Братья, братовья, браты, братуси..
Горнальские аисты уже не боятся паломников. Привыкли. С высоты своего гнезда они спокойно смотрят на праздничную суету перед храмом у столиков со свечами, терпеливо слушают многоголосье церковных распевов, доносящееся из раскрытых церковных дверей. Иногда закрывают птенцов крыльями, но это скорее по привычке. Бояться в монастыре некого.
В единственный пока в обители храм- Никольский - попасть невозможно. Переполнен, да и не хочется толкаться. У порога застыли в молитвенной сосредоточенности паломники. Всё время подъезжают автобусы и машины, и новая группка гостей вливается в толпу у входа. Жарко. С утра по радио объявили, что ожидается от 30 до 33 градусов тепла. И хотя ещё утро, но, кажется, начинает припекать серьёзно. Менее стойкие паломники сидят в тени на травке. Всматриваются вдаль.
Украинский крестный ход иногда бывает виден, далеко-далеко ползёт по лугу полоска из светлых пятнышек, блеснёт стекло автобуса или машины сопровождения. Скоро и мы пойдём навстречу. Как только закончится Литургия.
Ольга Долгова, преподаватель Суджанского музыкального училища, распевается вместе со своими ученицами. Им, как певчим, предстоит идти рядом с Иконой и весь крестный ход, не смолкая, славить Пресвятую Богородицу. Многие куряне приехали с семьями. Выделяются среди них казаки своей красивой формой и осанкой. Подхорунжий Андрей Примосткин взял с собой жену Ирину и маленького сына:
- С нетерпением ждём общей с украинцами молитвы. Ведь мы же все- Русь единая и неделимая. Верю, что когда-нибудь границы исчезнут.
Курянин Виктор Пьяных тоже приехал со своей семьёй. Он считает, что пришло время объединяться вокруг святынь, пора вспомнить и добрые давние традиции своего народа. Сколько же можно быть иванами, родства не помнящими?
Это- аксиома. Но, кажется, только для людей верующих. Да, крепко подзабыли братья-славяне, что все мы родом из одного Отечества- Руси Святой, что мы - наследники её духовного величия. А наследство наше вовсе не в гордости историческим прошлым, не в ностальгических воспоминаниях об экономической мощи, не в воинственных лозунгах, а в смирении, простоте и негромкой, но деятельной любви к Богу, к людям, ко всему, что окружает тебя. И вот к этим аистам, и этим цветам, и этой прекрасной природе.
С горы, на которой стоит монастырь, открывается такой вид, что глаз не отведёшь. Хочется запомнить его навсегда. Раздольная пойма Псла, изрезанная блестящей извивающейся лентой реки, покрыта молодой, свежей луговой травой. Сочно- зелёные кустарники, деревья разбросаны по всему лугу. А дальше - бескрайнее поле, а ещё дальше - видны крохотный купол Миропольского храма и домики. Украина. Щедрое солнце, общее для всех, сияет на ярком голубом небе, отражаясь в реке и в капельках росы на скромных полевых цветах. Пробежит ветерок, и волнами ходят травы, посылая нам свой неповторимый аромат свежести и летнего ликования.
Суджане говорят, что решением ЮНЕСКО окрестности Горналя включены в список десяти красивейших мест Европы, сразу после Швейцарии. Да только куда там Швейцарии! Разве где-нибудь так же вольно дышится, так же воспаряет от радости душа, забыв земные свои заботы и горести?
Наверное, вот так же, как и мы, стояли здесь в 17 веке иноки-черноризцы из Воронежского Дивногорского монастыря, поражённые красотой этих русских просторов. И решили построить монастырь на этой горе, дом для старинной иконы Божией Матери, которую принесли с собой, спасая от татар, разгромивших их обитель. Сама Пресвятая Богородица выбрала гору Фавор для Себя. А в 18 веке о чудесах святыни знала уже вся Россия, и ещё раз прославила Матерь Божию в Чудотворном Её образе «Пряжевском». И до сих пор прославляет.
