Самая главная в жизни встреча

     15 февраля святая православная церковь  отмечает один из 12 великих годовых праздников - Сретение Господне.


      С церковно-славянского на русский сретение переводится как встреча. Это - последний зимний праздник, после него начинается Великий пост, пора покаянная, весеннее обновление и природы, и души человеческой. И хотя сугробы еще велики, и морозец порой сильно прихватывает, и метели, кажется, рады весь мир засыпать долгожданным снегом, но уже чувствуется в самом воздухе робкое дыхание весны, и оживает надеждой уставшая от томительных зимних  капризов душа… Наверное, поэтому в народе говорят, что на Сретенье  зима с весной встречается.


     Это поэтическое сравнение можно отнести к той великой встрече, которая произошла в Иерусалимском храме  больше двух тысяч лет назад. Ветхий Завет встретился с Новым. Долгая зима человеческих ожиданий увенчалась весенней радостью: Сам Господь Иисус Христос пришел к  людям. Священное Писание рассказывает об этом так. На сороковой день после рождения Своего Божественного Сына Пречистая Дева Мария приносит Его в Иерусалимский храм. Ее сопровождает святой Обручник Иосиф. Это- исполнение закона Моисеева, предписывавшего матери в знак очищения после родов приносить жертву. Богатая женщина  приносила для всесожжения ягненка и голубя, бедная - двух горлиц или голубей.


     Матерь Божия и святой Иосиф были бедны, и поэтому  в храм были принесены голуби, птицы, ставшие символом мира и  союза с Богом. Если же младенец был первенцем, то  над ним совершался обряд представления  Богу в память о том, как во время  исхода из египетского рабства  ангел в одну ночь погубил  всех первенцев египетских, не коснувшись еврейских. Первенцы должны были после этого служить в храме, но поскольку для этого были предназначены только левиты, то родители из других  колен еврейских приносили выкуп -пять сиклей серебра.

     Пречистая Дева Мария, как пишет святой Василий Великий, «не была повинна закону очищения», но из уважения к обрядам Своего народа Она решила подчиниться  предписанию Моисея. По наитию Святого Духа пришел в храм и старец Симеон. Евангелие не сообщает нам, к какому  сословию он принадлежал, но некоторые историки предполагают, что он был священником Иерусалимского храма. По преданию это был один из 72  «толковников», переводивших по велению египетского царя Птолемея  книги Ветхого Завета с древнееврейского на греческий. Когда Симеон усомнился в пророчестве Исайи о  необыкновенном рождении Спасителя, Ангел предсказал ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Богомладенца своими глазами.


     Долго ждал этого дня праведный Симеон, он пережил всех своих ровесников, родственников и друзей, но вера его только укреплялась. И вот он берет на руки Младенца, рождения Которого на Земле ждали не одно тысячелетие, от великой радости уста его произносят гимн, ставший впоследствии  молитвой новозаветной церкви: «  Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром!» Он славит Бога, показавшего ему спасение и народа Израиля, и язычников. Отец светов, перед мраком смерти я вижу  спасительный Твой свет,- говорит душа  старца. Отныне все народы мира прославят Божию Матерь, прославят и  Божественную спасительную любовь Творца. В один миг праведный Симеон прозрел Крестные страдания и смерть Богочеловека, великие скорби  Богородицы, которые поразят Ее душу, как оружие.


     Вместе  со старцем прославляла Бога и пророчица Анна, дочь Фануилова от колена  Асирова, отличавшегося богатством, силой, кротостью и миролюбием. 84-летняя вдова проводила все дни свои в храме в посте и молитве. За такую  угодную Богу жизнь она удостоилась несказанного счастья- увидеть  Сына Божьего, Спасителя мира.
В лице праведного Симеона и пророчицы Анны Ветхозаветное человечество встретило начало Нового Завета, встретило весну новой эпохи. И до сих пор эта встреча происходит в душе каждого человека.


    Она  переворачивает жизнь людей,  изменяет сознание, образ жизни.И даже  лица их становятся иными. По- разному  это происходит у разных людей.  Православные любят рассказывать друг другу, как они уверовали, как коснулся Господь их души. Эти истории неповторимы и прекрасны, их хранят в памяти, как бесценное сокровище.

    Святоотеческое предание утверждает, что к  Богу  ведут  три дороги. Первая – это путь святых людей: уверовать  и возлюбить Бога с детства и всю жизнь служить Ему и ближним. Вторая- это когда к Богу нас приводит подвижник благочестия, и мы, потрясенные его верой и святой жизнью, стараемся во всем подражать  праведнику. Третий путь- путь болезней и скорбей. Он наиболее част в наше время, ведь и подвижников сейчас мало, и мы настолько грешны, что только  большие скорби способны очистить наши сердца, чтобы почувствовали они прикосновение Божие. Но как зато преображается душа, узнавшая Бога!

    «Я не знаю большего чуда, -говорил один священник,- чем  исцеленная в церкви душа. Приходит человек с больной, израненной горем  душой, сам- темнее тучи. Начинает исповедоваться, причащаться, через некоторое время смотришь-а перед тобой совсем другой человек, веселый, искренний, открытый, сильный.  Мир у него в душе. И жизнь его начинает устраиваться.И это  чудо возможно только Богу».

   Я услышала эти слова  очень давно, когда еще делала первые шаги в церкви, но  каждый раз вспоминаю их и радуюсь, когда вижу их реальное подтверждение. А таких случаев  было очень много на моей памяти.


    …В день Сретения в церкви освящают свечи, их так и называют «сретенские». Говорят, что их надо хранить дома и  когда постигнет тебя какая-нибудь скорбь или  уныние овладеет тобой, надо встать на молитву и зажечь освященную свечу. И тогда бесследно уходит печаль, и радость Сретения согревает тебя. Потому что нет у человека большего счастья, чем встретить Бога.
               


Рецензии