Мороз Иваныч

                А. Лактюхов

«МОРОЗ ИВАНЫЧ»
По сказке В. Ф. Одоевского

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ВАРЕНЬКА
МАРФУША
ПЕТУХ ПЕТЯ
КОРОВА БУРЕНКА
ПЕЧКА
ЯБЛОНЯ
МОРОЗ ИВАНЫЧ.

    Деревенский двор, хлев, в стене хлева проделано окошечко.  Дом с окном, за домом забор, у забора поленница и скамеечка, за забором колодец. Утро. На забор влетает Петух и трижды кукарекает. В окне хлева появляется голова коровы.
 
КОРОВА: Доброе утро, сосед!
ПЕТУХ: Доброго утречка, соседка!
КОРОВА: Как поживаешь, сосед?
ПЕТУХ: Спасибо, не жалуюсь. Солнышко встало – вот и счастье! А как тебе живется?
КОРОВА: Живу помаленьку. Гляди-ка, сосед, сколько детишек к нам собралось! Здравствуйте, детишки!
ПЕТУХ: Доброго вам здоровьица! (Корове) А давай им про нашу Вареньку и про Марфушу расскажем!
КОРОВА: А давай!
ПЕТУХ: Живут – поживают две сестрицы,
                Одна – на все руки мастерица!
                Любое дело у нее спорится, да ладится!
                А зовут ее  Варенька – красавица!
КОРОВА: А вторая сестрица –
                Только спать мастерица!
                Ничего делать не желает,
                Все время от скуки зевает.
                Зато за четверых кушает,
                А зовут ее  Марфушею.

ПЕТУХ: Да чего мы вам рассказываем? Вы их сейчас сами увидите!

   Звучит музыка и на  крылечке дома появляется Варенька, у нее в руках ведерко, понятно, что она идет за водой.

ПЕТУХ и КОРОВА: Доброе утро, Варенька – красавица!
ВАРЕНЬКА: Доброе утро, Петенька, доброе утро Буренушка.
ПЕТУХ: От чего ты так рано встала, Варенька?
КОРОВА: От чего тебе не спиться, красавица?
ВАРЕНЬКА: Как же! Дел много. Папенька с маменькой еще вчера на ярмарку уехали, а нас с сестрицей по хозяйству оставили.
ПЕТУХ: А где же сестрица твоя, Варенька?
ВАРЕНЬКА: Сон досматривает. Пока не досмотрит сон – не проснется. А я пока за водицей схожу.  (Варенька поет, петух и корова подпевают)

Очень не просто с хозяйством справляться!
Некогда долго на печке валяться,
Некогда просто, без дела сидеть,
Ведь многое надо за день успеть!

Надо с колодца воды наносить!
ПЕТУХ:        Дров принести и печь затопить!
ВАРЕНЬКА: Кашу сварить и всех накормить!
КОРОВА:     И не забудь меня подоить!

   За время песни Варенька набрала воды из колодца и зашла в дом. С порога слышно, как она будет сестру:  Марфуша, вставай!..  А петух и корова петь продолжают, петух даже в пляс пустился! У дверей появляется Марфуша, еле-еле в дверь протолкнулась, со ступенек сползла, плюхнулась на скамеечку.

МАРФУША: Распелись тут! Покоя не дают.
ПЕТУХ: Доброго утречка, Марфушенька – душенька!
МАРФУША: Кыш отсюда, глупая птица!.. Как же, доброе, все утро своим кукареканьем спать не давал.
ПЕТУХ: Я непросто кукарекаю, я – пою! И песней своей я солнышко встречаю, всему миру о приходе нового дня возвещаю!
МАРФУША: Кыш! Все ко мне пристают, покоя мне, бедняжке не дают. Петух спать мешает, а Варька с печи слазить заставляет. Надоело!

   Из дома выходит Варя.