Но вот закончилась служба, и к нам в тенёк подходят семинаристы из архиерейского хора. Со знакомым по прежним поездкам Иваном как-то сам собой завязывается разговор. Говорим о тех, кто нас не любит, обижает, о врагах.
- Так они же нас спасают. Их особенно любить надо,- объясняет Ванечка.- Мой батюшка их так и называет «благодетели» и никак иначе и молится сугубо, как за самых дорогих людей.
Ох, легко понять, трудно выполнить. Кто- то из ребят выносит ананас и по дольке раздаёт всем. Ваня отказывается от своей порции в мою пользу. Я отдаю своему другому соседу, тот - водителю, который, наконец, с удовольствием поедает сочный ананас. Мы невольно улыбаемся его детской радости. А на душе - будто ананасовый бальзам какой-то пролился.
- Надо же, какая маленькая долька, а сколько добра сделала, - замечает Ваня. - Сколько раз её пожертвовали ближнему.
Я давно заметила, что когда идёшь по маршруту крестного хода, попадаешь в особое пространство Евангелия, где тебя учат христианским заповедям как-то особенно зримо и явно. Будто экзамен сдаёшь в институте жизни. Или проваливаешь, а в следующий раз всё повторяется заново, пока не получишь хорошую отметку.
Выносят Чудотворную Икону, и десятый юбилейный крестный ход начинается от стен Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря. Многие паломницы встречают святыню на коленях, смиренно склонив головы. Зрелище - торжественное и великолепное. Впереди несут крест, затем хоругви, идут певчие, непрестанно служится молебен. Энергично регентует протодьякон Александр Белецкий, и сам своим мощным баритоном перекрывает хор. Дальше в киоте, украшенном цветами, сияет тёмный византийский Лик Пресвятой Богородицы. Сегодня, говорят люди, Икона необыкновенно благоухает. А я-то, грешница, думала, что это ладан какой-то особенный…Вслед за иконой идёт владыка Герман, духовенство, затем множество народа: белые платочки, кепочки. Светлый такой поток людской. И все подпевают хору.
Идём недолго вниз с горы. Вот и мост через Псёл, по нему проходит граница между Россией и Украиной. Стоят пограничники, а на другой стороне моста с пышными тремя караваями - девушки в расшитых блузках, за ними - толпа паломников, над которой возвышаются хоругви и похожая на нашу копия « Пряжевской» иконы. Только поновее, недавно выполненная. Впереди архиепископ Сумской и Ахтырский Марк. Переходим границу, пограничники пропускают небольшими группками, мол, мост не выдержит, провалитесь в реку, говорят. « А ничего, - смеются женщины. - Жарко, так искупаемся!» С десяток паломников прямо в одежде прыгнули в реку, плещутся у берега. Кто-то переходит границу по воде.
Мы спешим, доски шатаются под ногами. Нам бы не границы возводить, а собраться всем вместе и выстроить хороший крепкий мост. Это было бы по-хозяйски и правильно. На другом берегу уже целуются православные, так принято, и это - искренне. Среди нас много суджан, у которых в украинском Мирополье, куда мы идём, живут родственники. У многих из курян уже есть друзья и старые знакомые - украинцы по прежним встречам. От границы две наших колонны сливаются в одну. Понять, кто русский, а кто украинец - совершенно невозможно. Лица славянские, даже похожи друг на друга. И молимся мы на одном, одинаково понятном всем, церковно - славянском языке. У нас одна святыня и единая вера. Нас связывает многовековая общая история, и это не перечеркнёшь одним росчерком пера.
До Мирополье недалеко, всего-то семь километров. В старину люди ходили по этой дороге только пешком - на ярмарки, в монастырь на Богомолье. А нам, изнеженным, привыкшим к городскому комфорту, тяжеловато, отекают ноги, болят спины. Да ещё солнце припекает так, что лицо обжигает жаром, как у русской печи. Жажда. Кто-то умный взял с собой бутылочки с водой, но большинство терпит, и только молитва не смолкает над крестным ходом. Она-то и даёт силы.
