Глава 4. Теорема Артемонова

        ТЕОРЕМА АРТЕМОНОВА ИЛИ МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО МЫ ПРИУЧИЛИ.

Пожилая литераторша Эльвира Леоновна вот уже добрых пятнадцать минут втолковывала неугомонному 6-му «Б» крайне поучительную нотацию по поводу недавнего происшествия в кабинете химии. Учительница наивно полагала, что её воспитательный монолог кто-то слушает. Класс тем временем зевал от скуки, вертелся и жил своей жизнью, насколько это вообще возможно во время урока. Второгодник Лукойл, открыв учебник, изо всех сил зубрил заданное на дом стихотворение. Саша Решетников, прозванный за способности к шахматам Капабланкой, ставил под партой четвёртый мат белому королю из набора карманных шахмат, за которого играла Валерия Королькова. Сама Королёк бросала негодующие взгляды на хозяйку шахмат и свою лучшую подругу – Шольц Кристу, прося её проучить дерзкого обидчика, неизвестно с какого перепугу нанёсшего ей четвёртое поражение подряд. Криста Шольц в это время не могла заметить просящие взгляды своей подруги, потому что была целиком поглощена выполнением домашнего задания по английскому языку, заданного классу на следующую неделю. Девочка слишком ценила время и поэтому любила выполнять домашнее задание заранее, если представлялась такая возможность.
В это время её сосед по парте, главный виновник пресловутого взрыва в кабинете химии, о котором так усердно ораторствовала Эльвира Леоновна, доказывал в голове недавно составленную и представленную на суд класса неоспоримую теорему – теорему Гешки Артемонова, которая гласила: « Если ученик по какой-либо причине (неважно – уважительной или нет) не выполнил домашнее задание, неминуемая двойка за отсутствие означенного ему не грозит». И уже придумывал доказательство:
1) Эльвира Леоновна всегда проверяет домашнее задание в начале урока (аксиома);
2) Учитывая преклонный возраст нашей литераторши и беря во внимание исключительную важность обсуждаемой темы ( Гешкин взгляд на мгновенье задержался на учительнице, которая вдохновенно продолжала свой монолог), считаю, что Эльвира Леоновна первый раз отступила от установленного правила (см. пункт 1) в связи с тем, что её память недолговечна и подвержена склерозу.
3) Поскольку урок литературы тоже недолговечен, а драгоценные (взгляд на часы) 15 минут его времени уже потеряны безвозвратно, Эльвире Леоновне сейчас предстоит объяснять нам новую тему. Следовательно, времени на проверку домашнего задания уже нет, даже если (спаси Бог!) она о нём вспомнит.
4) Поскольку по вышеуказанной причине проверка домашнего задания не будет осуществлена, значит и двойка за отсутствие оного ученику (мне - в данном случае) не грозит, что и требовалось доказать.
Придя к этому выводу, Гешка решил, что из него получился бы неплохой математик ( во всяком случае, не хуже брата), особенно если он сможет перевести свою теорему на математический язык – язык чисел и формул. Для этого Гешка решил создать свою теорию вероятности – вероятности неполучения «двойки» при отсутствии домашнего задания. Да, это надо было высчитать. Итак, приступим. Условие уже есть, составим уравнение:
Пусть «двойка» будет x, точнее – 2x, потому что это всё-таки «двойка», невыполненное задание будет z, причём z перечёркнутая – задание всё-таки не выполнено. И ещё нужно помножить всё это на 100 – результат-то должен выйти в процентах. Гешка всерьёз увлёкся решением этой непростой задачи, как вдруг со стороны учительского стола раздался возглас, опровергающий все его математические изыскания с самых основ:
- Артемонов, к доске! – как гром посреди ясного неба раздался голос Эльвиры Леоновны.