ВАРЕНЬКА: Марфушенька, сестрица, пойди, умойся, я водицы принесла.
МАРФУША: Вот еще! Вода студеная, румянец с моего личика смоет!
ВАРЕНЬКА: Ну, хорошо, тогда помоги мне дров принести, да печь затопить.
МАРФУША: Я дрова носить не буду, боюсь пальчик занозить. И печь топить не буду, боюсь угольками обжечься!
ВАРЕНЬКА: Ну, тогда кашу свари.
МАРФУША: Я кашу только кушать умею, а варить не умею!
ВАРЕНЬКА: Надо учиться. Маменька с папенькой говорят – надо всему учиться, в жизни все пригодится.
МАРФУША: А я не хочу учиться!
ВАРЕНЬКА: Вот приедут маменька с папенькой с ярмарки и не дадут тебе гостинцев.
МАРФУША: Ладно, ладно, принесу дров. Только отдохну немножко.
ВАРЕНЬКА: А разве ты устала?
МАРФУША: Устала.
ВАРЕНЬКА: Ты же еще ничего не сделала!
МАРФУША: А я разговаривать устала.
ВАРЕНЬКА: Ну, хорошо, отдохни. А мне Буренку кормить надо. ( Корова из оконца подает голос: Му-у-у.) Иду, Буренушка, иду, милая! Сейчас я тебе сена дам!  (уходит в хлев)
МАРФУША: (дразнит) Иду, Буренушка, иду, милая… тьфу! Корову кормить пошла, а обо мне и не подумала. А я, может, тоже есть хочу! Эх, все только и знают, что поучают, да воспитывают. Лучше б накормила… Семечек погрызть что ли…  (достает из кармана семечки, грызет и поет)

Мама с папой заставляют учиться,
Говорят,- «В жизни все пригодиться…»
И сестрица маме с папой под стать,
Тоже учится меня поучать.
          Тьфу! Надоело.

Заставляют с петухами просыпаться,
А потом водой студеной умываться!
И опять, и опять, и опять
Продолжают все меня поучать.
           Тьфу! Надоело.

А мне хочется поспать, да подольше!
А мне хочется поесть, да побольше!
И не слушать этих умных речей.
Вот бы замуж выйти мне поскорей…
           Тьфу! Надоело!
   
        К Марфуше несмело подходит петух.

ПЕТУХ: Марфушенька - душенька, курочки кушать хотят, брось мне горсточку семечек, я позову курочек, они поклюют…
МАРФУША: Я в тебя сейчас полено брошу!

   Марфуша хватает из поленницы полено и давай бегать за петухом! До тех пор бегала, пока не упала, а упала – заревела. На крик прибежала Варенька.

ВАРЕНЬКА: Что случилось?!
МАРФУША: А-а-а!!!
ВАРЕНЬКА: Что такое?
МАРФУША: Вот, хотела дров наносить, да печь затопить, понесла полено и споткнулась, и упала! Расшиблась вся-а-а!! Ушиблась вся-а-а!!!
ПЕТУХ: (корове) Вот, врушка - Марфушка!
КОРОВА: (жуя сено) Му-му.
ВАРЕНЬКА: Не плачь, Марфушенька, не плачь, сестрица, неси полено в дом, растапливай печь. А маменька с папенькой приедут, тебе гостинцев привезут.
МАРФУША: Ладно, пойду…
ВАРЕНЬКА: Иди, а мне еще курочек покормить надо. Я пойду, пшено принесу, а ты, Петя, зови  курочек! (уходит)
ПЕТУХ: Спасибо Варенька, спасибо красавица! (идет за ней)
МАРФУША: Погоди, глупая птица, я тебе еще задам! (дразнит) Спасибо Варенька, спасибо красавица!.. Тьфу! Это я красавица, а Варька – вредина. (уходит в дом)

   Выходит Варя и несет корзиночку с пшеном, рядом гордо шагает петух. Варя стала сыпать пшено, а петух громко закричал – Ку-ка-ре-ку! Тут же появились куры и запели!