Семь километров проходим за два часа. У самых первых домов в Мирополье нас ждут селяне. Они вынесли вёдра с холодной водой, предлагают нам кружки и чашки. Жадно пьём, а у следующего дома снова хочется пить, и снова подходим к хозяевам. На скамейке сидит пожилая женщина, опираясь на палочку, а девушка, видно её внучка, то и дело бегает во двор, выносит вёдра с водой, которые моментально пустеют. На столе у соседнего двора стоят запотевшие трёхлитровые банки с мутноватой жидкостью.
-Сок берёзовый, выдержанный, холодненький, прямо из погреба.- Объясняет мужчина.- Пейте, прихожане.
Из самого сердца вырываются слова благодарности: «Спаси вас Христос, люди добрые, дай вам Бог здоровья»! А в ответ, как и положено у православных: « Во славу Божию!» И светлые, добрые улыбки, их уносишь с собой. И этот евангельский урок доброты.
По Мирополью километра два идём уже бодрее. Николаевский храм, построенный в начале века по благословению государя Николая Второго, ещё не полностью восстановлен после 90-летнего запустения. Любуешься его огромностью и величием. Какая же вера была у наших предков, если в таком маленьком городке, а ныне селе, возводили такое великолепие! Заканчивается молебен крестного хода, начинается новый. На весь храм гремит: « Богородица, Дево, радуйся!» Поют все, получается многоголосый, могучий хор.
К Чудотворной Иконе выстраивается очередь, все спешат приложиться к святыне, попросить о самом заветном, дорогом. Сегодня всем, кто потрудился во славу Божию на крестном ходе,- особая милость от Богородицы. Кому-то благословение, кто- то исцелится от болезни, а кому-то – подарок для смирения. Всё драгоценно, всё дорого, всё во спасение. Владыки Марк и Герман говорят с амвона добрые и тёплые слова о нашем единстве, о дружбе, о надежде. Они греют душу, их хочется запомнить. Желают всем мира и крепкой веры, без которой не будет ни мира, ни жизни.
А во дворе кормят паломников. Старый знакомый повар Саша из Сум командует походной кухней. От его шуток-прибауток усиливается аппетит. « Девчата,- обращается он к боевым старушкам,- не толкайсь, всим зараз налью. Я понимаю, шо я красивый, шо вы на меня смотрите, но я же на работе».
-Хороший аппетит у паломников?- оглядываю длинную очередь у походной кухни.
-А как вы думаете, если 200 литров кулеша и 300 килограммов каши уже зъилы!
Встречаю много знакомых. Священник Евгений Шестопалов, настоятель Суджанского Троицкого храма и благочинный, вместе с владыкой Ювеналием был одним из инициаторов возрождения крестного хода после многолетнего запрещения. Сегодня его потрясла, как он говорит, « до мороза по коже», встреча на границе. Украинский священник, раскрыв объятия, приветствовал нас: « Здравствуйте, русские братья!»
- Да, духовно мы едины, Это бесспорно, и границы до неба не достают,- так думает не один отец Евгений.
Он услышал от украинок во время крестного хода фразу, которая созвучна и русскому сердцу: « Мы скучаем и плачем за вами, русские братья». А уж как мы скучаем, с какой грустью вспоминаем те времена, когда жили мы в одном государстве, и были намного богаче и сильнее нашим единством, взаимно обогащаясь духовно и культурно!
Инок Агафон служит в соседнем украинском селе, он напоминает старую истину о том, что сила - в единстве, что поодиночке нас сломать легко:
- Россия, мы тебя любим и смотрим на тебя с надеждой!
Паломница Ольга из украинского Тростенца рассказывает, что молилась, прежде всего, о нашем единстве, о нашей молодёжи, которой намного труднее разобраться в сложном современном мире, чем когда-то нашему, выросшему в Советском Союзе, поколению. Её глаза наполняются слезами, когда она говорит о том, что нашим народам нельзя расставаться ни за что на свете.
И мы все хорошо понимаем, что такое это « что»: мирские блага, националистические идеи, взаимные претензии и нераскаянные грехи, груз, который тянет нас в разные стороны. И всё же чем сложнее отношения между нашими государствами, тем теплее и трогательнее наши встречи. Нынешняя - шестая, и она действительно братская. Неужели наступят времена, когда мы не сможем вот так просто общаться, молиться вместе?
