Любовь моя, Литература

Карельштейн Дора 

Любовь моя, Литература!

Посвящается одному из самых древних и прекрасных стремлений человека: - общению.
Тому, которое, как чудесный волшебник шагает через века и поколения, сохраняя вечную молодость, свежесть восприятия и величайшую мудрость веков.
Посвящается Ее Величеству Литературе.

Две сестры – Проза и Поэзия!
Вы, словно две прекрасные женщины-сестры, идете по планете, взявшись за руки.
И доколе на Земле будут люди, они всегда будут взирать на вас с восхищением, надеждой и доверием.
Кто кроме вас способен так хорошо утешить в тяжелые моменты жизни, отвлечь от трудной реальности и перенести в фантастический мир иллюзий, красок, музыки, вымысла.
Вы неисчерпаемы и безграничны, потому что, как сказочная скатерть-самобранка, можете предложить «яства» на любой вкус и пожелания.
Вы ценнейшее, вечное и непреходящее достояние человечества.
Вы воплотили в себе лучшее, чем оно владело и владеет.
У вас обеих так много общего, даже имена начинаются на одну букву – Проза и Поэзия.
Вы иногда так тесно сближаетесь, как бы переливаясь одна в другую, и тогда рождается нечто новое, общее, подобное, но различное:
Поэтическая Проза и Прозаическая Поэзия.
И эти две Новорожденные тоже прекрасны, каждая по-своему.
Проза и Поэзия!
Каждая из вас имеет свои преимущества и свои загадки, в чем-то, уступая друг другу и в чем-то превосходя.
Одна из вас легкая, грациозная красавица, подобная горному ручейку, игриво и весело жестикулирующая словами, словно разноцветными камешками, и укладывая их в музыкальную мозаику.
Другая более строгая, серьезная, трудолюбивая, как глубоководная река, таящая в себе несметные сокровища.
Веселой красавице без особого труда удается покорять сердца одной только красотой.
Ее ведь и так боготворят почти все без исключения. Как же иначе? Она же Поэзия!
А Прозе приходится изрядно потрудиться, чтобы ее заметили и оценили ее глубину и значительность. Ей нельзя забывать при этом обязанность, быть не только красивой и элегантной, но также нередко - веселой, озорной, трагичной или загадочной.
Казалось бы, какие две разные судьбы!
Легкая и радостная для красавицы Поэзии и полная трудов и напряжения для Золушки-Прозы с ее скромной внешностью.
Но тут и кроется главная «фишка», главная, невидимая на первый взгляд, «западня».
Поэзия непременно должна быть ТАЛАНТЛИВОЙ, умной и наблюдательной.
Потому что если обнаружится, что за ее красотой ничего не скрывается, то она немедленно лишается этого Божественного имени Поэзия!
Ее просто пренебрежительно назовут банальным словом - стихоплетство, умеющим стройненько укладывать слова-кирпичики в карточный домик, заполненный пустотой.
Настоящая Поэзия вместе со своим появлением должна нести праздник для Души, Разума и сердца. 
                2               
А «Трудяга-Проза» может себе позволить быть разной.
Ведь она всего лишь Проза.
Нет в мире такого горя и болезни, где было бы бессильно Творчество.
ЧТО бы не преподнесла нам судьба, какое бы не «свалилось» на нас горе, не спешите с мыслями о самоубийстве.
Есть одна золотая соломинка, ухватившись за которую, мы обязательно удержимся на плаву, и она не даст нам пропасть.
И ничего то нам для этого не надо, кроме трех вещей:
1. Чтобы мы еще были живы
2. Чтобы было чем писать
3. Чтобы было на чем писать.
И тогда мы можем отправиться на исповедь к Ее Преосвященству Прозе.
И тогда не важно, что и как мы пишем, потому что в данном случае, мы пишем во имя спасения, несущего легкость и ощущение счастья оттого, что жизнь продолжается, и мы вновь готовы в ней участвовать.