КУРИНЫЙ ХОР: Громко Петя – петушок поет,
                Курочек на завтрак собирает!
                Курочка по зернышку клюет
                И сыта, и сыта, и сыта бывает!

ПЕТУХ:               Что бы жить и веселиться,
                Чтоб хватало сил резвиться,
ВАРЕНЬКА:        Чтоб хватало сил учиться,
ПЕТУХ и ВАРЯ: Надо малость подкрепиться!

КУРИНЫЙ ХОР: Громко Петя – петушок поет,
                Курочек на завтрак собирает!
                Курочка по зернышку клюет
                И сыта, и сыта, и сыта бывает!

КОРОВА: (из хлева) Знают взрослые и дети
                Сытым  лучше жить на свете!
                Чтоб большим и сильным стать
                Надо тщательно жевать!

   Вдруг из дома доносится страшный грохот, куры с шумом разбежались, а из дома выходит Марфуша и ревет.

МАРФУША: А – а – а! Я пальчик занозила! Я ведро опрокинула! А-а-а! Я всю воду разлила!!!
ВАРЕНЬКА: Не реви, Марфуша! Покажи пальчик, я выну занозу. (смотрит руку) Нет у тебя никакой занозы, перестань плакать.
МАРФУША: Я ведро опрокинула-а-а! Я воду пролила-а-а!
ВАРЕНЬКА: Не реви. Сейчас я возьму ведерко и принесу воды. (пошла за ведром)
ПЕТУХ: Возьми ведерко, Варенька, сходи за водой красавица… (взлетел на колодец)
МАРФУША: (ворчит) Вот-вот, воды принеси, и печь затопи, и кашу свари! А то все я должна делать. Ох, посижу, отдохну.

    Варя выходит с ведерком и идет к колодцу, где сидит петух.

ВАРЕНЬКА: Сейчас у нас будет вода!

   Варенька опускает ведро в колодец, петух неожиданно громко кукарекает, Варя вздрогнула и упустила ведро в колодец.

ВАРЕНЬКА: Ах, Петя, что же ты наделал?! Из-за тебя я уронила ведерко в  колодец. Как же я его достану?!
МАРФУША: Вот, как уронила, так и доставай! Приедут маменька с папенькой, а у нас даже воды в доме нету!
ПЕТУХ: Не переживай Варенька, не переживай красавица, спустись в колодец, да найди там свое ведерко.
МАРФУША: Да-да, упустила ведерко вот и лезь за ним в колодец! И побыстрее, я пить хочу.
ВАРЕНЬКА: Что ж, видно придется.

    Варя спустилась в колодец. Очутившись на самом дне, Варя обнаружила там какой-то иной мир, но ведерка не нашла, поэтому она пошла по тропинке и увидела Печку. Печка тяжело вздыхала,  увидев Варю, она обрадовалась.

ПЕЧЬ: Ох, добрая девочка, помоги мне, сделай милость…
ВАРЕНЬКА: Чем помочь тебе, Печка – матушка?
ПЕЧЬ: Пирожки мои испеклись уже, вынь их, а то самой мне не справиться.

   Варенька вынула пирожки из печки, а на их месте сразу другие появились. Печь вздохнула с облегчением.

ПЕЧЬ: Ох, спасибо тебе, добрая девочка.
ВАРЕНЬКА: Не за что. Помоги и ты мне, Печка – матушка. Уронила я ведерко в колодец, а найти не могу. Не видала ли?
ПЕЧЬ: Видала, видала. Скушай мой пирожок, тогда расскажу где ведерко искать.
ВАРЕНЬКА: Некогда мне пирожки кушать, скоро маменька с папенькой с ярмарки воротятся. Расскажи где ведерко искать.
ПЕЧЬ: Хорошо, возьми пирожков с собой, потом скушаешь. А теперь слушай: видишь тропинку? По этой тропинке иди и никуда не сворачивай, найдешь свое ведерко.
ВАРЕНЬКА: Спасибо тебе, Печка – матушка.
ПЕЧКА: Не за что. Ступай смелее, девочка.