Гешка неспешно вышел к доске с безразлично-спокойным видом. Теорема трещала по швам, однако сдаваться шестиклассник не собирался. Класс с интересом наблюдал за означенным учеником, зная, что заданное на дом стихотворение Гешка не выучил в связи с футбольным матчем против 6-го «В»,  кроме того, все были в курсе неоспоримой теоремы Артемонова и с нетерпением ждали, как юный теоретик начнёт её доказывать.
- Рассказывай стихотворение и побыстрее – не тяни резину – урок не бесконечный, а на перемену вы остаться не пожелаете, - вспомнив наконец об упущенном времени, поторапливала отвечающего учительница.
- Какое стихотворение? – спросил Гешка, придумывая как выкрутиться из непростой ситуации и спасти страничку своего дневника от неизбежной двойки за невыполненное домашнее задание. Доставлять очередную «радость» родителям он не хотел, потому что им и без того придётся идти завтра в школу к Ларисе Витальевне, чтобы узнать от классной руководительницы 6-го «Б» о совсем не случайном инциденте, случившимся сегодня в кабинете химии при непосредственном участии их сыночка. Да и перспектива выглядеть дураком перед классом Гешку Артемонова отнюдь не прельщала. Ведь не зря же шестиклассник придумал эту злосчастную теорему, да ещё сумел похвастаться ей перед всеми аккурат перед началом текущего урока!
- Как какое? Которое я вам задала вчера выучить. Так ведь, ребята? – учительница хотела заручиться на всякий случай поддержкой класса.
- Да, Эльвира Леоновна. Вы нам задали выучить наизусть стихотворение Тютчева «Весенние воды», - староста класса Марина Дятлова в который раз оправдывала кличку Стукач, данную ей классом.
Класс переглянулся. После заявления этой юной особы, доказательство неоспоримой теоремы заметно усложнилось.
- Мы в ответе за тех, кого мы приручили! – Гешка вдруг ни к селу ни к городу процитировал знаменитые строки из известного произведения французского писателя.
- Артемонов, ты это к чему? – искренне удивившись, поинтересовалась Эльвира Леоновна, не ожидая никакого подвоха, - Я, конечно, безумно рада, что ты опережаешь школьную программу и интересуешься творчеством Антуана де Сент-Экзюпери, но не стоит забывать о домашнем задании. Итак, я слушаю стихотворение!
- Мы в ответе за тех, кого мы приучили! – повторил Гешка, на этот раз позволив себе сделать небольшую оговорку, которая, впрочем, не была замечена литераторшей, так как хорошим слухом в силу своего преклонного возраста Эльвира Леоновна похвастаться не могла, - Я приучил свои мозги! И теперь, согласно словам французского классика, вынужден нести полную ответственность за их содержание.
Двусмысленная фраза Гешки повергла класс в гомерический хохот. Литераторша сразу же заподозрила неладное. И только звонок с последнего урока, заставший пожилую учительницу  врасплох, избавил Артемонова от неизбежного возмездия Фемиды за содеянное преступление против зарубежной классической литературы. Зато научный прогресс восторжествовал. Ведь именно с этого дня в одном из разделов математики появилась новая, доказанная на практике, но ещё мало кому известная теорема – теорема Гешки Артемонова.


Рецензии
Весело! школьные годы чудесные... А сколько еще историй можно вспомнить...если напрячься)))
С уважением,

Ольга Тичер   05.08.2010 16:29     Заявить о нарушении
Ну, вспоминать совсем необязательно:)Можно ещё и сочинить)))
С теплом,
Наташа Лев.

Наталья Левченко   12.08.2010 16:34   Заявить о нарушении
Мне кажется, в жизни ТАКОЕ БЫВАЕТ, что выдумать невозможно)))

Ольга Тичер   13.08.2010 14:17   Заявить о нарушении
Нет, Вы ошибаетесь:) Всё возможно! Нужно только поднапрячься...и проявить фантазию)))

Наталья Левченко   13.08.2010 16:35   Заявить о нарушении