Три Спаса в зареве

   Быстро сменяют друг друга три  летние братцы- месяцы. Ещё недавно плоды и ягоды только
 наливались солнечной силой, а вот уже и урожай поспел. Большинство полей  блестит мягким
 золотом стерни.

   Тихо, но, кажется, только что отзвучали голоса людей и рокот машин. Поля будто хранят
 ещё память недавней жатвы, тепло  крестьянских рук, которым они щедро отдали своё
 
богатство. С зелёных деревьев начали опадать первые, самые слабые листья.  Август,

 последний месяц  долгожданного и короткого  русского лета. Это название- римское,
 пришедшее к нам из Византии вместе с верой греческого закона, а  древнерусские имена
этого месяца – зарев и серпень. Зарев- название северное, это от сияния зарниц, которое
часто бывает в августе на севере, а южное  серпень – от  серпа, которым в старину
 убирали хлеб.  Три Спаса празднует православная церковь в августе. Так  в народе
называют  три праздника, посвящённые  Господу Иисусу Христу.

   14 августа отмечают  происхождение ( изнесение) Честных Древ Животворящего Креста
Господня. Совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В народе
 этот день называется  первым Спасом. Вспоминается  торжественный вынос частей  Креста,
 на Котором Господь Иисус Христос принял крестную смерть. Он совершался в
 Константинополе, святыню выносили из царских покоев в Софийскую церковь крестным ходом.
 Так греки  укрепляли народ в самую жаркую пору года, когда в Византии свирепствовали
 эпидемии  страшных болезней. Нам это не грозит, но обычай остался. Накануне  праздника,
 на вечерней службе  крест выносят из алтаря  для поклонения народу. Повсеместно на Руси
в этот день совершались крестные ходы к водоёмам, где  священники освящали воду.
 Считалось, что искупаться в этот день  очень полезно для здоровья. Отсюда и ещё одно
 название- Спас мокрый. А воду в наше время освящают в храмах на молебнах и щедро кропят ею прихожан. И ещё одно название -  Спас медовый, потому что в это время пчеловоды
подрезывают соты. И положено в этот день приходить в церковь со свежим мёдом, освящать и
 жертвовать  Богу начатки нового урожая. С этого праздника начинается Успенский пост, в
честь Пресвятой Богородицы. Он строг так же, как и Великий пост, но не такой долгий,
всего 14 дней. Ещё его называют спасовка. И приговаривают: « Петровка голодовка, а
спасовка- лакомка».  Совсем нетрудно поститься при таком изобилии овощей и  фруктов, да и
 погода к этому располагает. Даже современные медики советуют во время сильной жары не
есть жирную, мясную пищу, а- лёгкую, растительную. 

   Вторым и главным Спасом народ называет  Преображение Господне. 19 августа православная
церковь отмечает  евангельское событие из земной жизни Иисуса Христа. Незадолго до Своих
 страданий Он взял с Собой  самых близких учеников Петра,  Иоанна и Иакова и поднялся с
 ними на одну из красивейших в Иудее гору Фавор, от подошвы до вершины покрытую пышной

растительностью. Здесь Господь преобразился, Лик Его просиял, а одежды стали белоснежными
 и сияющими. К Нему  явились в небесной славе два  величайших пророка  Илия  и Моисей  и
беседовали с Господом. Они  рассказывали  о страданиях и смерти, которые предстоят Ему

 скоро в Иерусалиме. Светлое облако осенило  учеников, и они услышали голос с небес:
 «Это- Сын Мой возлюбленный, в  Котором Моё благоволение. Его слушайте». Ученики в
 страхе пали на землю, через некоторое время Иисус Христос подошёл к ним и успокоил  их,
 Он был в Своём обычном виде. Это событие говорит нам о том, как преобразится каждый
человек в Царстве Небесном, в жизни будущего века, каким прекрасным станет весь земной
мир. Служба  в храме в этот день особенно торжественна, это один из 12 великих годовых

праздников. В старину в Иерусалиме в это время созревал виноград, и его приносили в храм,
чтобы освятить и пожертвовать Богу десятину урожая. На  Руси  к Преображению поспевают
 яблоки и другие древесные плоды: груши, сливы.  Их и приносят в храмы. А до этого дня
 по благочестивому обычаю русские люди ели только огурцы. В Преображение так приятно
разговеться  румяным яблочком, отсюда и название- яблочный Спас. В северо- западных
районах Руси  в этот день в церковь приходили с семенами и колосьями нового хлеба. Их
 освящали  для посева озимых.  К празднику Преображения присоединялся и обряд  засевания
полей. По просьбе крестьян на поле с иконами приходил священник, окроплял землю,
 молился, прося Божьего благословения, а затем один из самых уважаемых хозяев бросал в

землю зёрна.

  И ещё один добрый старый обычай: в день Преображения было принято делиться 

собранным урожаем с бедными и убогими односельчанами. Этот обычай соблюдался так

неукоснительно, что  тех, кто его нарушал, лишали братского общения и всякого уважения.
 « На второй Спас и нищий яблочко съест»,- говорили в народе. И ещё одна пословица:
 « Пришёл Спас – всему час». И то верно: и молиться, и трудиться, и веселиться, и на дела

милосердия - на всё  находили время наши благочестивые предки.

   Третий Спас- это  отмечаемый 29 августа  праздник  Перенесение из Едессы в
Константинополь  Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. В старину в этот день
молились целыми семьями о  добром будущем урожае.  Крестьянки провожали своих мужей на
 
поля с хлебом- солью. На телегу клали три снопа, а на них- семена ржи в мешках.  С
третьего Спаса начинали сеять озимый хлеб. В некоторых местах его называют ещё ореховым,
потому что  поспевают орехи, Спас на полотне или полотняным, так как в это время были
готовы для продажи домотканые холсты. Отсюда пословица:   «Первый Спас- на воде стоят,
 второй Спас- яблоки едят, третий Спас- на зелёных горах  холсты продают».

   Вот такие три  праздника  в августе. Все они любимы народом так, что он  и назвал, и
осмыслил их по-своему, накрепко связав с крестьянской жизнью,  с бытом, с жарким трудовым
  августом. В каждом празднике – хвала Богу, без  помощи Которого русские  не мыслили
 никакого  успеха ни в чём, а тем более в труде. Они благодарили Господа за милосердие и
щедрость, за то, что посылал  им урожай,  хорошую погоду и возможность делать добро 
ближним.
               


Рецензии