   Взяла Варенька пирожок, запела песенку и  побежала по тропинке.

ВАРЕНЬКА: Удивительные вещи на свете творятся,
                Не успеваешь всему удивляться,
                Я в колодец за ведерочком спустилась,
                Но в каком-то странном месте очутилась!

   Так она бежала, пока не встретила яблоньку. Ветки у яблоньки усыпаны спелыми наливными яблочками и склонились до самой земли. От такой тяжести яблонька стонала, увидав Вареньку,  она обрадовалась и обратилась к ней с просьбой.

ЯБЛОНЯ: Ох, добрая девочка, помоги мне…
ВАРЕНЬКА: Чем же я могу помочь тебе, Яблонька?
ЯБЛОНЯ: Яблочки мои созрели давно, тяжело мне держать их – ветки ломятся. Стряхни их с меня, а то мне самой не справиться.

   Варенька стряхнула яблочки на землю, а на их месте сразу молодые яблочки зазеленели. Яблонька вздохнула с облегчением.

ЯБЛОНЯ: Спасибо тебе, добрая девочка.
ВАРЕНЬКА: Не за что. Помоги и ты мне, Яблонька. Уронила я  ведерко в колодец, а найти не могу. Не вида ли?
ЯБЛОНЯ: Поешь моих наливных яблочек, тогда скажу где ведерко искать.
ВАРЕНЬКА: Некогда мне яблочки кушать, скоро маменька с папенькой с ярмарки воротятся. Расскажи, сделай милость.
ЯБЛОНЯ: Хорошо, возьми с собой моих яблочек и слушай: беги прямо по тропинке,  никуда не сворачивай и найдешь свое ведерко.
ВАРЕНЬКА: Спасибо тебе, Яблонька.

   Взяла Варенька яблочко, запела песенку и побежала по тропинке.

ВАРЕНЬКА: Многие вещи здесь кажутся странными
                И для меня совсем не понятными
                Даже не много пугают сначала
                Кто же мне скажет – куда я попала?

   Вдруг тропинка закончилась. Видит Варенька, что привела ее тропинка прямо в чей-то дом. Хозяин – старенький дедушка с большой седой бородой,  сидит на перине и улыбается.

ДЕД: Здравствуй Варенька, входи, не стесняйся, давно тебя дожидаюсь.
ВАРЕНЬКА: А кто вы, дедушка?
ДЕД: Хе. Все меня по-разному называют. Кто завет меня Мороз Иваныч, кто Морозко, кто Мороз – красный нос, а кто попросту дедушкой Морозом кличет.
ВАРЕНЬКА: Ой… Здравствуйте Дедушка…
ДЕД: Знаю, зачем ты ко мне пришла. Ну, чего ждешь? Угощай деда пирожком, да яблочком.
ВАРЕНЬКА: Ой. Конечно! Угощайтесь, дедушка! (протянула угощенье деду)
ДЕД: Вот спасибо! Да ты и сама ешь, не стесняйся! (он разломил пирожок пополам и они с Варей его съели) До чего вкусный пирожок! Давно таких вкусных пирожков не ел! Сама пекла?
ВАРЕНЬКА: Что вы, дедушка! Я их только из печки вынула. Печка их сама напекла.
ДЕД: Ну, хорошо. Вот, что я скажу тебе, красавица, ведерко твое я тебе отдам, но сначала ты у меня поживи. По хозяйству помоги, в доме прибери, а уж потом и забирай свое ведерко.
ВАРЕНЬКА: Дедушка, не могу я  у тебя пожить. Маменька с папенькой скоро с ярмарки вернуться, а в доме даже воды нет! Да и корову доить надо, за курами присмотреть надо, обед готовить надо…
ДЕД: Погоди, погоди. У тебя сестрица дома осталась, она за всем и присмотрит, а до возвращения маменьки с папенькой ты уж вернешься. А мне без помощницы тяжело управляться, старенький я уже. Оставайся, не пожалеешь.
ВАРЕНЬКА: Хорошо, дедушка, побуду я у тебя в помощницах.
ДЕД: Ну, вот и славно! Первым делом дом прибери, обед приготовь, да перину мою взбей хорошенько. А мне надо в лес сходить – посмотреть все ли там ладно. Ну, хозяйничай, а я пошел.
   
