Голубая полоска зари. Гл. 16

 


                Уже на следующее утро Вика поймала себя на том, что не просто думает про Инну, но все время сравнивает свою благополучную жизнь с ужасной жизнью одноклассницы. Какая у нее, Вики, шикарная комната! Своя! И даже старый письменный стол, еще бабушкин, казался ей роскошным рядом с подоконником, на котором ютилась Инна, делая уроки. Здесь светло, просторно, уютно, много красивых вещей... И у каждого в семье  своя комната! И даже одна лишняя – три на два человека!
                Вот мама вышла из ванной комнаты – душистая, с сияющим лицом, в длинном махровом халате. И сразу перед Викиными глазами возникла другая женщина – в мятом платье, с опухшими глазами и носом, в облаке водочной вони... Когда она мылась последний раз? Ведь у них в доме даже воды питьевой нет, не то, что горячей! Дом приговорили на снос много лет назад, а он все стоит и стоит...
                «Хорошо, что я не притащила сюда Инну! Ее еще надо подготовить к нашей... роскоши, – смятенно думала Вика.– А ведь я не заслужила такой жизни! Бабушка заслужила с дедушкой, мама, а я... Инна Кильман заслужила: она учится хорошо, она каждый день страдает, а я...»
                В школе они встретились с Инной, как родные, даже обнялись. Стелла наблюдала за ними издали – она стояла возле окна в коридоре с Линой Безуглой – так сказать, выстраивала мостики в новой обстановке.
                – Что это они? – удивилась Лина, проследив за  взглядом Стеллы, которая вдруг покинула ее. – Коваленко, куда ты?
Стелла решительно шагнула наперерез подруге:
                – Приветик! А я тебя жду! Мы тут со Стасом...
Вика повернулась к ней с приветливой улыбкой, но не дослушала: к ним шел Стас. Он тоже улыбался, но не всем, а Вике:
                – Извини, что не позвонил. Два дня проторчал в больнице у Лары.
                Инна тихо отошла в сторонку, а Стелла фыркнула обиженно и побежала в класс. Она пристроилась к Сереге Науменко, потому  что сразу поняла: парень втюрился в нее. Теперь они с Серегой раздражали учителей болтовней на уроках, от которой страдал один Науменко, так как Стелла схватывала все на ходу. Как и было обещано Вике, Стелла сидела сзади Вики со Стасом, чутко настроив уши на эту парочку. Она видела Залевского в профиль, когда тот поворачивался к Вике что-то шепнуть, она замечала нежность, с какой Стас смотрел на ее подружку, она страдала от непонимания этой странной дружбы. Как можно просто дружить с таким парнем?! И как он может дружить с такой недоразвитой девочкой, как Вика? Если любит, то почему не целуется, как все в его возрасте? Если не любит, то какого черта возится с нею?! «Посмотри на меня, оглянись, дурак несчастный!» – гипнотизировала Стелла взглядом крепкую спину Залевского.
                Дурак иногда и оглядывался, натыкаясь на торжествующую улыбку школьной Кармен, но тут же недовольно  сдвигал брови. А эта пигалица, с нежной кличкой Синичка, вроде и не замечала ничего...
                Надо действовать решительней, говорила себе Стелла Коваленко, но бездействовала – не было момента.
                В новом классе ей было неуютно. Конечно,  мальчишки сразу переключили свое внимание на нее, но были и такие, что  и  не замечали. Как, например, шут гороховый, Воробьев. Или Чудновский. У того жизнь текла вне школьных стен. Он, по его же  словам, с такими «телками гулял, что пальчики оближешь». И все-таки Стелле  приятно было чувствовать на себе чужие взгляды, когда она переступала классный порог перед уроком  – в очередном «фирмовом» наряде, добытым у Лирки ценою  скандалов.
                В этом году учителя махнули рукой  на старшеклассников: перемены в обществе отвлекали их драгоценное внимание. В других школах уже красились почти все девицы, а эта, самая престижная в районе, пока держала марку. Где-то на уровне партийных съездов все чаще произносили слово «перестройка», но оно воспринималось большинством, как и словечко «коммунизм», которого не дождались. Получалось, что перестройка началась с низов – воздух свободы почуяли подростки, а учителя еще долго сопротивлялись новым  ветрам.
