Фотограф ч. 1

Джеймс пригнул голову, заходя внутрь здания. Теперь он мог видеть не только дорогу под ногами. Проклятый дождь лил уже третий день. И не просто лил. Он заполнял собой все пустое пространство на улицах города. Казалось, что скоро это место может превратиться в аквариум.
Но, тем не менее, даже в такую погоду работы у Джеймса не поубавилось. Он опустил руку с газетой, которой прикрывал голову от дождя, и лишь сейчас увидел заголовок на главной странице – “Новая фотография”. Как ни странно,  но репортеры работают на удивление быстро. Эта информация была официально закрытой еще вчера. И уже сегодня о ней можно было прочитать в газете. Похоже, в такую погоду работа есть не только у него.
Джеймс аккуратно выжал всю влагу из газеты и свернул ее пополам, когда рядом раздался звук шагов. Он поднял голову. К нему направлялся мужчина в черном смокинге. Он был в дальнем конце коридора-прихожей, и стук его каблуков эхом отражался от стен. Это выглядело слегка странным для Джеймса. Он никогда раньше не бывал в таких больших домах. Действительно, стоя на пороге входной двери, чувствуешь себя, слегка неуютно наблюдая за дворецким, проделывающим к тебе такой длинный путь. За это время можно успеть повесить свое пальто в шкаф собственноручно. Да и самообслуживание как таковое для Джеймса было привычнее.
-Мистер Джонс, добро пожаловать! – раздался приветливый громкий бас дворецкого. И именно такой голос был у всех дворецких в голливудских фильмах, басистый и громкий – Вы позволите?
Джеймс позволил снять с себя пальто и надел на ноги тапочки, дружелюбно предложенные мужчиной. Они были теплыми и мягкими, словно только что купленные, как впрочем, он и ожидал.
-Профессор Нэйтан сейчас спустится, пожалуйста, проходите в гостиную – дворецкий указал рукой в сторону холла и вновь удалился в конец коридора.
Джеймс остался один. Медленным шагом он прошел в сторону указанную дворецким. И оказался в огромном холле. Первая ассоциация пришедшая ему в голову – словно он попал в поместье бэтмана из комиксов. Высоченный потолок, в центре украшенный огромной люстрой с миллионом маленьких лампочек в виде свечей. Не смотря на их количество, холл был освещен настолько, что едва ли различались картины развешанные на стенах. Люстра была слишком высоко и даже при таких размерах она проигрывала величине этой комнаты. Посреди гостиной стоял стеклянный столик окруженный двумя диванами располагавшимися друг против друга. По бокам комнаты к диванам спускались полукругом две лестницы, ведущие к одной двери на втором этаже.
Джеймса, не привыкшего к подобным домам, поражало такое использование пространства относительно его размеров. Два дивана и столик занимали лишь малую часть от площади всей комнаты.
-Как вам картины мистер Джонс? – раздалось сверху. К нему медленно спускался старик с тростью. Должно быть это и есть профессор Нэйтан. У него был приятный слегка хриповатый старческий голос. Но выглядел он довольно бодро для своего возраста, не смотря на трость в его руке, и к удивлению Джеймса – очень приветливо.
-Я не очень в них разбираюсь – с улыбкой ответил Джеймс.
-Вы не разбираетесь в искусстве? – шутливо смеясь спросил профессор. Здесь не было сарказма, он по прежнему был дружелюбен.
Профессор миновал последнюю ступеньку и подходя ближайшему дивану, вежливо указал рукой на противоположный, приглашая гостя сесть. Джеймс с благодарностью кивнул и сел напротив.
-Кажется за этим я к вам и пришел – ответил он, положив газету на столик.
-Новая фотография? – спросил профессор, лишь только газета коснулась поверхности стола. Его голос был по прежнему мягким, а глаза слегка сощурились смотря на Джеймса, а не на обложку газеты.
-Уже видели? – спросил Джеймс.
-Нет – улыбнулся Нэйтан и отодвинул газету на середину стола – обычно я не читаю газет, предпочитаю более познавательную литературу..
-Ну что ж, действительно, не будем начинать с самого конца – Джеймс расстегнул верхнюю пуговицу рубашки и достав оттуда диктофон, поставил его на середину стола – вы не против?
-Пожалуйста – согласно кивнул собеседник.
Джеймс нажал красную кнопку и под прозрачным окошком в крышке диктофона пришли в движение головки, прокручивая пленку. Затем он взял диктофон и поставил его сбоку стола.