   Мороз Иваныч пошел, а Варенька за работу принялась и как всегда с песней. И песенка ее была такая веселая, что вся посуда в доме Мороза Иваныча стала подпевать Вареньке.

ВАРЕНЬКА:      Любое дело начинайте с песни,
Любое дело с песней интересней,
Любое дело смело начинай,
Но… сначала песню веселее запевай!
  Например, такую:
Ла-ла-ла-ла-ла…

Тогда работа станет веселей,
Тогда работу сделаешь быстрей,
Тогда не будешь вовсе уставать
Но… надо песню веселее напевать!
   Например, вот так:
Ла-ла-ла-ла-ла…

И будет каша веселей вариться,
Посуда будет веселее мыться,
Сама метелка станет подметать,
Но только надо веселее напевать!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла…

   Ну, вот, обед приготовлен, в доме убрано, осталось взбить перину. (Варенька направилась к дедовой перине) Ой, какая холодная, вся из чистого снега! (она приподняла краешек и  увидела под периной молодые побеги травы) Ах! Травка молоденькая… ей же здесь холодно…

    В это время вернулся Мороз.

ДЕД: Ну, Варенька, как твои успехи? Вижу, в доме чисто, молодец.
ВАРЕНЬКА: Дедушка, ты – злой! Зачем ты зеленую травку под своей периной прячешь?! Зачем на свет Божий не пускаешь?!! Ей же там холодно!
ДЕД: Ишь ты, сама об мою перину чуть руки не обморозила, а травку пожалела… Да ты на меня не серчай. Эта травка всю зиму у меня под периной росла, сил набиралась. Я нарочно ее здесь спрятал, чтоб не замерзла она. А вот как вступит весна в свои права, так и выпущу я ее на свет Божий. Вырастет трава высокая, да сочная – будет, чем твою Буренку кормить. Так-то.
ВАРЕНЬКА: Прости, дедушка, не подумала я…
ДЕД: Ничего, я не обидчивый.
ВАРЕНЬКА: Дедушка, я спросить хотела…
ДЕД: Спрашивай, раз хотела.
ВАРЕНЬКА: А зачем ты зимой по ночам ходишь, да в окошки стучишь?
ДЕД: А стучу я в окошки для того, что бы люди угольков в печи не оставляли, да с огнем не баловали. А то иные задумают с огнем шутить, а от этого пожары случаются. А еще стучу я в окна за тем, что бы люди друг о друге не забывали и ежели помощь кому нужна, друг другу, чтоб помогали.
ВАРЕНЬКА: Дедушка, а можно еще спросить?
ДЕД: Ну, спроси, любопытная, спроси.
ВАРЕНЬКА: Дедушка, а почему ты в колодце сидишь?
ДЕД: А потому я в колодце сижу, что весна скоро. Солнышко все сильнее грет, жарко мне становится. А ты знаешь, что даже летом в колодце холодно, от того и вода в нем студеная. И мне здесь хорошо, не жарко. Ну, на все твои вопросы я ответил?
ВАРЕНЬКА: На все, дедушка.
ДЕД: Вот и славно. А теперь мне отдохнуть надо.
ВАРЕНЬКА: Дедушка, а как же обед? Я же все приготовила!
ДЕД: Сама приготовила, сама и поешь. А я еще пирожком твоим сыт.
ВАРЕНЬКА: Ну, тогда и я не стану есть. Я лучше тебе колыбельную спою.
ДЕД: Мне? Колыбельную?.. Ха. Ха-ха. Мне еще никто никогда не пел колыбельную…
ВАРЕНЬКА: Вот я и спою. Ложись. (Мороз улегся, а Варенька запела)
Звездочки в небе ночные зажглись,
Звери и птицы спать улеглись,
Угомонилась даже метель
И ты поскорей забирайся в постель.

