Святые матери святых
Полюбил один казак гордую красавицу и предложил ей стать его женой.
- Не выйду за тебя, пока не выполнишь мою просьбу, - ответила ему красавица.
- Любую твою просьбу, моя ясынька, выполню, - пообещал ослеплённый любовью казак.
- Любую?- усмехнулась красавица.- Поклянись.
Поклялся казак, даже не подозревая, что задумала его капризная ясынька.
- Так вот, - продолжила девица. - Выйду я за тебя, если ты принесёшь мне на блюде сердце твоей матери и бросишь его к моим ногам.
Омрачилось лицо казака, тяжёлый камень упал на душу, но делать нечего, поклялся. Пришёл он домой мрачнее тучи и рассказал всё своей матери.
- Я всё готова отдать для твоего счастья, даже свою жизнь, - ответила его старенькая седая мать. – Возьми моё сердце, отнеси своей девушке, да и женись поскорее, и будьте счастливы.
Вырвал казак из груди матери её сердце, положил его, истекающее кровью, на блюдо и понёс в дом к своей любимой. На пороге её дома он споткнулся, упал, а сердце покатилось к ногам красавицы. Та наступила на него ногой и раздавила. Кровь брызнула из материнского сердца. Но никто не услышал ни упрёка, ни стона боли. – Не ушибся ли ты, сынок, - проговорило сердце, - не больно ли тебе? Как жаль, что не могу я, как раньше, утешить тебя, прижать к своей груди, - последние слова из умирающего сердца прозвучали совсем тихо, еле слышно.
Горько зарыдал казак, поняв, какое сокровище он потерял, что не будет он счастлив без своей матери даже со своей любимой девушкой. Просветлели его очи, очарованные девичьей красотой, и увидел он, какая злая, самовлюблённая и жестокая у неё душа.Ушел он из дома своей невесты, забрав с собой материнское сердце. На высокой горе похоронил он святыню. И вырос на этом месте алый цветок, прекраснее которого ещё не было на белом свете. Его ароматом и красотой утешались все скорбящие, исцелялись все недугующие, а все несчастные становились счастливыми. На весь мир хватило святой материнской любви.
Это- легенда, произведение народного творчества. Святая православная церковь в сокровищнице Священного Писания хранит события, которые произошли в реальной жизни. А Священное Предание передаёт изустно воспоминания о жизни святых людей.
Это не легенды и не сказки, это- быль.
Более 1100 лет до Рождества Христова жила на Земле обетованной святая и блаженная Анна, жена Елкана. Она была бесплодной. Это неимоверно огорчало её, и Анна дважды в день приносила Богу приношения, отдавая в храм почти всё, что имела, лишь бы Бог избавил её от позора бездетства. Она ревностно исполняла все заповеди Закона Божьего, не отходила от храма, молясь непрестанно. Однажды она молилась особенно усердно, обращаясь к Самому Богу Саваофу.
- Господи, если ты услышишь меня, если вспомнишь о рабе Твоей, и дашь мне ребёнка мужского пола, то обещаю, что отдам его Тебе, Господи, в дар за все дни жизни его.
Всемогущий Бог не только услышал слёзную горячую молитву матери. Он выполнил её просьбу, дал ей сына. Анна родила Самуила, и когда он немного подрос, то отвела его в дом к первосвященнику Илию.
Конечно, Анна тяжело было расставаться с единственной надеждой и утехой её жизни, но, как женщина глубоко верующая, она не могла не выполнить обещанное Богу. За это она сама была награждена даром пророчества. Самуил вырос в доме первосвященника Илия, и стал впоследствии ветхозаветным пророком и первосвященником народа еврейского. Анна в утешение за сына родила ещё трёх сыновей и трёх дочерей. Так были вознаграждены её вера и надежда на Бога. Анна прославлена Церковью как святая пророчица и мать пророка Самуила.