                Конечно, были и такие учителя, что без этой самой внутренней свободы вообще не могли дышать. Например, Юлия Борисовна. Ее уроки Вика не просто любила – она жила ими. Сначала готовилась, потом вспоминала до мелочей.             
                Как-то незаметно Вика стала не просто любимицей Юлии, но и чем-то наподобие ассистентки. После одного такого урока Вика полночи описывала его в дневнике, пока мама не выскочила из своей спальни и не отобрала тетрадь.
                – Ты больная на голову! Тебя пора сдавать в дурдом! Завтра мне на работу! Сейчас три часа ночи! – кричала мама, размахивая в воздухе злополучным дневником.
                Куда девалась ее ирония, плавно перетекающая в сарказм! Мама бушевала, она разбудила Алексея Михайловича, который в ту ночь спал у них в гостиной. Тот выскочил на мамины вопли и уставился на дочь со страхом.
                – Иди спать, папа! Это ты ее разбаловал! Все ей позволяешь! Вырастил...
                Мама подбирало слово и нашла – совсем неудачное:
– ...истеричку!
                И тут же спохватилась. Ее «истеричка» стояла с бледненьким лицом, и в своей ночной сорочке с кружевами походила на перепуганного Арлекино. Стояла молча и только глазами следила за судьбой дневника: она боялась, что разгневанная мама его порвет.
                Ирина Алексеевна напоследок прошипела:
                – А идите вы к черту!
                И сама ушла – досыпать. А дневник прихватила с собой.
                Дед и внучка переглянулись и тоже разошлись с виноватым видом.
                Конечно, если бы дневник был старый, Вика не сдалась без боя. Но это была новая тетрадка, купленная накануне в универмаге. Толстая и большого формата, о такой Вика давно мечтала. Нашла, купила (дед с удовольствием выделил деньги на «святое дело»). И открыла новый сезон, решив, что сейчас не до повестей – слишком много впечатлений давал новый учебный год, только успевай вести летопись школьной жизни!
                Этот конфискованный дневник Ирина Алексеевна прочитала во время очередного дежурства в отделении. Ночь выдалась спокойной, «скорая» никого не подкинула на операционный стол, хотя именно их клиника была в ту ночь дежурной по городу. Ирина Алексеевна наскоро прошлась по «свеженьким» больным, то есть недавно оперированным, ответила на вопросы самых настырных ходячих, так и норовящих спровоцировать врачиху на медицинский ликбез, а потом устроилась на диване в ординаторской, поближе к телефону.
                Сначала она читала без интереса: ну кому нужно описание открытого урока! И вдруг неожиданно втянулась в этот чужой мир, казавшийся ей нудным, закостеневшим на всю жизнь. Вика не была довольна Топой, но ведь таких Топ и в ее школе было навалом! Сплошные Топы с громкими голосами, ненавидящие детей, зато обожающие дисциплину! И ее, Ирину, учили по учебнику – не думать, а повторять заученное раз и навсегда! Ее дочь хочет свободы мышления! Господи, где в школе эта свобода может прижиться?
                «Ладно, почитаем», – подумала Ирина Алексеевна, бегло просмотрев первые строчки, но тут же вернулась к началу...
« Сегодня было два события! Первое – открытый урок. Нет, даже не открытый, Открытый – это когда приходит много учителей. А наш урок посетили проверяющие! Откуда-то из столицы Украины! Но мы им показали, на что способны! Правда, мне не понравились эти две тетки из министерства, чем-то напоминающие Топу. С такими же башнями на голове и хмурыми лицами. Был еще дяденька с кислой физиономией. Этот подсел к Лине Безуглой, а тетки устроились вдвоем на последней парте.
