Инструктора турбазы Алтай. Продолжение

Продолжение. Начало  http://www.proza.ru/2010/07/20/643

На маршрутах Горного Алтая все зависело от ИНСТРУКТОРА по туризму.
 Я работала на 319 и  416 маршрутах
         319 маршрут
- водный, по реке Бия, от Телецкого озера  до города Бийск.

Река Бия: 270 км, с 13 порогами, разной сложности.
Я прошла их все , в инструкторском походе.
Там, в верховье, на скалистых берегах Бии можно увидеть настоящие наскальные рисунки.
Верховье опасное, а  от Озера Куреево - тихая, спокойная, равнинная река.
В верховье группы, с нашим девичьим руководством, не пускали - сложные пороги, не нашего   уровня подготовки. И позднее мы водили группы только с Озера Куреево.
до самого Бийска.
"Уедем мы с Алтая и будем вспоминать
Любимый город Бийск и Бию - мать." - такую песню сочинили и пели туристы,
которые прошли поход по Алтаю.
Я авантюристка.
 Я работала на 319 водном маршруте , а плавать не умела.
Правда за год работы научилась немного держаться в спасжилете на воде.

Много лет спустя, сидя около костра в кругу туристов, я громко сказала:
- Так а я вообще плавать не умею.
Рядом сидел Зяблицкий Сергей Иванович, наш куратор от Краевого Совета по туризму.
Он живо переспросил:
- Так ты же вроде работала инструктором водного маршрута?
- Ну и что? Нас никто не спрашивал: умеем ли мы плавать?
- Как так?
- Да мы пришли на планерку первый раз, а нам  говорят, что открывается новый водный маршрут. Надо шесть человек, нас студенток-девчонок и взяли.
Мне повезло, я поехала первый раз с группой во главе с Леденевым Василием и Вороной, Татьяной Ворониной, стажером. А остальных девчонок, Аркаша посадил в лодки и потащил по порогам, в быстром темпе веслами работать.
Мне показали все экскурсии, как работать с группой, с людьми.
А им немного не повезло, сразу из теории в практику.
Так что, разное было...

Опасен ли был 319 маршрут по реке Бия?
В низовье - нет.
Раньше нет, но недавно, в 2009 году, по дну поперек реки проложили газовую магистраль и образовался высокий спуск воды, с последующей "бочкой".Не так давно погибло много туристов- новичков. Они, не ожидали этого водопада,расслабились на тихом течении и...
Так тоже бывает...коварство горных рек
Но раньше,в прошлом , самая главная опасность 319 маршрута: если, уснувший турист , падал с плота в воду.
Однажды, так случилось в моей группе:
    После обеда группа продолжила сплав. Середина лета, туч нет, жара. Впереди нет ни порогов ни шивер. Шиверы- легкие волны на воде из-за неровности дна.
Плоты - ПСНы надежные.
ПСН?
ПСН - это Плот Спасательный Надувной, вы все его видели по фильмам, о морских путешествиях, это оранжевые плоты с крышей, которые надуваются сами. Внутри такого плота, мы укладывали снаряжение, рюкзаки, палатки, а сами садились на крышу, приминая ее своими телами. На голове каски, на теле спасательный жилет, весло в руках.
Главное препятствие на реке тогда  - это сплавляемый лес и топляки.
Топляки - затонувшие мокрые бревна, один конец которых торчал из воды и мог порвать бок резинового плота.
Впереди 8 дней сплава по спокойной, равнинной реке... спи - не хочу.
   И вот, однажды :
я как и все засыпала на краю плота с веслом в руке. Сквозь сон, с соседнего плота донесся вскрик и всплеск. Маленькая девушка Ольга, уснув, свалилась с покатой крыши ПСНа в воду.
Мы все проснулись, вытащили ее из воды, поймали весло и потом долго смеялись такому маленькому приключению.
   На второй год моей работы на турбазе "Алтай" 319 водный маршрут закрыли, посчитав, что нашей квалификации для работы на нем не хватает.

