Переплёт

Стыдно в этом признаться, но меня обидели. Обидели несколько раз за один день. И обидели сильно. Стыдно признаться, потому что на обиженных, говорят, воду возят.

Вообще-то обидеть меня непросто. Я жизнью тёртый. Да и происхождением я из лихого рабочего посёлка, где перевидал всякого,  манеры подхватил резкие, а  выражаться научился смачно.

К тому же я  иняз закончил. Идиом много разных знаю, и если дойдёт до того, то я сам обложу обидчика таким идиоматом, что мил-человек в гробу меня не забудет.

И, тем не менее, обидели меня сегодня. Как это случилось? Сейчас расскажу.

Есть у меня виртуальный знакомый. Он проживает на другом краю планеты, но в нашей большой стране.

Решил я его пряничком порадовать. Мой родной город вкусными пряниками на весь мир знаменит. Купил я пряник и на почту отправился.

Выстоял очередь (как же нам без очередей?) и пряник свой через стойку молодой женщине-оператору протянул.

- Мне вот это во Владивосток, пожалуйста.

- Ваш паспорт, - говорит мне женщина.

Во! Нынче с этим строго. Посылку без удостоверения личности не пошлёшь. Вдруг я туда не пряник, а бомбу засунул? Поставим заслон террористам!

Я выкладываю на стойку свой паспорт (надо же – догадался взять с собой на всякий случай).

Женщина пакует мой пряник, кладёт на весы, печатает что-то на компьютере, подсчитывает на калькуляторе. Через несколько минут, подняв голову над клавиатурой, она называет мне сумму почтовой услуги.

У меня отваливается челюсть. Мгновенно вспоминаю, что я всего лишь полгода назад посылал пачку русских детективов одному американцу в Японии. Это ещё дальше. К тому же – заграница. И стоило это что-то в пределах терпимого. И дошло (поездом!) за неделю. А тут – пересылка в несколько раз дороже содержимого. Сущее разорение!

- Отчего так дорого? – неуверенно спрашиваю я.
- С нового года изменились тарифы, - отвечает женщина. (Почему-то у нас «изменение» тарифов всегда означает только их повышение). – Или Вы передумали посылать?

- Да нет… Я пошлю… - бормочу я и лезу в карман за деньгами. – Что же вы так зверствуете? Без ножа режете!

- Мы просто устанавливаем цивилизованные цены.
- С такими ценами вы нас без трусов оставите, - говорю я.

Упоминание трусов очень не понравилось женщине.

- Я что? Сама эти цены назначаю? – вопрошает она.
- Знаю что не Вы, а Ваше жадное и ненасытное начальство, - говорю я с плохо скрытым раздражением.

Это вконец заводит оператора.

- Хватит демагогию разводить. Мы не на базаре! Платите и не задерживайте людей.

Стоящие в очереди на меня зашикали. Народ в основном пожилой, всё более женщины. Кому пенсию получить, кому за газ-телефон заплатить. Весёлых и довольных тут нет.

Одна дряхлая дама в задрипанном пальто и с бородавкой на носу, возможно, в последний раз за пенсией пришедшая, ко мне вплотную прижалась и, выдыхая что-то несвежее, прохрипела:  «Пошёл отсюда, демагог!»
 
Она ещё пару секунд подумала, выискивая оскорбление погнусней, и добавила: «Демократ несчастный!»

Стало мне от таких слов нехорошо. Можно, даже сказать, что обидно стало, ибо демократам российского розлива я никогда не симпатизировал. Будь эта бабка лет на пятьдесят помоложе, я бы разобрался с ней по-свойски. Но не драться же мне со старухой…

Схватил я квитанцию и вон из почтового отделения ринулся…

Иду по улице, а внутри меня пожар бушует. Сам – без пяти минут пенсионер, а шпыняют меня как мальчишку. Когда же наступит эпоха уважения человека?

Да и незапланированная потеря трёхсот рублей из моего скудного бюджета сильно нарушила моё душевное равновесие. Им, видите ли, нужны цивилизованные цены. Ага. За почтовые услуги, за телефон, за газ, за бензин, за хлеб, за воду, за проезд в трамвае. За всё я должен платить как в Европе. Или в той же Америке. То есть цены будут американские, а моя зарплата – русская. Всем за всё заплати цивилизованно – и ложись помирать культурно…

Сволочи ненасытные! Что тут ещё скажешь?

Однако, куда там ещё мой маршрут ведёт? Во! В переплётную мастерскую!

Надо забрать обратно мой вчерашний заказ на переплёт одной брошюрки. Это тоненькая книжечка об упражнениях с гирями и гантелями. Я когда в армию служить уходил, взял с собой такую. Думал – в армии нужны ребята крепкие, буду там тренироваться. Но в нашей воинской части никто крепкостью солдат озабочен не был. Потому что если бы были озабочены, то кормили бы лучше и обучали бы боевым искусствам,  а не изнуряли шагистикой на плацу и рытьём котлована для генеральской бани. К тому же,  своровали у меня там эту книжку из тумбочки (вместе с часами, которые подарила мне бабушка, и бритвой, которую отказал отец.) В нашей армии даже личные вещи, если они кому-то приглянулись, уже – не личные.