Глазки свои крепко ты закрывай,
Сладко зевни и засыпай.
Ходит по дому старик Угомон,
Пошлет он тебе замечательный сон.

Будешь во сне в облаках ты купаться,
Будешь во сне звонко – звонко смеяться.
Глазки свои поскорей закрывай,
Сладко зевни и засыпай…

   Уснул. Приятных снов тебе, дедушка Мороз…  Пойду, схожу к Печке и попрошу у нее еще пирожков для дедушки.

   Варенька тихонько ушла, а Мороз-то не спал, он присел на перине и заговорил сам с собой.

ДЕД: Знал я, что Варенька девочка хорошая и добрая,  А она оказалась еще лучше, еще добрее. Колыбельную мне спела…Что ж, подарю и я ей подарочек!

   Взял Мороз Варено ведерко, что-то пошептал в него,  и ведерко засверкало драгоценными камнями.  А тут и Варенька вернулась.

ВАРЕНЬКА: Ой, дедушка, ты уже проснулся! А я тебе вот, еще пирожков принесла. Кушай на здоровье!
ДЕД: Спасибо тебе, Варенька, прими же и от меня подарочек. (отдал ей ведерко)
ВАРЕНЬКА: Мое ведерко! Ой, а что это в нем?
ДЕД: В нем драгоценные камушки. Это тебе благодарность от меня за то, что ты мне помогала.
ВАРЕНЬКА: Ой, дедушка, не надо…
ДЕД: Бери, бери… (достает из кармана бусы) А вот бусики бриллиантовые, тебе от меня в подарок за твою доброту.
ВАРЕНЬКА: Спасибо, дедушка.
ДЕД: А теперь я тебя до дому доставлю, на тройке, да с бубенцами! (Хлопнул Мороз в ладоши,  и тут же появились сани, запряженные тройкой лошадей с бубенцами) Садись Варенька, с ветерком прокатишься!
ВАРЕНЬКА: Спасибо за все, дедушка. До свидания.

    Села Варенька в сани и тройка  тут же умчалась.  А Мороз помахал ей в след и пошел куда-то по своим морозным делам. Мороз скрылся и скрылся его дом. Зато вновь появился дом, где живут Варенька и Марфуша. Петух, сидя на заборе, услышал вдалеке звон бубенцов и радостно закричал.

ПЕТУХ: Ку-ка-ре-ку! Марфушеньку – душеньку мыши грызут, а Вареньку – красавицу на тройке с бубенцами везут! Марфушенька – душенька сухари доедает, а Варенька – красавица бриллиантами сверкает!
МАРФУША: Кыш, глупая птица! А то я тебе все перья повыдергиваю!

   Выезжает тройка с Варенькой, громко звеня бубенцами. Корова, завидев Вареньку, радостно замычала, петух кинулся ее встречать, только Марфуша от удивления рот открыла и на лавку плюхнулась!

МАРФУША: Ах!..
ВАРЕНЬКА: Здравствуйте, здравствуйте мои хорошие! Как же я соскучилась! Здравствуй Марфушенька, здравствуй сестрица!
МАРФУША: Это что же получается? Печь не топлена, каша не сварена, воды в доме нет, а она на тройках разъезжает, да наряды примеряет! Вон, какие бусики у тебя, а обо мне забыла!
ВАРЕНЬКА: Что же ты ворчишь, сестрица? Что же ты сама печь не затопила? Что же ты сама кашу не сварила?
МАРФУША: Я не умею!
ВАРЕНЬКА: А вот мне, за то, что я все умею, дедушка Мороз и бусики подарил, и драгоценных камушков насыпал!
МАРФУША: Врешь!
ВАРЕНЬКА: Врать не хорошо, а я правду говорю.
МАРФУША: Ты же в колодец за ведром полезла, где ты деда Мороза увидела?
ВАРЕНЬКА: Он в нашем колодце живет, потому что там и зимой и летом холодно.
МАРФУША: Тогда я тоже к нему в гости пойду. Давай ведро.
ВАРЕНЬКА: Марфушенька, не ходи, не надо!
МАРФУША: А, не хочешь, что бы и мне Мороз драгоценных камушков насыпал, не хочешь, что бы и мне Мороз бусики бриллиантовые подарил?! Давай ведро!

