают шесть высеченных из мрамора прекрасных девушек (http://www.proza.ru/2010/07/19/267).

Особенностью Эрехтейона является его асимметричный план, а также сложная композиция трех портиков, расположенных на трех уровнях. Можно сказать, что этот храм сам по себе является небольшим архитектурным ансамблем. Суть его красоты не в целостном восприятии, а в панораме раскрывающихся одна за другой архитектурных картин, каждая из которых в достаточной степени самостоятельна.

Афинский Акрополь  http://www.proza.ru/2010/07/19/255


Рецензии