О старинном натюрморте. Капли 4

     Балтазар ван дер Аст применял в своих натюрмортах много специальных эффектов, в том числе композиционных. В частности, он довольно часто решал проблему сопоставления пространственных зон, деля композицию на две ступени. Этот прием использован и в большом «Натюрморте с фруктами» из Эрмитажа. Некоторые предметы показаны в нижней зоне, на полке под столешницей. Художник решает довольно интересную и сложную проблему: он разрабатывает не только передний и задний план, но и нижний, и верхний. В каждой зоне – свое пространство и своя особенность изображения предмета. Вверху изображены попугаи и порхающие насекомые. Верхняя зона демонстрирует еще и стремительный уход вглубь, по направлению от зрителя – это диагональ виноградного стебля, несущего легкие, тонкие листья. В нижней зоне, лишенной прорыва вглубь, предметы наделены большей отчетливостью, они кажутся более выпуклыми.
     Большой «Натюрморт с фруктами» Балтазара ван дер Аста можно мысленно поделить на несколько фрагментов, в каждом из которых – свое настроение и состояние вещей. Букет цветов, помещенный справа, отделен от загруженного яркой грудой фруктов центра картины пространственным интервалом и как будто сам просится в отдельную картину. Но обратим особое внимание на прямоугольник пространства внизу, под вазой с букетом – это часть нижней зоны с четырьмя светлыми черешнями, листьями абрикоса, несущими большие светлые капли воды, и сияющими каплями, скатившимися вниз. Возможно, это – самый лирический фрагмент картины, показывающий живописца с особой стороны. Здесь он – мастер камерного, лирического настроения, виртуозно передающий особенности фактуры неровных, шероховатых листьев, тень от которых осеняет мягко светящиеся в полумраке черешни. Особая роль отведена каплям воды. Как большие светлые бусины, они украшают листья, и как округлые кусочки горного хрусталя, рассыпались по деревянной полке. Именно здесь, в этой части своего большого натюрморта, художник и передал то, к чему стремился – впечатление стремительного движения. Упавшие капли, конечно, рассеялись после падения фруктов: часть капель упала с листвы, часть – еще осталась, но также готова скатиться вниз.  Отметим особую эстетику упавшей капли в натюрморте: каждая неповторима по-своему, и в одной – самой крупной – мы можем видеть отражение окна, переданное искусным сочетанием четырех крохотных белых бликов...


Рецензии