Учитесь властвовать собой. Из дневника Ольги Д

      Из дневника  Ольги Д.
       « Сегодня я впервые была на занятии группы по психологическому
практикуму в первом городской поликлинике. Это что-то новое, его ведут сразу два
 специалиста: психотерапевт и психолог. Две женщины. У меня депрессия, которая тянется уже много лет, а теперь обострилась из-за ужасной погоды: две недели нет солнца. Зимние дни, серые, унылые. Безысходность. Подавленное настроение, уныние, часто плачу, страдаю от одиночества, хотя в общем-то внешне я не одинока. У меня есть муж, но это ещё одна головная боль…Не знаю, помогут ли мне эти две обаятельные женщины. У них принято  открыто рассказывать о своих проблемах.


    Первое, что я подумала, когда увидела других таких же, как я, что никогда и ни за что не смогу  рассказать  о себе. Но когда  я узнала об их проблемах, мои показались мне несколько мелковатыми… В конце занятия во мне что-то изменилось, я захотела тоже излить свою душу. Не без внутреннего страха я начала свою исповедь, на меня смотрели  полные искреннего сочувствия глаза. Говорили все, не только врачи, все старались меня утешить, дать надежду.  Почувствовав такую мощную поддержку, я  еле сдержалась, чтобы не расплакаться. Они обещали молиться за меня. Я тоже сегодня помолюсь за всех. Запомнилась фраза из текста, который нам начитывала Альбина Михайловна: « Вы являетесь источником  света, тепла, любви, милосердия для каждого, с кем встречаетесь». А я? Являюсь ли источником  не  любви, а хотя бы тепла?


        Из  беседы с главным врачом  первой городской поликлиники.
« Собственно духовно ориентированная психотерапия-это хорошо забытое старое. Без одухотворённости самого врача в наше время нельзя лечить. Хорошо, когда врач- сам духовно богатый человек. Эта методика хороша тем, что в ней нет насилия, пациент сам входит в то состояние, когда его душа спокойна. И если объединить усилия психотерапевта, психолога, то результат будет эффективнее. А если ещё и священник будет помогать человеку преодолевать свои проблемы, то это просто  замечательно. Нет, в  нашей поликлинике  священники не консультируют. Но храм рядом».


     Из дневника Ольги Д. « Сегодня  Татьяна Ильинична Сурьянинова читала нам терапевтическую сказку о Гадком Утёнке. Знакомую нам с детства, но совершенно другую, более глубокую в психологической интерпретации. У каждого из нас есть свои белые лебеди, с которыми мы хотим быть рядом. У каждого бывают такие периоды в жизни, когда  он бывает гадким утёнком. Это когда человек попадает в чужую стаю, где  его ждёт дилемма: или приспособиться, стать «своим», или сохранить себя, своё достоинство, но тут неизбежен период одиночества.


     Быть одному в чужой стае очень трудно, но надо, как Гадкий Утёнок, всё время двигаться, что-то менять в своей жизни, карабкаться, цепляться. Потом приходит помощь от Бога,  через доброго человека. Затем исцеление, а затем – расцвет.  Сказка – ложь, да в ней намёк.  Кажется, это обо мне. Впрочем, я уже не чувствую себя такой одинокой».



       Из беседы с врачом- психотерапевтом Альбиной Михайловной Татаренко. « Если другие врачи видят, с чем имеют дело, они могут пропальпировать, рассмотреть рентгеновский снимок, то психотерапевт имеет дело с абстракцией. Она определяется в виде страдания  человека, которое меняет его сущность, его личность, его « я». Психотерапевт  имеет дело  с реальным, но невидимым миром - души, духа человека. Мы выявляем ресурсы личности, стараемся опираться на её здоровые стороны. Лично меня духовно обогащает общение с психологом, со священниками.  Открываются новые горизонты. Мы широко используем святоотеческое наследие, опыт  православной Церкви. Как врач могу сказать, что религия глубоко  психотерапевтична.»


      Из дневника Ольги Д. « Вечером позвонила подруга и позвала на ночную службу в Троицкий храм. На такой службе я впервые. Молились всю ночь, было трудно с непривычки, болели ноги, спина. В конце службы думала, что упаду. Восторженной радости, как обычно, не было, но  когда приехала домой, почувствовала, что моя  боль улеглась. На душе – глубокий покой.  Вечером  было занятие, бежала на него с радостью. Между нами какая-то таинственная духовная связь, ведь мы все молимся друг за друга.  И так  радостно бывает, когда кто-то справляется с проблемой. Вообще у многих дела идут  лучше».