   Марфуша схватила ведро, бросила его в колодец и сама еле-еле в него протиснулась, чуть не застряла. Опустилась она на самое дно, смотрит, а ведерка то нет нигде. Зато стоит Печка, да тяжело вздыхает. Подошла Марфуша к Печке.

МАРФУША: Эй, а ну-ка скажи мне, где тут Мороз живет?!
ПЕЧКА: Достань мои пирожки, добрая девочка, тогда и скажу.
МАРФУША: Вот еще! Охота была мне руки марать! Говори, где Мороза искать!
ПЕЧКА: Что ж, прямо по тропинке иди  и никуда не сворачивай.
МАРФУША: Вот так бы сразу. (побежала)
ПЕЧКА: Эх, хоть бы спасибо сказала…

   Бежит Марфуша по тропинке, а там Яблонька стоит, ветки к земле опустила, тяжело ей спелые яблочки держать. Подошла к Яблоньке Марфуша.

МАРФУША: Эй, скажи-ка мне, где тут Мороз живет?
ЯБЛОНЬКА: Стряхни с меня спелые яблочки, добрая девочка, тогда и скажу.
МАРФУША: Вот еще! Охота мне себя утруждать, яблоки с тебя стрясать! Говори, где Мороз живет!
ЯБЛОНЬКА: Что ж, беги по тропинке прямо и никуда не сворачивай.
МАРФУША: Так бы сразу. (побежала)
ЯБЛОНЬКА: Даже спасибо не сказала…

   Бежала, бежала Марфуша по тропинке, и добежала до дедушки мороза. Сидит Мороз на своей перине, ведерко в руках держит. Увидала его Марфуша.

МАРФУША: Ты дед Мороз будешь?
ДЕД: Я. А ты Марфуша? Ну, заходи, раз пришла. Не твое ли это ведерко?
МАРФУША: Мое, мое, только я не за ним к тебе пришла.
ДЕД: А за чем же?
МАРФУША: Как зачем?! За подарками конечно!
ДЕД: Так тебе подарочков хочется?
МАРФУША: Ага. И бусики бриллиантовые тоже!
ДЕД: Что ж, твое желание мне понятно. Только ведь я просто так подарки никому не даю. Побудь у меня в помощницах – дом прибери, обед сготовь, перину взбей, тогда и подарки получишь.
МАРФУША: Ага! Я и дом убирай, я и обед готовь, я и перину взбивай, и все  одна?! А ты что же делать будешь?
ДЕД: А я в лес пойду, у меня там много дел найдется. Ну, я пошел, а ты за хозяйку оставайся. (Мороз ушел, а Марфуша одна осталась)
МАРФУША: Вот вредный дед, подарков для меня, для такой красавицы пожалел! (запела)
Как же тут не возмущаться,
Надо сделать столько дел?!
Как же тут не разрыдаться,
Дед подарки пожалел!

Все домашние заботы
На меня старик свалил
Мне работать не охота,
Лучше б бусы подарил.

Подарил бы самоцветы,
Подарил бы сарафан,
Шоколадные конфеты…
А дела бы сделал сам.

   А то, - «Дом прибери…», -  чего тут убирать, тут и так чисто. «Перину взбей…» - спать захочешь и так уснешь. «Обед сготовь…» - сам готовь. Я к нему в гости пришла, еще и готовить должна. Вот. Я лучше посижу, семечек погрызу.

   Села Марфуша и семечки грызет, а тут и Мороз вернулся.