Десятилетия  спустя я нечаянно нашёл в интернете эту книжку. Скачал, распечатал и решил сделать ей переплёт. Вчера в переплётную мастерскую отнёс. Думал, недорого возьмут. Поэтому про цену услуги в самый последний момент спросил, когда уже уходил и надевал шапку. Молодой человек, что заказ мой принимал, назвал мне цену (600 рублей), от которой я внутренне содрогнулся. Но отказываться от уже сделанного заказа я не решился (или постеснялся?) Ушёл, сокрушаясь, что попал в такой  вот переплёт…

На обратном пути заглянул я в книжный магазинчик. Это маленький закуток на первом этаже жилого дома. Таких нынче много. Долго и с интересом рассматривал книги, обращая особое внимание на словари и учебники. А на выходе взгляд мой упал на шкаф с подарочными изданиями. Полный Незнайка Носова. Толстая роскошная книга с цветными картинками на лощёной бумаге. Цена – 600 рублей. Да… А тут с меня такие же деньги за голую обложку заломили. Обидно.

И вот иду я сейчас в эту мастерскую. Думаю, заберу свои листочки, пока деньги ещё не заплатил. Сам переплету. Найду красивую картонку, пару болтиков с блестящей головкой. Проткну листочки и скреплю их. Не ахти какой сложности работа.

Захожу в переплётную мастерскую. Слева за компьютером склонилась девушка. А прямо – за приёмочным столом, заваленным бумагами, - сидит вчерашний молодой человек в белой рубашке и при галстуке.
- Здравствуйте. Я вчера у Вас заказ сделал. Хочу его аннулировать. Верните, пожалуйста, мои листочки.
- Почему? – спрашивает молодой человек.
- Уж больно цены у Вас высокие.
- А Вы хотите, чтобы мы бесплатно работали?
- Бесплатно и петух не кукарекает, - говорю я. – Но у Вас явно задранные расценки. И рентабельность Ваша основана на каких-то странных расчётах.   
- Во-первых, мы никому ничего не задираем. А во-вторых, лекции по политэкономии оставьте для своей супруги. 

Молодой человек снял с полки стопку бумажек, положил с омерзением, словно дохлую крысу, передо мной.

- Забирайте.

Я забрал свои бумаги и направился к выходу. Уже закрывая за собой дверь, я услышал, как молодой человек бросил мне вслед: «Ходят тут всякие крохоборы…»

А…. Иду по улице. Больно мне и обидно. Почему это я – крохобор, если не хочу делать голую обложку по цене подарочной книги?

На пути – тот самый книжный магазин. Почему не зайти? Захожу. Магазинчик крошечный – метров десять в длину и пять-шесть в ширину – но выбор книг – прекрасный. Я иду вдоль полок, снимаю и рассматриваю некоторые книжки.

Вот авторы некогда запрещённые. Булгаков, Розанов, Лосев. А теперь бери - не хочу!  Дорого, правда. Но лучше дорого, чем запрещено. У меня кое-что из них есть в моей библиотеке. Что именно? Ладно, сейчас запишу, а дома проверю.

Я достаю из кармана ручку и блокнот (я с ними не расстаюсь), записываю названия. Угловым зрением вижу девушку-продавщицу, жмущую по клавиатуре мобильника. Она делает вид, что играет. Но я знаю, что она просто следит за мной. Неприятно.

Вдруг ко мне подходит женщина средних лет, белокурая, и, как говорится, в теле.

- Вы что тут записываете? – спрашивает она меня. 

Я от неожиданности растерялся. Не знаю, как ответить.

- В нашем магазине запрещены какие-либо записи.  Прекратите немедленно, - говорит мне женщина.

Я стою ошеломлённый. Я всю жизнь что-нибудь да записываю. Работая с англичанами на монтаже оборудования, я записывал наиболее смачные выражения своего шефа, Малькольма Томпсона. Модернизируя в Египте советские танки, я лазил по ним с блокнотом в руке, записывая арабские технические термины, которые потом заучивал на сон грядущий и использовал в последующих переговорах. В Абу-Даби на выставке военной авиации я записывал технические характеристики новых истребителей. И никто никогда не запрещал мне делать записи.

А здесь, в книжном магазине родного города мне запрещают что-либо записывать! Это что? Стратегический объект государственной важности?

На моём лице – непонимание и растерянность.

- Вы тут вчера целую кучу книжек пересмотрели и ничего не купили, – говорит мне женщина. - И сегодня ничего не покупаете, только записываете.

Ах, вот оно что! Они опасаются, что я записываю цены, выискивая, где они ниже. И куплю потом где дешевле.  А им надо, чтобы я купил здесь. И немедленно. Им нужны мои деньги. Как почтовикам. Как переплётчикам. Как всем остальным.

- Скажите, а запоминать можно? – спрашиваю я.
- Запоминать Вам никто не запрещает, - говорит женщина. – А записывать нельзя.