Весь крестный ход на инвалидной коляске проехал красивый синеглазый парень. Знакомимся, Ян- немец, приехал в Сумы из Берлина на два дня, узнал о крестном ходе и решил участвовать. Ему помогают друзья. Юля и Николай, оба прихожане одного храма. Разговор идёт то на русском, то на английском, то на немецком. Яну очень нравится православие и православные люди. Он поражён и удивлён, что в крестном ходе участвовало много пожилых и больных людей, но никто не жаловался, все мужественно шли. Ян желает всем православным счастья и много- много любви. У него открытая хорошая улыбка, Юля рассказывает, что Ян добрый и духовно сильный человек, у него многому можно научиться.
В тени от белого микроавтобуса расположились люди. Во время крестного хода на нём подвозили изнемогающих паломников. Рядом стоят мужчина и женщина, те самые, которые приглашали людей в микроавтобус, сейчас они поют. И то верно, какая же Украина без песен! Поют они так красиво и слаженно, что догадываюсь - это муж и жена, и оба - музыканты. Георгий и Татьяна из Сум, исполняют собственные произведения и своих друзей. Вокруг них сразу же образуется небольшая группка слушателей, им дружно аплодируют и желают «многая лета». Их песни о Родине, о вере, о славянском братстве. Я запомнила припев одной: « Братья, братовья, браты, братуси, воля Божья нас навек сплела. Русский, украинский, белорусский, три вершины, три родных ствола».
_ -У нас сегодня праздник, потому что русские пришли, - у Георгия тёплые карие глаза, он дружески улыбается.
Но пора возвращаться в Россию. Из храма выносят Чудотворную Икону, выстраивается колонна. Моя старая знакомая ещё с первого международного крестного хода в 2002 году Валя Кравцова из Мирополья на дорогу даёт полторалитровую баклажку с водой: « Для тебя набирала». А я в журналистской суете и забыла позаботиться о воде. Через несколько десятков метров она нагревается, но становится только вкуснее, храня доброту Валиных рук.
Обратный путь вдвое тяжелее. Четыре часа дня, самый зной, да и усталость сказывается. Иногда так темнеет в глазах, что, кажется, вот-вот упаду. И сколько же раз я молилась о здоровье Вали- глоток тёплой воды возвращал мне силы. Поистине - животворящая влага.
Чудотворная Икона где-то далеко впереди, оттуда слышны громкие песнопения. Неужели священники и певчие совсем не устают? Наконец доползаю до последнего моста, здесь у границы нас ждёт машина. Но до неё ещё надо дойти. Паломники прощаются с Иконой, друг с другом, приглашают в гости. А меня останавливают знакомые суджане: « Дайте воды, ради Бога, хоть глоточек». С радостью отдаю им Валину баклажку. Её передают из рук в руки. Как лучший дар получаю своё: «Спаси Господи, матушка». Я рада, что благодаря украинской знакомой у меня есть что отдать, пусть даже один глоток воды.
- Надо же, такая небольшая баклажка, а сколько добра сделала, скольким ближним её пожертвовали! - вспоминаю семинариста Ваню.
… Крестный ход возвращается в Горналь. Он поднимается всё выше по горе Фавор, и издалека виден светлой ленточкой среди благоухающей свежей зелени травы и деревьев. Наверное, сто лет назад всё было точно так же: та же неземная красота, те же молитвы, та же икона. Вот только мы... А мы- похожи ли на тех русских, православных?
Крестный ход уже почти на самой вершине горы. Кажется, он поднимается в небо…
Суджанский район Курской области. 2007 год.
Свидетельство о публикации №210071900923
Любовь Белова 2 31.08.2014 18:29 Заявить о нарушении
Елена Выборнова 2 01.09.2014 14:22 Заявить о нарушении
Любовь Белова 2 01.09.2014 14:51 Заявить о нарушении
Елена Выборнова 2 01.09.2014 15:04 Заявить о нарушении