Бесплодной была и другая святая мать, она тоже звалась Анной. Иоаким и Анна жили в маленьком и бедном городке Назарете. Незадолго до Рождества Христова. Они были украшены множеством добродетелей, о них обо всех нам не рассказывает Евангелие. Мы знаем только о том, что они были богаты, но не тратили все свои доходы на себя, а делили их на три части: одну жертвовали в храм, вторую- бедным людям, а третью тратили сами. Были они уже в преклонных летах. Бездетность очень огорчала их, они смиренно сносили оскорбления и унижения от своих знакомых и соседей, так как у иудеев считалось, что если у человека нет детей. то он наказан Богом за какой-то тяжкий грех. Супруги непрестанно молились, чтобы Бог послал им ребёнка. Однажды у Иоакима не приняли жертву в храме, как у бездетного, который якобы скрывает от людей тяжелый и постыдный грех. От огорчения святой Иоаким ушёл в пустыню и решил, что будет поститься и молиться там, пока Господь не снимет позор с его головы.
Анна, узнав о происшедшем с мужем, тоже наложила на себя строгий пост, ничего не ела в течение 40 дней. Она обещала посвятить Богу своего ребёнка. Однажды ей явился ангел и сказал, что молитва её услышана, и Бог посылает ей дочь, которая прославится перед всеми народами. Счастливая Анна тотчас же отправилась в Иерусалимский храм, чтобы поблагодарить Бога. Здесь она встретила мужа, которому тоже являлся ангел с радостной вестью и повелел идти в Иерусалим. Едиными устами и единым сердцем они благодарили Бога.
Когда родилась у них дочь Мария, и ей исполнилось 3 года, родители отвели Её в храм Иерусалимский. Здесь Она воспитывалась и росла. И не было Ей равной среди людей в смирении, доброте и любви к Богу. И даже ангелы ещё не знали, что эта юная Дева станет Пречистой Матерью Спасителя мира и Богочеловека Иисуса Христа.
В Риме, во время царствования императора Адриана, жила женщина по имени София, что означает премудрость. Она была христианка, и жизнь вела святую и благоразумную. Своим трём дочерям она дала имена, соответствующие трём христианским добродетелям - Вера, Надежда, Любовь. Вскоре после рождения третьей дочери, София лишилась мужа. Став вдовой, она продолжала вести жизнь благочестивую, угождая Богу постом, молитвой и милостынею. Своих дочерей она воспитывала в строгой вере, стараясь, чтобы они достойно носили свои имена.
Девочки хорошо знали пророческие и апостольские книги, были послушны, прилежны в молитве и усердны в домашней работе. Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Император Адриан пригласил мать с дочерьми к себе во дворец и велел им поклониться языческим богам. За это обещав им, что они будут жить, как царские дочери. Но юные девы были мужественны и непреклонны, ведь ещё накануне мать благословила их на подвиг ради Христа.
Вере было 12, Надежде 10, Любови -всего 9 лет, но несмотря на такой юный возраст, девы были крепки в вере, как взрослые христианки. Они вынесли жесточайшие муки и были казнены. Всё это видела их мать, она молилась за дочерей, чтобы Бог даровал им терпение до конца. Святая София сама похоронила дочерей, плача от радости, что получили они венцы мучениц. Мать умерла через три дня после дочерей на их могиле. Господь Иисус Христос и её наградил мученическим венцом, так как она страдала за Него не телом, а сердцем.
Мария жила в 14 веке в Ростовской области и была знатной боярыней, женой боярина Кирилла. За благочестивую жизнь Бог избрал её для рождения великого святого, печальника и молитвенника Земли Русской Сергия Радонежского. Незадолго до его рождения, Мария была в храме на Литургии, во время службы младенец в её чреве трижды громко воскликнул. Мария и все прихожане были потрясены и испуганы.
Вскоре Бог даровал женщине сына, который с первых же дней своей жизни начал строго поститься. Он не питался молоком матери по средам и пятницам. Отказывался от материнского молока, если мать ела мясо. Заметив это, глубоко верующая Мария и сама отказалась от мясной пищи. Мать не препятствовала сыну в подвиге поста и когда он повзрослел. Она понимала и его горячую любовь к Богу и церкви и сама усердно молилась, подавая пример сыну.