Сказав это, женщина удалилась.

Я пытаюсь придти в себя от шока. Вспомнился книжный магазин в Берлине. Там можно взять с полки ЛЮБУЮ книгу и читать её хоть целый день не покупая. Для этого даже специальные уголки оборудованы. С мягкими кожаными креслами, низкими столиками. А здесь? Что за отношение к потенциальному покупателю?!

Я хочу знать, на каком основании эта женщина так со мной обращается. Я следую за ней. Стучу в дверь крохотной конторки, в которой она скрылась.
- К Вам можно?
- Вам чего? – спрашивает меня женщина.
- Будьте добры, объясните, какие правила, и какой закон я нарушил в Вашем магазине?

Женщина смотрит на меня изумлённо. 
- Закройте, дверь! Не мешайте работать!

Я захлопываю дверь. А пошли вы к чёрту! Я выхожу из магазина. НогИ моей тут больше не будет! Я злой как собака…

Прихожу домой.
Жена протягивает мне счёт за оплату телефона.
- Смотри, - говорит, - нам Телеком какие-то шестьсот рублей за интернет приписал.
- Не может быть! – удивляюсь я. – За интернет я плачу отдельно через терминалы.
- Что же делать? – спрашивает жена. – Шестьсот рублей – деньги немалые.
- Ладно, я разберусь, - говорю я и, взяв счёт, отправляюсь в офис Телекома. Он недалеко, на соседней улице.

Захожу в пункт оплаты. Становлюсь в очередь к кассиру-оператору. Смотрю на неё. Это молодая женщина лет двадцати пяти. Выражение лица – как будто скушала незрелый лимон. Или как будто сегодня утром у неё умерла любимая кошка или вчера вечером изменил дорогой мужчина. Желваки у неё играют от жевательной резинки, которую она туда-сюда во рту гоняет. С клиентами говорит она отрывисто и сквозь зубы, дабы резинку не выронить.

Подходит моя очередь.
- Вам чего?
- Девушка, мне принесли счёт за интернет. А я плачу исключительно по терминалу.
- А я тут причём?
- Но ведь это Ваша фирма. И если я Вам не заплачу, Вы отключите мне телефон.
- Обязательно отключим.
- Здесь какая-то ошибка. Надо бы разобраться.
- Вот и разбирайтесь.
- Как? Вы мне должны помочь.
- Я Вам ничего не должна, - говорит она и желваками работает, как корова с хорошей порцией силоса. – Я от Вас должна только деньги  по счёту принять.
- Девушка, позвоните, пожалуйста, в расчётный отдел. Возможно, здесь какая-то ошибка.
- Не учите меня работать.
- Я Вас не учу. Я просто хочу, чтобы Вы связались с расчётным отделом или кто там у Вас счета выписывает.
- Гражданин! Хватит мне мозги припудривать.

Услышав про припудривание мозгов, мне стало не по себе.

- Где Ваш начальник?
- Не знаю.
- Ничего! Я сам найду.

Я иду вдоль стойки, высматриваю проход. Нахожу его. Но он закрыт. Я прыжком перемахиваю на служебную территорию.

Вижу перед собой дверь. Стукнув для приличия, толкаю. За столом в кабинете сидит пожилая женщина.
- Вам чего?
- Я – Ваш клиент. Извините, но у Вас на операционном обслуживании сидит не работник, а форменная хамка. Я пытаюсь узнать, почему с меня взимают шестьсот рублей вот по этому счёту (я показываю бумажку), но на мои корректные вопросы она отвечает грубостью или не отвечает вовсе.

Женщина поднимается из-за стола.
- Хорошо. Давайте пройдём.
Мы направляемся в зал обслуживания, подходим к той самой стойке, за которой сидит жующее существо.

- Наташа, в чём дело? – спрашивает женщина. – Чем клиент не доволен?
- Марья Григорьевна, он сам не знает, чего он хочет.
- Я-то знаю, говорю я. – За что с меня взимают деньги, которые я уже заплатил?
- Сейчас узнаем, - говорит Марья Григорьевна.
Она поднимает трубку.
- Люба, скажи, пожалуйста, начисления на такой-то счёт за что произведены? Да? Ну, ладно, хорошо.
Она смотрит на меня.
- Извините, пожалуйста, ошибочка вышла. Всё уплачено.

- Скажите Вашей сотруднице, чтобы жвачку изо рта вынимала, когда с людьми разговаривает. До свидания.

Я выхожу из пункта оплаты. Оглядываюсь. Что я думаю и чувствую? Я ничего не думаю и ничего не чувствую. Ничего, кроме саднящей обиды.   


Рецензии
Великолепный рассказ и чувство юмора на высоте.

Александр Михайловъ   13.05.2022 14:01     Заявить о нарушении
Если Вам понравился этот "юмор", то смотрите ещё "Дивиденды", "Палка", "Армагеддон" и "Дышите глубже, девочки!" А ещё "Бум! Бум!"

Сергей Елисеев   13.05.2022 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.