О натюрморте. Цветы в вазе 1 Жизнь шелкопряда

   Цветочный натюрморт Яна Брейгела Старшего (Бархатного) из собрания Прадо был написан в первой четверти XVII в. Мастер изобразил на столешнице, рядом с большим букетом цветов в фаянсовой вазе, все стадии развития шелкопряда: из яйца вырастает гусеница, затем она образует кокон, превращается в куколку, потом – в бабочку, которая откладывает яйца. Жизнь шелкопряда представлена как неразрывный, повторяющийся цикл. Это прослеживается и композиционно: коконы, гусеницы, листья тутового дерева, крохотные яйца и бабочки образуют плавную линию вокруг фаянсовой вазы. Полукруг, словно очерченный «историей жизни» одного насекомого, перекликается с выпуклым, сферическим туловом вазы, украшенной кобальтовой росписью по белому фону. Всматриваясь в букет, где преобладают большие пышные розы и пестрые тюльпаны, мы обнаружим еще нескольких насекомых: бабочка на розовом бутоне, кузнечик на листе розы, ярко-красная божья коровка в центре букета, на темном листке между цветами тюльпанов. На листьях роз можно разглядеть и еще одну гусеницу, но, в отличие от бурого шелкопряда, она темная, украшенная ярко-красными точками.
     Мелкие и мельчайшие детали изображены внимательно и точно. Несомненно, для того, чтобы поместить их в натюрморт, мастер должен был изучать натуру и создавать предварительные наброски. Для чего такие детали нужны? Прежде всего, они позволяют оценить ювелирное мастерство живописца. Большинство натюрмортов Я. Брейгела Старшего (Бархатного) демонстрирует это со всей несомненностью. Кроме того, они помогают заполнить «пустые» промежутки изобразительного пространства: темные интервалы между стеблями растений, поверхность листьев, не занятую вазой область стола. Насекомые оживляют натюрморт, превращают его из статичной композиции в сферу подобия действительной жизни – это ползающие, шуршащие, жужжащие и порхающие создания, часто придающие картине глубину и особый динамично-пространственный эффект.
     В цветочном натюрморте с шелкопрядом из Прадо особенно убедительно передано пространство композиции – проблема, занимавшая многих мастеров раннего натюрморта, в ряде случаев блестяще и остроумно разрешавшаяся ими. Я. Брейгел Старший (Бархатный) изобразил шелкопряда с предельной достоверностью, достигая эффекта «обманки». И гусеницы, и бабочки, и яйца шелкопряда приближены к зрителю, написаны выпукло и плотно, с передачей особенностей фактуры: у неподвижной, твердой бурой куколки она одна, а у светлых бабочек с мягкими, словно трепещущими крылышками – совершенно другая. И даже мелкие круглые зернышки белых яиц демонстрируют особую фактуру. Вся эта иллюзорная достоверность отмечает пространство переднего плана картины, ее подвижную и развивающуюся жизнь.


Рецензии