Широкая масленица

   Эта неделя – подготовка к Великому посту, уже запрещается  мясная пища, на службах в храмах  звучат покаянные песнопения. И  в то же время – это одни из самых весёлых  в году    дней, масленица связана в нашем сознании  с массовыми гуляньями, традиционными блинами  и  забавами.


      Традиция народных увеселений  уходит корнями  в далёкое прошлое. Когда-то славяне  так шумно и раздольно провожали зиму, а блины пекли  в честь языческого бога  Ярилы, который символизировал  солнце. После  принятия христианства Церковь мудро решила  не  противодействовать  народным  обычаям, а   принять их в своё лоно,  наполнив новым смыслом. И теперь мы не языческому божеству поклоняемся, а  готовимся к посту.

     Но есть и другая версию, согласно которой  масленица- это видоизмененный западный карнавал, на это указывает странная смесь языческих и  христианских обрядов. В этом виде она  перешла на Русь  из Европы и  была  приурочены  к Сырной  седмице.

      Но как бы там ни было, народ полюбил  этот праздник. Недаром масленицу  ласково величали честной, весёлой, широкой, касаточкой, неточкой, ясочкой, перепёлочкой и так далее. Каждый день  имел своё особое назначение. Начиналась масленица с «масляных дедов».  В этот день первый блин клали  на «духовое» окошко – для душ предков, в древности  язычники славяне верили, что в это время души умерших возвращаются на землю.

     Христиане  первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули   усопших предков.   Понедельник называли встречей,  вторник – заигрыши, так как начинались игрища, переодевания, во время которых парни присматривали невест, а девушки – суженых. Среда- лакомка, зятья приходили на блины к тёщам, а те старались  ублажить  их разными вкусностями. Четверг имел название широкого, потому что  в этот день совершался самый  буйный разгул веселья.

     Пятница  - тёщины вечёрки, теперь наступала очередь зятьёв ублажать своих тёщ блинами. Суббота  - золовкины посиделки, так  как молодые невестки приглашали к себе  родных. Воскресенье- проводы или прощёное воскресенье. Его ещё называли – целовник, потому что в этот день все просили друг у друга прощения и целовались в знак примирения.

    Святые  отцы не советовали  в дни  сырной седмицы предаваться безумному веселью,  гораздо лучше использовать  обычай посещения  родственников  для того, чтобы  попросить у них прощения и, примирившись с ними, укрепить семью.  Вся эта  неделя проходит под знаком  воспоминания о Страшном суде, потому  что воскресный отрывок из Евангелия посвящён этому грядущему событию.

    Православные христиане верят, что когда-нибудь все мы предстанем перед Богом  на последний суд. Это будет восьмой день, последний день земной истории человечества и первый день  вечности. Каждый человек ответит за все свои поступки и проступки, было ли его сердце наполнено любовью и состраданием  к ближнему, или было чёрствым и равнодушным. И если  он не жалел для людей тепла и участия, если  кормил голодного, посещал больного, давал приют бездомному, помогал заключённым в тюрьмах, то сделал это для Христа.
 

     Он Сам  обещает великую награду на Небесах милосердным: « Что вы сделали одному из братьев Моих, то сделали Мне». Если мы научимся любить людей, быть человечными, то научимся  любить и Бога. Мы не будем бояться Страшного суда,  мы найдём, чем ответить Иисусу Христу на Его  отцовский вопрос  – достойны ли мы оказались Его жертвы за нас.
               
               


Рецензии