Шаг

      Стояло знойное лето семьдесят пятого года. До конца смены в пионерском лагере под Шепси оставалась неделя. Море радовало уже не так сильно. Еще не хотелось домой, но уже было все настолько обжито, обыденно. Хотелось чего-то вкусненького и новенького. Послеобеденное время тянулось медленно, спать не хотелось. На море не убежать – там жарились на солнце воспитатели и пионервожатые.
       В одной из комнат девочек пятого отряда царило оживление, полумрак и призрачное ощущение прохлады. Разговор зашел о еде. Кто - то вспоминал бабушкины пироги, кто-то другие кулинарные пристрастия. Дело не в том, что в лагере кормили плохо, совсем наоборот. Лагерь принадлежал энергетикам, питание отличалось хорошим качеством, разнообразием и всем нравилось. Дело в том, что просто было скучно.
       Ленка – худенькая, остроносая девчонка с бегающим взглядом поведала, как у бабушки в деревне прошлым летом, она с компанией местной ребятни участвовала в набегах на урожай соседей. Рассказ показался веселым. Ленка увидев такую реакцию подружек, вошла в раж и предложила нарвать яблок из колхозного сада. Он находился за забором лагеря и ближе всего к корпусу где жили девочки. Предложение поддержали еще трое. Но тут в разговор вступила Нюся. Эта девочка с короткой мальчишеской стрижкой пользовалась авторитетом. Она была инициатором игр, розыгрышей, мирила ссорившихся и с удовольствием участвовала в общественной жизни отряда. Она приподнялась над подушкой и с укором сказала:
       - как вам не стыдно! Не хорошо это, воровать яблоки!
       - Да ты просто боишься, трусиха! Это тебе не чертиком в день Нептуна скакать! – тут же парировала Ленка.
       - Вот еще, я нисколько не боюсь, а просто против, – ответила Нюся.
       - А вот и боишься, трусиха! Вот я всем сегодня за ужином расскажу! – не унималась Ленка.
       - Ах, так! А ну, пойдем! – сказала Нюся, вскакивая с кровати и обуваясь.
       Выскочив из комнаты, Нюся с горящими глазами спустилась со ступенек и решительно направилась в сторону забора. Ленка догнала и на всякий случай зашипела, опасаясь, что не все вожатые ушли на море и их поход может плохо закончиться:
       - нужно главный корпус с левой стороны обойти, чтоб никто не увидел, там легче через забор перелезть. Я знаю, мальчишки говорили.
       Так они и поступили. Пыл Нюси слегка угас после того, как они перебрались через забор. Несмотря на кажущуюся бесшабашность, она была правильной и честной девочкой. Нюся думала, что яблоки они наберут на первом же дереве, причем ей для доказательства что не трусиха, хватило бы и одного. Но в этой части сада деревья были либо старыми, либо ранних сортов, и урожай с них уже сняли. Трава между деревьями росла густо, путая ноги при ходьбе. Молча они продвигались вглубь сада. Солнце стояло в зените, деревья почти не отбрасывали тень. Было очень жарко, пить хотелось нестерпимо. Птицы молчали и только кое - где стрекотали кузнечики.
       Минут через пятнадцать, Ленка радостно вскрикнула:
       - О-го-го, вот они наши яблочки!
       - Чего ты орешь, сейчас нас сторож услышит – одернула Нюся свою товарку.
       - Дурочка ты, Нюся и трусиха! Ну, какой сторож! Давай, налетай! – продолжала верещать Ленка.
       Радостная, она забралась на дерево и рвала желтовато- розовые яблоки, складывая их за пазуху. Нюся стояла под деревом и пыталась остановить сбор урожая:
       - Да хватит уже, слазь, куда столько набираешь?
       Рядом с ней упало яблоко. Нюся подняла его и не удержавшись, надкусила. Яблоко было сочным и ароматным. С дерева слезла Ленка – растрепанная и мокрая.
       - А ты чего не рвешь? – спросила она в недоумении.
       - Мне не надо - ответила Нюся, отводя взгляд в сторону. Она выбросила огрызок и вытерла рот тыльной стороной ладони.
       - Точно: дура ты, Анька. Тащиться по такой жаре из-за одного яблока!
       Девочки двинулись в обратный путь. Не успели они пройти и десятка шагов по направлению к лагерю, как их остановил окрик:
       - Стой, стрелять буду!
       Девочки замерли и нерешительно развернулись на голос.
       Они увидели высокого старика крепкого телосложения с седой бородой и еще черными усами. Голову покрывала кепка с большим козырьком, щедро отбрасывающая тень на лицо. В руках он держал толстую узловатую палку-посох.
       - Что ж это вы, стрекозы, удумали яблоки воровать? Мало вам в столовой их каждый день дают? – старик смотрел сурово и с осуждением.
       - Ой, дедушка, простите нас, мы больше не бу-у-дем. Мы не хотели вовсе воровать, мы случайно! – заканючила Ленка, выдавливая слезы и размазывая их по лицу кулачками. Нюся стояла молча, сгорая со стыда, опустив голову.
       - Как так – случайно? У вас сонный час в лагере, а вы здесь, с яблоками за пазухой - спросил дед, подходя ближе.
       - Мы больше не будем, отпустите нас, пожалуйста… - продолжала Ленка давить на жалость.
       - Ну-ка, пошли к начальнику лагеря, безобразницы! – грозно прервал нытье сторож, - и хватит сырость разводить! Показывайте, в каком месте в сад забрались.
       Ленка шла, придерживая футболку с яблоками обеими руками и причитая про плохую кормежку в лагере, больную маму, не забывая про мольбы о пощаде. Нюся пару раз одергивала подельницу:
       - помолчи, Ленка, сами виноваты, никто нас не заставлял….
       - Как тебе не стыдно, нас хорошо кормят и каждый день фрукты дают!..
       - Не смей ничего про маму говорить, замолчи!..
       Так они дошли к главному корпусу. В здании никого не оказалось, о чем свидетельствовала запертая дверь. По территории уже кое-где пробегали дети, с удивлением поглядывая на живописную троицу. Тихий час закончился, скоро отряды должны были идти на море.
       Посмотрев на небо, потом на часы, сторож перевел взгляд на Нюсю и спросил:
       - а ты чего без яблок и не просишь отпустить, стрекоза?
       - Стыдно, дедушка. И я одно съела - еле слышно ответила девочка, еще больше краснея.
       Дед, крякнул, вытер пот со лба рукавом клетчатой рубахи. Положил руку на плечо Нюси и сказал, глядя на Ленку:
       - скажи спасибо своей подруге. Если бы не она… идите уже.
       Утром следующего дня в столовой было объявлено общее построение отрядов сразу после завтрака. Вожатая ничего не объясняла, загадочно отвечая на вопросы: "скоро все сами узнаете".
       Наконец отряды построились на площадке. Нюся случайно оказалась рядом с Ленкой. Все переминались с ноги на ногу в ожидании начальника лагеря. Он появился в сопровождении вчерашнего старика, но без посоха, одетого в белую рубашку с галстуком. Ленка, узнав сторожа, негромко ойкнула и присела, прячась за спину впереди стоящих.
       - Нюся, Нюся, что делать? Что же теперь будет?
       Нюся тихо ответила таким тоном, что Ленка не преминула выполнить:
       - Встань немедленно!
       У обеих девочек в голове ураганом проносились мысли одна ужаснее другой: "их с позором отправят домой, объяснение с родителями, собрание в школе…"
       Линейку начал начальник лагеря.
       - В связи с большим урожаем яблок, к вам обращается директор соседнего колхозного сада. Руководство лагеря надеется, что пионеры и комсомольцы окажут посильную помощь в битве за урожай!
       Слово взял директор колхоза:
       - Ребята без вас нам не справиться. Есть сорта яблок, которые срочно нужно собрать. Помогите, очень просим вас!
       По отрядам прокатилась волна разнообразных возгласов. Кто-то радовался, кто-то наоборот, выражал неудовольствие.
       Старшая пионервожатая кинула клич, одновременно широко шагнув навстречу отрядам:
       - Добровольцы, шаг вперед!
       Нюся сделала шаг...


Рецензии
Хороший рассказ и поучительный.Многие дети лазили в чужой сад или огород просто из спортивного интереса.Они даже не понимают, что это кража.Вот бы им почитать этот рассказ.Какой урок!

Татьяна Тарлавина   12.08.2010 16:22     Заявить о нарушении
Согласна с Вами. Спасибо за отзыв. Извините,то поздно отвечаю,была в отъезде

Анита Шер   19.08.2010 07:54   Заявить о нарушении