О старинном натюрморте. Капли 4
Большой «Натюрморт с фруктами» Балтазара ван дер Аста можно мысленно поделить на несколько фрагментов, в каждом из которых – свое настроение и состояние вещей. Букет цветов, помещенный справа, отделен от загруженного яркой грудой фруктов центра картины пространственным интервалом и как будто сам просится в отдельную картину. Но обратим особое внимание на прямоугольник пространства внизу, под вазой с букетом – это часть нижней зоны с четырьмя светлыми черешнями, листьями абрикоса, несущими большие светлые капли воды, и сияющими каплями, скатившимися вниз. Возможно, это – самый лирический фрагмент картины, показывающий живописца с особой стороны. Здесь он – мастер камерного, лирического настроения, виртуозно передающий особенности фактуры неровных, шероховатых листьев, тень от которых осеняет мягко светящиеся в полумраке черешни. Особая роль отведена каплям воды. Как большие светлые бусины, они украшают листья, и как округлые кусочки горного хрусталя, рассыпались по деревянной полке. Именно здесь, в этой части своего большого натюрморта, художник и передал то, к чему стремился – впечатление стремительного движения. Упавшие капли, конечно, рассеялись после падения фруктов: часть капель упала с листвы, часть – еще осталась, но также готова скатиться вниз. Отметим особую эстетику упавшей капли в натюрморте: каждая неповторима по-своему, и в одной – самой крупной – мы можем видеть отражение окна, переданное искусным сочетанием четырех крохотных белых бликов...
Свидетельство о публикации №210071900433