-Не обращайте внимания – улыбнулся он. В этом моменте своей работы ему всегда становилось не очень удобно. Поставить диктофон перед собеседником – явно не лучший способ заслужить его расположение.
-Думаю вы знаете, зачем я здесь? – мягко начал он.
-Предполагаю.
-Ну что ж – вздохнул Джеймс – как видите это уже шестая фотография Стивена – он кивнул в сторону газеты.
-Стивен – шепотом повторил профессор – Стивен Дэйман.
Его взгляд уходил все дальше и дальше в пространство, которое видел только он.
-Я пытаюсь не вспоминать о нем – задумчиво произнес он.
-Возможно вы можете очень помочь в его аресте.
-Да, похоже у меня нет выбора – улыбнувшись сказал профессор, но его голос отнюдь не был радостным.
Он откинулся на спинку дивана, вздохнул и затем грустно рассмеялся.
-Газеты назвали его “фотографом” – весело сказал он и громко хлопнул по столу, и этот жест был больше похож на проявление злобы, нежели радости.

С самого начала все замечали, насколько мальчик талантлив. С его амбициями, стремлением, с его характером. Все преподаватели университета замечали его неординарность и отличие от других учеников. И также как и я, многие задумывались о его будущем.
За годы обучения всегда выявляется несколько человек, которые выделяются на фоне других. Руководство нашего университета всегда следило за этим. Их обсуждали на собраниях преподавателей. Честно говоря, мне не очень нравилась эта система, я всегда считал, что ко всем ученикам должно быть одинаковое отношение. Нельзя привязываться к ученику, поощрять его.
Но… я действительно к нему привязался. Ведь я был деканом группы, в которой он учился. И не заметить его было невозможно. Он не выделялся особой внешностью, хотя он был довольно красив, я видел, как многие девочки на него смотрят. И поначалу меня удивляло то, что он совсем не обращал на них внимания. Так было до тех пор, пока я не узнал его лучше.
Я помню тот год, когда мне дали эту группу, вести которую мне предстояло все пять лет. И первое время я просто присматривался к ним. Тогда кресло директора занимал Майкл Кеннеди. Я помню, что это был третий год под его руководством…
-Извините, что я вас перебиваю, можно узнать, когда вы покинули место преподавателя университета?
-Уже как полтора года назад.
-Полтора года. Правильно ли я вас понимаю, полтора года назад, когда в газетах появилась первая фотография?
-Да мистер Джонс, вы все правильно поняли. Я… не знаю… в тот день, во мне словно что-то замкнуло, я написал увольнительную, собрал все свои вещи и ушел оттуда. С этого времени я больше не видел университета.
Профессор замолчал, видимо ожидая от Джеймса, еще каких ни будь вопросов.
-Что ж, продолжайте – Джеймс сложил пальцы в замок и положил руки на стол, готовый слушать дальше.
-С приходом Майкла Кеннеди – Нэйтан вновь начал рассказ и его взгляд начал уходить далеко сквозь временные стены пространства – многое изменилось в университете. Он установил строгую дисциплину. И отныне каждый был обязан серьезнее относится к группе, которую он вел. Я часто общался с Майклом. Он был очень приятным человека и отличным руководителем. За три года репутация университета сильно возросла. И мы вошли в тройку востребованных высших учебных заведений города. Это было огромным прорывом для всех нас. Майкл устроил праздничный банкет тем же вечером, куда было приглашено все руководство университета. Мы пили шампанское и говорили друг другу о светлом будущем. Все разошлись только поздней ночью. И больше я не видел Майкла. Был конец учебного года, и пришло время студенческого конкурса. Там Стивен и выставил свою работу. После этого Майкл покинул директорское место.
-Вы говорите про его фотографию “Отчаяние”? – спросил Джеймс.
-Да – утвердительно кивнул профессор – Именно эта фотография и была его первой работой. Все были заворожены ей. Я думаю, что и Майкл тоже. К сожалению, мы с ним присутствовали на выставке работ в разные дни, и я не видел его реакции.
Сейчас во главе университета другой человек, а репутация заведения теперь сильно опозорена. Вот и все наши мечты.
Профессор поежился и, обняв себя за плечи, начал растирать их руками.
-Сегодня не очень приятная погода, не так ли? – хрипло усмехнувшись, сказал он, переводя взгляд с входной двери на Джеймса.
Джеймс откашлялся, только сейчас заметив, что у него пересохло в горле. Он оперся на руки и пересел поближе к столу, ноги и спина слегка затекли, из за пребывания в одном положении относительно долгое время.