Писатель, ты - как хирург, твоё перо, как скальпель, ты можешь лечить и калечить. Писатель - это не ремесло, а долг и ответственность.
Не можешь приносить пользу - не делай вреда!
Если судить по результатам, то Литература  - это дело будущего.
Она сортируется временем.
Литература сегодняшнего дня - это пресса.

Мы перешли в новое тысячелетие и должны передать
эстафету Духовности от людей к людям.
От уходящих, к приходящим.
Из века двадцатого в двадцать первый.
От несовершенства нашего, к совершенству вашему.
Наши Души во благо ваших Душ
пусть пройдут:
от страданий к радости.
От жестокости к добру.
От ненависти к любви.
От вражды к миру.
От огня к свету.
От крови к ВСЕПРОЩЕНИЮ!
Во имя Вечности!

Как бы мы не писали, и что бы мы не писали – это всегда попытки Творчества.
Это попытка уйти от реальной жизни с её серостью, суетой, скукой, борьбой, разочарованиями.
Это возможность найти убежище в себе самом, это способ выражения и самоутверждения. Это, как бы  реванш, вознаграждение за все неудачи и поражения!
Это свобода, поиск себя и сокровищ в себе.
Творчество - это опора, способ существования и предохранительный клапан.
Оно большое счастье, помогающее уйти от всех несчастий.
Оно - благо и спасение, вера и надежда!
Надо помнить, что пока мы способны что-либо создать, мы - люди,
что бы с нами не случилось!
                3               
Но истинный талант имеет одно качество, одну особенность – он является из ряда вон выходящим, и поэтому редко встречающимся.
Чаще всего, люди, обладающие талантом, настолько выделяются из общего ряда, настолько идут впереди, что почти никогда не бывают, оценены по достоинству современниками, не «доросшими» до понимания их творчества.
Поэтому в своем большинстве, талантливые люди не только не бывают, удостоены славы при жизни, но наоборот наиболее подвержены критике и даже насмешкам.
Белые вороны - одним словом

Возможно поэтому, я особенно трепетно и с любовью  отношусь к людям, которых Бог наградил талантом писать стихи.
По этой же причине, я больше всего не переношу « рифмованных пустышек».
По моим критериям поэт, это тот, кто имеет ЧТО сказать, и УМЕЕТ это облечь в рифмованную красоту!

Но поскольку проза – это моя поэзия, то именно о ней я могу решиться «обнародовать» мои вненациональные критерии талантливости:
Чтобы проявиться, Таланту желательно иметь несколько условий:
А – быть от Бога, то есть выделяться из обычного ряда.
Б – иметь возможности для  раннего развития, желательно с детского возраста, в случае с литературой – чтение большого количества классической литературы.
Именно это, наряду с самой жизнью, и есть школа для писателя.
В литературных  же институтах, чаще всего учат отражать мораль и потребности господствующего класса.
А писатели, подготовленные таким образом, нередко пишут потом горы правильно оформленной макулатуры.
В – обладать трудолюбием, верой в себя, настойчивостью и любовью.
Г – уметь не идти на поводу «критики», то есть устоявшихся, усредненных канонов.
Д – иметь развитый интеллект,  то, что в народе называется быть умным.
Е – и, наконец, иметь непреодолимое желание писать.
Это необходимый, но не полный перечень условий для того, чтобы стать писателем, не говоря уже о талантливом писателе.

Что мешает Таланту?
1.Грубое вмешательство в виде цензуры и критики.
2. Как это не покажется парадоксальным, таланту мешает тщеславие.
Потому что, желая и мечтая о славе, писатель часто становится «конъюнктурщиком»,  угождает вкусам публики, власти, критике и т.д. В то время, как настоящий Талант, должен быть самобытным, и независимым даже от собственных комплексов и желаний.
3.Талантливым людям часто мешает такая проза жизни – как необходимость зарабатывать своим творчеством деньги. Но это слишком обширный вопрос, который понятен без комментариев. Тем не менее, настоящим писателям исторически, удавалось проявлять свой Великий Талант даже вопреки этой необходимости.