Я перешла на 416 маршрут - к "матрасникам".
   "Матрасниками" называли туристов, списанных со сложных пеших маршрутов.
 Это бабушки и дедушки, дети и тети немного больные, по ошибке купившие путевку на сложное прохождение, а по здоровью попали к матрасникам.
   Почему матрасники?
Потому что матрасники не ходят в пешие походы с рюкзаком, а "давят" матрасы на одном месте.
Самый дальний маршрут для матрасника - это простая радиалка, не более  двух-трех километров пути.
    Радиалка - это маршрут однодневка, утром туда и вечером обратно или с одной ночевкой там.
Весь новый для меня  416 маршрут проходил на берегу Телецкого озера:
                - привезли - выгрузили - отдыхаем -
    Благо Телецкое озеро красивое и каждый раз удивляет своим потрясающим видом . Маршрут не сложен в физическом плане, но очень сложен морально. И от безделья в группе может быть все. Именно здесь проверялись качества инструктора, не каждый мог здесь работать..
Многие из тех, кто проходил 77 или 75, говорили , что лучше пройти два маршрута 75, чем один 416. Психологи работали на матрасах, а силачи на пеших маршрутах.
    На турбазе никто не хвастался, что он иной, и представляли всех с достоинством.
Если слышали от молодых пренебрежительное:
-Да ,Вы , матрасники, а вот мы!
То тут же кто-то рядом, постарше, такое пресекал:
-А ты сможешь, сам-то? Старики не могут на матрасах работать, а тут студенточки! Ты включил скорость утром, и вечером, твоим туристам остается одна задача - мозоли зализывать и спать. А они? Сможешь на одном месте несколько дней?
Однажды был у меня был такой случай:
Середина лета.
Разгар сезона.
Собралась необычно большая группа 416 маршрута, в 41 человек и мне дали второго инструктора, молоденькую девушку с 75 маршрута, с большими амбициями.
    Мы ушли на маршрут.
Выдались холодные ночи и на Телецком озере я заболела, большая шишка около уха. Врачи, встречной, проходившей группы сказали:
- Срочно в больницу.
И мы приняли решение, отправить меня в Иогач, в больницу.

Иогач..
В больнице кроме мази Вишневского не было ничего, боли усиливались, я сама была не рада, что сюда попала.
Познакомилась с местным населением, охотником и заготовителем кедрового ореха.
  Они рассказывали,как сбивают шишки, как охотятся. Как один случайно свалился с кедра и пропорол ногу о сук.
Было немного скучно, но я , не смотря на боль в ухе, впервые выспалась.
  На третий день ко мне в больницу пришла делегация с турбазы "Золотое озеро"
- Клара, в группе ЧП, она скандалит со всеми на том конце Телецкого озера.  Назревает "скандал в Москву", просят тебя ехать к группе, если сможешь.

Если на базе "скандал до Москвы", это серьезно и  инструктора увольняли сразу.
Я болела, поэтому за себя не боялась, но за базу было обидно.
- Что же там произошло? Группа сложная,  большая, но она была спокойной, когда я уходила - думала я. - Буду разбираться на месте.
  Так как лечение мне помогало слабенько, я решила рвануть на помощь к группе. И утром  была на пароходе "Пионер Алтая".
-В моем распоряжении осталось всего 5 дней, через пять дней все туристы разъедутся по своим городам.- рассуждала я.
    Я встретилась с группой, "собрала" все претензии.
Основные претензии это :
-усталость от отдыха, или от безделья,
-ноль информации по Алтаю, и
-сильные амбиции Тани, второго инструктора.
Первым делом я устранила, вплоть до сидения в трюме, и на другом конце полуострова, второго инструктора и взялась за работу.
    Тихие "Нанайские игры", игра Ромашка, эстафеты днем, байки и страшилки на ночь.
Всему этому меня учили на Факультете Общественных Профессий, ФОП, в Универе, при подготовке к профессии - инструктор по туризму. И плюс опыт  непосредственной работы на водном маршруте.
Поэтому мне не сложно было устроить группе марафон, мозговой штурм, под девизом : Ни минуты покоя!
Все минусы легко превращала в плюсы!
Мы подружились.
   В Бийске,в предпоследний день, за группой не приехал автобус с турбазы, за такое обычно скандалят все группы.
Необходимо было пройти 1,5 км от реки по лесу, до турбазы "Алтай" пешком.
Туристы,  уставшие за 5 часов сидения в катере "Заря" на мое бодрое:
-У нас есть уникальная возможность, сделать последний марш-бросок всем составом.
Как Вы на это смотрите? Здесь недалеко, по лесу. И это будет последний поход, потому что завтра все разъедутся!- все дружно согласились, стали надевать рюкзаки, которые  без продуктов были легче.
   По дороге мы разучивали кричалки и речевки и радовались дружному совместному марш-броску.
   Обычно на базе группу никогда не встречает начальство, выше дежурного инструктора, но сегодня, мою группу ждали ВСЕ!
На площади для встреч групп я никогда не видела столь высокое начальство.

Потом  мне рассказывали:
- Все напряглись, ждали вас с неприятностями, настроились на улаживание конфликта, а когда сломался автобус, то думали: все, крах всем!
И тут, из-за поворота выходите вы .
Дружные, веселые, с кричалками и речевками. Лица встречающих менялись на глазах.
А вы все немного уставшие, но веселые, как ни в чем не бывало встали на построение за компотом...
Начальство оглядело нас , поздоровалось и быстро удалилось...

За этот случай мне дали звание "Лучший инструктор турбазы Алтай" 1985 года.
Вот так, на одном упорстве...и желании не подвести любимую базу.
Да...
Всякое бывало...

продолжение http://www.proza.ru/2010/07/20/507


Рецензии