                Мы разбирали «На дне» Горького. Комиссия нагрянула неожиданно. Обычно нас предупреждают, и тогда начинается театр: учитель раздает вопросы, каждый знает, о чем его спросят, все готовы отвечать. Никто не забывает тетради, учебники, все сидят паиньками, сложив ручки,  и даже не болтают. Иногда случаются конфузы: кто-нибудь  вылезет со своим ответом на еще не поставленный вопрос, так усердствует! Это вызывает незапланированный смех у нас и ужас у учителя. Конечно, мы понимаем: проверяют не нас, а учителя, так что не протестуем и даже стараемся угодить. Не позорить же школу!
                А тут никто не предупредил, и вдруг – входят, а за ними смущенная Юлия Борисовна... Она как раз не боится проверок, но...мы бы хоть учебники захватили! Ведь работаем над текстом, а не над учебниками. Никому они и на фиг не нужны! Мы вообще забыли про их существование! Знаешь текст произведения – и прекрасно! Остается только с помощью учителя его проанализировать. В голове остаются не страницы учебника, а герои, стиль автора, проблемы и так далее.
                Так что на партах было пусто – ни тетрадей, ни учебников. Только пьеса Горького. И у каждого в книге закладки по теме.
                И  тут началось! Сначала опоздал соня Науменко: ворвался в класс и громко крикнул:
                – Здрасьте вам!
                А потом – прямиком на свое место, где уже Стелка делала ему большие глаза и подавала знаки тревоги.
                Юлия Борисовна слегка смутилась, но не стала выяснять отношения. На ее урок опаздывали часто – она молча кивала на довольно нахальное «здрасьте!» и не делала трагедии. Иногда пугала:
                – Следующий раз не пущу.
                Но пускала, потому что влюбленные в нее ученики не опаздывали никогда, а равнодушные к ней и к ее предмету опаздывали на все уроки. Ничего личного здесь не было – одно разгильдяйство.
                Следом явился Чудик. Юля только успела объявить тему. Тут она не сдержалась, сделала замечание, но Чудновский огрызнулся;
                – А мне булки в столовке не хватило! Какая-то сволочь мою  сожрала!
                Чужих он заметил, лишь когда по привычке направился к своей парте, то есть последней, и обнаружил там незнакомых теток.
                – Ой, – сказал удивленно, – здравствуйте!
                И пошел искать свободное место. Не нашел, пристроился третьим к Сашке Воробьеву и Свете Афанасенко. Все это заняло еще несколько минут.
Урок у нас был сдвоенный, мы бы успели закончить тему, но... Дальше было кино. Гости только глаза таращили на Юлию с ее методикой!
                Мы обычно отвечаем сидя, потому что идет беседа, а когда люди беседуют или спорят, им некогда поднимать руки или вставать. Ведь мы перебиваем друг друга и даже Юлию Борисовну! Нам не терпится мысль высказать! Свою! Или оспорить чужую. Юленька от наших споров просто расцветает! Для нее главное – чтобы мы думали, а не повторяли, как попугаи, ее мысли или чужие. Мы за предыдущие годы просто истосковались по свежим мыслям и свободе! Как подумаешь, что Топа отхватила самый лучший кусок в литературе – мой любимый девятнадцатый век! Испоганила его... Современная литература меня так не трогает, я же вообще не от мира сего, если верить Стелке и моей мамочке!
                В общем, мы работали, как и привыкли: с места поднимались только те, что думают медленно, лениво, ждут подсказки. Лина Безуглая, у которой тетка работает в районо, притащила целый комплект сочинений медалистов  на тему: «Кто прав в споре о правде?» Теперь она была во всеоружии знаний и хотела сразить Юлию умными чужими мыслями, на время присвоенными ею. Лина не спорила с Юлей, она не имела своих мыслей никогда, и Юлины  уроки литературы ее  не радовали, а пугали. Она единственная, кто с учебником не расставался.
                Конечно, накануне Юлия распределила героев между нами: каждый должен был защищать своего героя, его правду, или наоборот – опровергать ее. Мне достался Лука. Я текст пьесы перепахала старательно и отметила все высказывания Луки, из которых следовало, что никакой он не зловредный «утешитель».