-Да уж, видимо наш город чем то не устраивает кого то там наверху – улыбнулся Джеймс показывая пальцем вверх.
“Непрекращающийся дождь шел уже четвертый день, словно хотел вымыть всю грязь и вонь из этого прогнившего насквозь города…” – вдруг пришло ему в голову. Но откуда эти строчки он не мог вспомнить. Возможно, из какого ни будь комикса, которые он читал в детстве?
Профессор хрипло рассмеялся.
-Что ж, вполне возможно – сказал он, затем немного развернувшись вправо, крикнул – Дэниел!
Прошло несколько секунд и из коридора, через который вошел Джеймс, послышались шаги. Еще через пару секунд в темноте появился силуэт дворецкого.
-Дэниел, сделай нам, пожалуйста, два горячих шоколада – все тем же прежним мягким голосом попросил профессор.
Джеймс с улыбкой отметил, что вероятно Нэйтан был действительно хорошим преподавателем. У него был приятный голос и манеры любезного старика, по-прежнему живого и радующегося жизни. Это было заметно, особенно сейчас, когда он вышел из воспоминаний и вернулся в настоящее.
Дворецкий услужливо кивнул и вновь исчез в темноте коридора.
-Вы надеюсь не против горячего шоколада? – профессор повернулся к Джеймсу.
-Сейчас он будет как раз кстати – улыбнулся в ответ тот.
-Замечательно.
-Профессор? – Джеймс откашлялся – Вы хорошо знали Стивена?
-Профессор задумчиво опустил взгляд и помолчал.
-Да, думаю, что достаточно хорошо – ответил он.
-Но… - Джеймс сделал паузу, раздумывая в какой форме лучше построить вопрос – Почему вы не рассказали все это раньше?
Профессор мягко улыбнулся, словно ожидая этого вопроса.
-Мистер Джонс, пожалуйста, дослушайте мой рассказ до конца – сказал он.
И пока Джеймс не ответил, он задал вопрос сам.
-Вам не кажется странным, что такой сильный дождь идет уже третий день, а грома все еще не было?
На Джеймса упала тень и перед ним опустилась кружка дымящегося шоколада. Запах был просто восхитительным. Он медленно пальцами кружку, приятное тепло растеклось по кончикам пальцев. Слишком горячо, нужно подождать пока немного остынет.
-Спасибо Дэниел – поблагодарил дворецкого Нэйтан, приняв у того дымящуюся кружку и тут же отпив немного шоколада.
-Благодарю – в свою очередь кивнул дворецкому Джеймс. Тот ответил взаимным кивком и вновь удалился. Пока его шаги стихали, профессор сделал еще один глоток и поежился, теперь с наслаждением, от поступившего к телу тепла.
Джеймс поднял голову к небу. Но увидел лишь люстру, свисающую с высоты потолка. Действительно, за все три дня он ни разу не слышал грома. А в непроглядной стене дождя ни на минуту не видно просвета. Сегодня утром в новостях передавали о том, что река поднялась до последней отметки и вышла за пределы ограждений. Пока ее удается сдерживать, но что будет дальше, если дождь не прекратится в ближайшие дни?
-Я преподавал историю искусств группе, в которой учился Стивен – профессор продолжил рассказ, будто бы и не останавливался – В первые же дни нашего знакомства я задал группе первое задание. То же задание я задавал всем группам, деканом в которых я был прежде. Я предложил им выбрать один из свободных дней и выйти в этот день на улицу, на площадь, в центр, в их любимое место. И прогуляться там. Но не просто прогуляться, они должны быть внимательными, смотреть, что происходит вокруг них. Потом же, придя домой они должны описать увиденное ими, то что привлекло их внимание больше всего. В своем роде, это что-то вроде теста, чтобы лучше узнать учеников, познакомится с ними поближе, узнать черты их характера. Кто-то писал о бедной старушке еле стоящей на ногах и вымаливающей у прохожих хоть немного денег, а кт- то писал о человеке, не пожалевшем пару монет для этой женщины. Картина одна и та же, но каждый видит в ней свое. А значит это уже что-то говорит о характере человека.  Но один рассказ меня заинтересовал больше других. Это рассказ Стивена.
Кроме того, что это задание было вроде теста, оно также имело творческую основу. У Стивена был хороший литературный язык. Тогда я и понял, что мальчик талантлив. Я проверил все сочинения и на следующий день попросил Стивена зайти ко мне в кабинет после занятий. Мне хотелось удостовериться, что это его работа, а не кого-то другого. К тому же, прочитав сочинение впервые, я не сразу уловил его главную идею. Хотя тогда я думал иначе.
