Светлее света
В этот день закончилась земная жизнь Матери Божией. Апостолы и другие благочестивые люди, знавшие Пречистую Деву, собрались в Иерусалиме, в доме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Они прощались с Той, Которую почитали и любили больше, чем родных матерей. В древности иудеи боялись смерти, после неё никто не мог уже общаться с Богом в молитве, никто не мог наследовать жизнь вечную, ведь после грехопадения праотцев Адама и Евы врата рая были закрыты для людей. И праведники, и грешники после смерти попадали в ад. И только Крестная смерть Иисуса Христа открыла праведникам рай. Это событие было и Божественным, и человеческим.
Успение и воскресение Приснодевы Марии было первым великим преодолением смерти в человеческой природе. Это- начало всеобщего воскресения. Поэтому нынешний праздник- один из самых радостных и любимых издревле в православном мире и на Святой Руси. Ведь, как поёт в этот день святая церковь, смерть и гроб не удержали Её Пречистое тело. Смерть Приснодевы Марии была, как лёгкий и сладостный сон. Она с нетерпением ждала встречи со Своим Божественным Сыном, ведя жизнь, достойную и даже превышающую по чистоте ангелов. Само слово «смерть» здесь неуместно. Живоносным Источником, Матерью Жизни называют Пресвятую Богородицу, родившую бессмертного Божественного Сына. Её смерть жизненосна, поэтому, говоря об окончании земной жизни Матери Божией, Святая Церковь употребляет слово « успение».
В переводе с церковно-славянского оно означает засыпание. У него есть родственные русские слова: преуспевание, успех, успевать. Вот такое глубокое и многозначное слово. И действительно, такого успения не было ни у кого из людей. Сам Иисус Христос с сонмом ангелов пришёл, чтобы принять Её святую душу. Его явление воочию видели все люди и бережно сохранили в Священном Предании, чтобы донести это до будущих поколений христиан.
А на третий день после погребения опоздавший на траурные торжества апостол Фома нашёл в Гефсиманском саду лишь пустой гроб и погребальные пелены. Это видели и другие апостолы, изумлённые, они возвратились в дом и долго молились, чтобы Бог открыл им, что произошло с Телом Пречистой. Наконец они услышали ангельское пение и увидели в воздухе Пресвятую Богородицу, сияющую небесной славой, светлее самого света. Её окружали ангелы. « Радуйтесь, - обратилась к ним Приснодева. - Я с вами во все дни и всегда буду вашей молитвенницей перед Богом».
Господь наш Иисус Христос прославил Свою Пречистую Матерь, взял Её в Царство Небесное после воскресения Её плоти. Там Пресвятая Богородица пребывает выше всех ангелов, непрестанно молясь за род человеческий. Всё это только краткое изложение того, что вспоминается в церковной службе в честь праздника Успения.
Православные христиане всегда считали своим долгом в этот день побывать в церкви, чтобы поклониться Заступнице Усердной, не усыпающей в молитвах. Но праздник продолжался и после Литургии. В народе его называли Госпожинками, Госпожиным днём, потому что Матерь Божию в церковных книгах часто именуют Госпожой.
В старину именно в то время заканчивали жатву, и крестьяне приносили в церковь семена ржи и пшеницы для освящения будущего посева. Появлялось больше свободного времени, и этот праздник отмечали всем миром. Селяне устраивали складчины, варили пиво, резали баранов, пекли пироги и устраивали пир на весь мир. Бояре старались быть особенно щедрыми и делали подарки своим слугам - и деньгами, и вещами.
После Успения начиналось молодое бабье лето и продолжалось до 11 сентября. Его называли молодым в отличие от старого бабьего лета, которое приходило с 14 сентября. А там и до Рождества Пресвятой Богородицы рукой подать. Так и получалось, что вся ранняя осень украшена Богородичными праздниками. Тихая, нежная, светлее света радость...
Свидетельство о публикации №210072100687
Любовь Белова 2 15.10.2014 12:12 Заявить о нарушении
Елена Выборнова 2 15.10.2014 21:16 Заявить о нарушении