Три Спаса в зареве
наливались солнечной силой, а вот уже и урожай поспел. Большинство полей блестит мягким
золотом стерни.
Тихо, но, кажется, только что отзвучали голоса людей и рокот машин. Поля будто хранят
ещё память недавней жатвы, тепло крестьянских рук, которым они щедро отдали своё
богатство. С зелёных деревьев начали опадать первые, самые слабые листья. Август,
последний месяц долгожданного и короткого русского лета. Это название- римское,
пришедшее к нам из Византии вместе с верой греческого закона, а древнерусские имена
этого месяца – зарев и серпень. Зарев- название северное, это от сияния зарниц, которое
часто бывает в августе на севере, а южное серпень – от серпа, которым в старину
убирали хлеб. Три Спаса празднует православная церковь в августе. Так в народе
называют три праздника, посвящённые Господу Иисусу Христу.
14 августа отмечают происхождение ( изнесение) Честных Древ Животворящего Креста
Господня. Совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В народе
этот день называется первым Спасом. Вспоминается торжественный вынос частей Креста,
на Котором Господь Иисус Христос принял крестную смерть. Он совершался в
Константинополе, святыню выносили из царских покоев в Софийскую церковь крестным ходом.
Так греки укрепляли народ в самую жаркую пору года, когда в Византии свирепствовали
эпидемии страшных болезней. Нам это не грозит, но обычай остался. Накануне праздника,
на вечерней службе крест выносят из алтаря для поклонения народу. Повсеместно на Руси
в этот день совершались крестные ходы к водоёмам, где священники освящали воду.
Считалось, что искупаться в этот день очень полезно для здоровья. Отсюда и ещё одно
название- Спас мокрый. А воду в наше время освящают в храмах на молебнах и щедро кропят ею прихожан. И ещё одно название - Спас медовый, потому что в это время пчеловоды
подрезывают соты. И положено в этот день приходить в церковь со свежим мёдом, освящать и
жертвовать Богу начатки нового урожая. С этого праздника начинается Успенский пост, в
честь Пресвятой Богородицы. Он строг так же, как и Великий пост, но не такой долгий,
всего 14 дней. Ещё его называют спасовка. И приговаривают: « Петровка голодовка, а
спасовка- лакомка». Совсем нетрудно поститься при таком изобилии овощей и фруктов, да и
погода к этому располагает. Даже современные медики советуют во время сильной жары не
есть жирную, мясную пищу, а- лёгкую, растительную.
Вторым и главным Спасом народ называет Преображение Господне. 19 августа православная
церковь отмечает евангельское событие из земной жизни Иисуса Христа. Незадолго до Своих
страданий Он взял с Собой самых близких учеников Петра, Иоанна и Иакова и поднялся с
ними на одну из красивейших в Иудее гору Фавор, от подошвы до вершины покрытую пышной
растительностью. Здесь Господь преобразился, Лик Его просиял, а одежды стали белоснежными
и сияющими. К Нему явились в небесной славе два величайших пророка Илия и Моисей и
беседовали с Господом. Они рассказывали о страданиях и смерти, которые предстоят Ему
скоро в Иерусалиме. Светлое облако осенило учеников, и они услышали голос с небес:
«Это- Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Его слушайте». Ученики в
страхе пали на землю, через некоторое время Иисус Христос подошёл к ним и успокоил их,
Он был в Своём обычном виде. Это событие говорит нам о том, как преобразится каждый
человек в Царстве Небесном, в жизни будущего века, каким прекрасным станет весь земной
мир. Служба в храме в этот день особенно торжественна, это один из 12 великих годовых
праздников. В старину в Иерусалиме в это время созревал виноград, и его приносили в храм,
чтобы освятить и пожертвовать Богу десятину урожая. На Руси к Преображению поспевают
яблоки и другие древесные плоды: груши, сливы. Их и приносят в храмы. А до этого дня
по благочестивому обычаю русские люди ели только огурцы. В Преображение так приятно
разговеться румяным яблочком, отсюда и название- яблочный Спас. В северо- западных
районах Руси в этот день в церковь приходили с семенами и колосьями нового хлеба. Их
освящали для посева озимых. К празднику Преображения присоединялся и обряд засевания
полей. По просьбе крестьян на поле с иконами приходил священник, окроплял землю,
молился, прося Божьего благословения, а затем один из самых уважаемых хозяев бросал в
землю зёрна.
И ещё один добрый старый обычай: в день Преображения было принято делиться
собранным урожаем с бедными и убогими односельчанами. Этот обычай соблюдался так
неукоснительно, что тех, кто его нарушал, лишали братского общения и всякого уважения.
« На второй Спас и нищий яблочко съест»,- говорили в народе. И ещё одна пословица:
« Пришёл Спас – всему час». И то верно: и молиться, и трудиться, и веселиться, и на дела
милосердия - на всё находили время наши благочестивые предки.
Третий Спас- это отмечаемый 29 августа праздник Перенесение из Едессы в
Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. В старину в этот день
молились целыми семьями о добром будущем урожае. Крестьянки провожали своих мужей на
поля с хлебом- солью. На телегу клали три снопа, а на них- семена ржи в мешках. С
третьего Спаса начинали сеять озимый хлеб. В некоторых местах его называют ещё ореховым,
потому что поспевают орехи, Спас на полотне или полотняным, так как в это время были
готовы для продажи домотканые холсты. Отсюда пословица: «Первый Спас- на воде стоят,
второй Спас- яблоки едят, третий Спас- на зелёных горах холсты продают».
Вот такие три праздника в августе. Все они любимы народом так, что он и назвал, и
осмыслил их по-своему, накрепко связав с крестьянской жизнью, с бытом, с жарким трудовым
августом. В каждом празднике – хвала Богу, без помощи Которого русские не мыслили
никакого успеха ни в чём, а тем более в труде. Они благодарили Господа за милосердие и
щедрость, за то, что посылал им урожай, хорошую погоду и возможность делать добро
ближним.
Свидетельство о публикации №210072100708