Остров духовной жизни
Двери храма широко распахнуты, и в них видны люди, сплотившиеся вокруг священника. Горят свечи, негромко и благоговейно поют молодые голоса. Хочется быть вместе со всеми на этом корабле спасения. Внутри храм ещё не совсем отреставрирован, но некоторые фрески уже отмыты, и видна старинная роспись. Она такая же, как и в современных храмах: те же лики святых, те же сюжеты Священной истории. Может быть, стиль чуть более академичен и строг.
Жители села Заолешенки считают, что им повезло, два года назад настоятелем местного храма был назначен священник Николай Бурлаков. Не только церковное здание преобразилось, оживилась приходская жизнь. Божественная Литургия подходит к концу, совершали память великомученика Пантелеимона. Отец Николай в проповеди говорит о том, что пусть не каждому дано совершать подвиги, как великомученику и целителю Пантелеимону, будем жить смиренно, честно, радостно, будем любить Бога и ближних, и невоцерковлённые люди, видя нашу жизнь, лучше узнают Бога и полюбят Его.
Особенно серьёзно, внимая каждому слову, слушает батюшку его семья. Она здесь в полном составе, матушка Валентина и восемь детей: Юля, Даша, Настя, Ксения, Серафим, Наташа, Александр и Кристина. Большая семья Бурлаковых живёт по соседству, в маленьком доме, на его фронтоне отчётливо виден год строительства, выложенный кирпичами - 1904. Ненадолго заходим в гости. Старшие девочки успели приготовить обед.
Отец Николай остаётся в храме служить панихиду. Ему трапезничать некогда, его ждут ещё в двух храмах, не хватает священников на каждый приход, и батюшка сегодня не может оставить людей без праздника. За столом успеваем поговорить с гостеприимной хозяйкой. О чём? Конечно же, о детях.
Многодетность нынче не в моде. Большинство супругов стараются пожить для себя, и даже от очень образованных людей приходилось слышать, что дети мешают духовной жизни. Что надо много работать, зарабатывать больше денег, чтобы в наше время обеспечить семью всем необходимым. Что лучше иметь одного ребёнка, но дать ему возможность получить престижное образование, чтобы занять достойное место в обществе ( и лучше в заграничном), чем плодить нищету, которую и выучить-то в наше время невозможно. Да и вообще институт семьи, как считают на Западе, давно устарел, и в наше время вполне можно обойтись без этих патриархальных уз и изнурительных родительских хлопот. Спрашиваю мнение матушки Валентины об этой мудрости века сего.
-Семья- это малая церковь, а если семьи не будет, то как же наша большая церковь устоит, как же мы все жить будем, что будет с нашей Россией? А что касается духовной жизни, то с каждым ребёнком приходило какое-то испытание к нам, мы становились крепче в вере, учились молиться, больше доверять Богу. Нас окружают прекрасные люди, у нас много друзей, они нам помогают всем, чем могут. Православие- это такая крепость, такая сила!
Матушка Валентина и отец Николай вместе работали на одном предприятии в Кривом Роге, на Украине. Были хорошими друзьями, батюшка, тогда ещё просто Николай, выделил в ней такие качества как честность и верность. Сердцем почувствовал, что эта красивая, общительная и жизнерадостная девушка никогда не предаст, не оставит в беде. А ей, признаётся матушка, по сердцу пришёлся добрый, заботливый и внимательный парень. Решили не расставаться.
- С тех пор,- рассказывает матушка Валентина,- мы так и остались добрыми друзьями, наша дружба стала ещё крепче. Мы всё решаем и всё делаем вдвоём, всегда вместе, всегда рядом. И в радости, и в бедах.
Бурлаковы в молодости не собирались специально создавать многодетную семью, они положились на волю Божию. Православные люди, они воспринимали каждого ребёнка как дар Божий, как Его желание укрепить и усилить их семью. И сумели принять это с благодарностью, а не с ропотом. О каждом ребёнке матушка может рассказывать часами. Хотя они все похожи друг на друга и на родителей, но характеры у них разные.
- Если похожи больше на меня, то, значит, характер наш, напористый. Если на папу, то добрые, покладистые, миролюбивые.
Сколько материнского труда, молитв и слёз вложено в каждого из восьмерых детей! Сколько сил и здоровья им отдано! Конечно, прошедшие годы не сделали матушку моложе, они прибавили ей морщинок, но стало её лицо от этого только прекраснее.
Самое трудное испытание было с Настей, самой одарённой из детей, она учится в Суджанской музыкальной школе по классу скрипки и подаёт большие надежды. Однажды какой-то мальчик ударил её, и она от боли не могла ходить. Отец Евгений Шестопалов, благочинный Суджанского округа, взял девятилетнюю девочку на руки и отвёз в районную больницу, затем в областную.