                Через десять минут после начала урока все почти забыли про гостей, которые что-то строчили в тетради. Юля незаметно стравила спорящих: одни доказывали, что Лука – брехун, гад и вредный утешитель, потому что бедную умирающую Анну успокаивал раем и все время о жалости говорил, о ее пользе, а я (я оказалась в центре внимания) говорила вот что:
                – А зачем противопоставлять жалость и  сострадание уважению? Я, например, очень уважаю Горького (все засмеялись), но мне было его жалко, когда я читала его «Детство»! Значит – не уважала его, что ли? А в жизни? Когда человек смертельно болен, ему врут, что он выздоровеет, вот как Лука Анне, так что значит – он лгун? И Анну не уважает? Получается, что мы не уважаем тех, кого жалеем? Но это же чушь! Мы близких любим, уважаем и жалеем, если они слабые!
                – Если бы Лука не утешал Анну, она бы за свою жизнь боролась! – крикнул Виталька Рябокляч.
                Все загалдели.
                – Как бы она боролась? – обернулась я к Витальке, – У нее ж была чахотка! В те времена и богатые умирали от чахотки! Она была обречена! И лучше вот так умирать, веря, что в рай попадешь, чем...
                – Что ты своего Луку защищаешь? – не выдержал Серега Науменко.               
                – Он же моего Актера к гибели подтолкнул!
                Все засмеялись.
                – Водка его сгубила! – подал голос Сашка Воробьев.
                – Ну да, – возмутилась я, – сейчас вы будете все на бедного Луку валить! И Анну убил, и Актера повесил, а Пепла в Сибирь сослал! Лучше вспомните, как Пепел на каторгу угодил! При чем тут Лука?!
                – Не троньте моего Пепла! – крикнул запальчиво Чудновский. – Я о нем буду говорить!
                И заговорил! Наш Чудик втянулся в спор! Юлия смотрела на него чуть ли не влюбленно! Не ожидала от него такой прыти.
                А я от нетерпения просто подпрыгивала на месте:
                – Разве жалость – не одна из сторон любви? Сострадание, милосердие к слабым? Юлия Борисовна, ведь Анна – слабая! Он не мог ее иначе утешить. Он слабых утешал, а сильных, как Пепла, призывал к борьбе!
                – О-ой, – застонал Чудик, – Пепла, воришку, к борьбе!
                – Пепел – личность!
                – Залевский, ты почему помалкиваешь?  – спросила Юлия. – Что Сатин говорил об уважении к человеку?
                Стасик тоже не поднялся, говорил, как всегда, четко, без особых эмоций, но  от него Юля всегда ждала неожиданного поворота.
                – Да он только повторил постулаты Луки. Лука... сказал до него... Вика, извини, что я влез не в свою тему: « Человек должен уважать себя», «человек все может, лишь бы захотел»,  «кто ищет – найдет!»... Ну и так далее. В общем, Сатин потом  просто озвучил любимые мысли Горького. Так сказать – рупор идей писателя. Неживой он какой-то. Говорит красиво, но даже Лука сделал больше для других.
                – Вот именно! – обрадовалась я поддержке. – Сатин митингует, а Лука тратит силы на моральную поддержку!
                – Будут другие мнения?
                Все загалдели, даже Лина стала потрясать чьим-то перепечатанным сочинением, чтобы официальная мысль авторов учебника победила этого наглого Залевского. Ну, и меня, конечно.
                Звонок пролетел мимо наших ушей, но проверяющие с кислыми минами потянулись к выходу, даже не сказав нам ни слова. Обычно говорили спасибо учителю, как-то прощались. А тут...
                А после уроков вот что было...»
                Ирина Алексеевна даже устала от чтения.

Продолжение  http://www.proza.ru/2010/07/21/469


Рецензии
На каком замечательном, удивительном уроке литературы я сейчас побывала! Будет жалко, если Юлия Борисовна получит за это редкое, настоящее чудо начальственный втык.
Кто знает, почему наша школа, что должна помогать ученику находить жизненную дорогу, порой всеми силами убивает мысль. А редких учителей, несущих её выталкивает из застоявшегося пруда.

Лидия Сарычева   04.06.2020 18:30     Заявить о нарушении
У меня на эту тему автобиографическая повесть " В пространстве трех времен". Проблема актуальная.

Людмила Волкова   05.06.2020 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.