Признаки и критерии талантливого произведения:
1. Произведение должно быть страстным, волнующим, зажигающим,  переполненным неравнодушием и чувствами.
2. Наличие в той или иной форме философского смысла – обязательное условие.
3. Умение побудить читателя к осмыслению, раздумьям, сопереживанию, узнаванию
                4
себя, стремлению к самоусовершенствованию.
4. Талантливое произведение всегда должно отражать тенденции, типажи, общие направления или единичные признаки, нарождающихся явлений.
Талант – это впереди идущий, умеющий анализировать и синтезировать.
5. Великий Талант еще обладает особым свойством ПРЕДВИДЕНИЯ.
6. Немаловажную роль для отнесения произведения в разряд талантливых – играет и форма его.
7. Читатель не должен натужно «продираться» через «заумный текст».
Желательно, чтобы он, (читатель) наслаждался чтением, а не мучился преодолением. Хотя этот критерий не всеобъемлющий. Есть прецеденты.
8. Иногда мы можем говорить не о Таланте, а о талантливости автора, тогда в произведении могут присутствовать не все критерии таланта, а только некоторые из них. Но они должны быть.

Возможно, мои критерии покажутся завышенными?
Но мы же говорим о Его Величестве Таланте!
А значит нельзя так легко «бросаться» определением – талантливость.
Оно требует самых высоких мерок, иначе превратится в девальвированные слова.
Как, например, в шоу-бизнесе все вдруг стали «звездами» и слово потеряло свое высокое значение.
Имея высокие критерии, мы никогда себя не переоценим и не вообразим «живыми классикам», даже если удастся «организовывать» большие тиражи, изданных книг.
Это не критерий талантливости. Это из других областей «успеха».
Зато при высокой планке критериев, у нас всегда есть стимул, расти, расти, и расти!
Хотелось бы пожелать всем нам значительных свершений на этом вдохновенном и прекрасном пути!
И все же. «Не Боги горшки лепят» Давайте будем дерзать и поддерживать друг друга, потому, что каждый, кто взял в руки перо, или кисть, или музыкальный инструмент, на мой взгляд, уже, хоть на маленькую ступенечку, приподнялся над землей и приблизился к Богу.
Главное пытаться. На нас работает время

Мы не редко  задаемся общим вопросом: зачем мы вообще живем, в чем смысл.
Не сделаю открытия, если скажу, что Великий Божественный Замысел в усовершенствовании.
Прогресс человечества идет согласно закону спиральной цикличности, как цепная реакция жизни.
Исходя из этого, можно предположить, что вершиной цивилизаций станет ЧЕЛОВЕК ДУХОВНЫЙ, как замечательное Божественное Создание, призванное жить в мире и согласии с собой и природой.
Некое подобие РАЯ, который уже не будет Раем Адамы и Евы.
В приближении к Высшей Стадии Человеческой Цивилизации Рай будет, во все большей степени, обладать результатами достижений всех, нижележащих времен и цивилизаций во всех областях жизни.
Человечество не начнет «все с начала» даже если ему придется идти к Высшей Стадии, после ядерной катастрофы.
Потому что в ходе этого Великого Шествия Цивилизаций, происходит гибель многих материальных субстанций, но не Духовных достижений!

                5
Духовное остается, и никогда не исчезает, а только пополняет Океан Духовной Вечности (ОДВ), существующего по уникальным законам самоочищения,
самовосстановления, самосохранения и поддержания подвижного постоянства: – притока и оттока.
Поэтому все достижения человечества сохраняются и все более и более продвигаются вперед в своем развитии, делая все новые и новые открытия в познании мира и используя их в своей повседневной жизни.
Океан Духовной Вечности и есть тот источник, куда получают доступ не только гении, но и обычные люди, в силу своего развития и готовности к ВОСПРИЯТИЮ.

Да, талант и гений от Бога.
Но никому его не преподносят на «тарелочке с голубой каемочкой».
На всех могут градом сыпаться яблоки, но только один смог в этом увидеть великий закон природы.
Можно иметь самые совершенные музыкальные инструменты, но только тот, кто неустанно работал, совершенствуя свой талант, может дарить людям Божественную музыку.