- В областной больнице диагноз поставили- остеомиелит, это значит, что девочка может остаться инвалидом и вряд ли вообще будет самостоятельно ходить. Все за Настю молились, у нас же много друзей- и даже на Украине, в нескольких монастырях молились,- вспоминает матушка Валентина.- Я приехала в Курск, в Знаменский монастырь, отец Симеон мне говорит: « Всё будет хорошо, идите на крестный ход». Я про себя думаю, какой же крестный ход при таком несчастье, но молчу. Беру благословение на приём к мануальному терапевту. Он вправляет вывих кости таза, и Настя встаёт на ноги. А на следующий день мы уже участвовали в крестном ходе в Горналь, благодарили Царицу Небесную за такую милость.
- Скорби Бог посылает людям, чтобы они учились по-настоящему молиться и каяться, почаще вспоминали свои грехи, не гордились, - подводит итог матушка Валентина.
А я думаю, что вот такое смирение, такая живая вера, такой труд в Его славу и есть подлинная духовная жизнь. И никакие библиотеки самых мудрых прочитанных книг, никакие театры и никакие путешествия по самым знаменитым чудесам света не заменят личного общения с Богом. А значит, будут лишь подпитывать гордость человека, замыкая его на самом себе.
Отец Николай полностью согласен с супругой:
- Что же это за жизнь для себя? Это полный эгоизм. Что это за дух времени такой, не понимаю. Мы должны жить для Господа, и окружающих нас людей не забывать, проявлять к ним любовь.
- Как вы учите детей любить Бога и ближних, ведь это очень сложно: объяснять детям такие высокие понятия?- интересуюсь я.
- Не мы их учим любить, а дети нас учат. Они же дети, это- простота, чистота. Это ещё незамутнённый образ Божий. И человек при виде ребёнка испытывает высокие благородные чувства. Любовь имеет свойство умножаться с каждым ребёнком. С рождением первенца ты ещё не осознаёшь себя отцом в полной мере. Отцовские чувства проявляются по-настоящему, когда у тебя уже несколько детей. Чем больше детей, тем ты становишься мудрее, укрепляется семья, качественно изменяется духовная жизнь.
Но, пожалуй, самые горячие сторонники многодетной семьи- младшие Бурлаковы.
- В семье обязательно должно быть много детей, - утверждает 17-летняя Юля, - потому что только тогда будет весело. А нам весело всегда.
- Нас много, и это- здорово, - вторит ей 15-летняя Даша. – У нас в классе есть ребята, у них нет ни братьев, ни сестёр. Они нам завидуют. Одному скучно, плохо.
Младшие дети в разговоре старших не участвуют, они заняты серьёзными делами: кто-то рисует, кто-то любуется рыбками, играет с морской свинкой. А девятилетний Серафим возит на плечах по очереди самых маленьких Наташу и Кристину, изображая из себя лошадку.
- А представляете, - мечтает матушка Валентина.- Вырастут наши дети, поженятся, у них свои будут дети, да приедут они к нам в гости.Пусть у каждого по двое детей будет, да мы с мужем- это 34 человека. Да как сядем все за стол, вот весело будет! Дом бы нам побольше, чтобы и кумовья все собрались, и крёстные.
Да, дом этой замечательной семье не мешало бы побольше и поновее. Зимой в старом помещении слишком сыро, плесневеют стены, дети часто болеют. Но увы- о новом жилье приходится лишь мечтать, пока никто ничего им даже и не обещает. Неплохо бы обзавестись и микроавтобусом. В старой машине отца Николая вся семья не умещается, а Бурлаковы так любят паломничать по святым местам России и Украины…Приходится им испытывать и материальные трудности, много работать на огороде и по хозяйству, чтобы обеспечить себя продуктами. Но все эти досадные минусы не могут омрачить радость быть вместе и любить друг друга.
-Что такое счастье, как вы это понимаете? – задаю нескромный вопрос матушке Валентине.
У неё ответ готов давно:
- Это когда семья большая, и муж тебя понимает.
- Вы можете сказать, что вы счастливы, что вы состоялись как личность, как священник?
- Если я так скажу,- возражает отец Николай, -то меня метлой надо будет гнать из церкви. Господь терпит, слава Богу. Мы всю жизнь его ученики. А счастье- бывает. Это когда молишься, и такая радость, такая любовь ко всем, что раздал бы себя по кусочкам всему миру- вот это счастье!
Отец Николай собирается на службу в Мартыновку, затем его ждут в Новоивановке. И так до вечера. Матушка едет вместе с ним, помогать на клиросе. Служить можно спокойно, дома порядок, там хозяйничает « вторая мама» Юля. Она недавно стала студенткой Курского медицинского колледжа.
…Купол Ильинского храма долго виден через дома и сады Заолешенки. Думаю о том, что когда-нибудь обязательно ещё раз приеду, чтобы увидеть его фрески. Интересно, что там ещё скрыто от наших глаз? Что ещё не время нам увидеть?
Трудно и медленно, так же, как отмываются от многолетней грязи и копоти эти старинные росписи, очищаются и наши души от всего чуждого и наносного, от всего нерусского, что так исказило облик России, некогда Руси Святой. Мы возвращаемся к своим святыням, к духовным ценностям, среди которых снова сияет идеал русской семьи- многодетной, православной, объединённой в единое целое искренней любовью.
Свидетельство о публикации №210072100860