Профессор остановился и сделал глоток теплого шоколада.
-Все сочинения – продолжил он – хранились в моем кабинете на третьем этаже. Если их не выбросили, вы можете найти его там.
Рассказ назывался “Легенда о фонтане”. Он был на нескольких печатных листах с прикрепленной с помощью скрепки фотографией сверху. Фотография была сделана на старенький Polaroid – его первый фотоаппарат. В центре фотографии находился фонтан из центрального парка – профессор остановился и посмотрел на Джеймса, Джеймс кивнул, показывая, что понял о каком фонтане идет речь – вокруг него находились люди, на улице светило солнце и на их лицах были улыбки, они сидели на скамейках вокруг фонтана, или медленно прогуливались мимо него. Мне сразу понравилась эта фотография, она светилась летом, хорошим настроением. Тогда я не подумал об этом, но сейчас понимаю. Стивен с самого начала был гениальным фотографом. Дело в том, что он всегда делал только одну фотографию. Многие профессиональные фотографы делают по несколько снимков, иногда даже полностью статичной картины, с разных ракурсов, а потом выбирают самый лучший. Он же всегда делал лишь один снимок. У него было прекрасное чувство, он прекрасно понимал композицию, идеальный угол падения света и тени, он чувствовал когда настроение в кадру достигало своей высшей точки и в этот момент спускал затвор.
-Вы хотите сказать, что все свои фотографии он сделал с первого раза?
-Да, я более чем уверен в этом. Он был из тех людей, которые считают, что искусство не подлежит исправлению, оно творится здесь и сейчас, и внесение каких-то поправок день спустя категорически неприемлемо. Но все это я понял гораздо позже. Тогда мне был интересен сам рассказ, нежели фотография.
Рассказ назывался “Легенда о фонтане”.
Профессор допил шоколад и поставив пустую кружку на стол, облокотился на спинку дивана.
-Давным-давно, место этого города было лишь маленькое село. На главной и единственной улице вдоль аллеи деревьев теснились деревянные домики. Высота их лишь изредка достигала второго этажа, большинство построек были одноэтажными. Село было не большим и саморазвивающимся. Мало кто знал о нем, поэтому жителям села приходилось рассчитывать только на себя. Каждое лето они работали,  не покладая рук. Пропитанием на зиму нужно было обеспечить всю семью. Вовремя посадить урожай, вовремя собрать.
Но вот однажды наступило лето. Люди посадили урожай, а на следующий день солнце затянули черные тучи. Грянул гром и начался сильнейший дождь. И лил он день и ночь, не прекращаясь ни на секунду. Едва вылезшие ростки урожая прибило к земле, скотину было не вывести пастись, постепенно размокали крыши домов, не привыкшие к такой погоде. А дождь все не прекращался. Дома ветшали, а дорога, шедшая через всю главную улицу, превратилась в бушующую реку.
И вот в один день, когда дождь лил с неимоверной силой, бог услышал мольбы людей. Тогда он разогнал все тучи, и собрал всю пролитую воду. А в том месте, где он ее собрал, появился фонтан.
На следующий день люди собрались вокруг фонтана, и их радости не было предела. А воды тогда пролилось так много, что льется она из фонтана и по сей день.
Профессор остановился и пересел поближе к столу. Он откашлялся.
-Возможно из меня плохой пересказчик, – улыбнулся он - но насколько я помню, я ничего не пропустил.
Он вновь облокотился на спинку дивана и вздохнул.
-На следующий день я попросил Стивена зайти ко мне в кабинет. Я сказал ему, что мне понравилось его сочинение и спросил почему он написал его именно о фонтане.
Он сел передо мной и рассказал смысл своего сочинения.
Позавчера был яркий солнечный день и он отправился гулять в городской парк. Там он увидел фонтан, он так заинтересовал его, что Стивен сел на скамейку рядом с фонтаном и просидел на ней около часа. Он рассматривал людей вокруг, в этой части парка, народа было больше всего. Они смеялись, улыбались, шутили.
“Я не понимаю их – сказал он – чему они радуются, крану с водой, которая течет не вниз, а вверх?”.
Вот, что отличало его от других. Образ мышления. Если мы видим в фонтане красоту, он не видит в нем ничего. Это и служит объяснением его будущих фотографий. Извращенная красота. Она поражает нас своей реальностью, а он видит в этом настоящую красоту.


Рецензии