Когда юноша пожелал принять монашеский постриг, Мария попросила его проводить родителей до могилы. До самой смерти родителей Варфоломей ухаживал за ними, обеспечивал им спокойную старость. Незадолго до кончины Мария вместе с мужем приняла монашеский постриг в Покровском Хотьковом монастыре. С честью похоронив родителей, Варфоломей ушёл в пустынь. Так началась подвижническая жизнь будущего преподобного Сергия Радонежского. Мария и Кирилл тоже прославлены православной церковью как преподобные.
В городе Курске сохранилась добрая память об Агафии Фотиевне Машниной. Она была женой купца Исидора Ивановича, у неё было трое детей- Матрона, Алексей и Прохор. Немало добрых дел она совершила, будучи милосердной. В вере воспитывала детей, поучала Закону Божьему. Не жалела денег на милостыню бедным. Собирала приданое сиротам и выдавала их замуж. Великое дело задумал их знакомый купец Первышев : построить во славу Божию и на радость землякам каменный храм, да такой красивый, какого ещё не было на Курской земле. А подрядился строить Исидор Иванович Машнин. Выстроил он первый этаж собора, но подкосила его тяжёлая болезнь.
Агафия Фотиевна, став вдовой, решила продолжить дело мужа. Один Господь знает, каких трудов ей это стоило. В те времена женщины за такие дела не брались. Но Агафия Фотиевна довела до конца стройку, и вот уже 250 лет стоит на Курской земле красивейший Сергиево-Казанский собор, один из самых любимых курянами храмов. Когда его освятили, младший сын Прохор поделился с матерью своим желанием уйти в монастырь. Ни минуты не колеблясь, она благословила его на подвиг большим медным крестом. Его Прохор Машнин никогда не снимал с груди.
Материнское благословение помогло Прохору вынести тяготы монашеской жизни, повторить все подвиги древних святых. В историю Русской Православной церкви он вошёл как преподобный Серафим Саровский. Агафия Фотиевна Машнина ещё не прославлена в лике святых. Но верующие куряне знают место, где она похоронена, молятся там и говорят, что матушка преподобного Серафима много помогает землякам.
Святую страстотерпицу царицу Александру Фёдоровну Романову современники сравнивали с лилией- цветком, символизирующим чистоту и целомудрие. Она родилась и выросла в Германии, была воспитана в протестантской вере. Но, выйдя замуж за русского царевича Николая Романова, с которым её связывала крепкая любовь, она полюбила и новую свою Родину, её народ и его веру православную. Аликс приняла православие, воспитывала в его традициях пятерых своих детей - великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и цесаревича Алексея.
Красивая, величественная, высокообразованная и мудрая, мужественная и смелая, она была не только царицей, но и матерью для своего народа. Для мужа она была верным, преданным другом, обожаемой матерью для своих детей. Во время Первой мировой войны Императрица Александра Фёдоровна вместе со старшими дочерьми великими княжнами Ольгой и Татьяной служила сестрой милосердия в военном госпитале. Когда в 1917 году в России произошёл октябрьский переворот, царской семье их заграничные родственники предлагали политическое убежище за пределами Родины. Но Александра Фёдоровна сказала, что лучше она будет полы мыть в России, чем жить заграницей.
Вместе с детьми она разделила подвиг мужа, поддерживая его в ссылках, сначала в Тобольске, затем в Екатеринбурге. Не дрогнула она и перед самым последним и самым страшным испытанием – расстрелом в подвале Ипатьевского дома. Очевидцы вспоминают, что перед кончиной, царская семья, и до того очень дружная, стала едина духом и молитвой, как монастырь.
А на последней службе при пении « Со святыми упокой» все встали на колени, предчувствуя скорую гибель и сами себя отпевая. В 2000 году на юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви Царская семья Романовых была причислена к лику святых. Императрица Александра Фёдоровна стала идеалом матери для православных женщин.
Свидетельство о публикации №210072100700
Нина Ерыгина 27.06.2013 01:37 Заявить о нарушении
Елена Выборнова 2 27.06.2013 15:24 Заявить о нарушении