Мы можем уметь складывать слова в предложения, а предложения рифмовать.
Но, не прожив предварительно жизнь, полную ВНУТРЕННЕЙ, ДУХОВНОЙ работы, мы не сможем ощутить себя подключенными к ОДВ – когда поэт или писатель уже не испытывает «муки творчества», а пишет, как дышит, и слова сами льются, наполняясь тем смыслом и содержанием, которое готов и способен ОСМЫСЛИТЬ пишущий.

Когда это происходит, его уже не волнуют ни похвалы, ни критика.
Он очень ясно и непоколебимо знает личную свою, предназначенную ему свыше задачу, направление и способ выражения.
Он не суетится, выискивая темы и образы.
Он спокоен и ждет вдохновения и озарения.
И они приходят, и дарят ему лучшие, ни с чем несравнимые минуты Творчества.
И это так!
Гениальность от Бога, но это не лотерейный билет.
Это великий труд и ответственность.
Кто-то способен понять гения, а кто-то предпочитает «критиковать» его, не поднимаясь до гения, а, пытаясь «стянуть» его до своего уровня.

Если меня переполняет музыка и радость, то я это выражаю так, как мне это доступно.
У кого-то, это будет симфония, у кого-то картина, иногда безумная, у кого-то стихи, подобные музыке.
Если у меня в Душе черно, если меня переполняют грусть и черная тоска, то я напишу реквием или поэму, или выплесну на холст черной краски… вплоть до предсмертной записки.
Если это искусство, идущее из моего Я, из моего ликования, отчаяния, любви, - кто вправе «укладывать» это в рамки принятых канонов!
Это не буквально обо мне, я пишу о ЧЕЛОВЕКЕ.
Поэтому нужно учиться толерантности, терпимости, умению НЕ СУДИТЬ то, что лично нам кажется «не таким».
Поэтому в тоталитарных обществах пытаются не допустить ничего, выходящего за

рамки принятого, усредненного, косного, представляющего опасность разрушения старого.   
Гений – это свободный, раскрепощенный, ничем не ОГРАНИЧЕННЫЙ человек, без
страха и оглядки, на то, что скажет критика.
Критика – это своего рода цензура.

Я говорю сейчас об искусстве и творчестве будущего общества, без денег и убийств.
И твердо знаю, что будет такое общество.
Я даже явственно вижу его:
когда искусство будет - для искусства, то есть для людей,
любовь – для любви,
верность - как необходимость,
красота – как потребность,
сострадание – как любовь,
труд – как творчество,
одежда, пища, жилища – в пределах необходимого.

Вероятно, поэтому живет в памяти человечества легенда об Адаме и Еве, чтобы знал Человек, что такое уже было, и отправлены они были в Путь, чтобы духовно дорасти для возвращения в свой земной, а не потусторонний Paradis.
Поэтому так долог круговой Путь Человечества – от Рая и до Рая.

Потусторонней жизни нет.
По ту сторону - только Океан Духовной Вечности, или БОГ – откуда все Души приходят, и куда после земной жизни, РАЗВОПЛОТИВШИСЬ, возвращаются, очищая или загрязняя его, и где хранится закодированная информация Великого Божественного Замысла.
Мироздание настолько же просто, насколько гениально.
Выйдя из пещеры, Человек познавал земной, физический мир вокруг себя.
Открывал материки, создавал языки, как способ общения.
Выдумывал религии, для постижения непонятного.
Начиная с двадцать первого века и далее, Человек будет вынужден открывать для себя  высшую духовную Вселенную. 
Закончится этот безумный, безумный мир, а на смену ему постепенно воцарится мир для человека, а не против него.
Сегодня это все кажется утопией.
Но только сегодня…


Рецензии
Спасибо за добро и мудрость, Дора! Пусть Ваши мечты сбудуться!

Наталия Грамацкая   04.08.2014 21:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.