ДЕД: Ну, как, Марфушенька, со всеми делами управилась?
МАРФУША: Ох, дедушка, пока убиралась, да перину взбивала, так умаялась! Ни рук, ни ног поднять не могу. Ты уж сам обед приготовь. 
ДЕД: Что ж, приготовлю. Так ты говоришь, в доме прибрала?
МАРФУША: Прибрала, прибрала.
ДЕД: И перину взбила?
МАРФУША: Взбила, взбила.
ДЕД: Хорошо…
МАРФУША: Тебе то, конечно, хорошо. А я вон как устала! Ни рук, ни ног поднять не могу!
ДЕД: Что ж, придется наградить тебя за такую работу.
МАРФУША: Вот так бы сразу! А что ты мне подаришь?
ДЕД: Что заслужила, то и подарю. Как работала, так и получишь.
МАРФУША: Ага! Я хорошо работала! Давай мне камней драгоценных, да побольше и про бусики бриллиантовые не забудь.
ДЕД: Ладно, будут тебе и бусики. (Мороз взял ведерко, что-то в него пошептал,  и ведерко внутри засверкало) Вот тебе, Марфушенька, твои камушки. (полез в карман и вынул бусики) А вот и бусики. Бери, да ступай себе с миром.
МАРФУША: Как это, ступай?! А тройка с бубенцами?
ДЕД: Что ж, будут тебе и бубенцы…
(хлопнул Мороз в ладоши,  и выскочила свинья, запряженная в сани с бубенцами)
МАРФУША: Это что? Это мне?!
ДЕД: Тебе, тебе. Садись, поезжай.

   Села Марфуша в сани со свиньей, та ее и повезла домой. А Мороз вздохнул тяжело и пошел куда-то по своим морозным делам. Мороз скрылся и скрылся его дом. Зато вновь появился дом, где живут Варенька и Марфуша. Петух, сидя на заборе, услышал вдалеке звон бубенцов и закричал.

ПЕТУХ: Ку-ка-ре-ку! Варенька - красавица в доме прибирается, а Марфушенька – душенька на свинье катается! Варенька – красавица бриллиантами сверкает, а у Марфушеньки – душеньки в ведре сосульки тают!

   Въезжает Марфуша на свинье и громко-громко плачет. На шум выбежала Варенька.

ВАРЕНЬКА: Что стряслось, Марфушенька, что стряслось, сестрица?
МАРФУША: Обманул меня Мороз, все мои камушки драгоценные в воду превратились! Бусики мои бриллиантовые растаяли! Обманули! Провели! Вместо драгоценностей сосульки подсунули!!!
ПЕТУХ: А чего же ты, Марфушенька – душенька ждала? Ведь ты первая дедушку обманула – в доме не прибиралась, перину не взбивала, обед не приготовила! Работа твоя не настоящая была, вот и бриллианты твои такие же, не настоящие!
МАФУША: Кыш! Глупая птица! Ты ничего не понимаешь!
КОРОВА: Му!
МАРФУША: И ты замолчи!
ВАРЕНЬКА: Не сердись на них, Марфуша, они не виноваты в том, что ты ничего делать не умеешь и не желаешь.
МАРФУША: Тебе хорошо говорить, у тебя вон какие подарки. А у меня что?!
ВАРЕНЬКА: Ты не завидуй, сестрица, а сама не ленись, да другим помогай, тогда и у тебя все будет. Ведь в народе так говорят:
Что отдашь, то и  получишь,
Что посеешь, то пожнешь,
Ну, а коль лениться будешь,
То от лени пропадешь.

   Все поют финальную песню:

Не сложен смысл у сказки нашей:
С ленью ты не сваришь каши,
С ленью горы  не свернешь,
С ленью только пропадешь.

Лень – капризная девица,
С нею лучше не водиться!
Ни кому и ни когда
Лень не делала добра.

И поэтому, друзья,
С ленью нам дружить нельзя,
Мы совет хотим вам дать:
Старайтесь мамам помогать.


Рецензии