      « Сегодня изучали сказку о Синей  Бороде. Конечно, он злодей, и за него не стоило выходить разумной девушке. Но наша героиня польстилась на  богатство и щедрость, почти как я. И уж если она собиралась строить с ним отношения, нужно было сразу расставить все точки над « и». Открытость, честность - вот что важно в отношениях. Впрочем, тут у нас мнения разделились. Светлана предложила вариант: героиня узнала о его  страшной тайне и промолчала, а потом все бы наладилось, родила бы ребёнка…Сказочница. Всё равно  его страшная тайна - спрятанные улики убийств многочисленных жен -  когда-то открылась бы.


     Да, как это всё сложно, у каждого из нас есть свои тайны, свои секретные ключики. Не все могут быть открытыми, а ведь искренность -это одно из условий любви. Значит, мы все  не умеем любить, ведь это- мужество: открыться, рассказать о себе всё. Вот поэтому и одиноки. Даже вдвоём. Теперь  мне  ясна моя проблема до конца.  Моя беда в том, что я скрытна, недоверчива. А люди намного лучше, чем  я о них думаю. И ещё что я узнала: чтобы простить, надо прежде всего понять человека. Не замыкаться в себе, а идти навстречу».


     Из беседы с Татьяной Ильиничной Сурьяниновой, кандидатом психологических наук.
«Личность человека  диалогична. Её основа в религиозности, это  тоже диалог, это связь с Богом. Эти отношения глубинные, там заложены все знания, как жить, как строить свои отношения с людьми. Но человек, находясь в греховном состоянии, не может найти выход на этот мощный  ресурс.  И только если он чист душой, то он может  чувствовать  угрызения совести, радость и так далее. Когда разговариваешь с человеком, стараешься услышать диалог. Каждая страсть имеет свой голос. У совести тихий голос. Каждому врачу тоже нужно слышать голос своей совести, тогда  он сумеет услышать и своего пациента.


     Главное- увидеть  истинное духовное « я»  человека, поддержать  здоровое начало в нём. А здоровое ядро личности остаётся, даже если человек серьёзно болен. Я считаю, что психолог должен быть духовно зрелым человеком, уметь отличать добро от зла. Духовно ориентированная или православная психология опирается на опыт церкви, на знание универсальной истины. В то время как в светской психологии у каждого может быть своя  истина. Что ещё отличает  нашу работу? Мы ориентируем  человека на внутреннюю работу со своими страстями, на умение овладеть собой, на профилактику конфликта с ближними. Я считаю, что воцерковлённый  психолог может оказать  больше помощи, чем светский, который находится на жёсткой позиции».


    Из дневника Ольги Д. « За полгода я многому научилась. Стала меньше раздражаться, уныние прошло. Настроение почти всегда хорошее. Те ситуации, в которых я раньше  обязательно сорвалась бы до конфликта, теперь  пробегаю легко, даже с юмором. Мне стало легче общаться с людьми. А какие замечательные  люди у нас в группе! Недавно нас всех Ирина пригласила к себе в гости, мы провели чудесный вечер. Даже не хотелось расставаться. Будем дружить».


    « Последняя сказка, японская. Сюжет простой. Муж пришёл с войны, но не вернулся в семью. Все старания жены оказались бесполезными. Тогда она  пошла к знахарке за снадобьем для того, чтобы вернуть любовь мужа. Та послала её на высокую гору  к Лунному Медведю, для снадобья был нужен волосок из его груди. Женщина  прошла огонь, воду и медные трубы. Стала  сильнее, мудрее, добрее и терпеливее. Когда она вернулась к знахарке с  медвежьим волоском, та выбросила его в огонь. И сказала: « А теперь никакие снадобья тебе не нужны».
               


 


Рецензии
Как хорошо, что мы можем молиться и нести тяготы друг друга. Сам Господь нас обучил этому. Спаси Вас Господи. Жму на зеленый. С уважением:

Нина Ерыгина   27.06.2013 01:43     Заявить о нарушении
Спаси и Вас Господь за внимание и добрые слова! Молитва - это великая сила.

Елена Выборнова 2   27.06.2013 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.